"Неравенство треугольника"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме

Кротова Елена Викторовна

урок в логике системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_neravenstvo_treugolnika.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ПГО «СОШ №8»

Кротова Елена Викторовна, учитель математики

Урок геометрии в 7 классе: «Неравенство треугольника»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель:  формирование у учащихся умения организовывать и проводить исследовательскую работу на примере «открытия» теоремы о неравенстве треугольника. 

Содержательная цель -  сформулировать и доказать теорему о неравенстве треугольника.

Предполагаемые результаты:

Личностные:    освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах и ведения дискуссии; понимание причинно-следственных связей в развитии науки, приобщение к ценности исследовательской деятельности, научного труда.

Метапредметные:  учиться с помощью учителя определять цели  и задачи своей познавательной деятельности; планировать пути и способы достижения; организовывать как  индивидуальную так  и совместную   работу  в группе, находить  решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; грамотно строить высказывания.

Предметные:  познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника, видеть ее в простейших задачах.

Ход урока:

Этап урока

содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Орг.момент

Взаимные приветствия. В тетрадях записываем число, классная работа.

Актуализация знаний: «Мозговой штурм»

Предлагаю вам по очереди сформулировать как можно больше фактов «из жизни треугольников». А какие виды фактов вы знаете? Чем они отличаются?

Нужна ли такая работа, как вы думаете? Зачем? Где пригодится?

(обращать внимание на четкость формулировок, названия теорем)

Теоремы, аксиомы, определения.

(Формулируют определения, аксиомы, теоремы)

Анализ, классификация, коммуникативность

Этап целеполагания

У каждого карточка с заданием: построить треугольник по  трем сторонам (стороны заданы отрезками)

1сторона

2сторона

3сторона

Результат построения

вывод

Знакома ли нам эта задача?

Нужна ли вам помощь?

Слайд 1к уроку.pptx

У всех получилось?

В чем проблема?

Неправильно выполняете алгоритм?

Можно ли до начала работы уже предвидеть результат?

Давайте понаблюдаем, какие задачи удалось решить, какие нет. Как можно это организовать?

Заполним таблицу. (совет примите: начинайте с большей стороны)

Что заметили?

(с помощью контрпримеров вывести на слово «каждая»). Если для большей проверили – достаточно ли?

Попробуйте сформулировать вывод, к которому мы пришли.

Можно ли пользоваться нашим открытием?

Выполняют построение циркулем и линейкой.

Не получается!!!

Все дело в данных.

Измерим отрезки и посмотрим.

Если одна сторона меньше суммы двух других сторон, треугольник можно построить.

Формулируют предложение.

Нет, нужно сначала доказать.

Работа по образцу,

анализ,

целеполагание,

представление информации,

Наблюдение, предвидение результата,

выдвижение гипотез, умение делать вывод

Выбор способа действия

Формулировка теоремы, чертеж, дано,  доказать

Глядя на то, что надо доказать, как вы думаете, каким фактом мы можем воспользоваться? Где еще мы встречали неравенство?

В теореме о соотношении тоже неравенство!  (формулируют ее)

Анализ, сравнение

Проверка гипотез

Попробуйте доказать, используя план: (на доске)

  1. Дополнительное построение
  2. Равнобедренный треугольник и его углы
  3. Сравнить углы
  4. Применить теорему о соотношении
  5. Сделать замену сторон
  6. Сделать вывод

Мозговой штурм в парах, заслушивание результата.

Вопросы, уточнения,

комментарии

Умение работать по плану,

коммуникативность

Открытие нового правила.

Теорема о неравенстве треугольника в учебнике

Наши рассуждения были логичны? Непротиворечивы? Мы использовали доказанные факты? Мы доказали теорему?

Сверьте с учебником.

Мы молодцы? Поздравляю вас с открытием!

Запишите доказательство в тетради, обратите внимание на доказательность переходов

Сличение с образцом, умение переформулировать,

конспектирование с использованием символики

Первичное закрепление

Слайд 2: к уроку.pptx выберите треугольники, которых не существует?

Попробуйте сформулировать практическую ценность новой теоремы.

Если бы вы получили карточку сейчас, с чего бы начали работу?

Можно сразу, глядя на данные, определять существование треугольника или его вид. Экономия времени и верные чертежи!

Бережное отношение к своему времени

Рефлексия и самооценка

да

И да, и нет

SOS

Умею формулировать определения и теоремы

Умею различать определения и теоремы, признаки и свойства

Смогу сам доказать теорему

Смогу доказать теорему по образцу, если будут другие обозначения

Смогу определить треугольники, которые не существуют

Смогу объяснить эту тему, если кто-то не понял.

Заполните небольшую табличку, которая поможет вам оценить продуктивность сегодняшней работы лично для вас.

Как вы думаете, положительный ответ на какой пункт таблицы наиболее ценен?

Заполняют таблицу

На последний, потому что…

Адекватная самооценка, умение видеть свою проблему, желание попросить помощи.

Домашнее задание

Задайте себе домашнее задание . Как будете учить теорему?

«Ни одно человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства.» (М.В.Ломоносов)

Мы провели исследование? Мы доказали? Ломоносов был бы нами доволен?

Выучить теорему, записать ее в билетницу

Вдумчиво, меняя конфигурации рисунка и обозначения.

Приложение 1. Таблица самооценки.

Я,( ФИО), покидая урок математики…

да

И да, и нет

SOS

Я,( ФИО), покидая урок математики…

да

И да, и нет

SOS

Я,( ФИО), покидая урок математики…

да

И да, и нет

SOS

Я,( ФИО), покидая урок математики…

да

И да, и нет

SOS

 Умею формулировать определения и теоремы

Умею формулировать определения и теоремы

Умею формулировать определения и теоремы

Умею формулировать определения и теоремы

Умею различать определения и теоремы, признаки и свойства

Умею различать определения и теоремы, признаки и свойства

Умею различать определения и теоремы, признаки и свойства

Умею различать определения и теоремы, признаки и свойства

Смогу доказать теорему самостоятельно

Смогу доказать теорему самостоятельно

Смогу доказать теорему самостоятельно

Смогу доказать теорему самостоятельно

Смогу доказать теорему по образцу, если будут другие обозначения

Смогу доказать теорему по образцу, если будут другие обозначения

Смогу доказать теорему по образцу, если будут другие обозначения

Смогу доказать теорему по образцу, если будут другие обозначения

Смогу определить треугольники, которые не существуют

Смогу определить треугольники, которые не существуют

Смогу определить треугольники, которые не существуют

Смогу определить треугольники, которые не существуют

Смогу объяснить эту тему, если кто-то не понял.

Смогу объяснить эту тему, если кто-то не понял.

Смогу объяснить эту тему, если кто-то не понял.

Смогу объяснить эту тему, если кто-то не понял.

Приложение 2. Карточка-задание.

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам

  1. Построить треугольник по трем сторонам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сумма углов в треугольнике. Неравенство треугольника.

Презентация предназначена для обобщения знаний по заданной теме. В ней есть задания на готовых чертежах и самостоятельная работа....

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Решение задач с помощью теорем о соотношении между сторонами и углами треугольника и неравенстве треугольника

Решение задач с помощью теорем о соотношении между сторонами и углами треугольника и неравенстве треугольника...

Презентация по темам "Неравенство треугольника", "Соотношения между сторонами и уграми треугольника" Геометрия 7 класс

Презентация содержит  темы "Неравенство треугольника" и "Соотношение между сторонами и углами треугольника". Геометрия 7 класс (УМК Бутузов В.Ф.)...

«Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника»

Тема урока: 1) «Соотношение между сторонами и углами треугольника»            ...