Календарно-тематическое планирование по геометрии, Атанасян,8 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по геометрии,8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8v_geometriya_2ch_atanasyan_tsyrmaeva.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ГЕОМЕТРИИ
8 класс (базовый уровень)
Учебник «Геометрия 7-9»,
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и содержит информацию о распределении учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели предмета:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжении образования;
-развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
-воспитания средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи предмета:
развивать представление о роли геометрии в человеческой практике;
формировать и развивать математическую культуру;
формировать навыки владения символическим языком геометрии;
вырабатывать формально-оперативные геометрические умения и навык применения их к решению геометрических задач;
развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации;
формировать умение приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
формировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Предполагаемые формы обучения
К формам и методам обучения можно отнести классно-урочную систему, практические занятия, решение качественных задач, исследовательская деятельность, применение мультимедийных презентаций, коллективная и индивидуальная работа, работа в группах и парах.
Результаты обучения
Результаты обучения, которых должны достичь учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации учеников за курс основной школы.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Учебно-тематический план
№ п./п. | Разделы программы | Количество часов |
1. | Повторение. Четырехугольники. | 15 |
2. | Площади фигур. | 14 |
3. | Подобные треугольники. | 19 |
4. | Окружность. | 16 |
5. | Повторение. | 4 |
Содержание обучения
1. Четырехугольники, многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
2. Площадь.
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель - расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.
Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
3. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя· замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматривается свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
5. Повторение. Решение задач
Требования к математической подготовке учащихся.
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны знать:
- Определение многоугольника, формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- Определение параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и их свойства;
- Формулировки свойств и признаков параллелограмма;
- Формулировку теоремы Фалеса и основные этапы её доказательства;
- Виды симметрии в многоугольниках;
- Способы измерения площади многоугольника, свойства площадей;
- Формулу площади прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника;
- Формулировку теоремы Пифагора, основные этапы её доказательства. Формулировку теоремы, обратной теореме Пифагора;
- Определение пропорциональных отрезков подобных треугольников;
- Свойства биссектрисы треугольника;
- Формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;
- Формулировки признаков подобия, основные этапы доказательства этих признаков;
- Формулировку теоремы о средней линии треугольника;
- Формулировку свойства медианы треугольника;
- Понятие среднего пропорционального, свойства высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;
- Теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
- Находить расстояние до недоступной точки;
- Понятие синуса, косинуса, тангенса, острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество;
- Значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º, 90º;
- Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
- Случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- Понятие касательной, точки касания, свойство касательной и её признак;
- Понятие градусной меры дуги окружности, понятие центрального угла;
- Определение вписанного угла, теорему о вписанном угле и следствия из неё;
- Теоремы об отрезках пересекающихся хорд;
- Формулировку теоремы о свойстве равноудаленности каждой точки биссектрисы угла и этапы её доказательства;
- Понятие серединного перпендикуляра, формулировку теоремы о серединном перпендикуляре;
- Четыре замечательных точки треугольника, формулировку теоремы о пересечении высот треугольника;
- Понятие вписанной окружности, вписанной в треугольник;
- Теорему о свойстве описанного четырехугольника и этапы её доказательства;
- Определение описанной окружности, формулировку теоремы об окружности, описанной около треугольника;
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны уметь:
- Распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение;
- Применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника;
- Распознавать на чертежах параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию. Выполнять чертежи по условиям задачи. Находить углы, стороны параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, используя свойства;
- Применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
- Делить отрезок на N равных частей, выполняя необходимые построения;
- Строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- Вычислять площадь квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- Решать задачи на вычисление площадей;
- Находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;
- Определять вид треугольника, используя обратную теорему Пифагора;
- Находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны;
- Применять признаки подобия при решении задач;
- Находить стороны, углы, отношения сторон, отношение периметров и площадей подобных треугольников;
- Доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
- Находить элементы треугольника, используя свойство средней линии, медианы, высоты;
- Применять метод подобия при решении задач на построение;
- Находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой;
- Определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов;
- Решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса, тангенса острого угла;
- Определять взаимное расположение прямой и окружности, выполнять чертеж по условию задачи;
- Проводить касательную к окружности;
- Распознавать на чертежах вписанные углы. Находить величину вписанного, центрального угла;
- Применять свойство описанного четырехугольника при решении задач;
- Распознавать на чертежах вписанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства вписанной окружности;
Литература
1.Атанасян Л.С. Геометрия : учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений /
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ - М.: Просвещение, 2005 г
2.Атанасян Л.С. Изучение геометрия в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др./ - М.: Просвещение, 2003 г.
3.Зив Б.Г. Некрасов В.Б. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. с углубленным изучением математики / Б.Г. Зив, В.Б.Некрасов. / - М.: Просвещение, 2000 г.
4. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова / Москва-Харьков «Илекса-Гимназия», 2001г.
5. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов. Книга для учителя. /Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз / - М.: Просвещение, 2006 г.
6. Задачи к урокам геометрии. 7-11 кл. / Б.Г. Зив / -СПб.: НПО «Мир и семья-95», 1998 г.
Календарно-тематическое планирование
Учебник: Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
М., «Просвещение», 2006.
Количество часов в неделю: 2
Количество часов за год: 68
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Повторение | 1 | 02.09-09.09 | |
Четырехугольники | 14 | 10.09-25.10 |
| |
2 | Многоугольники | 1 |
| |
3-8 | Параллелограмм и трапеция | 6 |
| |
9-12 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 | ||
13-14 | Решение задач | 2 |
| |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | 1 |
| |
Площади фигур | 14 | 26.10-13.01 |
| |
16 | Понятие площади многоугольника | 1 |
| |
17-22 | Площади фигур | 6 |
| |
23-26 | Теорема Пифагора | 4 |
| |
27-28 | Решение задач | 2 |
| |
29 | Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур» | 1 |
| |
Подобные треугольники | 19 | 14.01-17.03 |
| |
30-31 | Определение подобных треугольников | 2 |
| |
32-36 | Признаки подобия треугольников | 5 | ||
37 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | ||
38-43 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 6 |
| |
44-46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 |
| |
47 | Решение задач | 1 |
| |
48 | Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» | 1 |
| |
Окружность | 16 | 18.03-12.05 |
| |
49-50 | Касательная к окружности | 2 |
| |
51-54 | Центральные и вписанные углы | 4 |
| |
55-57 | Четыре замечательные точки треугольника | 3 |
| |
58-60 | Вписанная и описанная окружность | 3 |
| |
61-63 | Решение задач | 3 |
| |
64 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | 1 |
| |
65-67 | Повторение | 3 | 13.05-28.05 |
|
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| |
| Итого часов: | 68 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое плани рование по геометрии 7 класс, учебник Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.(2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование по геометрии: 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. (2 часа в неделю, 70 часов в год)...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...