Конспект урока: Решение задач на вычисление объема цилиндра 11 класс
план-конспект урока по геометрии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Казанское суворовское военное училище
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«Решение задач на вычисление объема цилиндра».
Разработал
преподаватель математики
ГИНИЯТУЛЛИН А.М.
Методическая цель: Развитие познавательной активности суворовцев на уроке и умения применять полученные знания в других областях науки.
Учебная цель: Совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков суворовцев о цилиндре.
Воспитательная цель: Продолжить развитие интереса у суворовцев к урокам математики.
Оборудование: ТСО (Лектор 2000), раздаточный материал.
Метод ведения урока: Групповая работа (игровой метод). Эвристическая беседа.
Ход урока.
- Проверка подготовленности суворовцев к уроку.
Вначале урока происходит актуализация опорных знаний, умений и навыков суворовцев о цилиндре. Суворовцы вспоминают теоретический материал необходимый для решения задач.
На доске записываем формулы и элементы цилиндра:
AA1, BB1, СС1, DD1– образующие цилиндра (высоты цилиндра)
ОО1– ось цилиндра
AA1D1D–осевое сечение (прямоугольник)
V=SоснH , Sкруга= πR2 , S∆=absinα , S∆=ah, R= , r = ,m = pV(m – масса тела, р – плотность, v – объем)
- Объявление темы и целей урока.
Вводное слово преподавателя. Математика изучается для того, чтобы уметь решать различные задачи из окружающего нас мира. На уроке сегодня мы рассмотрим задачи на первый взгляд не относящиеся к математике, но, записав математическую модель с использованием теоретического материала, изучаемого на уроках математики, постараемся решить их. Цели урока совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков суворовцев о цилиндре и умения применять полученные знания в других областях науки.
- Совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков суворовцев о цилиндре.
Взвод делиться на три группы (3ряда), в каждой группе – четыре подгруппы (по 2 суворовца). Одна задача на подгруппу, четыре – на группу. Группа, выполнившая задания первой – получает дополнительно +1балл, вторая группа – получает +0,5балла.
Задачи 1группы:
- Объем цилиндра равен 63см3, а площадь осевого сечения 18см2. Найдите радиус основания цилиндра.
а) 8см; б) см; в) 9см; г) 7см
- Отрезок АС, концы которого лежат на разных окружностях оснований цилиндра, пересекает ось цилиндра под углом 30о. Найдите объем цилиндра, если длина отрезка АС равна см.
а) 12см3; б) см3; в) 18см3; г) см3.
- В цилиндр вписана правильная треугольная призма, у которой каждое ребро равно 4см. Найдите объем цилиндра.
а) 64см3; б) 21см3; в) см3; г) 20см3.
- Цилиндр получен вращением квадрата со стороной 5см вокруг одной из его сторон. Найдите объем полученного цилиндра.
а) 25см3; б) 125см3; в) 50см3; г) 75см3.
Задачи 2группы:
1.Объем цилиндра равен 60см3, а площадь осевого сечения 24см2. Найдите радиус основания цилиндра.
а) см; б) 6см; в) 5см; г) 8см.
2.Отрезок АС, концы которого лежат на разных окружностях оснований цилиндра, пересекает ось цилиндра под углом 60о. Найдите объем цилиндра, если длина отрезка АС равна 8см.
а) 84см3; б) см3; в) см3; г) 48см3.
3.В цилиндр вписан куб со стороной 2см. Найдите объем цилиндра.
а) см3; б) 4см3; в) см3; г) 2см3.
4.Цилиндр получен вращением прямоугольника АВСD вокруг прямой АВ. Найдите объем цилиндра, если АВ=3см, ВС=5см.
а) 45см3; б) 15см3; в) 75см3. г) 30см3.
Задачи 3группы:
1.Объем цилиндра равен 36см3, а площадь осевого сечения 36см2. Найдите радиус основания цилиндра.
а) 2см; б) 5см; в) см; г) 4см.
2.Отрезок АС, концы которого лежат на разных окружностях оснований цилиндра, пересекает ось цилиндра под углом 45о. Найдите объем цилиндра, если длина отрезка АС равна 4см.
а) см3; б) 2см3; в) см3; г) 4см3.
3.Найдите объем цилиндра, вписанного в правильную треугольную призму, у которой каждое ребро равно 3см.
а) 2,25см3; б) 2,5см3; в) 3см3; г) 5см3.
4.Цилиндр получен вращением прямоугольника АВСD вокруг прямой ВС. Найдите объем цилиндра, если АВ=3см, ВС=5см.
а) 50см3; б) 75см3; в) 15см3; г) 45см3.
Суворовцы решают задачу и выбирают ответ из четырех предложенных. После того как все три группы выполнят задания, подводим итоги 1тура:
Для экономии времени на доске заранее подготовлены чертежи к заданиям. Так как условия задачи в каждой группе схожи, вызывается по одному суворовцу с каждой группы для объяснения решения своей задачи (объяснение происходит устно), затем при помощи кодоскопа показывается письменное решение.
Задача № 2
Дано:
Цилиндр, АКО = 600,АС = 8см
Найти: Vцилиндра=?
Решение:
Рассмотрим ∆АСD: D =900, С =600 , А =300
АС = 8см =>CD = 4см;AD = 4 cм, АО = R = 2см.
V=SоснH = πR2H = (2)24π =48π
Ответ: Vцилиндра=48π.
Задача № 4
Дано:
Цилиндр, АВСА1В1С1 – правильная призма,
АА1 = АВ = 4см
Найти: Vцилиндра=?
Решение:
V=SоснH = πR2H
Н = АА1 = 4см
R = = =
V = ()()·4π = 21π
Ответ: Vцилиндра=21π.
Суворовцы записывают решение у себя в тетрадях. После каждой задачи подводится итог в таблице:
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
Быстрота | 0 | 0.5 | 1 |
1задание | 1 | 0 | 1 |
2задание | 1 | 1 | 1 |
3задание | 0 | 1 | 0 |
4задание | 1 | 1 | 1 |
После 1тура | 3 | 3.5 | 4 |
Задание капитанов | |||
Сумма |
После подведения итогов 1 тура из каждой команды к доске приглашаются капитаны команд. Каждому капитану дается задание − задание оценивается в 1 балл, первый правильно решивший задание получает дополнительно +0,5балла.
Задание капитанам:
1.Во сколько раз надо увеличить радиус основания цилиндра, не меняя высоту, чтобы объем увеличился в 4 раза?
2.Во сколько раз надо увеличить радиус основания цилиндра, не меняя высоту, чтобы объем увеличился в 2 раза?
3.Во сколько раз надо увеличить радиус основания цилиндра, не меняя высоту, чтобы объем увеличился в 3 раза?
Во время решения заданий капитанами, преподаватель предлагает остальным решить следующую задачу (суворовцы записывают условие задачи в тетрадях):
Стальная болванка имеет форму правильной четырехугольной призмы со стороной основания 40см и высотой 1м. Сколько метров проволоки диаметром 5мм можно изготовить из этой болванки?
Суворовцам необходимо записать математическую модель данной задачи. После записи математической модели (задача остается на самоподготовку), переходим к проверке заданий капитанов с выставлением баллов.
- Подведение итогов урока.
Подводим итоги игры, объявление победителей, наиболее активных в группах. Выставление оценок.
- Постановка самоподготовки.
1.Параграф 76-77(Повторить формулы).
2.Задачи:
а) Свинцовая труба (плотность свинца11,4г/см3) с толщиной стенок 4 мм имеет внутренний диаметр 13мм. Какова масса 25м этой трубы.
б) Насос, подающий воду в паровой котел, имеет два водяных цилиндра. Диаметры цилиндров 80 мм, а ход поршня 150 мм. Чему равна часовая производительность насоса, если каждый поршень делает 50 рабочих ходов в минуту?
в) 25 метров медной проволоки имеют массу 100,7 г. Найдите диаметр проволоки (плотность меди 8,94 г/см3).
Литература
1.Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-11классов.-М.:Просвещение,1993.
2.Клопский В.М Геометрия: Учебное пособие для 9-10 классов.- М.:Просвещение,1978.
3.Шарыгин И.Ф. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса.- М.:Просвещение,1995.
4.Алтынов П.И. Математика:2600 тестов и проверочных заданий для школьников и в вузы. - М.:Дрофа,2000.
5.Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах.10-11 классы. Геометрия. - М.:Илекса,2005.
6. Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-11классов.-М.:Просвещение,2007.
Приложение 1(преподавателю для проверки ответов суворовцев)
- Объем цилиндра равен 63см3, а площадь осевого сечения 18см2. Найдите радиус основания цилиндра.
а) 8см; б) см; в) 9см; г) 7см.
- Отрезок АС, концы которого лежат на разных окружностях оснований цилиндра, пересекает ось цилиндра под углом 30о. Найдите объем цилиндра, если длина отрезка АС равна см.
а) 12см3; б) см3; в) 18см3; г) см3.
- В цилиндр вписана правильная треугольная призма, у которой каждое ребро равно 4см. Найдите объем цилиндра.
а) 64см3; б) 21см3; в) см3; г) 20см3.
- Цилиндр получен вращением квадрата со стороной 5см вокруг одной из его сторон. Найдите объем полученного цилиндра.
а) 25см3; б) 125см3; в) 50см3; г) 75см3.
- Объем цилиндра равен 60см3, а площадь осевого сечения 24см2. Найдите радиус основания цилиндра.
а) см; б) 6см; в) 5см; г) 8см.
- Отрезок АС, концы которого лежат на разных окружностях оснований цилиндра, пересекает ось цилиндра под углом 60о. Найдите объем цилиндра, если длина отрезка АС равна 8см.
а) 84см3; б) см3; в) см3; г) 48см3.
- В цилиндр вписан куб со стороной 2см. Найдите объем цилиндра.
а) см3; б) 4см3; в) см3; г) 2см3.
- Цилиндр получен вращением прямоугольника АВСD вокруг прямой АВ. Найдите объем цилиндра, если АВ=3см, ВС=5см.
а) 45см3; б) 15см3; в) 75см3. г) 30см3.
- Объем цилиндра равен 36см3, а площадь осевого сечения 36см2. Найдите радиус основания цилиндра.
а) 2см; б) 5см; в) см; г) 4см.
- Отрезок АС, концы которого лежат на разных окружностях оснований цилиндра, пересекает ось цилиндра под углом 45о. Найдите объем цилиндра, если длина отрезка АС равна 4см.
а) см3; б) 2см3; в) см3; г) 4см3.
- Найдите объем цилиндра, вписанного в правильную треугольную призму, у которой каждое ребро равно 3см.
а) 2,25см3; б) 2,5см3; в) 3см3; г) 5см3.
- Цилиндр получен вращением прямоугольника АВСD вокруг прямой ВС. Найдите объем цилиндра, если АВ=3см, ВС=5см.
а) 50см3; б) 75см3; в) 15см3; г) 45см3.
- Во сколько раз надо увеличить радиус основания цилиндра, не меняя высоту, чтобы объем увеличился в 4 раза?
а) 4; б) 2; в) ; г) 8.
- Во сколько раз надо увеличить радиус основания цилиндра, не меняя высоту, чтобы объем увеличился в 2 раза?
а) 4; б) 3; в) 2; г) .
- Во сколько раз надо увеличить радиус основания цилиндра, не меняя высоту, чтобы объем увеличился в 3 раза?
а) ; б) 2; в) 3; г) 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Решение задач ЕГЭ по теме "цилиндр"
Учебный проект.....
Конспект урока "Решение задач (цилиндр)"
Конспект урока "Решение задач (цилиндр)"...
Решение задач по теме «Объемы цилиндра и конуса»
Цель: совершенствовать навыки решения задач на нахождение объемов фигурвращения (цилиндра и конуса), используя материалы из сборников ЕГЭ...
Конспект урока "Решение задач на вычисление объема пирамиды"
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме "Объем пирамиды"...
Урок "Решение задач на вычисление площадей"
Урок - практикум "Решение задач на вычисление площадей"...
Презентация к уроку "Решение задач на вычисление площадей"
Урок-практикум "Решение задач на вычисление рлощадей"...