Рабочая программа по математике (геометрия 9 класс)
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Рабочая программа составленная на основе примерной  программы основного общего образования по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Шипуновского района  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шипуновская средняя общеобразовательная школа № 1      

 Шипуновского района Алтайского края

«Принято»                                                                                               «Утверждаю»:

Руководитель МО                                                                                  Директор школы:

_________________                                                                                                                 .

 Протокол №      от «_____»_________2013                                   Приказ № ____ от «___»________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

для 9 класса

основного общего образования

срок реализации 1  год

Рабочая программа по математике (геометрии) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, Программы общеобразовательных учреждений  «Геометрия 7 - 9», составитель: Т.А. Бурмистров, авторской программы  Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. и др., утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования

(Москва «Просвещение», 2010., входит в УМК «Школа России»)

                                     

 Составитель программы: Н.В. Вопилова

учитель математики

с. Шипуново

2013

ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Общая характеристика учебного предмета.

        Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.

      Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

       Содержание рабочей программы.

       В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Рабочая программа по математике (геометрии) для 9 класса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)

- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1  (статья 7, 9, 32).

- Настоящая программа по математике (геометрии) для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 - 9», (составители  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Каломцев и др.  М, «Просвещение», 2009) и учебника геометрии  для  9 класса авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Каломцев и др.

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».)

  1. Учебного плана МОУ «Шипуновская СОШ № 1» на 2013-1014 учебный год

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.

Математика  относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения математики на ступени основного общего образования, изложенные в Пояснительной записке к  Программе по математике (геометрии). В ней также заложены возможности, предусмотренные стандартом, формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание Рабочей программы по математике (геометрии)  для 9 класса отражает комплексный подход к изучению математики на ступени основного общего образования  и направлено на достижение следующих целей и задач:

                   

Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально- техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Цель создания данной рабочей программы – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания геометрии в 9 классе.

    

       Компьютерное обеспечение уроков

      В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, практические работы, слайды «Живая математика», а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 


 Цели изучения курса:

- развивать пространственное мышление и математическую культуру;

- учить ясно и точно излагать свои мысли;

- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- помочь приобрести опыт исследовательской работы.

       

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Согласно федеральному базисному учебному плану  для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 68 часов, 2 часа в неделю.  

В том числе: контрольных работ – 5 (включая итоговую  контрольную работу).

Учебно-методический комплекс учителя:

Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2002– 384 с.  

Бурмистрова Т.А. Геометрия  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.

Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., «Дрофа», 2001.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.

Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. – № 2. – с.13-18. 

Учебно-методический комплекс ученика:

Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2002– 384 с.  

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, оканчивающие основную школу.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики ученик должен

Знать/понимать:

 - существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

 - существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;

 - каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

 - смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

  уметь:

 -пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

 -распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

 -изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

- осуществлять преобразования фигур;

 -распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

 -в простейших случаях строить сечения и  развертки пространственных тел;

 -проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

 -вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 0 до 180 ( определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,

площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

 -решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 -описания реальных ситуаций на языке геометрии;

 -расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

 -решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

 -решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

 -построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

Тематическое планирование учебного материала

№ урока

№ §

Тема

Знания, умения, навыки

количество часов

Дата

Компьютерное обеспечение

 урока.

Оборудование

Виды контроля

Глава IХ. Векторы (8 часов).

1-2

§1

Понятие вектора

Знать  определение вектора и равных векторов;

Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному, решать задачи по теме.

2

Демонстрационный материал «Понятие вектора»

Задачи по готовым чертежам по всем темам

Самостоятельная работа обучающего характера

3-5

§2

Сложение и вычитание векторов

Знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов, знать, какой вектор называется противоположным данному.

Уметь объяснять, как  определяется сумма двух и более векторов, строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами  треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов двумя способами, решать задачи по теме.

3

Демонстрационный материал «Сложение и вычитание векторов»

Проверочная самостоятельная работа

6-8

§3

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

Знать, какой вектор называется произведением вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции.

Уметь формулировать свойства умножения вектора на число, формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции, решать задачи по теме.

3

Демонстрационный материал «Применение векторов к решению задач»

Проверочная самостоятельная работа

Глава Х. Метод координат (10 часов)

9-10

§1

Координаты вектора

Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о  разложении вектора, правила действий над векторами с заданными координатами уметь применять их при решении задач.

 Уметь решать задачи по теме.

2

Демонстрационный материал «Координаты  вектора»

Таблицы

Самостоятельная работа контролирующего характера

11-12

§2

Простейшие задачи в координатах

Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Уметь решать задачи по теме.

2

CD «Интерактивная математика» /Виртуальная лаборатория «Координатная плоскость».

 Таблицы

Диктант по теме §1

Контролирующая самостоятельная работа

13-15

§3

Уравнения окружности и прямой

Знать и уметь выводить уравнение окружности и прямой.

Уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями, решать задачи по теме.

3

CD «Интерактивная математика» /Виртуальная лаборатория «Координатная плоскость».

 Таблицы

Диктант

Самостоятельная работа контролирующая

16-17

Решение задач

Закрепление знаний и умений учащихся по материалу главы.

Уметь решать задачи по теме.

2

Задания для устного счета

18

Контрольная работа 1

Проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы.

1

Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов)

19-21

§1

Синус, косинус и тангенс угла

Знать и уметь доказывать основные тригонометрические тождества.

Знать формулы для вычисления координат точки.

Уметь решать задачи по теме.

3

Демонстрационный материал «Синус, косинус тангенс угла»

Таблицы

Диктант

Контролирующая самостоятельная работа  

22-25

§2

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов.

Уметь решать задачи по теме

4

1.Таблицы

2.Разрезные теоремы

3.Зачетные задания

CD Математика 5-11/ Виртуальная лаборатория «Тригонометрические функции».

Диктант

Контролирующая самостоятельная работа

26-27

§3

Скалярное произведение векторов

Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства

Уметь объяснять, что такое угол между векторами, решать задачи по теме.

2

Демонстрационный материал «Угол между векторами»

Таблицы

Диктант

Контролирующая самостоятельная работа

28

Решение задач

Закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении темы.

1

Диктант

29

Контрольная работа 2

Проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы.

1

Глава ХII. Длина окружности и площадь круга  (12 часов).

30-33

§1

Правильные многоугольники

Знать определение правильного многоугольника, формулы для вычисления угла, стороны, площади правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности

Уметь вывести и применять формулы при решении задач

Знать и уметь доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.

4

Демонстрационный материал «Правильные многоугольники»

 Таблицы

Самостоятельная работа

34-37

§2

Длина окружности и площадь круга

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора.

Уметь применять формулы при решении задач.

4

Демонстрационный материал «Длина окружности и площадь круга»

 Таблицы

Диктант

Проверочная самостоятельная работа

38-40

Решение задач

Уметь решать задачи по теме главы.

3

Диктант

Проверочная работа

41

Контрольная работа 3

Проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы.

1

Глава ХIII. Движения (8 часов)

42-44

§1

Понятие движения

Знать определение движения плоскости. Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя, доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник,  решать задачи по теме.

3

Демонстрационный материал

«Симметрия»

45-47

§2

Параллельный перенос и поворот

Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями; решать задачи по теме.

3

Демонстрационный материал

«Параллельный перенос и поворот»

Самостоятельная работа обучающего характера

48

Решение задач

Закрепить знания учащихся по теме «Движения», развитие умений решать задачи с применением движений.

1

49

Контрольная работа 4

Проверить знания и умения учащихся по данной теме.

1

Глава ХIV. Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

50-53

§1

Многоугольники

Материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников.

4

Демонстрационный материал

«Многогранники»

54-57

§2

Тела и поверхности вращения

4

Демонстрационный материал

«Тела и поверхности вращения»

Об аксиомах планиметрии (2 часа).

Повторение. Решение задач (9 часов).

60-61

Треугольник

Cистематизировать знания по теме  

2

CD ИМ/Виртуальная лаборатория «Планиметрия».

Задания для устного счета.  

«Треугольники»

62-63

Окружность

Систематизировать знания по теме

2

64-65

Четырехугольники.  Многоугольники.

Систематизировать знания по теме

2

Задания для устного счета.  

«Четырехугольники»

66-67

Векторы, метод координат, движения

Систематизировать знания по теме

2

68

Итоговая контрольная работа

1


Литература

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2010.

  1. Бурмистрова Т.А. Геометрия  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.

  1. Гусев В.А. Сборник задач по геометрии. 5 – 9 классы. М., «ОНИКС 21 век» «Мир и образование», 2005.

  1. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., «Дрофа», 2001.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.

Электронные учебные пособия

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.

  1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 8 класс.(алгебра-А.Г. Мордкович,... и геометрия- А.В. Погорелов)

Программа содержит календарно- тематическое планирование по алгебре и геометрии, пояснительные записки, требования к математической подготовке учащихся, необходимая литература....

Рабочая программа по математике 7 класса,алгебра-автор Ю.Н.Макарычев и др.,и геометрия-автор А.В.Погорелов

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре и геометрии....

Рабочая программа по математике 10 класса,алгебра-автор С.М.Никольский и др., и геометрия-автор Л.С.Атанасян и др.

Рабочая программа содержит  пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре и геометрии....

Рабочая программа по математике 7 класс (Алгебра-Макарычев Ю.Н. и др.; Геометрия-Смирнова И.М.))

Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; Примерной программы осн...

Рабочая программа по математике 9 класс (алгебра - Макарычев Ю.Н. и др.; геометрия - Атанасян Л.С. и др.)

Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» АЛГЕБРА 7-9 классы...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.

Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике  с учетом методической темы школы. В р...