Презентация "Пифагор и его школа"
презентация к уроку по геометрии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Пифагор и его школа
Раздел 1. Использование исторического материала по теме «Пифагор и его школа» на уроках математики
1.1Исторический материал по теме «Пифагор и его школа».
Отец Пифагора Самосского – Мнесарх – резчик по драгоценным камням. Мнесарх «славился среди мастеров своим искусством вырезать геммы, но снискал скорее славу, чем богатство».Мать – Парфениса – после рождения сына нарекает его Пифагором,то есть предсказанным Пифией – дельфийской прорицательницей. По античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил свои незаурядные способности. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Именно в музыке он нашел доказательство своему знаменитому тезису «Все есть число».
20-летним юношей Пифагор отправляется в Египет. Но попасть туда было трудно. И пока он живет на острове Лесбос, знакомится с философом Ферекидом и учится у него медицине, астрологии, предсказанию затмС Лесбоса его путь сначала лежит в Милет – к знаменитому ФАЛЕСУ, основателю первой в истории философской школы. Здесь Пифагор приобретает много важных знаний. И вот, наконец, Пифагор в Египте. Сначала он учится в школе писцов. Дальнейшее образование получает у египетских жрецов. И чтобы проникнуть в «святая святых» - египетские храмы –принимает посвящение в сан жреца.
У жрецов он заимствовал всякого рода мистики, пристрастие к таинствам, к священнодействиям, к магии чисел и т.д.
По окончании обучения у жрецов Пифагор волею судеб оказался втянутым в военные действия между персами и египтянами. Пифагор попадает в плен.
Даже находясь в плену, Пифагор не переставал учиться. Он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов (астрономия, астрология, медицина, арифметика).
Через несколько лет ему удалось бежать из плена. Он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к знаниям свой народ. Однако в Греции произошли изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали города – колонии: Сиракузы, Агригент, Кротон.
В Кротоне и обосновался Пифагор. Здесь он открывает Пифагорейскую школу
Условия приёма в школу Пифагора
- отказаться от личной собственности в пользу союза
- не проливать крови
- не употреблять мясной пищи
- беречь тайну учения своего учителя
- не обучать других за вознаграждение
В школе Пифагора глубоко почитают математику и философию. «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО» - кредо философии Пифагора. А математика становится орудием познания мира.
Основные достижения Пифагора в его школе:
- доказал теорему, которая носит сейчас его имя;
- ввел доказательство в геометрию;
- заложил основы теории пропорций (арифметических, геометрических и гармонических);
- развил теорию музыки и акустики;
- высказал догадку о шарообразности Земли;
- посредством чисел пытался осмыслить: справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.
Теорема Пифагора
Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты, хотя доказать ее способна лишь очень незначительная его часть.
Формулировки теоремы Пифагора различны.
Общепринятой считается следующая: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
Во времена Пифагора формулировка теоремы звучала так:
«Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах».
Старинные задачи
- Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, у стены же тоя высота есть 117 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать.
Часто математики записывали свои задачи в стихотворной форме. Вот одна из задач индийского математика XII века Бхаскары:
2. На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
- Над озером тихим,
С полфута размером высился лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?
(Рисунки и чертежи к задачам даны в презентации).
«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» ПИФАГОРА
Не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.
Переноси кротко жребий, каков он есть, и не ропщи на него.
Приучайся жить без роскоши.
1.2 Методические рекомендации по использованию исторического материала по теме «Пифагор и его школа»:
данный материал может быть использован на уроках геометрии в 8 классе при изучении темы «Теорема Пифагора» при изучении нового материала как исторический экскурс в форме демонстрации слайдов презентации, а также на уроках решения задач по данной теме (старинные задачи, решаемые с помощью теоремы Пифагора); «Египетский треугольник», теории пропорций (золотое сечение)
Характеристика основных видов деятельности ученика:
- использовать формулировку теоремы Пифагора при решении задач;
- строить речевые высказывания с использованием терминологии, связанной с понятием прямоугольного треугольника;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка.
Планируемые образовательные результаты:
- в личностном направлении (представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации);
- в метапредметном направлении (первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, умение видеть математическую задачу в окружающей жизни);
- в предметном направлении (овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления)
Раздел 2. Использование исторического материала по теме «Пифагор и его школа» во внеклассной работе.
Данный материал может широко использоваться на математическом кружке при знакомстве с другими заслугами и открытиями Пифагора, его философскими взглядами на мир и человека в нем, при рассмотрении практического применения открытий Пифагора.
Использование исторического материала по теме «Пифагор и его школа» на уроках математики и во внеурочное время способствует общему развитию школьников, создает культурно-историческую среду обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...