Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику авторов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев.
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_geometriya_2013-14.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности. В связи с этим следует выделить следующие цели обучения геометрии:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс рационально сочетает  логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается  теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого  материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при  доказательстве теорем и решении задач.  Систематическое     изучение  курса  позволит начать работу по  формированию представлений учащихся  о строении математической теории, обеспечит развитие  логического мышления учащихся. Изложение  материала характеризуется  постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием  геометрической  интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся  вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

В курсе геометрии 8 класса  изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов  (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится 70 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 5 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Для вводного повторения из них отводится 2 часа, 4 часа в конце учебного года, для повторения курса геометрии 8 класса. Программа используется без корректировки.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. технологии уровневой дифференциации
  5. здоровьесберегающие технологии
  6. ИКТ. Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Тематический план.

№п.п

Тема раздела

Количество ча-сов

В том числе

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Зачеты

Вводное повторение

3

1

1

Четырехугольники

14

1

2

1

Площадь.

14

1

1

1

Подобные треугольники

19

2

1

Окружность.

17

1

1

1

6

Повторение. Решение задач.

4

1

Итого:

70

7

5

4

ТЕМА

Кол час

Дата.

Контрольные работы.

Повторение.

2

10.09

Входная контрольная работа.

Четырехугольники

14

23.10

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

Площадь.

14

18.12

Контрольная работа №2 по теме «Площадь»

Подобные треугольники

19

29.01

11.03

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

Административная контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач»

Окружность.

17

13.05

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

Повторение. Решение задач.

4

27.05

Итоговая контрольная работа.

Итого:

70

Основное содержание тем.

Вводное повторение (2 часа)

Повторение материала курса 7 класса.

Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Решение задач. (4 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Поурочное календарное планирование.

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Кол.

 Час

Дата

Оборудован.

ИКТ

Умк.

1

Повторение. Треугольники. Признаки равенства треугольников.

1

3.09

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

По записи

2

Повторение. Параллельные прямые.

1

4.09

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

По записи

ГЛАВА V ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ

14

§1. МНОГОУГОЛЬНИКИ.

2

3

Входная диагностическая контрольная работа.

1

10.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(39),с.98

4

Многоугольник. Выпуклый многоугольник, п.39.четырехугольник, п.п. 40,41.

1

11.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(40-41),с.99

§2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ.

6

5

Параллелограмм, п.42.

1

17.09

(42),с.101

6

Свойства и признаки параллелограмма, п.43.

1

18.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(43),с.102

7

Решение задач на свойства и признаки параллелограмма.

1

24.09

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0

(42-43),с104

8

Трапеция, п.44.

1

25.09

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(44),с.103

9

Трапеция, п.44.

1

1.10

Таблица

(44),с.103

10

Задачи на построение циркулем и линейкой.

1

2.10

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

С.106-107

§3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ.

6

11

Прямоугольник, п.45. Самостоятельная работа.

1

8.10

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(45),С.108

12

Ромб и квадрат, п.46.

1

9.10

Таблица.

(46),с.109

13

Решение задач.

1

15.10

Дидактический материал.

(45-46),с108

14

Осевая и центральная симметрии, п. 47.

1

16.10

Презентация к уроку.

(47),с.110

15

Решение задач. Зачет №1

1

22.10

Дидактический материал.

(47),с110

16

Контрольная работа № 1 «Четырехугольники», п.п. 39-46.

1

23.10

(39-44)

ГЛАВА VI  ПЛОЩАДЬ

14

§1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА.

2

17

Анализ контрольной работы.

Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата, п.п. 48, 49.

1

29.10

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(48),с117

18

Площадь прямоугольника, п.50.

1

30.10

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(50),с122

II четверть

§2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГ

РАММА, ТРЕУГОЛЬНИКА И ТРАПЕЦИИ.  6ч.

19

Площадь параллелограмма, п.51.

1

12.11

Таблица.

(51),с124

20

Площадь треугольника, п.52.

1

13.11

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(52),с.125

21

Площадь треугольника, п.52.

Самостоятельная работа.

1

19.11

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(52),с.125

22

Площадь трапеции, п.53.

1

20.11

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(53),с.126

23

Решение задач.

1

26.11

Дидактический материал.

(51-53), С124-128

24

Решение задач

1

27.11

Дидактический материал.

(51-53)

§3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.

6

25

Теорема Пифагора, п.54.

1

3.12

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(54),с.129

26

Теорема, обратная теореме Пифагора, п.55.

1

4.12

(55),с.131

27

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы.

1

10.12

Таблица.

28

Решение задач.

1

11.12

Дидактический материал.

(54-55),с129

29

Решение задач. Зачет №2

1

17.12

Дидактический материал.

(54-55),с.129

30

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Площадь», п.п. 47-55.

1

18.12

(44-55)

ГЛАВА VII  ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ. 19 ч.

§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

2

31

Анализ контрольной работы.

Пропорциональные отрезки, п.56.

1

24.12

(56),с.138

32

Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников, п.п. 57, 58.

1

25.12

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(56-57),с.139

II четверть

§2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

6

33

Первый признак подобия треугольников, п.59.

1

14.01

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(59),с.142

34

Первый признак подобия треугольников, п.59.

1

15.01

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(59),с.142

35

Второй  признак подобия треугольников, п. 60.

1

21.01

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(60),с.143

36

Третий признак подобия треугольников, п.61.

1

22.01

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(61),с.143

37

Решение задач. Зачет № 3.

1

28.01

(59-61)

38

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки подобия треугольников», п.п. 56-61.

1

29.01

(59-61)

§3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.

7

39

Анализ контрольной работы.

Средняя линия треугольника, п.62

1

4.02

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(62),с.146

40

Решение задач.

1

5.02

Дидактический материал.

(62),с.146

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п.63.

1

11.02

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(63),с.147

42

Решение задач. 

1

12.02

(62-63)

43

Решение задач на построение методом подобия.

1

18.02

Дидактический материал.

(62-63)

44

Решение задач на построение методом подобия.

1

19.02

Дидактический материал.

(62-63)

45

Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур, п.п. 64, 65.

1

25.02

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(64-65),с.149

§4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА.

4

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.66.

1

26.02

Таблицы.

(66),с.156

47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, п.67.

1

4.03

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(67),с.158

48

Решение задач.

1

5.03

(66-67)

49

Административная контрольная  работа №4 «Применение подобия к решению задач», п.п. 62-67.

1

11.03

(66-67)

ГЛАВА VIII  ОКРУЖНОСТЬ.               17 ч.

§1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ.  3ч.

50

Анализ контрольной работы.

Взаимное расположение прямой и окружности, п.68.

1

12.03

Таблица.

(68),с.164

51

Касательная к окружности, п.69.

1

18.03

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(69),с.166

52

Касательная к окружности, п.69.

1

19.03

(69),с.166

IV четверть

§2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ.    3ч.

53

Градусная мера дуги окружности, п.70.

1

1.04

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(70),с.169

54

Теорема о вписанном угле, п.71.

Самостоятельная работа.

1

2.04

Таблица.

(71),с.171

55

Теорема о вписанном угле, п.71.

1

8.04

Дидактический материал.

(71),с.171

§3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

3

56

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72.

1

9.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(72),с.176

57

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72.

1

15.04

Дидактический материал.

(72),с.176

58

Теорема о пересечении высот треугольника, п.73.

1

16.04

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(73),с.179

§4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ.

8

59

Вписанная окружность, п.74.

1

22.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(74),с.181

60

Вписанная окружность, п.74.

1

23.04

Дидактический материал.

(74),с.181

61

Описанная окружность, п.75.

1

29.04

CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»

(75),с.183

62

Описанная окружность, п.75.

1

30.04

Таблица.

(75),с183

63

Решение задач. Вписанная и описанная  окружности.

1

6.05

Дидактик. материал.

(68-75)

64

Решение задач. Вписанная и описанная  окружности. Зачет № 4

1

7.05

Дидактик. материал.

(68-75)

65

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Окружность», п.п. 68-75.

1

13.05

(68-75)

66

Анализ контрольной работы.

1

14.05

Дидактик. материал.

(68-75)

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

4

67

Четырехугольники.

Площадь.

1

20.05

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(41-44),с.99

(51-53),с.124

68

Подобные треугольники.

Окружность.

1

21.05

Дидактический материал.

(56-61),с.138

69

Итоговая контрольная работа.

1

27.05

70

Анализ контрольной работы.

Итоговое занятие.

1

28.05

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

Примерная тематика рефератов.

  1. Геометрия в дороге: искусство мерить шагами.
  2. Походная тригонометрия без формул и таблиц.
  3. Геометрии звездного неба.
  4. Практическая геометрия египтян и римлян.
  5. Построение без циркуля.
  6. Центр тяжести пластинки.

Требования к уровню подготовки обучающихся

        В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если 

удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Учебно-методический комплект.

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
  3. Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  5. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2011.
  7. Зив Б. Г. Геометрия:   дидакт.   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель;
  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику В.Ф.Бутузов,С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадамцев, В.В. Прасолов.Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материал...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику "Геометрия 7-9", авторы Атанасян и другие

В рабочей программе есть календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"

1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на     базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику: "ФГОС «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-5-е издание Москва «Просвещение» 2015г"

1.Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Геометрия 8» на     базовом и повышенном уровнях.3.Содерж...

рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику "Геометрия » 7- 9 классы Л.С. Атанасян, и др

Собержит подробную характеристику курса и учебно-тематическое планирование...