План-конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Вписанные и описанные углы"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Поан конспект урока с применением проблемно-диалогической технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 118.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План–конспект урока геометрии
Учитель: Исправникова Маргарита Семеновна
Класс: 8 «В»
Дата проведения: 14.03.2013
Тема: Углы, связанные с окружностью
Тип урока: Урок введения нового знания
Цели:
- сформировать понятие вписанного угла,
- изучить теорему о вписанном угле.
- сформировать понятие центрального угла.
- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, уверенность в своих возможностях.
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, маркерная доска, маркеры
Краткое описание этапов урока.
1. Вывести определение углов, связанных с окружностью.
2. Изучить теорему о вписанном угле.
3. Обобщение.
Этапы урока | Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Деятельность ученика (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | УУД |
Создание проблемной ситуации
= 5-7 минут | Сегодня у нас новая тема. Какая? Не скажу. Вы сейчас ее определите сами. Выполните следующее задание. Постройте окружность. Разделитесь на два варианта. I вариант: постройте угол МОР с вершиной в центре окружности (стороны угла пересекают окружность). II вариант: постройте угол АВD, вершина которого принадлежит окружности, а стороны пересекают эту окружность Проверим возможные построения по слайду Что общего у построенных нами углов? А есть ли у этих углов различия? Что скажете о вершинах углов в 1 и 2 вариантах? | - Они связаны с окружностью. Да. У 1 варианта вершина совпадает с центром окружности, у 2 варианта вершина лежит на окружности.
| Регулятивные (умение определять |
Формулирование проблемы | Значит, что мы сейчас будем исследовать? | - По-разному формулируют вопрос | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
Актуализация имеющихся знаний =2-3 мин. | Что скажете о вершинах углов в 1 и 2 вариантах? Такие углы имеют специальные названия. Угол МОР называют центральным углом, угол ABD называют вписанным углом. | - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) | Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) |
Поиск решения (открытие нового знания)
=5-7 мин. | Попробуйте дать определение центрального угла. Продолжите предложение: центральным углом называется угол... (далее ученики заканчивают фразу) Угол МОD опирается на какую дугу? Угол АВD опирается на какую дугу? Попытайтесь дать определение вписанного угла. Продолжите предложение: Вписанным углом называется угол… | - вершина которого совпадает с центром окружности дугу МР дугу АD -вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее. | Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Выражение решения. Применение нового знания. +5-10 мин. / | - Так на какие вопросы мы сейчас ответили? Закрепим понятие вписанного угла по готовым чертежам на следующих слайдах: назовите только вписанные углы и дуги, на которые они опираются. Является ли угол MOD центральным углом? У каждого из вас на парте лежит карточка с задачей. Она имеет подсказки для тех, кто будет испытывать трудности при решении. Параллельно два человека из разных вариантов решат эту задачу с карточки на оборотной стороне доски. Послушаем решение каждого ученика, решавшего задачу на доске. Вы ребята, проверьте, пожалуйста, решение задачи и ответ с записями на доске (самопроверка). Запишите теорему: вписанный угол равен половине центрального угла, опирающегося на ту же дугу окружности. А теперь докажем её. Рассмотрим первый случай, когда сторона вписанного угла проходит через центр окружности. Перечертите рисунок первого варианта к себе в тетрадь. Угол СОD отметьте равным х. Что нужно записать в «дано » и что нужно доказать Вспомните ход решения задачи, подсказки к задаче и докажите теорему. Ваш помощник – учебник. На самом деле вам предстоит решить задачу в общем виде. Есть ли желающие прокомментировать доказательство? С какой теоремой мы познакомились? Второй и третий случай рассмотрите в качестве домашнего задания. Нужно будет воспользоваться суммой и разностью градусных мер углов и применить первый случай, который мы разобрали. При необходимости можете использовать учебник. Закрепим теорему: (задачи на готовых чертежах: найдите по рисункам неизвестные х или у | - Дали определения центрального и вписанного угла Отвечают, проверяют правильность ответов друг друга Угол ABC, опирается на дугу AC Угол PQR, опирается на дугу PR Нет, так как его вершина не совпадает с центром окружности I ВАРИАНТ: 1. Рассмотрим треугольник COB. Он является равнобедренным,OC= OB (как радиусы). У равнобедренного треугольника углы при основании равны, значит ОCВ=СВО. 2. COD - внешний угол этого треугольника. 3. По свойству внешнего угла: COD равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним, т.е. COD=ОCВ+СBО. 4. CBO равен половине угла СOD, т.е. 35° (70 делим на 2). Ответ: 35 градусов. II ВАРИАНТ: 1. Рассмотрим треугольник АOB. Он является равнобедренным, OА=OB (как радиусы). У равнобедренного треугольника углы при основании равны, значит АВО=ОАВ. 2. АOD- внешний угол этого треугольника. 3. По свойству внешнего угла: АOD равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним, т.е. АOD=ОАВ+АBО. 4. Угол АBO равен половине угла АOD, т.е. 30 ° (60 делим на 2). Ответ: 30 градусов Дано: CBD – вписанный, COD- центральный, опираются на дугу CD Доказать: Угол CBD равен половине угла COD 1. Рассмотрим треугольник COB. Он является равнобедренным, OC=OB (как радиусы). У равнобедренного треугольника углы при основании равны, то ОCВ=СВО. 2. COD=х - внешний угол этого треугольника. 3. По свойству внешнего угла: COD равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним, т.е. COD=ОCВ+СBО. 4. CBD равен половине угла СOD, т.е. х/2 градусам С теоремой о вписанном угле. Рассмотрим рисунок а) Вписанный угол АСВ= 75°. Центральный угол АОВ, опирающийся на ту же дугу АВ, что и вписанный угол, согласно теореме о вписанном угле, будет равен 150° (75 умножили на 2) Ответ: х равен 150 градусам. Рассмотрим рисунок б) Вписанный угол MNF= y°. Центральный угол MOF=90° опирается на ту же дугу MF, что и вписанный угол MNF и, согласно теореме о вписанном угле, будет равен 45° (90 делим на 2). Ответ: у равен 45 градусам. | Планирование –составление плана действий Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Самоконтроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Сравнение данных с целью определения общих признаков, развитие способности строить логическую цепь рассуждений и речевое высказывание с опорой на модель; |
Рефлексия и оценка деятельности =2мин | Вопросы: Учитель: -Какую задачу мы ставили в начале урока? добились ли мы своей цели? -Удалось ли нам ликвидировать пробелы в знаниях по пройденной теме? – Чему вы научились? Давайте оценим свои ответы. | Самооценка результата своей деятельности по таблице подсчёта баллов. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) |
Рефлексия эмоционального настроения в конце урока =2 мин | – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто из одноклассников оказал вам большую помощь?
| Рефлексия эмоционального настроения. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Домашнее задание | П. 71, вопросы 11-13, решить задачи № 654 (б, г), 655, 657, 659. | Регулятивные УУД: учиться оценивать и планировать свою деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Урок геометрии 11 класс "Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми"
Цель урока:повторить с учащимися вопросы теории по теме, через систему задач сформировать представление о применении метода координат при решении задач на многогранники....
Урок геометрии 7 класс на тему: "Сумма внутренних углов треугольника"
Данный материал содежит подробный конспект урока, сопровождающий презентацией.В данном конспекте урока учащиеся изучат теорему о сумме внутренних углов треугольника. А также в данном конспекте о...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План конспект к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"
Урок изучения нового материала...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».
Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова, организовать их первичную тренировку, ...