Урок геометрии (лабораторная работа)
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме
Урок геометрии по теме "Медианы, биссектрисы и высоты треугольника" построен в формате лабораторной работы в группах, что позволяет формировать у учащихся разные виды УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_v_7_klasse.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 7 классе
по теме «Медианы, биссектрисы, высоты треугольника»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: лабораторная работа (групповая деятельность)
Выбор формы проведения урока, определяется возрастными особенностями семиклассников. В этом возрасте важнейшим содержанием психологического развития является формирование первых навыков самоанализа, навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания. Кроме того, у семиклассников появляются способности самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Цель: ввести понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника, отработать навыки построения медиан, высот и биссектрис треугольника
Задачи:
-обучающие: ввести понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника; сформировать представление о расположении медиан, биссектрис и высот в треугольниках разных видов; определить что медианы, биссектрисы и высоты треугольника пересекаются в одной точке.
-развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся развивать умение описывать геометрические фигуры; развивать умение строить геометрические фигуры по имеющемуся описанию; развивать умение к построению общения в группах.
-воспитательные: воспитание интереса к предмету; воспитание умения работать в группе.
Технология: педагогическая мастерская - это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма способствует формированию метапредметных результатов. Все это также содействует, воспитанию толерантности и обучению этике поведения.
Дидактические материалы и средства обучения: презентация в программе Power Point, индивидуальные карточки для учащихся.
Оборудование: Мультимедиаоборудование.
Технологическая карта урока
Название урока | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | ||
Предмет | Геометрия | ||
Класс | 7 класс | ||
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом | ||
Вид урока | Лабораторная работа | ||
Цели урока | для учителя | для ученика | метапредметные результаты |
ввести понятия медиан, биссектрис и высот треугольника, отрабатывать навыки построения медиан, высот и биссектрис треугольника . | Изучить определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, работать над развитием умения строить эти элементы в треугольниках разных видов | Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей, осознание своих способностей, развитие коммуникативных навыков, развитие самооценки | |
Образовательная среда урока | Презентация, задания для групп, раздаточный материал, индивидуальные карточки для учащихся | ||
Форма(ы) работы на уроке | Индивидуальная, работа в группах | ||
Этапы урока | |||
Организационный | Организует учащихся, настраивает их на работу, сообщает регламент и правила работы. | Определяют свое рабочее место в классе узнавая элемент треугольника, выделенный на их карточках. Готовность к работе. | |
Актуализация знаний | Проверка и актуализация знаний учащихся с опорой на готовые чертежи (презентация, кадры № 2-9) | В группах определяют выделенные на чертежах элементы треугольника, вспоминают определения биссектрисы угла и середины отрезка. Отвечают на вопросы, начинают работать в команде. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Изучение нового материала | Мотивирует учащихся на необходимость создания определения изображенного (выделенного цветом) элемента в треугольнике. Объясняет цели и задачи каждой группы, технологию работы, правило оформления определения. Предоставляет учащимся право догадаться, на каком чертеже изображена медиана, на каком чертеже биссектриса, а на каком чертеже высота треугольника, и объяснить свои догадки. Предлагает сверить свои определения с текстом определения, представленным в учебнике. | Определяют, какой член команды записывает мнения других членов. Отбирают свои описания. Осуществляют общую проверку. Исправляют ошибки с помощью всхе членов команды. Дорабатывают свои описания. Предъявляют свою работу классу. Сравнивают свои чертежи с чертежами, представленными на экране. Ищут необходимую информацию в учебнике. Самостоятельно оценивают свою работу. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Закрепление полученных знаний | Организует новые по составу группы, для более глубокого усвоения знаний. Мотивирует учащихся на применение полученных на практике. Ставит вопросы, позволяющие определить количество медиан, биссектрис и высот в треугольнике, сколько точек пересечения они имеют. Предлагает составить алгоритм построения медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике. | Определяют свое рабочее место в новой группе. Применяют определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника для их построения. В случае возникновения затруднения при построении обращаются за помощью к другим членам команды. Исправляют ошибки с помощью всех членов команды. Предъявляют свою работу классу. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Проверка усвоения знаний | Проверка знаний учащихся с опорой на готовые чертежи. Проведение тестовой работы. | Определяют медиану, биссектрису и высоту треугольника на чертежах. Выполняют тест, пользуясь любыми источниками информации. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Рефлексия | Предлагает учащимся закончить предложения: -Я понял… - Я научился…, - Мне понравилось…, - Мне не понравилось…. | Обобщают результаты своей работы. Заканчивают предложенные фразы, осмысляя свои внутренние перемены. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Домашнее задание | На листе формата А4 изобразить 1 прямоугольный, 1 остроугольный и 1 тупоугольный треугольник. В одном построить все биссектрисы, в другом все высоты, в третьем все медианы. |
Рассмотрим каждый этап урока подробно:
Организационный момент: Парты расставлены в классе определенным образом, позволяющим разделиться учащимся на шесть групп. Каждый ученик при входе получает лист с изображенным треугольником, на котором цветом выделен один из его элементов. В соответствии с выделенным элементом он садится за нужный стол. Таким образом, все ученики класса делятся на 6 групп по 3-4 человека, т.к. это оптимальное количество участников в группе, которое позволяет работать над формированием метапредметных результатов. Затем учитель обращает внимание учащихся на правила работы на уроке, построенном в технологии педагогической мастерской:
Равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Рождается истинная коммуникативная культура.
Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
Актуализация имеющихся знаний: учитель предлагает учащимся в группах определить, выделенный на их чертежах, элемент треугольника, записать его название. На экран выводиться чертеж треугольника, учащиеся называют его элементы.
Затем на экран выводятся чертежи отрезка и угла, ученики дают определения середины отрезка и биссектрисы угла.
Учитель ставит проблему: «Существуют, ли еще какие- либо элементы в треугольнике? Возможно, ли их определить? »Учащиеся высказывают свои предположения, которые фиксируются на доске. В конце урока к ним необходимо вернуться и проверить - верны ли они. Затем учащиеся знакомятся с целями и планом урока.
Изучение нового материала
Этапы мастерской.
Этап 1.Каждая группа получает чертеж треугольника, в котором проведена либо медиана, либо биссектриса, либо высота (все треугольники остроугольные). Ученики описывают выделенный элемент треугольника на отдельном листе, пользуясь следующими вопросами: Чем является выделенный элемент? Каким свойством обладает выделенный элемент? В какой фигуре проведен выделенный элемент? После этого описание обсуждают в группе, и составляется одно описание от группы на отдельном листе. В группе происходит творческий процесс, в результате, которого появляется Творческий продукт.
Этап 2. Группы меняются листами с описанием фигуры, и по полученному описанию каждая группа изображает фигуру, после этого лист возвращается обратно.1→2→3→1,4→5→6→4.В результате ученики, используя свои знания, соотносят полученное описание с достижениями геометрической культуры.
Этап 3. В группе рассматривают то, что изобразили и корректируют свое описание (коррекция деятельности, создание нового творческого продукта). Затем меняются листами с другой группой и выполняют предыдущий этап.1→3→2→1,4→6→5→4.
В результате работы у каждой группы имеется чертеж и описание одного из элементов треугольника: либо медианы, либо биссектрисы, либо высоты.
Предъявление каждой группой своего творческого продукта содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии;
побуждает слушать и слышать Другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской;
Этап 4. Учитель сообщает, что у одной группы на чертеже изображена медиана треугольника, у другой биссектриса треугольника, у третьей высота треугольника. Задание группам: попробовать определить на каком чертеже, что изображено. После обсуждения выступает один человек от группы с обоснованием своего выбора.
Этап 5.Ученики ищут текст определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника в учебнике, а затем проверяют свои догадки. Комментируют.
После завершения этапа изучения нового материала ученики самостоятельно оценивают свою работу и записывают эту оценку на своих листах, например, я работал хорошо, т.к. внес три предложения или я не очень постарался, т.к. не вспомнил, какая это фигура. Таким образом, происходит формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность.
Закрепление полученных знаний
Этап 7.Каждый ученик получает лист с тремя треугольниками: либо остроугольными, либо тупоугольными, либо прямоугольными. Задание сформируйте группы по виду треугольников. Ребята пересаживаются. Таким образом, в новых группах есть ученики, которые определяли медиану, а есть те, кто определял биссектрису или высоту. Тогда если возникнут затруднения при выполнении задания, возможна помощь друг другу. Происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного открытия.
Задание: постройте в одном из трех треугольнике все медианы, в другом все биссектрисы, в третьем все высоты. Один ученик из каждой команды, после обсуждения внутри команды, выполняет эту работу на доске, особое внимание уделяется сложным случаям: построение высот в прямоугольном и тупоугольном треугольниках. При выполнении этого задания возможен Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Пока на доске выполняются построения, оставшиеся члены группы создают алгоритм построения медианы, или построения биссектрисы, или построения высоты.
Этап 8: Обсудите в группе получившиеся чертежи и письменно ответьте на вопросы: Сколько медиан можно провести в треугольнике? Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? Сколько высот можно провести в треугольнике? Пересекаются ли они? Сколько точек пересечения? Поделитесь своими выводами с другими.
Расскажите последовательность построения медианы, биссектрисы или высоты треугольника.
Проверка усвоения знаний проходит в 2 этапа:
1. Определить по чертежу, какой элемент треугольника изображен.
2. Работа с тестом, который выдается каждому ученику.
Рефлексия:
Ответьте на вопросы:
-Я понял…
- Я научился…,
-Мне понравилось…,
- Мне не понравилось….
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Домашнее задание: на листе формата А4 изобразить 1 прямоугольный, 1 остроугольный и 1 тупоугольный треугольник. В одном построить все биссектрисы, в другом все высоты, в третьем все медианы.
Возврат к проблеме, поставленной в начале урока. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок№5 Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел"
Лабораторная работа в 7 классе с применением рабочих листов и ЭОР (плеер)...
Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов
Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...
Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"
Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...
Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.
Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики «Лабораторная работа без описания»
Методическая разработка метода...
Технологическая карта к уроку "Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»".
Технологическая карта к уроку Предмет: физика, класс 8 Тема урока: Реостаты. Ла...
План урока №70 «Лабораторная работа №11 «Получение изображений с помощью линзы и определение её фокусного расстояния».
В соответсвии с дистанционным обучением, учащимся предлагатся подробный план занятия с опорой на онлайн трансляцию платформы Zoom и видио материалов "Наука детям"...