Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику авторов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев.
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме

Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев).

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_geometriya_2013-14_uch_god.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев).

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

    Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

       На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

        Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии  в 9 классе отводится  2 ч в неделю, всего 68 ч.

В том числе: Контрольных работ –  6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: входная контрольная работа 1 час, «Метод координат» 1 час, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час,  итоговая контрольная 1 час. Из них 2 административные контрольные работы, 4 часа отведены на зачеты.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Уровень обучения – базовый.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Тематический план.

№п.п

Тема раздела

Количество ча-сов

В том числе

Контрольные работы

Самост. раб.

Практич. работ

Зачеты

Вводное повторение

3

1

1

Векторы.

8

2

Метод координат

10

1

1

2

Соотношение между сторонами и углами треугольника

11

1

1

Длина окружности и площадь круга

12

2

1

1

6

Движение

8

1

1

Начальные сведения из стереометрии

8

1

Об аксиомах планиметрии

2

Повторение.

6

1

Итого:

68

7

7

4


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата.

Контрольные и диагностические материалы

Повторение

3

9.09

Входная контрольная работа

Векторы.

8

    -----------------

Метод координат

10

18.11

Контрольная работа по теме «Метод координат».

Соотношение между сторонами и углами треугольника

11

18.12

 Контрольная работа  по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Длина окружности и площадь круга

12

17.02

  Контрольная работа  «Длина окружности и площадь круга».

Движение

8

12.03

Административная контрольная работа по теме «Движение».

Начальные сведения из стереометрии

8

        ---------------

Об аксиомах планиметрии

2

        ----------------

Повторение.

6

14.05

Итоговая контрольная работа.

Итого

68

 

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

 Повторение, векторы и метод координат - 3 часа +8 часов + 10 часов

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. 11 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга - 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения - 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии. 8 часов.

Понятие многогранника. Основные сведения  о предмете стереометрия. Понятия многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, цилиндр, конус, сфера и шар.

Повторение. Решение задач 9 часов.

Уроки повторения разделены следующим образом: 3 часа вводное повторение вначале учебного года и 6 часов в конце учебного года.

Поурочное календарное планирование.

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Ко-во

 Ч.

Дата

Оборудо

вание. ИКТ

Умк.

ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

3

П.

Ф.

Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников.

1

2.09

Презентация к уроку.

Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников.

1

4.09

Презентация к уроку.

Входная контрольная работа.

1

9.09

ГЛАВА IX. ВЕКТОРЫ.

8

§1. ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА.

1

Анализ контрольной работы. Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1

11.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(76-79),с.192

§2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ.   3

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

16.09

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(79-80),с.198

Сумма нескольких векторов.

Самостоятельная работа.

1

18.09

Дидактический материал.

(81),с.201

Вычитание векторов.

1

23.09

Дидактический материал.

(82),с.202

§3. УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРА НА ЧИСЛО. ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.  4ч.

Умножение вектора на число.

1

25.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(83),с.206

Применение векторов к решению задач.

1

30.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(84),с.208

Средняя линия трапеции.

1

2.10

Презентация к уроку.

(85),с.210

Самостоятельная работа.

1

7.10

(76-85)

Метод координат. 10ч

§1. КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА.      3

Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

9.10

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(86),с.227

Координаты вектора.

1

14.10

(87),с.232

Решение задач. ЗАЧЕТ №1.

1

16.10

Дидактический материал.

(76-87)

§2. ПРОСТЕЙШИЕ ЗАДАЧИ В КООРДИНАТАХ   2

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

21.10

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(88),с.234

Решение задач.

1

23.10

Презентация к уроку.

(88),с234

§3.УРАВНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ И ПРЯМОЙ.       5

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

1

28.10

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(90-91),с.241

Уравнения окружности. Решение задач.

1

30.10

Таблица.

(91),с.245

II четверть

Уравнение прямой.

1

11.11

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(92),с.243

Решение задач. ЗАЧЕТ №2.

1

13.11

Дидактический материал.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  № 1 по теме «Метод координат».

1

18.11

(86-92)

ГЛАВА XI. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

11 ч.

§1. СИНУС, КОСИНУС И ТАНГЕНС УГЛА.   2

Анализ контрольной работы.

Синус, косинус, тангенс угла, основ. тригонометрическое тож-во.

1

20.11

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(93),с.252

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

1

25.11

Таблица.

(94),с.253

§2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.  7

Теорема о площади треугольников. Теорема синусов.

1

27.11

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(96-97),с.256

Теорема косинусов.

1

2.12

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(98),с.257

Решение треугольников. Измерительные работы.

1

4.12

Дидактический материал.

(93-98)

Решение треугольников. Самостоятельная работа.

1

9.12

Таблица.

(93-98)

Анализ контрольной работы. Решение треугольников.

1

11.12

Таблица.

(93-98)

Решение треугольников.

1

16.12

Дидактический материал.

(93-98)

Административная конт-рольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

18.12

(93-98)

Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение векторов в координатах.

1

23.12

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(101),с264

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

25.12

Дидактический материал.

(102),с.266

III четверть

ГЛАВА XII. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 12 ч

§1. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ. 6

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

13.01

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(105-106),с275

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

15.01

Дидактический материал.

(107),с.276

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

20.01

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(108),с.278

Решение задач на вычисление площади, сторон правильного многоугольника и радиусов.

1

22.01

Дидактический материал.

(105-108)

Решение задач. Самостоятельная работа.

1

27.01

Дидактический материал.

(105-108)

Построение правильных многоугольников.

1

29.01

Презентация к уроку.

(105),с286

§2. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА.    6

Длина окружности.

1

3.02

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(110),с283

Площадь круга.

1

5.02

Таблица.

(111),с.285

Площадь кругового сектора.

1

10.02

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(112),с.286

Решение задач по теме главы «Длина окружности и площадь круга». ЗАЧЕТ №3.

1

12.02

Дидактический материал.

(110-112)

 Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

17.02

(110-112)

Анализ контрольной работы.

1

19.02

Дидактический материал.

(110-112)

ГЛАВА XIII. ДВИЖЕНИЕ.

8

§1. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.

2

Отображение плоскости на себя.

1

24.02

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(113-),с293

Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.

1

26.02

Таблица.

(114),с.294

§2. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПОВОРОТ.    1 3

Параллельный перенос. Поворот.

1

3.03

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(116),с.300

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот».

1

5.03

Дидактический материал.

(114-117)

Зачет по теме «Движения».

ЗАЧЕТ №4.

1

10.03

(114-117)

Административная контрольная работа №5 по теме «Движения».

1

12.03

(114-117)

Анализ контрольной работы.

1

17.03

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(114-117)

19.05

IV четверть

ГЛАВА XIV. Начальные сведения из стереометрии.  8

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

2.04

Дидактический материал.

(118-119)

с.307-308

Призма. Параллелепипед

1

7.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

(120-121)

с.309-311

Объем тела. Самостоятельная работа.

1

9.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

(122) с.314.

Свойства прямоугольного параллелепипеда.  Пирамида.

1

14.04

Дидактический материал.

(123-124) с.316-320

Цилиндр.

1

16.04

Дидактический материал.

(125) с.328

Конус.

1

21.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

(126) с.330

Сфера и шар.

1

23.04

Дидактический материал

(127) с.333

 Начальные сведения из стереометрии. Самостоятельная работа.

1

28.04

 с.307-330

АКСИОМЫ ПЛАНИМЕТРИИ.

2

Анализ контрольной работы Аксиоматический метод в геометрии.

1

30.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

Прил.с.344

Примеры использования аксиом при решении задач и доказательстве теорем.

1

5.05

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

Прил.с.344

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

6

Треугольник. Окружность.

1

7.05

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(14-23)

Четырехугольники. Многоугольники

1

12.05

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(39-47)

Итоговая контрольная работа.

1

14.05

Анализ контрольной работы. Векторы. Метод координат.

1

19.05

Дидактический материал.

(76-85)

Решение задач по всему курсу геометрии.

1

21.05

Дидактический материал.

(76-85)


Примерная тематика рефератов.

  1. Замечательное свойство квадрата.
  2. Как  Пахом землю покупал (задача Льва Толстого)
  3. Геометрия Гулливера.
  4. Большое и малое в геометрии.
  5. Геометрия без измерений и вычислений.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  •     решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если 

удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Учебно-методический комплект.

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
  3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
  4. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  6. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
  7. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2010.
  8. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
  9. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель.
  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9класс. – М.: ВАКО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику В.Ф.Бутузов,С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадамцев, В.В. Прасолов.Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материал...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику "Геометрия 7-9", авторы Атанасян и другие

В рабочей программе есть календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"

1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на     базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"

1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на     базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...

рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику "Геометрия » 7- 9 классы Л.С. Атанасян, и др

Собержит подробную характеристику курса и учебно-тематическое планирование...