Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику В.Ф.Бутузов,С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадамцев, В.В. Прасолов.Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику "Геометрия 7" тех же авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дмитровская гимназия «Логос»
Согласовано Утверждаю
Зав. кафедрой Директор гимназии «Логос»
______________________ ____________________________
« ___»____________2012 г. « ___»____________2012 г.
Рабочая программа по геометрии
к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов
«Геометрия 7»
Учитель первой категории:
Пономарева Н.С.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7» автора В.Ф. Бутузов, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику Геометрия 7 тех же авторов. Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 7 классе.
Цели обучения геометрии в 7 классах определены следующим образом:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
- овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.
В основу курса геометрии для 7 класса положены такие принципы как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.
Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:
- угол, луч, прямая, отрезок;
- перпендикулярные прямые, перпендикуляр к прямой
- треугольник и его виды;
- равнобедренный треугольник и теоремы, связанные с ним
- медиана, биссектриса, высота;
- признаки равенства треугольников;
- признаки равенства прямоугольных треугольников;
- свойства прямоугольного треугольника;
- серединный перпендикуляр к отрезку;
- свойство биссектрисы угла;
- проекция отрезка;
- соотношения между сторонами и углами треугольника;
- неравенство треугольника;
- сумма углов треугольника;
- окружность.
- отрезки и углы, связанные с окружностью;
- построение треугольника по трем элементам;
- построение угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра, прямой, перпендикулярной к данной, прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету;
- построение касательной
В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:
- доказывать изученные теоремы;
- проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
- знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
- знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
- знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
- уметь решать задачи на построение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Содержание курса
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность
Начальные геометрические сведения (9 ч +2 ч резерв),
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения »
Треугольники(29 ч+1 ч резерв).
Треугольник. Равнобедренный треугольник и его признак. Высота равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Прямоугольные треугольники, прямоугольный треугольник с углом в 30̊. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойство биссектрисы угла. Проекция отрезка. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»
Окружность (20 часов)
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная. Хорды и дуги. Угол между касательной и хордой. Вписанный угол. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.
Построение серединного перпендикуляра. Построение прямой, перпендикулярной данной.
Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету. Построение касательной.
Контрольная работа № 3 по теме: «Окружность»
Повторение (4 часа) + 2 ч резерв
Итоговая зачетная работа -1 ч
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки | Элементы дополнительного содержания | |
Глава 1. Начальные геометрические сведения | |||||
§1. Простейшие геометрические фигуры | |||||
1 | Знакомство с геометрией. Точка, прямая, отрезок. Луч и полуплоскость. Угол | 1 | Уметь четко и правильно формулировать ответы на вопросы, обозначать точки, прямые на рисунке, изображать их взаимное расположение. Уметь изображать и обозначать лучи, углы, показывать внутреннею область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла. Знать понятия угла, луча их вершину и начало. | ||
§2. Сравнение отрезков и углов | |||||
2 | Сравнение отрезков и углов | 1 | Знать понятия равных фигур, середины отрезков, биссектрисы углов, Уметь сравнивать отрезки и углы | ||
3 | Решение задач | 1 | |||
§3. Измерение отрезков и углов | |||||
4 | Измерение отрезков и углов | 1 | Уметь измерять отрезки, аргументировать утверждения о свойствах длин отрезков Уметь измерять углы, записывать градуснуе меры углов Знать понятия градус, минута, секунда, прямой, острый и тупой углы | ||
5 | Резерв. Решение задач | 1 | Уметь работать с чертежными инструментами, оперировать начальными геометрическими сведениями | ||
§4. Перпендикулярные прямые | |||||
6 | Смежные и вертикальные углы Перпендикулярные прямые. | 1 | Знать понятия смежных и вертикальных углов Уметь формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов | ||
7-8 | Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр к прямой | 2 | Знать понятия перпендикулярных прямых, перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, Уметь четко формулировать и доказывать теоремы о существовании и единственности перпендикуляра к прямой. | ||
9 | Решение задач. Обобщающий урок | 1 | Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал | ||
10 | Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | |||
11 | Резерв. Решение задач | 1 | |||
Глава 2. Треугольники | |||||
§5. Равнобедренный треугольник | |||||
12 | Треугольник. Теорема об углах равнобедренного треугольника | 1 | Знать понятия треугольник, вершины, стороны, периметр и углы треугольника, равнобедренный треугольник. Уметь называть и показывать противолежащие и прилежащие углы, формулировать и доказывать теорему об углах равнобедренного треугольника | ||
13 | Признак равнобедренного треугольника | 1 | Уметь формулировать и доказывать теорему, выражающую признак равнобедренного треугольника, объяснить сходство и различия в доказательствах этой и предыдущей теорем | ||
14 | Теорема о высоте равнобедренного треугольника | 1 | Знать понятия медиана, биссектриса и высота треугольника, Уметь формулировать и доказывать теорему о высоте равнобедренного треугольника и два следствия из теоремы | ||
15-16 | Решение задач Обобщающий урок. | 2 | Уметь решать задачи, производя поиск и выделение необходимой информации на данных рисунках, используя свойства и признаки равнобедренного треугольника | ||
17 | Устный зачет «Начальные геометрические сведения» | 1 | |||
18 | Резерв. Решение задач | 1 | |||
§6. Признаки равенства треугольников | |||||
19-20 | Равные треугольники. Первый признак равенства треугольников | 2 | Знать понятие равные треугольники, уметь формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников | ||
21 | Второй признак равенства треугольников | 1 | Знать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников Уметь решать задачи, осуществляя в задачах по готовым рисункам поиск и выделение необходимой информации | уметь провести сравнительный анализ двух способов наложения. | |
22 | Третий признак равенства треугольников | 1 | Знать формулировку и доказательство третьего признака равенства треугольников | уметь аргументировать необходимость трех случаев | |
23 | Решение задач | 1 | Уметь решать задачи, осуществляя в задачах по готовым чертежам поиск необходимой информации и выстраивая логическую цепь рассуждений | ||
§7. Прямоугольные треугольники | |||||
24-25 | Прямоугольник | 2 | Знать понятия четырехугольник, его вершины, диагонали, смежные и противоположные стороны, прямоугольник, квадрат Уметь формулировать и доказывать теорему о противоположных сторонах прямоугольника и следствие и з нее, решать задачи | ||
26 | Прямоугольник. Виды треугольников | 1 | Знать виды треугольников, названия сторон в прямоугольном треугольнике, понятие расстояние от точки до прямой Уметь доказывать, что гипотенуза прямоугольного треугольника больше катета, а перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки. | ||
27-28 | Прямоугольный треугольник с углом в 30˚ | 2 | Знать формулировки и доказательства двух утверждений из учебника, уметь решать задачи | Уметь проводить сравнительный анализ, решать задачи, находя разные способы решения | |
29 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | Уметь формулировать и доказывать утверждение о признаках равенства прямоугольных треугольников, решать задачи, осуществляя поиск нужного признака. | ||
30-31 | Серединный перпендикуляр к отрезку | 2 | Знать понятие серединный перпендикуляр, Уметь формулировать и доказывать теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и обратную теорему, решать задачи | ||
32 | Свойство биссектрисы угла | 1 | Уметь формулировать и доказывать теорему о биссектрисе угла и обратную ей, решать задачи | ||
33 | Прямоугольный треугольник (повторение) | 1 | Уметь использовать известный материал при решении разных задач | ||
34 | Проекция отрезка | 1 | Знать понятия проекция точки и проекция отрезка на прямую, уметь формулировать и доказывать теорему о проекциях равных отрезков и следствия из нее, решать задачи, исследуя все возможные случаи | ||
§8. Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||||
35 | Неравенство треугольника | 1 | Уметь формулировать и доказывать теорему о неравенстве треугольника, решать задачи | сопоставлять эту теорему с реальной практикой | |
36-37 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 2 | Уметь формулировать и доказывать теоремы из учебника, объяснить суть доказательства теоремы от противного, решать задачи | уметь анализировать доказанные раннее теоремы на предмет использования этого метода | |
38-39 | Сумма углов треугольника | 2 | Знать понятие внешнего угла треугольника Уметь формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника, утверждение о внешнем угле, решать задачи | ||
40 | Решение задач | 1 | Уметь решать задачи, используя изученный материал | решать задачи, находя разные способы решения | |
41 | Контрольная работа по теме «Треугольники» | 1 | |||
Глава 3. Окружность | |||||
§9. Отрезки, связанные с окружностью | |||||
42 | Определение окружности | 1 | Знать понятие определения, приводить примеры определений из уже пройденного материала, понятие окружности и связанные с ней понятия Уметь доказывать утверждения о том, что никакие три точки окружности не лежат на одной прямой, выстраивая в процессе доказательства логическую схему, характерную для метода от противного, решать задачи | ||
43-44 | Взаимное расположение прямой и окружности | 2 | Знать понятия секущей и касательной к окружности Уметь формулировать постановку задачи о взаимном расположении прямой и окружности, высказывать возможные случаи их взаимного расположения, решать задачи | решать задачи, находя разные способы решения | |
45-46 | Касательная | 2 | Знать формулировки и доказательства теоремы о свойстве касательной и обратной теоремы, понимать и уметь объяснить какая из теорем связана со словом «тогда», а какая со словами «только тогда», уметь формулировать и доказывать утверждение об отрезках касательных, проведенных из одной точки, решать задачи | ||
47 | Хорды и дуги | 1 | Знать новую терминологию, понятия хорда, дуга окружности, полуокружность, центральный угол, уметь объяснить как вводится градусная мера дуги окружности, решать задачи | ||
48 | Угол между касательной и хордой | 1 | Знать понятие угла между касательной и хордой, уметь формулировать и доказывать теорему об угле между касательной и хордой, решать задачи | ||
49-50 | Вписанный угол | 2 | Знать понятие вписанного угла, Уметь формулировать и доказывать теорему о вписанном угле и следствия из нее, решать задачи | Уметь проявлять способность к самостоятельному поиску доказательств теоремы о вписанном угле и ее следствии | |
51 | Решение задач | 1 | Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал | ||
§10. Задачи на построение | |||||
52 | Построение циркулем и линейкой. Построение треугольника по трем сторонам | 1 | Уметь объяснить, что пронимается под словами «задача на построение», уметь строить треугольник по трем сторонам, знать, что задача не всегда имеет решение | ||
53 | Построение угла, равного данному | 1 | Уметь откладывать от данного луча угол, равный данному, строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, а также по стороне и двум прилежащим к ней углам | Начать усваивать логическую цепочку в решении задач на построение, исходным пунктом которой является анализ с поиском пути решения | |
54 | Построение биссектрисы угла | 1 | Уметь строить биссектрису данного неразвернутого угла, решать задачи, составляя план решения, где на каждом этапе выполняется какое-то одно из простейших построений. | ||
55 | Построение серединного перпендикуляра | 1 | Уметь строить серединный перпендикуляр к данному отрезку и середину данного отрезка, решать задачи, формируя при этом умение составлять план решения задачи, развивая потребность в обосновании проведенного построения и исследовании возможных ситуаций в зависимости от исходных данных (существование решения, количества решений) | ||
56 | Построение прямой, перпендикулярной к данной | 1 | Уметь строить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к данной прямой, строить прямоугольный треугольник по двум катетам и любому из острых углов, уметь объяснить, что дано и что требуется сделать и из каких простейших построений составляется решение задачи | ||
57 | Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету | 1 | Уметь строить прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету двумя способами, решать задачи | Уметь решать задачи, обращая внимание на возможность решения одной и той же задачи разными способами, проводя в этом направлении поисковую работу, сопоставляя найденные решения с позиции их эффективности и красоты решения. | |
58 | Построение касательной | 1 | Уметь строить касательную к данной окружности, проходящей через данную точку, решать задачи | усвоить и уметь объяснить классическую схему решения задач на построение: анализ — построение — доказательство — исследование, приводить примеры решения задач по полной схеме | |
59-60 | Решение задач | 2 | Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал | ||
61 | Контрольная работа по теме «Окружность» | 1 | |||
62-67 | Повторение. Решение задач. | 6 | Систематизировать полученные геометрические сведения, повторить доказательства отдельных наиболее важных теорем | Уметь решать задачи повышенной | |
68 | Контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы авторов: алгебра С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин, и геометрии Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др. Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 10 класса А, В классов состоящая из двух блоков: алгебры и геометрии, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Федераль...
Рбочая программа "Геометрия" Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев
Рабочая программа и тематическое планирование...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.
Рабочая программа рассчитана на использование учебника Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. – М.: Просвещение,2014.Рабочая программа рассчитана на ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебному изданию серия " МГУ - школе" , авторы Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. , Прасолов В.В.
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта одбшего образрвания по математике. Она позволяет получить представле...
Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...
Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...
Презентации к урокам геометрии в 10 классе по учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Учебник "Геометрия. 10-11 классы"
Презентация составлена на основе поурочных разработок к урокам геометрии для 10-11 классов по ред. Саакян С. М, Бутузов В. Ф...