Обобщающий урок по теме «Четырехугольники».
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Каровайцева Галина Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний по изученному материалу.

         Цели

  • Систематизация  и обобщение знаний обучающихся о  четырёхугольниках, их свойствах и признаках.
  • Развитие умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
  • Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели.
  • Воспитание умений защищать свои убеждения, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

На уроке учащиеся повторяют основные свойства , признаки изученных фигур. Строят данные фигуры на доске и в тетрадях. Сравнивают свойства фигур и делают выводы. Решают задачи по пройденному материалу, занимательные задачи, подводят итоги по изученному материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx57.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

«Четырехугольники».

ЦЕЛИ:  

  • Систематизация  и обобщение знаний обучающихся о  четырёхугольниках, их свойствах и признаках.
  • Развитие умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
  • Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели.
  • Воспитание умений защищать свои убеждения, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. Повторение изученного материала.  

1.)

Рис 1.

Работа с фигурами параллелограммы прямоугольники, ромбы , квадраты.

  1. Прикрепив первую фигуру на доске ( параллелограммы) повторяем определение параллелограмма; его свойства, заполняя таблицу на доске ( таблица 1.); перечисляем его признаки.
  2.   Выясняем как по отношению к первой фигуре разместить вторую (прямоугольники). Для этого формулируем определение прямоугольника, перечисляем его свойства и признаки.

Вывод : Прямоугольник является параллелограммом, т. к. он обладает всеми свойствами параллелограмма, поэтому фигуру « Ромбы» помещаем а « Параллелограммы».

  1. Далее работаем с «Ромбами» : определение ромба, свойства и признаки ромба.

Вывод: Ромб- параллелограмм. Поэтому  « Ромбы» помещаем в  « Параллелограммы».

  1. Повторяем определение , свойства и признаки квадрата.

Вывод: Общее между ромбом и прямоугольником- семейство квадратов ( рис 1.)

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

1.Противоположные  стороны  параллельны

+

+

+

+

2.Противоположные  стороны   равны  

+

+

+

+

3.Противоположные углы равны

+

+

+

+

4.Диагонали точкой пересечения делятся пополам

+

+

+

+

5.Все углы прямые

-

+

-

+

6. Диагонали равны

-

+

-

+

7. .Диагонали взаимно перпендикулярны

-

-

+

+

8.Диагонали являются биссектрисами его углов

-

-

+

+

9.Все стороны равны

-

-

+

+

2)   Трапеция

Трапецией называется четырехугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны, а две другие не параллельны.

Параллельные стороны трапеции называются ее основаниями, а непараллельные стороны боковыми сторонами. Отрезок, соединяющий середины боковых сторон, называется средней линией.

Трапеция называется равнобедренной (или равнобокой), если ее боковые стороны равны.

Трапеция, один из углов которой прямой, называется прямоугольной.

Свойства трапеции

  • ее средняя линия параллельна основаниям и равна их полусумме;
  • если трапеция равнобокая, то ее диагонали равны и углы при основании равны;
  • если трапеция равнобокая, то около нее можно описать окружность;
  • если сумма оснований равна сумме боковых сторон, то в нее можно вписать окружность.

Признаки трапеции

Четырехугольник является трапецией, если его параллельные стороны не равны

3.  Решение задач.

1. Найти стороны прямоугольника АВСД, если его периметр равен 96 см, а сторона АВ больше ВС в 3 раза.

2. Найти углы параллелограмма АВСД, если известно, что угол А меньше угла В на

3. Найти углы прямоугольной трапеции, если больший из них равен 120º.

4Найдите углы ромба, если углы, образованные диагоналями ромба с одной из его сторон, относятся как 1:8

5.  Найдите сторону квадрата , если его периметр в 2 раза больше его площади.

4.  Тест по теме.

Задание : Указать для каких фигур выполняется следующее утверждение ( учащиеся заполняют таблицу 2.)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Таблица 2.

1.Противолежащие стороны параллельны у…

2.Все стороны равны у …

3. Противолежащие углы равны у …

 4. Сумма соседних углов равна 180 у …

5.Все углы прямые у …

6.Диагонали  точкой пересечения делятся пополам у …

7.Диагонали равны у …

8.Диагонали взаимно перпендикулярны у …

диагонали являются биссектрисами его углов у …

    9. Противолежащие стороны равны у …

   10. Диагонали равны и являются биссектрисами у …    

         11. диагонали равны и перпендикулярны у…

         12.равны углы, прилежащие к одной стороне у …

         13.Диагонали различны по длине у …

        14. Какая фигура разбивается одной диагональю на 2 равных треугольника?

       15. Какая фигура разбивается  диагоналями на 4 равных треугольника?

      16.Какая фигура разбивается  диагоналями на 2  пары равных треугольника?

5. Проверка теста : учащиеся меняются тетрадями и проверяют ответы сверяя их с таблицей на доске.

6.Задание на смекалку.  

   1).  А сейчас ваш познакомимся  с вами со старинной игрой “Танграм”.

     Она пришла к нам из Китая, поэтому часто называют её “китайской головоломкой”. Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы обучали с помощью этой игры детей геометрии.

C:\Users\Core_i3\Desktop\Безымянный.png

     Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справится с этим заданием, тот пробует составить свечу или утку.                        

7. Домашнее задание. Тест в двух вариантах

рисунок

Дано / 1 вариант

Дано/ 2 вариант

ответы

1

   В                                С

А                         Д        

АВ=3см

 

Найти

 ; СД

ВС=10см

 

Найти

 ; АД

А) 10см; 70 

В)  3см;  100 

С)  10см;  170

2

      В                             С

А                         Д

 

найти

 

найти

А)  110 

В)    120 

С)  100

3

                                     

  В                            с  

А                           Д

 

найти

 

найти

А)  120 

В)    100 

С)  70

4

В        С

А        Д

Периметр -24см,

АВВС в 2 раза

 Найти : АД

Периметр -36см,

ВССД на 2см

 Найти : АВ

А) 10см;

В)  6см;   

С)  8см;  

5

В                   С

А                                       Д

              АС=16см

Найти

              ВД=16см

Найти

А) 16см; 40 

В)  15см;  30 

С)  30см;  30

6

В                   С

А                            Д                      

АВСД квадрат

Найти

АВСД квадрат

Найти

А)  45 

В)    90 

С)  30

7

  В                                  С

 А                                   Д

Периметр -48см

 

Найти : АВ

АВ= 6см

 

Найти периметр

А) 12см;

В)  24см;   

С)  36см;  

8

                           В  

А                                            С                                                         

                   Д

Найти    

Найти    

А)  20 

В)    90 

С)  120

9

        В

А     А                                 С

Д

АО=15см,  ВД=10см

Найти  АС,  ВО

ВО=3см,  АС=20см

Найти  СО,  ВД

А) 6см,  10см;

В)  30см, 5см;   

С)  6см; 5см  

10

 В                          С    

А                                 Д

    =50

Найти

     

   

найти

   

А)  110 ,    50 

В)  110,   130 

С)  70 , 50

11

            В                        С        

 А                                          Д

, АС=15см

Найти , ВД

, ВД=26см

Найти , АС

А) 26см; 60 

В)  25см;  20 

С)  15см;  160

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вар. 1

в

а

с

с

а

а

а

с

в

в

с

Вар.2

а

в

а

а

а

а

в

а

а

с

а

8.  Итог урока. Подведение итогов урока.

 1) Стихотворение « Треугольник и квадрат»

Жили-были два брата –
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:

- Отчего ты злишься, брат?

Тот кричит ему:
 - Смотри!
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Но Квадрат ответил:
 - Брат!
Я же старше, я – Квадрат.

И сказал ещё нежней:

- Неизвестно, кто нужней!

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:

 - Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов.

Но наутро младший брат,
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов

!

        2)  Итак, мы поговорили еще раз о четырехугольниках, которые изучили.

9.. Рефлексия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Четырехугольники"

В игровой форме повторяются основные сведения о четырехугольниках....

Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»

Презентация к уроку геометрии....

Обобщающий урок по теме "Четырехугольники"

Обобщающий урок по теме "Четырехугольники"  с презентацией в  PowerPoint...

Обобщающий урок по теме "Четырехугольники"

Обобщающий урок по теме " Четырехугольники" для учащихся8 класса по геометрии оформлен  в виде игры  с помощью презентации...

Обобщающий урок по теме Четырехугольники презентация

Презентация по теме "Четырехугольники"...

Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»

Урок геометрии в 8 классе с использованием Сингапурских методик...

: Обобщающий урок по теме: «Четырехугольники»

Вид урока: Мини КВН.Цели урока:а) систематизация знаний по теме: “Четырехугольники”, закрепление - через решение задач;б) развитие математического кругозора, любознательности;в) воспитание...