Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику В.Ф.Бутузов,С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадамцев, В.В. Прасолов.Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии  7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику "Геометрия 7" тех же авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дмитровская гимназия «Логос»

Согласовано                                                                                                        Утверждаю

Зав. кафедрой                                                                                                      Директор гимназии «Логос»

______________________                                                                                 ____________________________

« ___»____________2012 г.                                                                                « ___»____________2012 г.

                                               

            Рабочая  программа по геометрии

к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов  

«Геометрия 7»

Учитель первой категории:

 Пономарева Н.С.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе  отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7» автора В.Ф. Бутузов,  рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии  7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику Геометрия 7 тех же авторов. Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 7  классе.

Цели обучения геометрии в 7 классах определены следующим образом:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
  •  овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

       

         Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.

Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.

В основу курса геометрии для 7 класса положены такие принципы как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации  обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.

Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).

 Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.

  В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:

  • угол, луч, прямая, отрезок;
  • перпендикулярные прямые, перпендикуляр к прямой
  • треугольник и его виды;
  • равнобедренный треугольник и теоремы, связанные с ним
  • медиана, биссектриса, высота;
  • признаки равенства треугольников;
  • признаки равенства прямоугольных треугольников;
  • свойства прямоугольного треугольника;
  • серединный перпендикуляр к отрезку;
  • свойство биссектрисы угла;
  • проекция отрезка;
  • соотношения между сторонами и углами треугольника;
  • неравенство треугольника;
  • сумма углов треугольника;
  • окружность.
  • отрезки и углы, связанные с окружностью;
  • построение треугольника по трем элементам;
  • построение угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра, прямой, перпендикулярной к данной, прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету;
  • построение касательной

В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:

  • доказывать изученные теоремы;
  • проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
  • знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
  • знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
  • знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
  • уметь решать задачи на построение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

Содержание курса

 Содержание программы соответствует  обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность

Начальные геометрические сведения  (9 ч +2 ч резерв),

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения  »

Треугольники(29 ч+1 ч резерв).

Треугольник. Равнобедренный треугольник и его признак. Высота равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Прямоугольные треугольники, прямоугольный треугольник с углом в 30̊. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойство биссектрисы угла. Проекция отрезка. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»

Окружность (20 часов)

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная. Хорды и дуги. Угол между касательной и хордой. Вписанный угол. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.

Построение серединного перпендикуляра. Построение прямой, перпендикулярной данной.

Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету. Построение касательной.

Контрольная работа № 3 по теме: «Окружность»

Повторение (4 часа) + 2 ч резерв

Итоговая зачетная работа -1 ч

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Элементы дополнительного содержания

Глава 1. Начальные геометрические сведения

§1. Простейшие геометрические фигуры

1

Знакомство с геометрией. Точка, прямая, отрезок. Луч и полуплоскость. Угол

1

Уметь четко и правильно формулировать ответы на вопросы, обозначать точки, прямые на рисунке, изображать их взаимное расположение. Уметь изображать и обозначать лучи, углы, показывать внутреннею область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла.

Знать понятия угла,  луча их вершину и начало.

§2. Сравнение отрезков и углов

2

 Сравнение отрезков и углов

1

Знать понятия равных фигур, середины отрезков, биссектрисы углов,

Уметь сравнивать отрезки и углы

3

Решение задач

1

§3. Измерение отрезков и углов

4

Измерение отрезков и углов

1

Уметь измерять отрезки, аргументировать утверждения о свойствах длин отрезков

Уметь измерять углы, записывать градуснуе меры углов

Знать понятия градус, минута, секунда, прямой, острый и тупой углы

5

Резерв. Решение задач

1

Уметь работать с чертежными инструментами, оперировать начальными геометрическими сведениями

§4. Перпендикулярные прямые

6

Смежные и вертикальные углы

Перпендикулярные прямые.

1

Знать понятия смежных и вертикальных углов

Уметь формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов

7-8

Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр к прямой

2

Знать понятия перпендикулярных прямых, перпендикуляр, проведенный из точки к прямой,

Уметь четко формулировать и доказывать теоремы о существовании и единственности перпендикуляра к прямой.

9

Решение задач. Обобщающий урок

1

Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал

10

Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»

1

11

Резерв. Решение задач

1

Глава 2. Треугольники

§5. Равнобедренный треугольник

12

Треугольник. Теорема об углах равнобедренного треугольника

1

Знать понятия треугольник, вершины, стороны, периметр и углы треугольника, равнобедренный треугольник.

Уметь называть и показывать противолежащие и прилежащие углы, формулировать и доказывать теорему об углах равнобедренного треугольника

13

Признак равнобедренного треугольника

1

Уметь формулировать и доказывать теорему, выражающую признак равнобедренного треугольника, объяснить сходство и различия в доказательствах этой и предыдущей теорем

14

Теорема о высоте равнобедренного треугольника

1

Знать понятия медиана, биссектриса и высота треугольника,

Уметь формулировать и доказывать теорему о высоте равнобедренного треугольника и два следствия из теоремы

15-16

Решение задач Обобщающий урок.

2

Уметь решать задачи, производя поиск и выделение необходимой информации на данных рисунках, используя свойства и признаки равнобедренного треугольника

17

Устный зачет «Начальные геометрические сведения»

1

18

Резерв. Решение задач

1

§6. Признаки равенства треугольников

19-20

Равные треугольники. Первый признак равенства треугольников

2

Знать понятие равные треугольники, уметь формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников

21

Второй признак равенства треугольников

1

Знать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников  

Уметь решать задачи, осуществляя в задачах по готовым рисункам поиск и выделение необходимой информации

уметь провести сравнительный анализ двух способов наложения.

22

Третий признак равенства треугольников

1

Знать формулировку и доказательство третьего признака равенства треугольников  

уметь аргументировать необходимость трех случаев

23

Решение задач

1

Уметь решать задачи, осуществляя в задачах по готовым чертежам поиск необходимой информации и выстраивая логическую цепь рассуждений

§7. Прямоугольные треугольники

24-25

Прямоугольник

2

Знать понятия четырехугольник, его вершины, диагонали, смежные и противоположные стороны, прямоугольник, квадрат

Уметь формулировать и доказывать теорему о противоположных сторонах прямоугольника и следствие и з нее, решать задачи

26

Прямоугольник. Виды треугольников

1

Знать виды треугольников, названия сторон в прямоугольном треугольнике, понятие расстояние от точки до прямой

Уметь доказывать, что гипотенуза прямоугольного треугольника больше катета, а перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки.

27-28

Прямоугольный треугольник с углом в 30˚

2

Знать формулировки и доказательства двух утверждений из учебника, уметь решать задачи

Уметь проводить сравнительный анализ, решать задачи, находя разные способы решения

29

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Уметь формулировать и доказывать утверждение о признаках равенства прямоугольных треугольников, решать задачи, осуществляя поиск нужного признака.

30-31

Серединный перпендикуляр к отрезку

2

Знать понятие серединный перпендикуляр,

Уметь формулировать и доказывать теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и обратную теорему, решать задачи

32

Свойство биссектрисы угла

1

Уметь формулировать и доказывать теорему о биссектрисе угла и обратную ей, решать задачи

33

Прямоугольный треугольник (повторение)

1

Уметь использовать известный материал при решении разных задач

34

Проекция отрезка

1

Знать понятия проекция точки и проекция отрезка на прямую, уметь формулировать и доказывать теорему о проекциях равных отрезков и следствия из нее, решать задачи, исследуя все возможные случаи

§8. Соотношения между сторонами и углами  треугольника

35

Неравенство треугольника

1

Уметь формулировать и доказывать теорему о неравенстве треугольника, решать задачи

сопоставлять эту теорему с реальной практикой

36-37

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

2

Уметь формулировать и доказывать теоремы из учебника, объяснить суть доказательства теоремы от противного, решать задачи

 уметь анализировать доказанные раннее теоремы на предмет использования этого метода

38-39

Сумма углов треугольника

2

Знать понятие внешнего угла треугольника

Уметь формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника, утверждение о внешнем угле, решать задачи

40

Решение задач

1

Уметь решать задачи, используя изученный материал

решать задачи, находя разные способы решения

41

Контрольная работа по теме «Треугольники»

1

Глава 3. Окружность

§9. Отрезки, связанные с окружностью

42

Определение окружности

1

Знать понятие определения, приводить примеры определений из уже пройденного материала,  понятие окружности и связанные с ней понятия

Уметь доказывать утверждения о том, что никакие три точки окружности не лежат на одной прямой, выстраивая в процессе доказательства логическую схему, характерную для метода от противного, решать задачи

43-44

Взаимное расположение прямой и окружности

2

Знать понятия секущей  и касательной к окружности

Уметь формулировать постановку задачи о взаимном расположении прямой и окружности, высказывать возможные случаи их взаимного расположения, решать задачи

решать задачи, находя разные способы решения

45-46

Касательная

2

Знать формулировки и доказательства теоремы о свойстве касательной и обратной теоремы, понимать и уметь объяснить какая из теорем связана со словом «тогда», а какая со словами «только тогда», уметь формулировать и доказывать утверждение об отрезках касательных, проведенных из одной точки, решать задачи

47

Хорды и дуги

1

Знать новую терминологию, понятия хорда, дуга окружности, полуокружность, центральный угол, уметь объяснить как вводится градусная мера дуги окружности, решать задачи

48

Угол между касательной и хордой

1

Знать понятие угла между касательной и хордой, уметь формулировать и доказывать теорему об угле между касательной и хордой, решать задачи

49-50

Вписанный угол

2

Знать понятие вписанного угла,

Уметь формулировать и доказывать теорему о вписанном угле и следствия из нее, решать задачи

Уметь проявлять способность к самостоятельному поиску доказательств теоремы о вписанном угле и ее следствии

51

Решение задач

1

Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал

§10. Задачи на построение

52

Построение циркулем и линейкой. Построение треугольника по трем сторонам

1

Уметь объяснить, что пронимается под словами «задача на построение», уметь строить треугольник по трем сторонам, знать, что задача не всегда имеет решение

53

Построение угла, равного данному

1

Уметь откладывать от данного луча угол, равный данному, строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, а также по стороне и двум прилежащим к ней углам

Начать усваивать логическую цепочку  в решении задач на построение, исходным пунктом которой является анализ с поиском пути решения

54

Построение биссектрисы угла

1

Уметь строить биссектрису данного неразвернутого угла, решать задачи, составляя план решения, где на каждом этапе выполняется какое-то одно из простейших построений.

55

Построение серединного перпендикуляра

1

Уметь строить серединный перпендикуляр к данному отрезку и середину данного отрезка, решать задачи, формируя при этом умение составлять план решения задачи, развивая потребность в обосновании проведенного построения и исследовании возможных ситуаций в зависимости от исходных данных (существование решения, количества решений)

56

Построение прямой, перпендикулярной к данной

1

Уметь строить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к данной прямой, строить прямоугольный треугольник по двум катетам и любому из острых углов, уметь объяснить, что дано и что требуется сделать и из каких простейших построений составляется решение задачи

57

Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету

1

Уметь строить прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету двумя способами, решать задачи

Уметь решать задачи, обращая внимание на возможность решения одной и той же задачи разными способами, проводя в этом направлении поисковую работу, сопоставляя найденные решения с позиции их эффективности и красоты решения.

58

Построение касательной

1

Уметь строить касательную к данной окружности, проходящей через данную точку, решать задачи

усвоить и уметь объяснить классическую схему решения задач на построение: анализ — построение — доказательство — исследование, приводить примеры решения задач по полной схеме

59-60

Решение задач

2

Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал

61

Контрольная работа по теме «Окружность»

1

62-67

Повторение. Решение задач.

6

Систематизировать полученные геометрические сведения, повторить доказательства отдельных наиболее важных теорем

Уметь решать задачи повышенной

68

Контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы авторов: алгебра С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин, и геометрии Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др. Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 10 класса А, В  классов  состоящая из двух блоков: алгебры и геометрии, составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1. Федераль...

Рбочая программа "Геометрия" Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев

Рабочая программа и тематическое планирование...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.

Рабочая программа рассчитана на использование учебника Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. – М.: Просвещение,2014.Рабочая программа рассчитана на ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебному изданию серия " МГУ - школе" , авторы Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. , Прасолов В.В.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта одбшего образрвания по математике. Она позволяет получить представле...

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...

Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...

Презентации к урокам геометрии в 10 классе по учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Учебник "Геометрия. 10-11 классы"

Презентация составлена на основе  поурочных разработок к урокам геометрии  для 10-11 классов по ред. Саакян С. М, Бутузов  В. Ф...