Цикл уроков по теме: "Аксиомы стереометрии" по учебнику Атанасяна 10 класс
презентация к уроку (геометрия, 10 класс) по теме
Цикл уроков по теме : "Аксиомы стереометрии" состоит из следующих уроков:
1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
2. Некоторые слкдствия из аксиом.
3;4. Решение задач на применение аксиом и их следствий.
5. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. Самостоятельная работа.
Для каждого урока подготовлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспекты уроков по теме "Аксиомы стереометрии" | 164.5 КБ |
презентация к уроку 1 | 482.5 КБ |
презентация к уроку 2 | 178 КБ |
презентация к уроку 3 | 183 КБ |
презентация к уроку 4 | 208.5 КБ |
презентация к уроку 5 | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл уроков по теме: «Аксиомы стереометрии и их следствия».
Урок 1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
Цели урока:
- ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии;
- изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве;
- учить применять аксиомы стереометрии при решении задач.
Ход урока:
Слайд 1.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Уже три года, начиная с 7 класса, мы с вами изучаем школьный курс геометрии.
Слайд 2.Вопросы учащимся:
- Что такое геометрия? (Геометрия – наука о свойствах геометрических фигур)
- Что такое планиметрия? ( Планиметрия – раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости)
- Какие основные понятия планиметрии вы знаете? (точка, прямая)
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела геометрии – стереометрии.
Слайд 3. Стереометрия – раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. (Учащиеся делают запись в тетрадь)
Слайд 4. Основные понятия пространства: точка, прямая, плоскость.
Представление о плоскости дает гладкая поверхность стола, стены, пола, потолка и т.д. Плоскость, как геометрическую фигуру, нужно представлять простирающейся во все стороны, бесконечной. Обозначаются плоскости греческими буквами α, β, γ и т. д.
1. Назовите точки, лежащие в плоскости β; не лежащие в плоскости β.
2. Назовите прямые: лежащие в плоскости β; не лежащие в плоскости β.
Слайд 5. Об основных понятиях (точка, прямая, плоскость) мы имеем наглядное представление и определения им не даются. Их свойства выражены в аксиомах.
Наряду с точкой, прямой, плоскостью в стереометрии рассматривают геометрические тела (куб, параллелепипед, цилиндр, тетраэдр, конус и др.), изучают их свойства, вычисляют их площади и объемы. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы.
Слайд 6. Вопросы учащимся:
- Какие геометрические тела вам напоминают предметы, изображенные на этих рисунках.
- Назовите предметы из окружающей вас обстановки (нашей классной комнаты) напоминающие вам геометрические тела.
Слайд 7. Практическая работа ( в тетрадях)
1. Изобразите в тетради куб (видимые линии – сплошной линией, невидимые – пунктиром).
2. Обозначьте вершины куба заглавными буквами АВСДА1В1С1Д1
3. Выделите цветным карандашом:
- вершины А, С, В1, Д1; отрезки АВ, СД, В1С, Д1С; диагонали квадрата АА1В1В.
Обратить внимание учащихся на видимые и невидимые линии на рисунке; изображение квадрата АА1В1В в пространстве.
Слайд 8. Вопросы к учащимся:
- Что такое аксиома? Какие аксиомы планиметрии вы знаете?
В пространстве основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах.
Слайд 9. Учащиеся делают записи и рисунки в тетрадях.
Аксиома 1. (А1) Через любые 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна.
Слайд 10. Отметить, что если взять не 3, а 4 произвольные точки, то через них может не проходить ни одна плоскость, то есть 4 точки могут не лежать в одной плоскости.
Слайд 11. Аксиома 2. (А2) Если 2 точки прямой лежат в плоскости, то и все точки прямой лежат в этой плоскости. В этом случае говорят, что прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.
Слайд 12. Вопрос учащимся:
- Сколько общих точек имеют прямая и плоскость? (рис.1 – бесконечно много; рис.2 – одну)
Слайд 13. Аксиома 3. (А3) Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
В этом случае говорят, что плоскости пересекаются по прямой.
3. Закрепление изученного материала.
Слайд 14. Решение задач из учебника № 1(а,б), 2(а).
Учащиеся читают условие задач и по рисунку на слайде дают ответ с объяснением.
Задача 1.
а) Р, Е (АДВ) РЕ (АДВ) по А2
Аналогично МК (ВДС)
В,Д (АДВ) и (ВДС) ВД (АДВ) и (ДВС)
Аналогично АВ (АДВ) и (АВС)
С, Е (АВС) и (ДЕС) СЕ (АВС) и (ДЕС)
б) С (ДК) и (АВС) ДК ∩ (АВС) = С. Т.к. точек пересечения прямой и плоскости не более одной ( прямая не лежит в плоскости), то это единственная точка.
Аналогично СЕ ∩ (АДВ) = Е.
Задача 2(а)
В плоскости ДСС1: Д, С, С1, Д1, К, М, R. В плоскости ВQС: В1, В, Р, Q, С1, М, С.
Слайд 15. 4. Подведение итогов урока. Вопросы учащимся:
- Как называется раздел геометрии, который мы будем изучать в 10-11 классах?
- Что такое стереометрия?
- Сформулируйте с помощью рисунка аксиомы стереометрии, которые вы изучили сегодня на уроке.
Слайд 16. 5. Домашнее задание.
Урок 2. Некоторые следствия из аксиом.
Цели урока:
- повторить аксиомы стереометрии и применение их при решении задач домашнего задания;
- ознакомить учащихся со следствиями из аксиом;
- научить применять следствия из аксиом при решении задач, а также закрепить умение применять аксиомы стереометрии при решении задач;
- повторить формулы вычисления площади ромба.
Ход урока.
Слайд 1. 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2. 2. Проверка домашнего задания.
Перед уроком у нескольких учащихся взять на проверку тетради с домашней работой.
1)Сформулируйте аксиомы стереометрии и оформите рисунки на доске.
2) №1 (в,г); 2(б,д).
Учащиеся устно с места по рисунку на слайде отвечают на вопросы домашнего задания.
Слайд 3. 3. Изучение нового материала. Рассмотрим и докажем следствия из аксиом.
Теорема 1. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость и притом только одна.
Учащиеся записывают формулировку в тетради и, отвечая на вопросы учителя, делают соответствующие записи и рисунки в тетрадь.
- Что дано в теореме? (прямая и не лежащая на ней точка)
- Что надо доказать? (проходит плоскость; одна)
- Что можно использовать для доказательства? (аксиомы стереометрии)
- Какая из аксиом позволяет построить плоскость? (А1, через три точки проходит плоскость и притом только одна)
- Что есть в данной теореме и чего не хватает для использования А1 (имеем – точку; необходимы – еще две точки)
- Где построим еще две точки? (на данной прямой)
- Какой вывод можем сделать? ( через три точки строим плоскость)
- Принадлежит ли данной плоскости прямая? ( да)
- На основании чего можно сделать такой вывод? ( на основании А2: если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит плоскости)
- Сколько плоскостей можно провести через данные прямую и данную точку? (одну)
- Почему? (так как плоскость, проходящая через прямую и плоскость, проходит через данную точку и две точки на прямой, значит по А1 эта плоскость – единственная)
Слайд 4. Теорема 2. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом только одна.
Учащиеся доказывают теорему самостоятельно, затем прослушиваются несколько доказательств и делаются дополнения и уточнения (если они необходимы)
Обратить внимание на то, что доказательство опирается не на аксиомы, а на следствие 1.
Слайд 5. 4. Закрепление изученного материала.
Задача 6 (из учебного пособия)
Учащиеся работают в тетрадях, предлагают свои варианты решения, затем сравнивают свое решение с решением на экране. Разбираются два случая: 1) точки не лежат на одной прямой; 2) точки лежат на одной прямой.
Слайд 6,7. Задача на слайде. Учащиеся читают условие, делают рисунок и необходимые записи в тетрадях. Учитель проводит фронтальную работу с классом по вопросам задачи. В ходе решения задачи повторяем формулы вычисления площади ромба.
Дано: АВСД – ромб, АС∩ВД=О, М, (А,Д,О); АВ = 4см, А=60º.
Найти: (В,С); Д (МОВ); (МОВ)∩(АДО); SАВСД.
Решение:
Обратить внимание на тот факт, что если две плоскости имеют общие точки, то они пересекаются по прямой, проходящей через эти точки.
5. Подведение итогов:
- Сформулируйте аксиомы стереометрии.
- Сформулируйте следствия из аксиом.
Цель урока достигнута. Аксиомы стереометрии повторили, познакомились со следствиями из аксиом и применили их при решении задач.
Выставление отметок (с комментариями)
Слайд 8. 6. Постановка домашнего задания:
Урок 3. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Цели урока:
- повторить аксиомы стереометрии и их следствия;
- сформировать навык применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач;
- учащиеся знают аксиомы стереометрии и их следствия и умеют применять их при решении задач.
Ход урока.
Слайд 1. 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
1) Проверка домашнего задания по вопросам учащихся.
Перед уроком у нескольких учащихся взять на проверку тетради с домашней работой.
2) Двое учащихся готовят у доски доказательство следствий из аксиом.
3) Двое учащихся (1 уровень) и двое учащихся (2 уровень) работают по карточкам индивидуального опроса. Слайд .
4) Фронтальная работа с учащимися.
Слайд 2. Дано: куб АВСДА1В1С1Д1
Найдите:
- Несколько точек, которые лежат в плоскости α; (А, В, С, Д)
- Несколько точек, которые не лежат в плоскости α; (А1, В1, С1, Д1)
- Несколько прямых, которые лежат в плоскости α; (АВ, ВС, СД, АД, АС, ВД)
- Несколько прямых, которые не лежат в плоскости α; (А1В1, В1С1, С1Д1, А1Д1, А1С1, В1Д1, АА1, ВВ1, СС1, ДД1)
- Несколько прямых которые пересекают прямую ВС; (ВВ1, СС1)
- Несколько прямых, которые не пересекают прямую ВС. (АД, АА1 …)
Слайд 3. Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение:
Слайд 4. Лежат ли прямые АА1, АВ, АД в одной плоскости? (Прямые АА1, АВ, АД проходят через точку А, но не лежат в одной плоскости)
3. Решение задач.
Слайд 5. Учащиеся решают задачи № 7, 10, 14 из учебного пособия, делая соответствующие рисунки и записи на доске и в тетрадях.
Задача № 7.
2) Лежат ли в одной плоскости все прямые, проходящие через точку М?
Решение: По следствию 2:
2) Все прямые, проходящие через точку М, не обязательно лежат в одной плоскости. (см. пример со слайда 4)
Задача 10. Учащиеся решают задачу самостоятельно (аналогично задаче № 7). Учитель выборочно берет тетради на проверку и оказывает индивидуальную помощь в решении задачи учащимся, которые не справились с заданием.
Задача № 14. Решение: Все прямые а, b, с лежат в одной плоскости. В этом случае по следствию 2 можно провести плоскость, и через три прямые проходит одна плоскость.
Одна из трех прямых, например с, не лежит в плоскости α, определяемой прямыми а и b. В этом случае через заданные три прямые проходят три различные плоскости, определяемые парами прямых а и b, а и с, b и с.
Слайд 6. Учащиеся делают рисунок и необходимые построения и записи в тетрадях. При построении учащиеся проговаривают аксиомы, результат построения записывают с помощью символики.
Задача. Дано: куб АВСДА1В1С1Д1
т.М лежит на ребре ВВ1, т.N лежит на ребре СС1 и точка К лежит на ребре ДД1
а) Назовите плоскости, в которых лежат точки М; N.
б) найдите т.F-точку пересечения прямых МN и ВС. Каким свойством обладает точка F?
в) найдите точку пересечения прямой КN и плоскости АВС.
г) найдите линию пересечения плоскостей МNК и АВС.
Решение:
Слайд 7. Для решения следующей задачи повторим формулу вычисления площади четырехугольника. Вывод формулы разбирают по слайду.
Учащиеся записывают формулу в тетрадь.
Слайд 8. Докажите, что все вершины четырехугольника АВСД лежат в одной плоскости, если его диагонали АС и ВД пересекаются.
Вычислите площадь четырехугольника, если АС┴ВД, АС = 10см, ВД = 12см.
Ответ: 60 см2
4. Подведение итогов урока.
- Какие аксиомы и теоремы мы применяли на уроке при решении задач? Сформулируйте.
- Какие задачи были самыми интересными, самыми сложными?
- Что полезного для вас лично было на уроке?
- Что вызвало затруднения? Учитель объявляет отметки за урок с комментарием.
Слайд 9. 5. Постановка домашнего задания:
Урок 4. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Цели урока:
- провести контроль знаний аксиом стереометрии и их следствий;
- закрепить сформированный навык применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач;
- повторить: теорему Пифагора и ее применение; формулы вычисления площадей равностороннего треугольника, прямоугольника.
Ход урока.
Слайд 1. 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2. 2. Проверка домашнего задания.
Перед уроком у нескольких учащихся взять на проверку тетради с домашней работой.
Двое учащихся готовят у доски решения задач из домашней работы - № 9, 15.
Остальные учащиеся отвечают на вопросы математического диктанта по слайду.
Слайд 3. 3. Решение задач (фронтальная работа с классом)
Задача № 1.
Дан тетраэдр МАВС, каждое ребро которого равно 6 см.
- Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости: а) МАВ и МFС; б) МСF и АВС.
- Найдите длину СF и SАВС
- Как построить точку пересечения прямой ДЕ с плоскостью АВС?
Вопросы к учащимся ( при необходимости):
- Какие точки одновременно принадлежат обеим плоскостям. На основании какой аксиомы можно сделать вывод?
- Сформулируйте свойство медианы равнобедренного треугольника.
- Сформулируйте теорему Пифагора.
- Почему можно применить теорему Пифагора в данном случае?
- Какими способами можно вычислить площадь равностороннего треугольника?
- Всегда ли можно построить точку пересечения прямой ДЕ с плоскостью АВС?
Слайд 4. Задача №2.
- Как построить точку пересечения плоскости АВС с прямой Д1Р?
- Как построить линию пересечения плоскости АД1Р и АВВ1?
- Вычислите длину отрезков АР и АД1, если АВ = а
Решение:
- Д1Р и ДВ лежат в одной плоскости Д1ДВ. Пусть они пересекаются в точке К. Тогда точка к принадлежит прямой ДВ, а значит, К (АВС)
- Точка Р принадлежит ВВ1, а значит, и плоскости АВВ1. Точка А принадлежит АВ, а значит, и плоскости АВВ1. Аналогично АР АД1Р. Значит, (АД1Р)∩(АВВ1)=АР.
- а)Из ∆АВР, по теореме Пифагора АР = ; б) Из ∆АДД1 по теореме Пифагора АД1=.
Слайд 5. Задача №3.
Дано: Точки А, В, С не лежат на одной прямой.
Докажите, что точка Р лежит в плоскости АВС.
С помощью анимации на слайде учащиеся делают соответствующие построения и необходимые выводы. Делают записи в тетрадях с помощью математических символов, проговаривая соответствующие аксиомы и следствия из аксиом.
Вопросы учащимся ( по необходимости):
- Зная, что точки А, В, С не лежат на одной прямой, какой вывод можно сделать?
- Если точки А и В лежат в плоскости, какой вывод о прямой АВ можно сделать?
- Какой вывод можно сделать о точке М?
- Если точки А и С лежат в плоскости, какой вывод о прямой АС можно сделать?
- Какой вывод можно сделать о точке К?
- Зная, что точки М и К лежат в плоскости, какой вывод можно сделать о прямой МК?
- Какой вывод можно сделать о точке Р?
Решение ( другой способ доказательства):
АВ∩АС=А. По второму следствию, прямые АВ и АС определяют плоскость α. Точка М принадлежит АВ, а значит, принадлежит плоскости α, и точка К принадлежит АС, а значит, и плоскости α. По аксиоме А2: МК лежит в плоскости α. Точка Р принадлежит МК, а значит, и плоскости α.
Слайд 6. Задача № 4.
Плоскости α и β пересекаются по прямой с. Прямая а лежит в плоскости α и пересекает плоскость β. Пересекаются ли прямые а и с? Почему?
Вопросы учащимся (при необходимости):
- Зная, что прямая а пересекает плоскость β, какой вывод можно сделать? (Прямая и плоскость имеют общую точку, например, точку В)
- Каким свойством обладает точка В? ( Точка В принадлежит и прямой а, и плоскости α, и плоскости β)
- Если точка принадлежит двум плоскостям одновременно, то что мы можем сказать о взаимном положении плоскостей? (плоскости пересекаются по прямой, например с)
- Каково взаимное расположение точки В и прямой с? ( точка В принадлежит прямой с)
- Зная, что точка В принадлежит и прямой а, и прямой с, какой вывод можно сделать об этих прямых? ( прямые пересекаются в точке В)
Слайд 7. Задача №5.
Дан прямоугольник АВСД, О – точка пересечения его диагоналей. Известно, что точки А, В, О лежат в плоскости α. Докажите, что точки С и Д также лежат в плоскости α. Вычислите площадь прямоугольника, если АС = 8 см, АОВ = 60º.
Задача предназначена для самостоятельного решения с обсуждением решения и оказанием индивидуальной помощи учащимся. Полезно обсудить различные способы нахождения площади прямоугольника:
- Найти стороны прямоугольника.
- Использовать тот известный факт, что диагонали параллелограмма ( прямоугольника) разбивают его на четыре равновеликих треугольника, и найти сначала площадь одного из треугольников.
- Использовать формулу .
Предложить учащимся решить задачу разными способами. Ответ: 16см2.
4. Подведение итогов урока:
- Какие аксиомы и теоремы мы применяли на уроке при решении задач? Сформулируйте.
- Какие задачи были самыми интересными, самыми сложными?
- Что полезного для вас лично было на уроке?
- Что вызвало затруднения?
Выставление отметок за урок ( с комментированием каждой отметки)
Слайд 8. 5. Постановка домашнего задания:
Урок 5. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. Самостоятельная работа (20 мин.)
Цели урока:
- закрепить усвоение вопросов теории в процессе решения задач;
- проверить уровень подготовленности учащихся путем проведения самостоятельной работы контролирующего характера.
Ход урока.
Слайд 1. 1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2. 2. Проверка домашнего задания.
Перед уроком у нескольких учащихся взять на проверку тетради с домашней работой.
Задача 1.
Прямые а и b пересекаются в точке О, А а, В b, Р АВ. Докажите, что прямые а и b и точка Р лежат в одной плоскости.
Решение:
Слайд 3. Задача 2.
На данном рисунке плоскость α содержит точки А, В, С, Д, но не содержит точку М. Постройте точку К – точку пересечения прямой АВ и плоскости МСД. Лежит ли точка К в плоскости α.
Решение:
Слайды 4, 5, 6 3.Устное решение задач на повторение теории (по слайдам)
Слайды 7,8 4. Самостоятельная работа (разноуровневая, контролирующего характера) Учащиеся выбирают свой уровень сложности.
5. Подведение итогов.
1) Собрать тетради с самостоятельной работой.
2) Объявление отметок с комментированием.
Слайд 9. 6. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Что такое геометрия? Геометрия – наука о свойствах геометрических фигур «Геометрия» - (греч.) – «землемерие» - Что такое планиметрия? Планиметрия – раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости. А а Основные понятия планиметрии: точка прямая - Основные понятия планиметрии?
Стереометрия - раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве
Основные фигуры в пространстве: точка прямая плоскость α β Обозначение: А; В; С; …; М;… а А В М N Р Обозначение: a, b, с, d…, m, n,… (или двумя заглавными латинскими) Обозначение: α , β , γ … Ответьте на вопросы по рисунку: 1. Назовите точки, лежащие в плоскости β ; не лежащие в плоскости β . 2. Назовите прямые, лежащие в плоскости β ; не лежащие в плоскости β
Некоторые геометрические тела. А В С Д Д 1 С 1 В 1 А 1 куб А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 параллелепипед А В С Д тетраэдр цилиндр конус
Назовите какие геометрические тела вам напоминают предметы, изображенные на этих рисунках: Назовите предметы из окружающей вас обстановки ( нашей классной комнаты) напоминающие вам геометрические тела.
Практическая работа. 1. Изобразите в тетради куб (видимые линии – сплошной линией, невидимые – пунктиром). 2. Обозначьте вершины куба заглавными буквами АВСДА 1 В 1 С 1 Д 1 А В С Д Д 1 С 1 В 1 А 1 3. Выделите цветным карандашом: вершины А, С, В 1 , Д 1 отрезки АВ, СД, В 1 С, Д 1 С диагонали квадрата АА 1 В 1 В
- Что такое аксиома? Аксиома – это утверждение о свойствах геометрических фигур, принимается в качестве исходных положений, на основе которых доказываются далее теоремы и вообще строится вся геометрия. Аксиомы планиметрии: - через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. из трех точек прямой одна, и только одна, лежит между двумя другими. имеются по крайней мере три точки, не лежащие на одной прямой…
Аксиомы стереометрии. А В С А1 . Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна. α
Если ножки стола не одинаковы по длине, то стол стоит на трех ножках, т.е. опирается на три «точки», а конец четвертой ножки (четвертая точка) не лежит в плоскости пола, а висит в воздухе.
Аксиомы стереометрии. А В α А2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то и все точки этой прямой лежат в этой плоскости. Говорят: прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.
а М Прямая лежит в плоскости Прямая пересекает плоскость Сколько общих точек имеют прямая и плоскость?
Аксиомы стереометрии. α β А3. Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей. Говорят : плоскости пересекаются по прямой. А а
Решить задачи: №1(а,б); 2(а) А В С Д Р Е К М А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 Q P R К М Назовите по рисунку: а) плоскости, в которых лежат прямые ДВ, АВ, МК, РЕ, ЕС; б) точки пересечения прямой ДК с плоскостью АВС, прямой СЕ с плоскостью АДВ. а) точки, лежащие в плоскостях ДСС 1 и В Q С № 1(а,б) № 2(а)
Подведем итоги урока: 1) Как называется раздел геометрии, который мы будем изучать в 10-11 классах? 2) Что такое стереометрия? 3) Сформулируйте с помощью рисунка аксиомы стереометрии, которые вы изучили сегодня на уроке. А А В В α α А α β
Домашнее задание: Повторить аксиомы планиметрии Выучить аксиомы А1-А3 Прочитать пункт 1,2 (стр. 3 – 6) Решить задачи: 1(в,г); 2(б,д). Дополнительно: № 3; 4 ( по желанию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А В С Д Р Е К М А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 Q P R К М 2) №1 (в,г); 2(б,д). Назовите по рисунку: в) точки, лежащие в плоскостях АДВ и ДВС; г) прямые по которым пересекаются плоскости АВС и ДСВ, АВД и СДА, РДС и АВС. б) плоскости, в которых лежит прямая АА 1 ; д) точки пересечения прямых МК и ДС, В 1 С 1 и ВР, С 1 М и ДС. Проверка домашнего задания: 1) Сформулируйте аксиомы стереометрии и оформите рисунки на доске.
Теорема 1. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость и притом только одна. Дано: а, М ¢ а Доказать: (а, М) с α α - единственная а М α Доказательство : 1 . Р, О с а; { Р,О,М } ¢ а Р О По аксиоме А1: через точки Р, О, М проходит плоскость . По аксиоме А2: т.к. две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости, т.е. (а, М) с α 2 . Любая плоскость проходящая через прямую а и точку М проходит через точки Р, О, и М, значит по аксиоме А1 она – единственная. Ч.т.д. Некоторые следствия из аксиом:
Теорема 2. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна. Дано: а ∩ b Доказать: 1. ( а∩ b ) с α 2. α - единственная а b М Н α Доказательство: 1.Через а и Н а, Н b проходит плоскость α . (М , Н) α , (М,Н) b , значит по А2 все точки b принадлежат плоскости. 2. Плоскость проходит через а и b и она единственная, т.к. любая плоскость, проходящая через прямые а и b , проходит и через Н, значит α – единственная.
Решить задачу № 6 А В С α Три данные точки соединены попарно отрезками. Докажите, что все отрезки лежат в одной плоскости. Доказательство: 1. (А,В,С) α , значит по А1 через А,В,С проходит единственная плоскость. 2. Две точки каждого отрезка лежат в плоскости, значит по А2 все точки каждого из отрезков лежат в плоскости α . 3. Вывод: АВ, ВС, АС лежат в плоскости α 1 случай. А В С α 2 случай. Доказательство: Так как 3 точки принадлежат одной прямой, то по А2 все точки этой прямой лежат в плоскости.
Задача. А В С Д М О АВСД – ромб, О – точка пересечения его диагоналей, М – точка пространства, не лежащая в плоскости ромба. Точки А, Д, О лежат в плоскости α . Определить и обосновать: Лежат ли в плоскости α точки В и С? Лежит ли в плоскости МОВ точка Д? Назовите линию пересечения плоскостей МОВ и АДО. Вычислите площадь ромба, если сторона его равна 4 см, а угол равен 60 º . Предложите различные способы вычисления площади ромба.
А В С Д 60 º 4 4 4 4 S АВСД = АВ · АД · sinA S АВСД = (ВД · АС):2 Формулы для вычисления площади ромба: ∆ АВД = ∆ВСД (по трем сторонам), значит S АВД = S ВСД .
Домашнее задание: 1. Прочитать пункты 2; 3 на стр. 4 – 7 2. Выучить теоремы 1, 2 ( с доказательством); повторить аксиомы А1 – А3 3. Решить задачу №8 ( с объяснением ответов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устная работа. А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 α Дано: куб АВСДА 1 В 1 С 1 Д 1 Найдите: Несколько точек, которые лежат в плоскости α ; Несколько точек, которые не лежат в плоскости α ; Несколько прямых, которые лежат в плоскости α ; Несколько прямых, которые не лежат в плоскости α ; Несколько прямых которые пересекают прямую ВС; Несколько прямых, которые не пересекают прямую ВС. Задача 1.
Устная работа. Задача 2. α А М В а b c Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение:
Устная работа. А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 α Прямые АА 1 , АВ, АД проходят через точку А, но не лежат в одной плоскости Лежат ли прямые АА 1 , АВ, АД в одной плоскости?
Решите задачи из учебного пособия: стр. 8 № 7, 10, 14. Работа учащихся на доске и в тетрадях:
Задача 1 А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 М N F К Дано: куб АВСДА 1 В 1 С 1 Д 1 т.М лежит на ребре ВВ 1 , т. N лежит на ребре СС 1 и точка К лежит на ребре ДД 1 а) назовите плоскости, в которых лежат точки М; N . б) найдите т. F- точку пересечения прямых М N и ВС. Каким свойством обладает точка F ? в) найдите точку пересечения прямой К N и плоскости АВС О г) найдите линию пересечения плоскостей М N К и АВС
А В С Д О Повторение. Формула для вычисления площади четырехугольника.
Задача 2 α А В С Д О Докажите , что все вершины четырехугольника АВСД лежат в одной плоскости, если его диагонали АС и ВД пересекаются. Вычислите площадь четырехугольника, если АС ┴ВД, АС = 10см, ВД = 12см. Доказательство: 1. (АС ∩ ВД) = α АС α , ВД α , (А, В, С, Д ) α 2. S АВСД = АС · ВД · sin90º = 10 · 12 = 120 ( см 2 ) Ответ : 120 см 2
Домашнее задание: Пункты 1-3 прочитать Решить задачи № 9; 13 Дополнительно № 11; 15 ( по желанию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прямые а и b пересекаются в точке О, А а, В b , Р АВ. Докажите, что прямые а и b и точка Р лежат в одной плоскости. а b О А В Р Задача №1 Проверка домашнего задания
На данном рисунке плоскость содержит точки А, В, С, Д, но не содержит точку М. Постройте точку К – точку пересечения прямой АВ и плоскости МСД. Лежит ли точка К в плоскости . А В С Д М Задача 2 Проверка домашнего задания К Решение:
Задача (устно) А В С Д М О АВСД – ромб, О – точка пересечения его диагоналей, М – точка пространства, не лежащая в плоскости ромба. Точки А, Д, О лежат в плоскости α . Определить и обосновать: 1. Какие еще точки лежат в плоскости α ? Лежат ли в плоскости α точки В и М? Лежит ли в плоскости МОД точка В? Назовите линию пересечения плоскостей МОС и АДО. Точка О – общая точка плоскостей МОВ и МОС. Верно ли что эти плоскости пересекаются по прямой МО? Назовите три прямые, лежащие в одной плоскости; не лежащие в одной плоскости.
Задача (устно) А В С М Стороны АВ и АС треугольника АВС лежат в плоскости . Докажите , что и медиана лежит в плоскости .
С Д В Е F О М Задача (устно) В чем ошибка чертежа, где О Е F . Дайте объяснение. Как должен выглядеть правильный чертеж.
1 уровень А В С S К М N 1. Пользуясь данным рисунком, назовите: а) четыре точки, лежащие в плоскости S АВ; б)плоскость, в которой лежит прямая М N ; в) прямую по которой пересекаются плоскости S АС и S ВС. 2. Точка С – общая точка плоскости и . Прямая с проходит через точку С. Верно ли, что плоскости и пересекаются по прямой с. Ответ объясните. 3. Через прямую а и точку А можно провести две различные плоскости. Каково взаимное расположение прямой а и точки А. Ответ объясните. 2 уровень S А В С Д Е F 1. Пользуясь данным рисунком назовите: а) две плоскости, содержащие прямую ДЕ; б) прямую, по которой пересекаются плоскости АЕ F и S ВС; в) плоскости, которые пересекает прямая S В. 2. Прямые а, b и с имеют общую точку. Верно ли, что данные прямые лежат в одной плоскости? Ответ обоснуйте. 3. Плоскости и пересекаются по прямой с. Прямая а лежит в плоскости и пересекает плоскость . Каково взаимное расположение прямых а и с?
А В С Д А 1 В 1 С 1 Д 1 Уровень 3 (на карточках) 1. Пользуясь данным рисунком, назовите: а) две плоскости, содержащие прямую В 1 С; б) прямую, по которой пересекаются плоскости В 1 СД и АА 1 Д 1 ; в) плоскость, не пересекающуюся с прямой СД 1 . 2. Четыре прямые попарно пересекаются. Верно ли, что если любые три из них лежат в одной плоскости, то все четыре прямые лежат в одной плоскости? Ответ объясните. 3. Вершина С плоского четырехугольника АВСД лежит в плоскости , а а точки А, В, Д не лежат в этой плоскости. Прямые АВ и АД пересекают плоскость в точках В 1 иД 1 соответственно. Каково взаимное расположение точек С, В 1 и Д 1 ? Ответ объясните.
Домашнее задание: повторить материал из планиметрии и сделать в тетрадях конспект по следующим вопросам: Определение параллельных прямых Взаимное расположение двух прямых на плоскости Построение прямой, параллельной данной Аксиому о параллельных прямых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Аксиомы параллельных прямых"
урок изучения нового материала....
Презентация к уроку на тему "Аксиомы стереометрии"
В данной презентации представлен материал для изучения темы в 10 классе по геометрии на тему "Аксиомы стереометрии"...
Урок на тему "Аксиомы стереометрии"
В данной презентации представлен материал для учащихся 10 класса по геометрии на тему "Аксиомы стереометрии"....
Вводный урок по физкультуре из цикла уроков по разделу "Гимнастика" для учащихся 5 класса с использованием мультимедийных средств
Разработка урока по физической культуре для 5 класса по теме «Гимнастика» относится к уроку изучение нового материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию материала на последующих уроках данной тем...
разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля
В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...
цикл уроков по литературе для обучающихся 5 - 9 классов "на пути к Любви правде"
Данный цикл разработан в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития личности школьников РФ, может быть интегрирован с курсом "Православная культура России"....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.
Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...