Методическая разработка урока ": Прямая и отрезок. Луч и угол"
методическая разработка по геометрии (6 класс) на тему
Урок разработан в виде элемента модуля. Можно использовать в дистанционном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no4.docx | 718.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс: Геометрия 7 класс
Модуль №1: Начальные геометрические сведения
Учебный элемент №1: Прямая и отрезок. Луч и угол.
Ориентировочная часть:
Цели УЭ №1:
Образовательные:
Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать знания о взаимном расположении точек и прямой, ознакомить со свойствами прямой.
Систематизировать знания о взаимном расположении точек и прямых. Ознакомить учащихся со свойством прямой (через любые две точки можно провести прямую и притом только одну).
Повторить, что такое луч, начало луча, угол, его стороны и вершина. Ввести понятие внутренней и внешней областей неразвернутого угла. Ознакомить учащихся с обозначениями прямой, отрезка, луча, угла.
Развивающие:
Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся с помощью задач исследовательского характера.
Воспитательные:
Прививать учащимся интерес к предмету, формировать умение грамотно и аккуратно выполнять чертежи и математические записи.
Входные данные:
Для успешного освоения данного элемента Вы должны:
- Знать, что представляет собой отрезок, длина отрезка, прямая, угол, луч.
- Уметь измерять отрезки, углы.
Информационные ресурсы:
- Геометрия: учеб. для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Д. Кадомцев и др.]. – М.; Просвещение, 2008.
- Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. – М.; Просвещение, 2008.
- Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. Материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.; Просвещение, 2008.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. Для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков. – М.; Просвещение, 2008.]
Информационная часть:
- Историческая справка.
Геометрия – одна из наиболее древних наук. Название науки «геометрия» древнегреческого происхождения, оно состоит из двух слов
+ =
Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах.
Вавилоняне писали клинописными значками на глиняных табличках, которые в немалом количестве дошли до наших дней (более 500000, из них около 400 связаны с математикой).
Древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см.
Ученые древней Греции впервые стали заниматься геометрией в 6 веке до нашей эры, однако строгой геометрической системы не создали. Представителем новой формы рационального мышления в геометрии древней Греции считается Фалес Милетский.
Во время путешествий он посетил Египет, где и познакомился с геометрией. Легенда рассказывает о том, что Фалес привел в изумление египетского царя Амасиса, измерив высоту одной из пирамид (пирамиды Хеопса) по величине отбрасываемой ею тени.
Самым ярким представителем ученых, занимающихся геометрией в древней Греции был легендарный Пифагор (564 – 473 г.г.до нашей эры)
В философской школе Пифагора (около 570-471г.г. до нашей эры) геометрия занимала господствующее положение. Считают, что последователи этой школы – пифагорейцы – открыли теорему о сумме углов треугольника, установили существование пяти типов правильных многогранников: гексаэдр, додекаэдр, тетраэдр, октаэдр и икосаэдр.
Геометрию, которую изучают в школе, называют евклидовой, по имени Евклида – древнегреческого ученого. Евклид написал примерно в 300 году до нашей эры знаменитую книгу «Начала». В «Началах» Евклида было впервые предоставлено стройное аксиоматическое строение геометрии. Последовательность и строгость сделали это произведение источником геометрических знаний во многих странах мира в течении более двух тысячелетий. Насколько серьезно и строго относился Евклид к изучению геометрии, можно судить по известному рассказу. Царь Птоломей спросил у Евклида: «Нельзя ли найти более короткий и менее утомительный путь к изучению геометрии, чем «Начала»? Евклид на это ответил: «В геометрии нет царского пути!» Геометрия во все времена изучает формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и так далее. Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.
Таким образом, мы видим что, геометрия возникла на основе практической деятельности человека и лишь впоследствии сформировалась как наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.
Часть геометрии, в которой рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией, а та часть, в которой рассматриваются фигуры в пространстве, называется стереометрией.
Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.
- Изучение нового материала.
Проведем практическую работу и заодно проверим, что вы помните из математики прошлых лет.
- Начертите прямую, обозначьте её (a или AB).
- Отметьте точку С, лежащую на ней, и точки D, N, M, не лежащие на данной прямой. Что можете сказать о точке К?
- Давайте запомним специальные символы, которые позволяют кратко записать утверждения о принадлежности точки.
- знак принадлежности
Ï - знак не принадлежности
D
С B K
A
M N
C AB, К АВ, D Ï AB, N Ï AB, М Ï АВ.
- Постройте две точки M и N. Сколько прямых можно провести через данные две точки?
- Сформулируйте свойство о количестве прямых, проходящих через две точки. (Через любые две точки можно провести прямую и притом только одну)
- Постройте две различные прямые. Как они могут располагаться между собой?
A p
B g
- Сделайте вывод о взаимном расположении двух прямых. (Две прямые либо имеют одну общую точку, либо не имеют общих точек).
- Вот перед вами страница 10 из учебника «Математика 5». Отрезок являться часть прямой, ограниченной двумя точками, которые называются концами отрезка.
- Сформулируйте, что называется отрезком.
- Постройте отрезок CD.
Отметьте на нем точку А, принадлежащую отрезку CD и B, не принадлежащую прямой CD. Сделайте запись, с помощью символов принадлежности.
- Вспомним из учебника «Математика 5» пункт 3.
12. Начертите прямую а и отметьте на ней точку О. Как называется часть прямой, состоящая из всех точек, лежащих по одну сторону от точки О? Как называется точка О?
13. Сформулируйте определение луча и начало луча.
14. Обратим внимания на обозначения луча.
О А а
15. Как называется фигура, изображенная на рисунке? Из каких геометрических фигур состоит угол? А
О
В
А а
О
В в
16. Дайте определение угла, вершины угла, сторон угла. Рассмотрим два способа обозначения угла.
< АОВ или < ав
17. Угол делит плоскость на две части (области): внешнюю и внутреннюю.
внешняя область угла
внутренняя область угла
внешняя область угла
18. Назовите точки, принадлежащие: M
- внешней области угла; А
- внутренней области угла; D В
- сторонам угла. С N
Глоссарий:
Прямая - основное неопределяемое понятие геометрии
Точка - основное неопределяемое понятие геометрии
Отрезок – часть прямой, которая ограниченная двумя точками
Луч - часть прямой, состоящая из всех точек, лежащих по одну сторону от заданной точки, которая является началом луча
Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.
Стороны угла - лучи, из которых состоит угол
Вершина угла - общее начало сторон угла
Диагностическая часть:
Практическая работа №1. (Выдается ученикам в начале урока)
Практическая работа№1
- Начертите прямую, обозначьте её (a или AB).
- Отметьте точку С, не лежащую на ней, и точки D, N, лежащие на данной прямой.
- Давайте запомним специальные символы, которые позволяют кратко записать утверждения о принадлежности точки.
- знак принадлежности
Ï - знак не принадлежности
Например: K a, F Ï MN.
Записать с помощью символов утверждение о том, что С не принадлежит прямой a и N принадлежит прямой a.
- Постройте две точки M и N. Сколько прямых можно провести через данные две точки?
- Сформулируйте свойство о количестве прямых, проходящих через две точки.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Постройте две различные прямые. Как они могут располагаться между собой?
- Сделайте вывод о взаимном расположении двух прямых.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вот перед вами страница 10 из учебника «Математика 5». Отрезок являться часть прямой, ограниченной двумя точками, которые называются концами отрезка.
- Сформулируйте, что называется отрезком.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Постройте отрезок CD.
11.Отметьте на нем точку А, принадлежащую отрезку CD и B, не принадлежащую прямой CD. Сделайте запись, с помощью символов принадлежности.
- Вспомним из учебника «Математика 5» пункт 3.
13. Начертите прямую а и отметьте на ней точку О. Как называется часть прямой, состоящая из всех точек, лежащих по одну сторону от точки О? Как называется точка О?
13. Сформулируйте определение луча и начало луча.
14. Обратим внимания на обозначения луча.
О А а
14. Как называется фигура, изображенная на рисунке? Из каких геометрических фигур состоит угол?
А
О
В
15. Дайте определение угла, вершины угла, сторон угла. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обозначьте углы
А а
О
В в
Рефлексивная часть:
(сенсорная, интеллектуальная)
Подошел к концу наш урок. И мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:
- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты?
- За что вы можете себя похвалить?
- Понравилась ли вам такая форма урока?
- Сможете ли вы самостоятельно продолжить работу по освоению данного материала?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".
Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....
Методическая разработка урока «Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность»
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС:•осуществлено целепологание на основе отбора универсальных учебных действий;•осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью у...
Методическая разработка урока "Прямые линии, отрезки, геометрические фигуры" 5 класс черчение
Повторительно-обобщающий урок...
Урок геометрии в 7 классе. «Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение и измерение отрезков и углов».
Цели и задачи:Образовательные познакомить учащихся с историей возникновения и развития геометрии;обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение из...
Прямая и отрезок. Луч и угол
Презентация к уроку по геометрии в 7 классе....
Прямая и отрезок. Луч и угол.
Прямая и отрезок . Луч и угол...
Методическая разработка урока «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.»
Методическая разработка урока «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.»...