Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику авторов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев.
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев).
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_geometriya_2013-14_uch_god.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев).
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.
В том числе: Контрольных работ – 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: входная контрольная работа 1 час, «Метод координат» 1 час, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час, итоговая контрольная 1 час. Из них 2 административные контрольные работы, 4 часа отведены на зачеты.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Тематический план.
№п.п | Тема раздела | Количество ча-сов | В том числе | |||
Контрольные работы | Самост. раб. | Практич. работ | Зачеты | |||
Вводное повторение | 3 | 1 | 1 | |||
Векторы. | 8 | 2 | ||||
Метод координат | 10 | 1 | 1 | 2 | ||
Соотношение между сторонами и углами треугольника | 11 | 1 | 1 | |||
Длина окружности и площадь круга | 12 | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Движение | 8 | 1 | 1 | ||
Начальные сведения из стереометрии | 8 | 1 | ||||
Об аксиомах планиметрии | 2 | |||||
Повторение. | 6 | 1 | ||||
Итого: | 68 | 7 | 7 | 4 |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Дата. | Контрольные и диагностические материалы | |||
Повторение | 3 | 9.09 | Входная контрольная работа | |
Векторы. | 8 | ----------------- | ||
Метод координат | 10 | 18.11 | Контрольная работа по теме «Метод координат». | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника | 11 | 18.12 | Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | |
Длина окружности и площадь круга | 12 | 17.02 | Контрольная работа «Длина окружности и площадь круга». | |
Движение | 8 | 12.03 | Административная контрольная работа по теме «Движение». | |
Начальные сведения из стереометрии | 8 | --------------- | ||
Об аксиомах планиметрии | 2 | ---------------- | ||
Повторение. | 6 | 14.05 | Итоговая контрольная работа. | |
Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Повторение, векторы и метод координат - 3 часа +8 часов + 10 часов
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 11 часов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга - 12 часов
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения - 8 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии. 8 часов.
Понятие многогранника. Основные сведения о предмете стереометрия. Понятия многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, цилиндр, конус, сфера и шар.
Повторение. Решение задач 9 часов.
Уроки повторения разделены следующим образом: 3 часа вводное повторение вначале учебного года и 6 часов в конце учебного года.
Поурочное календарное планирование.
№ п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Ко-во Ч. | Дата | Оборудо вание. ИКТ | Умк. | |
ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ. | 3 | П. | Ф. | |||
Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников. | 1 | 2.09 | Презентация к уроку. | |||
Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников. | 1 | 4.09 | Презентация к уроку. | |||
Входная контрольная работа. | 1 | 9.09 | ||||
ГЛАВА IX. ВЕКТОРЫ. | 8 | |||||
§1. ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА. | 1 | |||||
Анализ контрольной работы. Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | 1 | 11.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (76-79),с.192 | ||
§2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ. 3 | ||||||
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | 16.09 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (79-80),с.198 | ||
Сумма нескольких векторов. Самостоятельная работа. | 1 | 18.09 | Дидактический материал. | (81),с.201 | ||
Вычитание векторов. | 1 | 23.09 | Дидактический материал. | (82),с.202 | ||
§3. УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРА НА ЧИСЛО. ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. 4ч. | ||||||
Умножение вектора на число. | 1 | 25.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (83),с.206 | ||
Применение векторов к решению задач. | 1 | 30.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (84),с.208 | ||
Средняя линия трапеции. | 1 | 2.10 | Презентация к уроку. | (85),с.210 | ||
Самостоятельная работа. | 1 | 7.10 | (76-85) | |||
Метод координат. 10ч | ||||||
§1. КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА. 3 | ||||||
Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | 9.10 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (86),с.227 | ||
Координаты вектора. | 1 | 14.10 | (87),с.232 | |||
Решение задач. ЗАЧЕТ №1. | 1 | 16.10 | Дидактический материал. | (76-87) | ||
§2. ПРОСТЕЙШИЕ ЗАДАЧИ В КООРДИНАТАХ 2 | ||||||
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | 21.10 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (88),с.234 | ||
Решение задач. | 1 | 23.10 | Презентация к уроку. | (88),с234 | ||
§3.УРАВНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ И ПРЯМОЙ. 5 | ||||||
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 1 | 28.10 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (90-91),с.241 | ||
Уравнения окружности. Решение задач. | 1 | 30.10 | Таблица. | (91),с.245 | ||
II четверть | ||||||
Уравнение прямой. | 1 | 11.11 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (92),с.243 | ||
Решение задач. ЗАЧЕТ №2. | 1 | 13.11 | Дидактический материал. | |||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 по теме «Метод координат». | 1 | 18.11 | (86-92) | |||
ГЛАВА XI. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. 11 ч. | ||||||
§1. СИНУС, КОСИНУС И ТАНГЕНС УГЛА. 2 | ||||||
Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс угла, основ. тригонометрическое тож-во. | 1 | 20.11 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (93),с.252 | ||
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. | 1 | 25.11 | Таблица. | (94),с.253 | ||
§2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. 7 | ||||||
Теорема о площади треугольников. Теорема синусов. | 1 | 27.11 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (96-97),с.256 | ||
Теорема косинусов. | 1 | 2.12 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (98),с.257 | ||
Решение треугольников. Измерительные работы. | 1 | 4.12 | Дидактический материал. | (93-98) | ||
Решение треугольников. Самостоятельная работа. | 1 | 9.12 | Таблица. | (93-98) | ||
Анализ контрольной работы. Решение треугольников. | 1 | 11.12 | Таблица. | (93-98) | ||
Решение треугольников. | 1 | 16.12 | Дидактический материал. | (93-98) | ||
Административная конт-рольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | 18.12 | (93-98) | |||
Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение векторов в координатах. | 1 | 23.12 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (101),с264 | ||
Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | 1 | 25.12 | Дидактический материал. | (102),с.266 | ||
III четверть | ||||||
ГЛАВА XII. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 12 ч | ||||||
§1. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ. 6 | ||||||
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | 13.01 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (105-106),с275 | ||
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | 15.01 | Дидактический материал. | (107),с.276 | ||
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | 20.01 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (108),с.278 | ||
Решение задач на вычисление площади, сторон правильного многоугольника и радиусов. | 1 | 22.01 | Дидактический материал. | (105-108) | ||
Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | 27.01 | Дидактический материал. | (105-108) | ||
Построение правильных многоугольников. | 1 | 29.01 | Презентация к уроку. | (105),с286 | ||
§2. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 6 | ||||||
Длина окружности. | 1 | 3.02 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (110),с283 | ||
Площадь круга. | 1 | 5.02 | Таблица. | (111),с.285 | ||
Площадь кругового сектора. | 1 | 10.02 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (112),с.286 | ||
Решение задач по теме главы «Длина окружности и площадь круга». ЗАЧЕТ №3. | 1 | 12.02 | Дидактический материал. | (110-112) | ||
Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга». | 1 | 17.02 | (110-112) | |||
Анализ контрольной работы. | 1 | 19.02 | Дидактический материал. | (110-112) | ||
ГЛАВА XIII. ДВИЖЕНИЕ. | 8 | |||||
§1. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ. | 2 | |||||
Отображение плоскости на себя. | 1 | 24.02 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | (113-),с293 | ||
Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. | 1 | 26.02 | Таблица. | (114),с.294 | ||
§2. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПОВОРОТ. 1 3 | ||||||
Параллельный перенос. Поворот. | 1 | 3.03 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (116),с.300 | ||
Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот». | 1 | 5.03 | Дидактический материал. | (114-117) | ||
Зачет по теме «Движения». ЗАЧЕТ №4. | 1 | 10.03 | (114-117) | |||
Административная контрольная работа №5 по теме «Движения». | 1 | 12.03 | (114-117) | |||
Анализ контрольной работы. | 1 | 17.03 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (114-117) | ||
19.05 | ||||||
IV четверть | ||||||
ГЛАВА XIV. Начальные сведения из стереометрии. 8 | ||||||
Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | 2.04 | Дидактический материал. | (118-119) с.307-308 | ||
Призма. Параллелепипед | 1 | 7.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.» | (120-121) с.309-311 | ||
Объем тела. Самостоятельная работа. | 1 | 9.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.» | (122) с.314. | ||
Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. | 1 | 14.04 | Дидактический материал. | (123-124) с.316-320 | ||
Цилиндр. | 1 | 16.04 | Дидактический материал. | (125) с.328 | ||
Конус. | 1 | 21.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.» | (126) с.330 | ||
Сфера и шар. | 1 | 23.04 | Дидактический материал | (127) с.333 | ||
Начальные сведения из стереометрии. Самостоятельная работа. | 1 | 28.04 | с.307-330 | |||
АКСИОМЫ ПЛАНИМЕТРИИ. | 2 | |||||
Анализ контрольной работы Аксиоматический метод в геометрии. | 1 | 30.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.» | Прил.с.344 | ||
Примеры использования аксиом при решении задач и доказательстве теорем. | 1 | 5.05 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс» | Прил.с.344 | ||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 6 | |||||
Треугольник. Окружность. | 1 | 7.05 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (14-23) | ||
Четырехугольники. Многоугольники | 1 | 12.05 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (39-47) | ||
Итоговая контрольная работа. | 1 | 14.05 | ||||
Анализ контрольной работы. Векторы. Метод координат. | 1 | 19.05 | Дидактический материал. | (76-85) | ||
Решение задач по всему курсу геометрии. | 1 | 21.05 | Дидактический материал. | (76-85) |
Примерная тематика рефератов.
- Замечательное свойство квадрата.
- Как Пахом землю покупал (задача Льва Толстого)
- Геометрия Гулливера.
- Большое и малое в геометрии.
- Геометрия без измерений и вычислений.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-методический комплект.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2010.
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель.
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9класс. – М.: ВАКО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику В.Ф.Бутузов,С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадамцев, В.В. Прасолов.Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материал...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику "Геометрия 7-9", авторы Атанасян и другие
В рабочей программе есть календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"
1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"
1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...
рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику "Геометрия » 7- 9 классы Л.С. Атанасян, и др
Собержит подробную характеристику курса и учебно-тематическое планирование...