цикл уроков по литературе для обучающихся 5 - 9 классов "на пути к Любви правде"
методическая разработка по литературе по теме

Данный цикл разработан в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития личности школьников РФ, может быть интегрирован с курсом "Православная культура России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_lyubvi_i_pravdy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Бледнова Надежда Анатольевна

«На пути к Любви и Правде»

Цикл занятий по литературе  для обучающихся 5 – 9 классов

Автор: Бледнова Надежда Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

 МКОУ Светловская ООШ Коченевского района

Содержание конкурсной работы

  1. Пояснительная записка. Актуальность ……………………………………….. 3 стр.
  2. Аспекты условий реализации. Цель и задачи…………………………………. 4 стр.
  3. Планируемые результаты………………………………………………………... 5 стр.
  4. Содержание цикла ………………………………………………………………... 6 стр.
  5. Пример урока в 9 классе по повести В. Богомолова «Иван»………………... 8 стр.
  6. Заключение ………………………………………………………………………... 11 стр.
  7. Список литературы и информационных источников ………………………. 12 стр.

«На пути к Любви и Правде»

Цикл занятий по литературе  для обучающихся 5 – 9 классов

Пояснительная записка

Данный цикл занятий составлен на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  • Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Учебно издание. – М.: Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерная программа по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).

Актуальность

   В послании к Федеральному Собранию 2012 года, Глава нашего государства оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. В.В. Путин сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».

  Современный школьник-читатель стоит перед многоликими и сложными вызовами. И именно литература как учебный предмет позволяет получить основу формирования, развития мировоззренческих ориентиров: исследуя текст художественного произведения, читающий выделяет для себя доминанты решения заданных проблем: выделяет образы нравственных ориентиров, предлагаемых автором. Изучение произведений художественной литературы дает возможность освоить особый способ познания жизни, предлагая школьникам вариативность выбора на основе формирующихся нравственных ориентиров личности.

   Духовно-нравственный контекст произведений предполагает и понимание учителем (!) основ религиозного (православного(!)) мировоззрения автора для того, чтобы дать возможность обучающимся определить более объективно авторское представление проблемы. Необходимо обращение к содержанию библейских текстов (например, к Святому Евангелию). Это достаточно сложные аспекты работы с текстом, но именно это дает возможность каждому школьнику обратиться к собственному опыту. Кроме того, необходимо создать условия для активной работы со словарями (толковыми, орфоэпическими, этимологическими, а также со словарем церковно-славянского языка). Данный вид работы позволит не только расширить словарный кругозор школьников, но и даст возможность как повысить уровень речевой культуры, так и уровень понимания значимости Слова – критерия человеческой (духовной!) сущности как таковой.

Аспекты условий реализации. Цель и задачи

  Курс изучения художественных произведений построен так, что читатель-подросток вслед за главными героями проходит путь от нравственного проступка до принятия истины Любви и Правды: для обучающихся 5 -6 классов акценты расставляются по определению ответа на вопросы «Что хорошо?» и «Что плохо?»; для подростков 7-8 классов создаются условия для определения вопросов «Почему это плохо?», «Почему это хорошо?», а деятельность девятиклассников осложняется уже требованием поиска проблемы, понимания понятия «духовно-нравственный выбор» с обязательным акцентом на обоснование собственной личностной позиции обучающегося.  Таким образом, обучающийся,  получит возможность проанализировать этапы духовного становления личности и отрефлексировать полученный вывод с учетом  собственного опыт.

   Обязательным условием является целевое отслеживание проблематики изучаемого произведения и установление текстуальной «переклички» от начального произведения к последующему. Решение именно такого условия позволяет учителю отслеживать уровень достижения (или не достижения) поставленных цели, задач и, в целом, видеть уровень принятия идеи курса обучающимися: то есть отследить уровень результативности.

Цель:

Создание условий для восприятия обучающимися созданной практикой духовной жизни нашего народа системы духовно-нравственных ориентиров развития личности для формирования и развития личностной  духовно-нравственной, гражданской позиции.    

Задачи:

  • способствовать формированию и развитию умения определять духовно-нравственную составляющую художественного произведения;
  • учить умению анализировать образ героя, определяя степень нравственности его поступков, соотнося с личной позицией читателя; определять авторскую позицию;
  • создавать условия для развития умения воспринимать произведения разных видов
  • искусства, соотнося их идейную составляющую с произведением художественной литературы;
  • способствовать развитию нравственного самосознания, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека.

Данный курс может быть интегрирован с курсом «Православная культура России». Также немаловажным методическим аспектом являются межпредметные связи: наблюдение произведений живописи, театрального искусства, просмотр художественных фильмов, соответствующих тематике, проблематике изучающих произведений.

Планируемые результаты

  • Личностные:

Осознание себя представителем своего народа, гражданином многонационального Российского государства; готовность и способность обучающихся руководствоваться духовно-нравственными принципами в определении выбора поступка, слова; к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальную позицию, наличие стойкой мотивации к учению, активной деятельности познания, способности целеполагания, умению строить жизненные планы.

  • Предметные:

Знать и передавать содержание произведения, понимать ключевые проблемы произведения, определять его нравственную проблему; уметь находить параллели сюжета, проблемы в других произведениях; различать поступки героев, давать им оценку, подбирать аргументы для доказательства своего мнения; уметь использовать различные источники информации; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и русской культуры; сформированность эстетического восприятия произведений искусства духовно-нравственного содержания как образца; понимать русское слово в его нравственной, эстетической функции.

  • Метапредметные:

Понимать проблему, уметь структурировать информационный материал, выбирать аргументы для обоснования собственной позиции, определять причинно-следственные связи; уметь организовывать собственную деятельность, сопоставлять, сравнивать; уметь самостоятельно принимать решения, соотносить их с нравственными нормами и понимать уровень собственной ответственности.

Содержание цикла*

5 класс

Библейская история изгнания Адама и Евы из Рая (проблема послушания, нарушение данного слова, проблема долга, нравственный выбор).

К.Г. Паустовский, сказка «Теплый хлеб» (проблема равнодушия, способности осознания вины, выбор, понимание собственной ответственности).

В.П. Астафьев, рассказ «Белогрудка» (человек и природа, проблема беззащитности перед насилием).

А.С. Пушкин, сказка «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (проблема человеческого малодушия, ответственности, выбора, понятие жизни и смерти)

А. Платонов, сказка «Волшебное кольцо» (проблема истинности любви, дружбы, преданности)

В.Г. Короленко, повесть «Дети подземелья» («В дурном обществе») (проблема социального неравенства, одиночества, истинности любви, великодушия; проблема семейных отношений).

А.И. Куприн, «Чудесный доктор» (проблемы служения, любви и самопожертвования).

Х.К. Андерсен, сказка «Снежная королева» (вопрос о силе духа личности, истинности любви, самопожертвования).

Ф. Достоевский, рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» (проблема смысла счастья).

6 класс

Н.В. Гоголь, повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Страшная месть» (проблема взаимоотношений человека с окружающими, ответственности за свои чувства, мысли, дела; нравственный выбор).

М.М. Пришвин, сказка-быль «Кладовая солнца» (проблема отношения человека к испытаниям, истинности любви, проблема саморазвития, ответственности за свой нравственный выбор).

Элеонор Портер, роман «Поллианна» (проблема благодарности, понятие истинной радости бытия, любви).

В.П. Катаев, повесть «Сын полка» (проблема испытания человечности на войне, понятие самопожертвования).

М. Самарский, роман  «Радуга для друга» (человек и природа, проблема истинной преданности и дружбы, ответственности за дружбу).

Древнерусская литература: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,  (полное оригинальное название: «Повесть от жития святых новых чудотворец Муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвальнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Евфросинии») (понятие благочестия, праведности)

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского (понятие служения Отечеству как высшей добродетели).

7 класс

А.С. Пушкин, поэма «Цыганы» (проблема самомнения, гордыни (отличие от достоинства), эгоизма).

А.С. Пушкин, повесть «Станционный смотритель» (параллель сюжета притчи о блудном сыне; проблема послушания, ответственности; проблема преданности родительской, истинности прощения и любви).

Н. А. Александров, сборник рассказов «Тайна счастливой жизни» (рассказ на выбор учащихся и учителя) (проблема счастья, ответственности за нравственный выбор).

Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба» (проблема служения Отечеству, истинности любви, проблема предательства как истинного зла, ответственности за нравственный выбор; самопожертвование).

Л.Н. Толстой, повесть «Детство» (проблема семейного уклада, проблема раскаяния, истинности любви, преданности).

А.Н. Толстой, рассказ «Русский характер» (проблема служения Отечеству, самопожертвования, понятие самоотречения, родительской любви).

Б. Зайцев, «Три Святителя» (проблема утраты духовных ценностей и её последствия, понятие силы духа, истинности любви).

8 класс

А.С. Пушкин, драма «Пиковая дама» (проблема бездушия, пустоты жизни, подчиненной страстям, проблема нравственного выбора).

Е. Носов, рассказ «Кукла» (человек и природа, проблема жестокости, равнодушия, проблема нравственного выбора).

И. Богданова, роман «Мечта длиною в лето» (проблема верности, истинности дружбе, нравственности в безнравственных условиях, тема отношения человека к испытаниям).

В. Г. Короленко, повесть «Слепой музыкант» (проблема терпеливого отношения к людям, которые от нас отличаются, человечности, милосердия; истинности любви).

Н.А. Александров, любой рассказ цикл «Тайна счастливой жизни» (на  выбор учащихся и учителя) (проблема одиночества, понимания истинного счастья, пути познания истины).

В.П. Астафьев, рассказ из повести «Последний поклон»: «Ангел-Хранитель» (человек и природа, проблема семейных отношений, преданности, стойкости духа, нравственного выбора, пути поиска истины).

Б. Васильев, «В списках не значился» (проблема нравственной свободы, отношения человека к испытаниям, проблема человечности в нечеловеческих условиях, служения отечеству, самоотречения как высшей добродетели).

9 класс

А.С. Пушкин, трагедия «Скупой рыцарь» (проблема бездушия, подчинения жизни страсти стяжательства).

И.А. Бунин, рассказ «Господин из Сан-Франциско» (проблема малодушия, равнодушия, истинности любви).

М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце» (проблема нравственности научного эксперимента, пути поиска истины).

В. Быков, роман «Сотников» (проблема отступничества, предательства, испытание человечности в нечеловеческих условиях войны, нравственного выбора, проблема памяти как объективного критерия нравственности).

В. Богомолов, повесть «Иван» (проблема служения Отечеству, проблема самоотречения, верности человечности в нечеловеческих условиях войны).

И. Богданова, роман «Неувядаемый цвет» (проблема бесценности человеческой жизни, нравственного выбора и ответственности за этот выбор).

А.П. Чехов, рассказ «Студент» (проблема смысла жизни как таковой, поиск пути познания истины).

* - список произведений для изучения может варьироваться с учетом точки зрения поставленной цели.

         Для иллюстрации покажу организацию работы над одним из произведений в 9 классе  как промежуточный аспект реализации поставленной цели на конкретном этапе деятельности. На мой взгляд, актуальность представленного далее материала очевидна и еще раз подчеркивает значимость участия в жизни Родины для подрастающего поколения: предлагается обращение к теме Великой Отечественной войны.

 Урок в 9 классе

(на работу по данному произведению необходимо выделить 2 часа)

Тема: «Зачем я здесь? Для чего?», или что значит: «за други своя»? (В. Богомолов, повесть «Иван»)

Цель: формирование понимания служения Отечеству как высшей добродетели, как готовность личности к самоотречению «за други своя».

Задачи:

  • создать условия для развития умения читать текст произведения, определяя аспекты авторского решения проблемы, сопоставляя с другими источниками по трактовке этой проблемы (из Евангелия: Ио. 12, 25; Лк. 9, 24);
  • способствовать развитию умения выделять смысловые противоречия, как акценты нравственной составляющей произведения (как то: взрослый  человек ↔война ↔ ребенок; умереть – жить → остаться жить (предать) - умереть);
  • способствовать воспитанию чувства сопричастности к жизни народа, к его истории, его будущего через понимание личностного служения.

Методология уроков:

  • формы организации деятельности:   групповая, парная;
  • технология: проблемное обучение;
  • осмысленное чтение, «вопросы к тексту»;
  • систематическая словарная работа.

На первом этапе работы дается задание: определить вопрос (ы), которые появились после прочтения текста.

Обсудить эти вопросы группах.

Задания для работы в группах:

1-я группа: выбрать текстовый материал – описание внешности мальчика во всех обстоятельствах (на протяжении всего текста) с обязательным указанием тестовых обстоятельств;

2-я группа:  выбрать текстовый материал – описание чувств, морального и психологического состояния героя-повествователя (на протяжении всего текста) с обязательным объяснением текстовых ситуаций;

3-я группа: выбрать из слов, относящихся к мальчику, фразы, которые давали бы возможность охарактеризовать его как личность;

4-я группа: выбрать текстовый материал – отношение взрослых военных к мальчику (по всему тексту) с обязательным объяснением текстовых обстоятельств.

5-я группа: из указанных текстов Евангелия (Ио. 12, 25 – Евангелие от Иоанна, глава

12, стих 25; Лк. 9, 24 – Евангелие от Луки, глава 9, стих 29) объяснить смысл выражения «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее», используя словарь церковно-славянского языка и пояснения к Евангелию.

Затем необходимо организовать обсуждение в парах по обсуждению противоречий:

 взрослый  человек ↔война ↔ ребенок;

умереть – жить → остаться жить (предать) – умереть.

Каждый из участников пары высказывает свою позицию, соглашаясь, или опровергая, приводя аргументы на вопрос: «Почему так думаю?»

После этого выясняется смысл понятия «служение» (параллель: Чацкий отказывался от служения, или чего-то другого). На этом этапе нужно вернуться к вопросам, которые были первичными после прочтения произведения и найти ответы.

Словарная работа: «служение», «ему ненависть душу жжет», «Маленький?.. А ты в лагере смерти был? — вдруг спрашивает он; глаза его вспыхивают лютой, недетской ненавистью, крохотная верхняя губа подергивается» - объяснение смысла и контекстного значения;

  лексический повтор: в начале повести «были глаза, большие, зеленоватые, удивительно широко расставленные; мне, наверно, никогда не доводилось видеть глаз, расставленных так широко» – и в конце повести: «большим, широко расставленным глазам — я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко» - значение использования данного выразительного средства.

 Если ученики не зададут вопроса о том, почему Иван не уехал, как настаивали военные-взрослые, то задача учителя: подвести ребят к необходимости ответа на него, потому что это послужит важным выводом всей деятельности по изучению этого произведения.

На итоговом этапе обучающиеся получают задание: «Узнать историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны: кто из родных жил в то время, кто воевал, кто работал в тылу, кто был ребенком – как жили, что переживали?». Это задание дается для того, что в итоге ребята написали творческую работу: «Письмо в 41-й» с обращением к своему родному человеку (дедушке, бабушке) в канун Праздника Великой Победы.

Очень важно, что свои письма затем ребята зачитывают публично, но и учитель должен принять участие в написании такой творческой работы и прочесть его перед учениками.

Заключение

  Литература, наряду с языком, историей как учебными предметами восприятия, изучения, понимания,  расширяет горизонты для нравственного самоопределения личности школьника, дает возможность понять аксиому необходимости соотнесения этого самоопределения с личностным свободным выбором (то есть ответственностью).

 В связи с этим функция учителя в данном процессе заключается в создании им условий для педагогического воздействия: предлагаемые художественные, документальные, историко-архивные и другие тексты; организация форм деятельности и другие педагогические аспекты. Кроме того немаловажным является и формирование понимания важности для обучающегося получения собственного результата как целевой духовно-нравственной позиции.

  Организация деятельности обучающихся по данному циклу занятий позволяет, на мой взгляд, более успешно для читателя-школьника решить выше изложенные задачи. Получение данного результата – это процесс не сиюминутный, так как затрагивает глубины «внутреннего человека»: мысли, чувств, собственного «Я». Именно поэтому данный цикл построен по принципу увеличения напряжения духовно-нравственной составляющей содержания произведений. Для ученика в данном случае важен путь от формирования и развития мира чувств – через понимание причин необходимости светлого выбора Любви и Правды – к поведенческим аксиомам (собственному опытному навыку) духовно-нравственной ответственности.

Представленным  мною уроком  показан лишь промежуточный этап реализации цели данного цикла. Так как существует возможность развития деятельности в старшем звене (10-11 классах), но уже в более сложных формах исследования, либо проектной деятельности. Это может быть возможным лишь после тщательного анализа результатов, полученных после работы по данному циклу занятий.

 

 

Список литературы и информационных источников

1. Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.

2. Валицкая А.П., Философские основания современной парадигмы образования.  – Педагогика. 1997. № 3. С. 15-19.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. – СПб: «Альянс «Дельта» (совм. с издательством «Речь», 2003)

4. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин – СПб.: Изд-во “Шпиль”, 2004.

5. Кормилов С. И., История русской литературы XX века. М.: 1996.

6. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. 1989.

7. Овчаренко А. Большая литература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. М., 1985.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

9. Электронный ресурс: http://pdo-mel.ru/

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. – с.241.

11. Священник Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь / (Репринт 1900г.) – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, [1993, DjVu, RUS] – 1159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок литературы в 5 классе. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, чт...

Цикл уроков по литературе в 7 классе по теме:"М.Ю. Лермонтов "Песня о царе Иване Васильевиче..."

Цикл уроков по литературе в 7 классе по теме:"М.Ю. Лермонтов "Песня о царе Иване Васильевиче..."...

конспект урока по литературе "Жизнь и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова

Рассматриваются основные моменты жизни и творчества Некрасова. В начале урока показываются фотографии поэта, чтобы заинтересовать детей в изучении биографии Николая Алексеевича....

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье

Данная разработка  урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова...