Защита проектов "Правильные многогранники"
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме
Данная разработка может быть использована при проведении урока-семинара. Для проведения данного семинара используются проектные работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 100.13 КБ |
prezentaciya_uroka.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Защита проектов по теме «Правильные многогранники»
(Геометрия 10 класс)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Сформировать представление о правильных многогранниках и их свойствах ;
- получить дополнительные сведения по теме, обеспечить межпредметные связи (физика, химия, география, геология, физкультура), приобретать навыки исследовательской групповой работы.
Задачи урока:
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний;
Развивающие:
- создать условия для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности, культуры диалога;
- воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;
- создать условия для целостного восприятия общей картины мира.
- Вид урока: комбинированный; урок защиты творческих проектов в рамках компетентностно ориентированных технологий (метод проектов)
Оборудование:
наборы моделей геометрических тел; модели правильных многогранников; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.
Средства обучения: презентация урока и презентации учащихся «Симметрия в пространстве», «Правильные многогранники», «Элементы правильных многогранников», «Полуправильные многогранники», «Звездчатые многогранники», «Кристаллы» Компьютерное программное обеспечение: программа
Microsoft Office PowerPoint 2003,2007
ПЛАН СЕМИНАРА.
- Вступительное слово учителя.
- Выступления учащихся( защита творческих проектов)
- Симметрия в пространстве.
- Правильные многогранники. Теорема Эйлера.
- Элементы симметрии правильных многогранников
- Полуправильные многогранники.
- Звездчатые многогранники.
- Кристаллы – природные многогранники.
- Применение многогранников.
- Домашнее задание
- Итог урока
- Рефлексия
ХОД СЕМИНАРА.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с миром многогранников, заглянем в прошлое, вспомним имена ученых, сделавших большой вклад в теорию многогранников, посмотрим, где еще, кроме геометрии, можно встретиться с этими пространственными телами. К сегодняшнему занятию в качестве эпиграфа я взяла бы изречения двух известных людей:
«В геометрии нет царских дорог». Евклид
«Можно с уверенностью сказать, что жители самой отдаленной Галактики
не смогут играть в кости, имеющие форму неизвестного нам правильного
многогранника». М. Гарднер
Начнем с Евклида, ибо с него начинается геометрия. Примерно 2000 лет назад жил этот великий ученый и мыслитель. В Древней Греции появился знаменитый трактат «Начала», где отдельные осмысленные факты были объединены в общую логическую систему. «Начала» Евклида не потеряли своей ценности и поныне. Примечателен такой разговор Евклида с царем Птолемеем. Когда царь спросил: «А нет ли пути более быстрого, чем «Начала»?», Евклид ответил: «В геометрии нет царских дорог».
Последняя, XIII книга «Начал», посвященная правильным многогранникам, стала венцом творения Евклида. С ними мы и познакомимся сегодня на уроке.
- Правильные многогранники. Теорема Эйлера Итак, переходим к знакомству с правильными многогранниками. По этой теме материал в виде компьютерной презентации и модели многогранников приготовили _____________________.(учащиеся выполняют краткий конспект в тетрадях)
- Симметрия в пространстве. Вы уже знакомы с симметрией на плоскости. Сегодня мы рассмотрим симметрию в пространстве. По этой теме презентацию приготовили_________
(учащиеся выполняют краткий конспект в тетрадях)
- Элементы симметрии правильных многогранников.
Об элементах правильных многогранников нам расскажут _________(презентация)
5.Полуправильные многогранники. Кроме правильных многогранников существуют еще и полуправильные многогранники, часть из которых открыл Архимед. С этими материалами вас познакомит___________________________
(Презентация, портрет Архимеда)
6.Звездчатые многогранники. Интересна еще одна группа многогранников –
звездчатые, которые были открыты И. Кеплером и Л. Пуансо. О них вам расскажет______________________________
(Презентация)
7. Кристалы - природные многогранники
О природных многогранниках представит материал _________________ (презентация)
8.Применение многогранников. А теперь подведем некоторый итог. Неужели столь
необычные и удивительные формы есть объект изучения только такой науки как геометрия?..
ФИЗИКА – смотри Справочник (Кристаллические и аморфные тела)
ХИМИЯ – кристаллические решетки таких веществ, как метан, поваренная соль, алмаз имеют форму правильных тетраэдра, октаэдра, гексаэдра (куба).
ГЕОГРАФИЯ – см. книгу «Минералы Кольского полуострова».
СПОРТ – футбольный мяч имеет форму полуправильного многогранника.
ИГРЫ И ИГРУШКИ – знаменитая на весь мир игрушка кубик Рубика (см. Энциклопедический словарь юного математика, с. 142); похожая на кубик Рубика игрушка «Тетраэдр»; головоломка «Звездочка».
9. Домашнее задание: 1) п. 31, 32, 33.
2) Выполнить модели правильных многогранников (материал любой: бумага, картон, проволока, дерево)
10. ИТОГ УРОКА.
Подведем итог изученного материала:
- Определение правильного многогранника
- Виды и названия правильных многогранников
- Устная работа по готовым чертежам.
№1. Чему равна площадь поверхности куба с ребром 1?
Ответ: 6.
- №2. Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1?
Ответ: √3
- №3. Чему равна площадь поверхности октаэдра с ребром 1?
- Ответ: 2√3
- №4. Чему равна площадь поверхности икосаэдра с ребром 1?
Ответ: 5√ 3
5.Сколько плоскостей симметрии имеет: а) правильный тетраэдр; б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?
6.Имеет ли центр симметрии: а) правильный тетраэдр;
б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?
- РЕФЛЕКСИЯ.
- Интересно ли было тебе на уроке?
- Узнал ли ты что-либо новое для себя?
Подписи к слайдам:
Цель: - рассмотреть виды симметрии в пространстве; - ввести понятие правильных многогранников; - рассмотреть виды правильных многогранников;-рассмотреть применение правильных многогранников
ПЛАН УРОКА:1.Вступительное слово учителя.2.Выступления учащихся ( защита проектов)-презентации3.Домашнее задание4.Итог урока5.Рефлексия
«В геометрии нет царских дорог». Евклид
«Можно с уверенностью сказать, что жители самой отдаленной Галактики не смогут играть в кости, имеющие форму неизвестного нам правильного многогранника». М. Гарднер
1 ГРУППА – РУК. КУРЧАШОВА КРИСТИНА
Вопросы: - центральная симметрия в пространстве; - осевая симметрия в пространстве; - зеркальная симметрия в пространстве;( учащиеся выполняют краткий конспект в тетрадях).
2 группа – рук. Орлова Екатерина
Вопросы: понятие правильных многогранников теорема Эйлера (конспект в тетрадях)
3ГРУППА – РУК. БАЛУЕВА АННА
Вопросы: - элементы симметрии правильных многогранников ( центр, ось, плоскость)-презентация
Полуправильные многогранники
Звездчатые многогранники
Кристаллы- природные многогранники
Применение многогранников
ГЕОМЕТРИЯ
ФИЗИКА
ГЕОГРАФИЯ
ХИМИЯ
ГЕОЛОГИЯ
ИГРЫ
СПОРТ
3. Решение задач по готовым рисункам.
№1. Чему равна площадь поверхности куба с ребром 1?Ответ: 6.
№2. Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1? Ответ: √3
№3. Чему равна площадь поверхности октаэдра с ребром 1? _ Ответ: 2√3
№4. Чему равна площадь поверхности икосаэдра с ребром 1? __ Ответ: 5√ 3
Имеет ли центр симметрии: а) правильный тетраэдр; б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?
Сколько плоскостей симметрии имеет: а) правильный тетраэдр; б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?
Домашнее задание
1) п. 31, 32, 33. 2) Выполнить модели правильных многогранников (материал любой: бумага, картон, проволока, дерево)
ИТОГ УРОКА.
Подведем итог изученного материала:Определение правильного многогранникаВиды и названия правильных многогранников
РЕФЛЕКСИЯ.Интересно ли было тебе на уроке?Узнал ли ты что-либо новое для себя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....
Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранника?
Данный материал познакомит учащихся с мнргогранным миром геометрии....
Обобщающий урок в 10 классе по теме: «Многогранники. Работа с многогранниками в программе Cabri 3D»
Интегрированный практикум по геометрии и информатике.Закрепить понятие о выпуклых многогранниках, их некоторых свойствах, выработка навыков решения задач на построение сечений многогранников в програм...
Моделирование многогранников. Правильные многогранники. Урок геометрии 10 класс.
Моделирование многогранников. Правильные многогранники» Предлагаемый сценарий урока основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровожде...
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. ТЕОРЕМА ЭЙЛЕРА.
Материал для урока геометрии....
"Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника"
Конспект урока геометрии в 10 кл...