Рабочая программа по математике (геометрия 9 класс)
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме
Рабочая программа составленная на основе примерной программы основного общего образования по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шипуновская средняя общеобразовательная школа № 1
Шипуновского района Алтайского края
«Принято» «Утверждаю»:
Руководитель МО Директор школы:
_________________ .
Протокол № от «_____»_________2013 Приказ № ____ от «___»________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
для 9 класса
основного общего образования
срок реализации 1 год
Рабочая программа по математике (геометрии) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 - 9», составитель: Т.А. Бурмистров, авторской программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. и др., утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования
(Москва «Просвещение», 2010., входит в УМК «Школа России»)
Составитель программы: Н.В. Вопилова
учитель математики
с. Шипуново
2013
ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Содержание рабочей программы.
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Рабочая программа по математике (геометрии) для 9 класса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (статья 7, 9, 32).
- Настоящая программа по математике (геометрии) для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 - 9», (составители Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Каломцев и др. М, «Просвещение», 2009) и учебника геометрии для 9 класса авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Каломцев и др.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».)
- Учебного плана МОУ «Шипуновская СОШ № 1» на 2013-1014 учебный год
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Математика относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения математики на ступени основного общего образования, изложенные в Пояснительной записке к Программе по математике (геометрии). В ней также заложены возможности, предусмотренные стандартом, формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание Рабочей программы по математике (геометрии) для 9 класса отражает комплексный подход к изучению математики на ступени основного общего образования и направлено на достижение следующих целей и задач:
Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально- техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Цель создания данной рабочей программы – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания геометрии в 9 классе.
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, практические работы, слайды «Живая математика», а также различные электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
Цели изучения курса:
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- учить ясно и точно излагать свои мысли;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
В том числе: контрольных работ – 5 (включая итоговую контрольную работу).
Учебно-методический комплекс учителя:
Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2002– 384 с.
Бурмистрова Т.А. Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. – с.13-18.
Учебно-методический комплекс ученика:
Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2002– 384 с.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, оканчивающие основную школу.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- осуществлять преобразования фигур;
-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 0 до 180 ( определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
Тематическое планирование учебного материала
№ урока | № § | Тема | Знания, умения, навыки | количество часов | Дата | Компьютерное обеспечение урока. Оборудование | Виды контроля |
Глава IХ. Векторы (8 часов). | |||||||
1-2 | §1 | Понятие вектора | Знать определение вектора и равных векторов; Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному, решать задачи по теме. | 2 | Демонстрационный материал «Понятие вектора» Задачи по готовым чертежам по всем темам | Самостоятельная работа обучающего характера | |
3-5 | §2 | Сложение и вычитание векторов | Знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов, знать, какой вектор называется противоположным данному. Уметь объяснять, как определяется сумма двух и более векторов, строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов двумя способами, решать задачи по теме. | 3 | Демонстрационный материал «Сложение и вычитание векторов» | Проверочная самостоятельная работа | |
6-8 | §3 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | Знать, какой вектор называется произведением вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции. Уметь формулировать свойства умножения вектора на число, формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции, решать задачи по теме. | 3 | Демонстрационный материал «Применение векторов к решению задач» | Проверочная самостоятельная работа | |
Глава Х. Метод координат (10 часов) | |||||||
9-10 | §1 | Координаты вектора | Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора, правила действий над векторами с заданными координатами уметь применять их при решении задач. Уметь решать задачи по теме. | 2 | Демонстрационный материал «Координаты вектора» Таблицы | Самостоятельная работа контролирующего характера | |
11-12 | §2 | Простейшие задачи в координатах | Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уметь решать задачи по теме. | 2 | CD «Интерактивная математика» /Виртуальная лаборатория «Координатная плоскость». Таблицы | Диктант по теме §1 Контролирующая самостоятельная работа | |
13-15 | §3 | Уравнения окружности и прямой | Знать и уметь выводить уравнение окружности и прямой. Уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями, решать задачи по теме. | 3 | CD «Интерактивная математика» /Виртуальная лаборатория «Координатная плоскость». Таблицы | Диктант Самостоятельная работа контролирующая | |
16-17 | Решение задач | Закрепление знаний и умений учащихся по материалу главы. Уметь решать задачи по теме. | 2 | Задания для устного счета | |||
18 | Контрольная работа 1 | Проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы. | 1 | ||||
Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов) | |||||||
19-21 | §1 | Синус, косинус и тангенс угла | Знать и уметь доказывать основные тригонометрические тождества. Знать формулы для вычисления координат точки. Уметь решать задачи по теме. | 3 | Демонстрационный материал «Синус, косинус тангенс угла» Таблицы | Диктант Контролирующая самостоятельная работа | |
22-25 | §2 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов. Уметь решать задачи по теме | 4 | 1.Таблицы 2.Разрезные теоремы 3.Зачетные задания CD Математика 5-11/ Виртуальная лаборатория «Тригонометрические функции». | Диктант Контролирующая самостоятельная работа | |
26-27 | §3 | Скалярное произведение векторов | Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства Уметь объяснять, что такое угол между векторами, решать задачи по теме. | 2 | Демонстрационный материал «Угол между векторами» Таблицы | Диктант Контролирующая самостоятельная работа | |
28 | Решение задач | Закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении темы. | 1 | Диктант | |||
29 | Контрольная работа 2 | Проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы. | 1 | ||||
Глава ХII. Длина окружности и площадь круга (12 часов). | |||||||
30-33 | §1 | Правильные многоугольники | Знать определение правильного многоугольника, формулы для вычисления угла, стороны, площади правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности Уметь вывести и применять формулы при решении задач Знать и уметь доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. | 4 | Демонстрационный материал «Правильные многоугольники» Таблицы | Самостоятельная работа | |
34-37 | §2 | Длина окружности и площадь круга | Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора. Уметь применять формулы при решении задач. | 4 | Демонстрационный материал «Длина окружности и площадь круга» Таблицы | Диктант Проверочная самостоятельная работа | |
38-40 | Решение задач | Уметь решать задачи по теме главы. | 3 | Диктант Проверочная работа | |||
41 | Контрольная работа 3 | Проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы. | 1 | ||||
Глава ХIII. Движения (8 часов) | |||||||
42-44 | §1 | Понятие движения | Знать определение движения плоскости. Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя, доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник, решать задачи по теме. | 3 | Демонстрационный материал «Симметрия» | ||
45-47 | §2 | Параллельный перенос и поворот | Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями; решать задачи по теме. | 3 | Демонстрационный материал «Параллельный перенос и поворот» | Самостоятельная работа обучающего характера | |
48 | Решение задач | Закрепить знания учащихся по теме «Движения», развитие умений решать задачи с применением движений. | 1 | ||||
49 | Контрольная работа 4 | Проверить знания и умения учащихся по данной теме. | 1 | ||||
Глава ХIV. Начальные сведения из стереометрии (8 часов) | |||||||
50-53 | §1 | Многоугольники | Материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников. | 4 | Демонстрационный материал «Многогранники» | ||
54-57 | §2 | Тела и поверхности вращения | 4 | Демонстрационный материал «Тела и поверхности вращения» | |||
Об аксиомах планиметрии (2 часа). | |||||||
Повторение. Решение задач (9 часов). | |||||||
60-61 | Треугольник | Cистематизировать знания по теме | 2 | CD ИМ/Виртуальная лаборатория «Планиметрия». Задания для устного счета. «Треугольники» | |||
62-63 | Окружность | Систематизировать знания по теме | 2 | ||||
64-65 | Четырехугольники. Многоугольники. | Систематизировать знания по теме | 2 | Задания для устного счета. «Четырехугольники» | |||
66-67 | Векторы, метод координат, движения | Систематизировать знания по теме | 2 | ||||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Литература
- Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2010.
- Бурмистрова Т.А. Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
- Гусев В.А. Сборник задач по геометрии. 5 – 9 классы. М., «ОНИКС 21 век» «Мир и образование», 2005.
- Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.
Электронные учебные пособия
- Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
- Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 8 класс.(алгебра-А.Г. Мордкович,... и геометрия- А.В. Погорелов)
Программа содержит календарно- тематическое планирование по алгебре и геометрии, пояснительные записки, требования к математической подготовке учащихся, необходимая литература....
Рабочая программа по математике 7 класса,алгебра-автор Ю.Н.Макарычев и др.,и геометрия-автор А.В.Погорелов
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре и геометрии....
Рабочая программа по математике 10 класса,алгебра-автор С.М.Никольский и др., и геометрия-автор Л.С.Атанасян и др.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре и геометрии....
Рабочая программа по математике 7 класс (Алгебра-Макарычев Ю.Н. и др.; Геометрия-Смирнова И.М.))
Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; Примерной программы осн...
Рабочая программа по математике 9 класс (алгебра - Макарычев Ю.Н. и др.; геометрия - Атанасян Л.С. и др.)
Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» АЛГЕБРА 7-9 классы...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.
Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике с учетом методической темы школы. В р...