Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику авторов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев.
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_geometriya_2013-14.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности. В связи с этим следует выделить следующие цели обучения геометрии:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится 70 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 5 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Для вводного повторения из них отводится 2 часа, 4 часа в конце учебного года, для повторения курса геометрии 8 класса. Программа используется без корректировки.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ. Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Тематический план.
№п.п | Тема раздела | Количество ча-сов | В том числе | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Зачеты | |||
Вводное повторение | 3 | 1 | 1 | |||
Четырехугольники | 14 | 1 | 2 | 1 | ||
Площадь. | 14 | 1 | 1 | 1 | ||
Подобные треугольники | 19 | 2 | 1 | |||
Окружность. | 17 | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Повторение. Решение задач. | 4 | 1 | |||
Итого: | 70 | 7 | 5 | 4 |
№ | ТЕМА | Кол час | Дата. | Контрольные работы. |
Повторение. | 2 | 10.09 | Входная контрольная работа. | |
Четырехугольники | 14 | 23.10 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» | |
Площадь. | 14 | 18.12 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | |
Подобные треугольники | 19 | 29.01 11.03 | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» Административная контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач» | |
Окружность. | 17 | 13.05 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | |
Повторение. Решение задач. | 4 | 27.05 | Итоговая контрольная работа. | |
Итого: | 70 |
Основное содержание тем.
Вводное повторение (2 часа)
Повторение материала курса 7 класса.
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Решение задач. (4 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Поурочное календарное планирование.
№ п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Кол. Час | Дата | Оборудован. ИКТ | Умк. | |
1 | Повторение. Треугольники. Признаки равенства треугольников. | 1 | 3.09 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | По записи | |
2 | Повторение. Параллельные прямые. | 1 | 4.09 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | По записи | |
ГЛАВА V ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ | 14 | |||||
§1. МНОГОУГОЛЬНИКИ. | 2 | |||||
3 | Входная диагностическая контрольная работа. | 1 | 10.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (39),с.98 | |
4 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник, п.39.четырехугольник, п.п. 40,41. | 1 | 11.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (40-41),с.99 | |
§2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ. | 6 | |||||
5 | Параллелограмм, п.42. | 1 | 17.09 | (42),с.101 | ||
6 | Свойства и признаки параллелограмма, п.43. | 1 | 18.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (43),с.102 | |
7 | Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. | 1 | 24.09 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0 | (42-43),с104 | |
8 | Трапеция, п.44. | 1 | 25.09 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (44),с.103 | |
9 | Трапеция, п.44. | 1 | 1.10 | Таблица | (44),с.103 | |
10 | Задачи на построение циркулем и линейкой. | 1 | 2.10 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | С.106-107 | |
§3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ. | 6 | |||||
11 | Прямоугольник, п.45. Самостоятельная работа. | 1 | 8.10 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (45),С.108 | |
12 | Ромб и квадрат, п.46. | 1 | 9.10 | Таблица. | (46),с.109 | |
13 | Решение задач. | 1 | 15.10 | Дидактический материал. | (45-46),с108 | |
14 | Осевая и центральная симметрии, п. 47. | 1 | 16.10 | Презентация к уроку. | (47),с.110 | |
15 | Решение задач. Зачет №1 | 1 | 22.10 | Дидактический материал. | (47),с110 | |
16 | Контрольная работа № 1 «Четырехугольники», п.п. 39-46. | 1 | 23.10 | (39-44) | ||
ГЛАВА VI ПЛОЩАДЬ | 14 | |||||
§1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА. | 2 | |||||
17 | Анализ контрольной работы. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата, п.п. 48, 49. | 1 | 29.10 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (48),с117 | |
18 | Площадь прямоугольника, п.50. | 1 | 30.10 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (50),с122 | |
II четверть | ||||||
§2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГ РАММА, ТРЕУГОЛЬНИКА И ТРАПЕЦИИ. 6ч. | ||||||
19 | Площадь параллелограмма, п.51. | 1 | 12.11 | Таблица. | (51),с124 | |
20 | Площадь треугольника, п.52. | 1 | 13.11 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (52),с.125 | |
21 | Площадь треугольника, п.52. Самостоятельная работа. | 1 | 19.11 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (52),с.125 | |
22 | Площадь трапеции, п.53. | 1 | 20.11 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (53),с.126 | |
23 | Решение задач. | 1 | 26.11 | Дидактический материал. | (51-53), С124-128 | |
24 | Решение задач | 1 | 27.11 | Дидактический материал. | (51-53) | |
§3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. | 6 | |||||
25 | Теорема Пифагора, п.54. | 1 | 3.12 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (54),с.129 | |
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора, п.55. | 1 | 4.12 | (55),с.131 | ||
27 | Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы. | 1 | 10.12 | Таблица. | ||
28 | Решение задач. | 1 | 11.12 | Дидактический материал. | (54-55),с129 | |
29 | Решение задач. Зачет №2 | 1 | 17.12 | Дидактический материал. | (54-55),с.129 | |
30 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Площадь», п.п. 47-55. | 1 | 18.12 | (44-55) | ||
ГЛАВА VII ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ. 19 ч. | ||||||
§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. | 2 | |||||
31 | Анализ контрольной работы. Пропорциональные отрезки, п.56. | 1 | 24.12 | (56),с.138 | ||
32 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников, п.п. 57, 58. | 1 | 25.12 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (56-57),с.139 | |
II четверть | ||||||
§2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. | 6 | |||||
33 | Первый признак подобия треугольников, п.59. | 1 | 14.01 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (59),с.142 | |
34 | Первый признак подобия треугольников, п.59. | 1 | 15.01 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (59),с.142 | |
35 | Второй признак подобия треугольников, п. 60. | 1 | 21.01 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (60),с.143 | |
36 | Третий признак подобия треугольников, п.61. | 1 | 22.01 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (61),с.143 | |
37 | Решение задач. Зачет № 3. | 1 | 28.01 | (59-61) | ||
38 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки подобия треугольников», п.п. 56-61. | 1 | 29.01 | (59-61) | ||
§3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. | 7 | |||||
39 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника, п.62 | 1 | 4.02 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (62),с.146 | |
40 | Решение задач. | 1 | 5.02 | Дидактический материал. | (62),с.146 | |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п.63. | 1 | 11.02 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (63),с.147 | |
42 | Решение задач. | 1 | 12.02 | (62-63) | ||
43 | Решение задач на построение методом подобия. | 1 | 18.02 | Дидактический материал. | (62-63) | |
44 | Решение задач на построение методом подобия. | 1 | 19.02 | Дидактический материал. | (62-63) | |
45 | Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур, п.п. 64, 65. | 1 | 25.02 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (64-65),с.149 | |
§4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА. | 4 | |||||
46 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.66. | 1 | 26.02 | Таблицы. | (66),с.156 | |
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, п.67. | 1 | 4.03 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (67),с.158 | |
48 | Решение задач. | 1 | 5.03 | (66-67) | ||
49 | Административная контрольная работа №4 «Применение подобия к решению задач», п.п. 62-67. | 1 | 11.03 | (66-67) | ||
ГЛАВА VIII ОКРУЖНОСТЬ. 17 ч. | ||||||
§1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ. 3ч. | ||||||
50 | Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности, п.68. | 1 | 12.03 | Таблица. | (68),с.164 | |
51 | Касательная к окружности, п.69. | 1 | 18.03 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (69),с.166 | |
52 | Касательная к окружности, п.69. | 1 | 19.03 | (69),с.166 | ||
IV четверть | ||||||
§2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ. 3ч. | ||||||
53 | Градусная мера дуги окружности, п.70. | 1 | 1.04 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (70),с.169 | |
54 | Теорема о вписанном угле, п.71. Самостоятельная работа. | 1 | 2.04 | Таблица. | (71),с.171 | |
55 | Теорема о вписанном угле, п.71. | 1 | 8.04 | Дидактический материал. | (71),с.171 | |
§3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА. | 3 | |||||
56 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72. | 1 | 9.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (72),с.176 | |
57 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72. | 1 | 15.04 | Дидактический материал. | (72),с.176 | |
58 | Теорема о пересечении высот треугольника, п.73. | 1 | 16.04 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (73),с.179 | |
§4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ. | 8 | |||||
59 | Вписанная окружность, п.74. | 1 | 22.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (74),с.181 | |
60 | Вписанная окружность, п.74. | 1 | 23.04 | Дидактический материал. | (74),с.181 | |
61 | Описанная окружность, п.75. | 1 | 29.04 | CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс» | (75),с.183 | |
62 | Описанная окружность, п.75. | 1 | 30.04 | Таблица. | (75),с183 | |
63 | Решение задач. Вписанная и описанная окружности. | 1 | 6.05 | Дидактик. материал. | (68-75) | |
64 | Решение задач. Вписанная и описанная окружности. Зачет № 4 | 1 | 7.05 | Дидактик. материал. | (68-75) | |
65 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Окружность», п.п. 68-75. | 1 | 13.05 | (68-75) | ||
66 | Анализ контрольной работы. | 1 | 14.05 | Дидактик. материал. | (68-75) | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 4 | |||||
67 | Четырехугольники. Площадь. | 1 | 20.05 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» | (41-44),с.99 (51-53),с.124 | |
68 | Подобные треугольники. Окружность. | 1 | 21.05 | Дидактический материал. | (56-61),с.138 | |
69 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 27.05 | |||
70 | Анализ контрольной работы. Итоговое занятие. | 1 | 28.05 | CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0» |
Примерная тематика рефератов.
- Геометрия в дороге: искусство мерить шагами.
- Походная тригонометрия без формул и таблиц.
- Геометрии звездного неба.
- Практическая геометрия египтян и римлян.
- Построение без циркуля.
- Центр тяжести пластинки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-методический комплект.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2011.
- Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику В.Ф.Бутузов,С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадамцев, В.В. Прасолов.Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материал...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику "Геометрия 7-9", авторы Атанасян и другие
В рабочей программе есть календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"
1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"
1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...
рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику "Геометрия » 7- 9 классы Л.С. Атанасян, и др
Собержит подробную характеристику курса и учебно-тематическое планирование...