Рабочая прогрмма по геометрия 9-11класс с углубленной подготовкой
учебно-методический материал по геометрии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации
муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов»
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ
научно-методическим советом директор школы
Протокол №
___________ Т.Ф. Богомолова
от «____» ___________ 20 года «____» ___________ 20 года
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для классов с дополнительной
(углубленной) подготовкой по математике
II ступень обучения
(7-9 классы)
срок реализации 3 года
Составители:
Петрова Н.П.
Поливьянова Е.В.
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………………………..3
- Требования к математической подготовке учащихся …………………………………….5
- Содержание обучения ………………………………………………………………………5
- Тематическое планирование учебного материала ………………………………………..6
- Литература …………………………………………………………………………………..9
- Приложения
- Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала …. ..10
- Критерии и нормы оценки знаний учащихся ……………………………………19
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2002.)
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения дисциплины и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
В углубленном изучении математики с учетом возрастных возможностей и потребностей школьников, а так же сложившихся традиций выделяются два этапа обучения: основная школа (7-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).
Цель первого этапа углубленного изучения математики, который в значительной мере является ориентационным, - поддержать и развить интерес ученика к предмету, помочь овладеть основным программным материалом на более высоком уровне.
Согласно учебному плану школы в основной школе изучаются два учебных предмета: геометрия и алгебра.
Рабочая программа по геометрии в 7-9 классах с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике ориентирована на следующие учебники:
Класс | Учебник |
7 класс | Геометрия. 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009. |
8 класс | Геометрия. 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009. |
Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Вита-Пресс, 2004. | |
9 класс | Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009. |
Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Вита-Пресс, 2003. |
Углубленное изучение геометрии в 7 классе не допускает перегрузки обучающихся, а предполагает наполнение курса разнообразными, интересными, занимательными и более сложными, по сравнению с обязательным уровнем сложности, задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются сведения из истории математики.
Учебный комплект по геометрии для 8-9 классов состоит из учебника «Геометрия, 7-9» и учебного пособия «Геометрия. Дополнительные главы к учебнику 8(9) класса» авт. Л.С. Атанасян и др. Комплект полностью соответствует программе углубленного изучения математики.
Данный подход создает целостную систему курса углубленного изучения геометрии и позволяет учащимся приобрести умение решать задачи по геометрии более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности.
Реализация программы по геометрии предполагает следующее распределение часов:
Класс | Количество часов в неделю | Всего часов за год |
7 класс | 3 часа в неделю | 102 часа |
8 класс | 3 часа в неделю | 102 часа |
9 класс | 3 часа в неделю | 102 часа |
Примечание.
Содержание курса геометрии 8 класса включает в себя большой объем теоретического материала и разнообразие практических заданий. В связи с этим из курса геометрии 8 класса переносится тема «Векторы» в 9 класс в количестве 20 часов.
Изменения в планировании учебного материала по геометрии не противоречат школьному положению о рабочих учебных программах.
Рабочая учебная программа по геометрии для 7-9 классов с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике позволяет в полном объеме реализовать учебный план школы по предмету, составленный на основании документа «Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (Приказ МОРФ № 1312 от 02.03.2004г.)
2. Требования к математической подготовке учащихся
по геометрии
В данный раздел входят те знания, умения и навыки, обязательное приобретение которых всеми учащимися предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы; однако предполагается более высокое качество их сформированности. Учащиеся должны приобрести умение решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательств теорем. Правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований и т.д.
В результате изучения курса геометрии учащиеся7-9 классов должны уметь:
- доказывать изученные в курсе теоремы;
- проводить полное обоснование при решении задач, используя для этого изученные теоретические сведения;
- освоить определенный набор решения геометрических задач и умения применять их в задачах на вычисление, доказательство, построение;
- овладеть общими методами геометрии (преобразований, векторным, координатным) и применять их при решении геометрических задач;
- свободно оперировать аппаратом алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач.
3. Содержание обучения
Основные понятия планиметрии
Неопределяемые понятия и аксиомы. Доказательства. Теоремы. Непротиворечивость системы аксиом.
Площадь фигуры и ее свойства. Равновеликость и равносоставленность фигур.
Треугольники
Замечательные точки треугольника. Теорема Пифагора. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Площадь треугольника. Формула Герона.
Многоугольники
Понятие многоугольника. Площадь многоугольника. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Трапеция и ее свойства. Правильные многоугольники.
Площадь многоугольника, параллелограмма, трапеция, правильного многоугольника.
Окружность и круг
Длина окружности. Длина дуги окружности. Площади круга и его частей.
Величина центрального угла. Величина вписанного угла. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга.
Окружности, вписанные в треугольник и описанные около него.
Вписанные и описанные четырехугольники.
Методы геометрии
Симметрия относительно точки и прямой. Центрально-симметричные фигуры и фигуры, симметричные относительно оси. Поворот. Параллельный перенос.
Применение движений к решению задач.
Подобные треугольники. Отношение площадей подобных треугольников.
Признаки подобия треугольников.
Прямоугольная система координат на плоскости. Формула расстояния между точками. Деление отрезка в данном отношении. Координаты середины отрезка. Уравнения прямой и окружности.
Применение координат к решению задач.
Векторы. Длина и направление вектора. Угол между векторами. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора, сумма векторов, произведение числа и вектора. Проекция вектора на ось. Скалярное произведение векторов.
Применение векторов к решению задач.
Основные задачи на построение. Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач.
4. Тематическое планирование учебного материала
Тематическое планирование учебного материала
по геометрии
7 класс
(при 3 часах в неделю, всего 102 урока за год)
- Начальные геометрические сведения (18 часов)
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков и углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»
- Треугольники (26 часов)
Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Окружность. Задачи на построение циркулем и линейкой.
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»
- Параллельные прямые (18 часов)
Параллельные прямые. Признаки параллельности. Аксиома параллельных прямых. Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»
- Соотношения между сторонами и углами треугольника (22 часа)
Сумма углов треугольника, Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.
Контрольная работа № 4 по теме « Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник»
- Повторение (18 часов)
Признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Прямоугольный треугольник. Задачи на построение.
Итоговая контрольная работа.
8 класс
(при 3 часах в неделю, всего 102 урока за год)
1. Повторение (2 часа)
2. Четырехугольники (21 час)
Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырехугольник. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Теорема Фалеса. Прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция, виды и свойства трапеции. Задачи на построение. Симметрия четырехугольников и других фигур.
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»
3. Площадь. Теорема Пифагора (20 часов)
Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольник. Площадь параллелограмма. Площадь ромба. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема об отношении площадей двух треугольников, имеющих по равному углу. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Формула Герона.
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора»
4. Подобные треугольники (25 часов)
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение периметров и площадей подобных треугольников. Три признака подобия треугольников. Свойство биссектрисы угла треугольника.
Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Применение подобия к решению задач. Замечательные точки треугольника, их свойства. Метод подобия в задачах на построение. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. Решение прямоугольных треугольников. Теоремы Чевы и Менелая. Метод подобия в задачах на построение.
Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия к решению задач»
5. Окружность (20 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Градусная мера дуги окружности. Центральные и вписанные углы. Теорема о вписанном угле. Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд. Теорема о пересечении высот. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Вписанная и описанная окружности.
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»
6. Повторение (14 часов)
Четырехугольники. Площадь. Теорема Пифагора. Применение подобия при решении задач. Окружность.
Итоговая контрольная работа.
9 класс
(при 3 часах в неделю, всего 102 урока за год)
- Векторы (20 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Законы сложения. Правило параллелограмма. Вычитание векторов. Произведение вектора на число. Векторный метод решения задач. Средняя линия трапеции.
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
- Метод координат (15 часов)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Условие коллинеарности векторов. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами точки. Простейшие задачи в координатах. Решение задач координатным методом. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Окружность Апполония.
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат»
- Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение координат (23 часов)
Синус, косинус, тангенс угла. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов и теорема косинусов. Решение треугольников. Измерительные работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его свойства. Скалярное произведение в координатах. Применение скалярного произведения при решении задач.
Контрольная работа № 3 по теме « Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- Длина окружности и площадь круга (14 часов)
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Длина дуги. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
5. Движения (10 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот. Осевая и центральная симметрии. Композиция движений. Использование движения при решении задач.
Контрольная работа № 5 по теме «Движения»
- Повторение (12 часов)
Треугольник. Решение задач. Четырехугольники. Окружность. Векторы. Метод координат. Векторный метод. Теорема Чевы и теорема Менелая.
Итоговая контрольная работа.
- Литература
Литература для учащихся
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.
Геометрия. Для 8 классов: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углуб. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л.Вернер/ - М.: Просвещение, 2004.
Геометрия. Для 9классов: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углуб. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л.Вернер/ - М.: Просвещение, 2004.
Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Вита-Пресс, 2004.
Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Вита-Пресс, 2003.
Геометрия. Тесты. 7 – 9 классы: Учебно - метод.пособие /Алтынов П.И. - М.: Дрофа, 1999.
Дидактические материалы по геометрии для 7 класса /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. - М.:Просвещение, 2002.
Дидактические материалы по геометрии для 8 класса /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. - М.:Просвещение, 2002.
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. - М.:Просвещение, 2002.
Литература для учителя
Геометрия. Планиметрия. 7 – 9 классы /Гордин Р.К.. – М.: МЦНМО,2004.
Геометрия: Планиметрия: 7-9 кл.: Учебник и задачник /Киселев А.П., Рыбкин Н.А.. – М.:Дрофа, 1995.
Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7 – 9 кл.: Метод. пособие / Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский, Е.В.Такуш. – М.: Дрофа, 2002
Тестовые задания по геометрии. 9 класс: учебно - методическое пособие/Л.И. Звавич, Е.В. Потоскуев. – М.: Дрофа, 2006.
6. Приложения
- Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала
Примерное календарно-тематическое планирование
учебного материала по геометрии
для 7 класса
с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике
При 3 часах в неделю (всего 102 часа за год)
Учебник. Геометрия. 7-9, авт. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
№ темы | № урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | Примечание |
1. Начальные геометрические сведения | 18 | ||||
1 | 1 | Прямая и отрезок | 1 | ||
2 | 2-3 | Луч и угол | 2 | ||
3 | 4-5 | Сравнение отрезков и углов. Самостоятельная работа | 2 | ||
4 | 6 | Измерение отрезков | 1 | ||
5 | 7 | Измерение углов | 1 | ||
6 | 8-9 | Смежные и вертикальные углы. Самостоятельная работа. | 2 | ||
7 | 10-11 | Перпендикулярные прямые | 2 | ||
12-17 | Решение задач | 6 | |||
18 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | |||
2. Треугольник | 26 | ||||
8 | 19 | Треугольник | 1 | ||
9 | 20-21 | Первый признак равенства треугольников | 2 | ||
10 | 22 | Перпендикуляр к прямой. Самостоятельная работа | 1 | ||
11 | 23-25 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 | ||
12 | 26-28 | Свойства равнобедренного треугольника | 3 | ||
13 | 29-31 | Второй признак равенства треугольников. Самостоятельная работа | 3 | ||
14 | 32-33 | Третий признак равенства треугольников. | 2 | ||
34-37 | Решение задач. Самостоятельная работа. | 4 | |||
15 | 38 | Окружность | 1 | ||
16 | 39-43 | Построения циркулем и линейкой. Самостоятельная работа | 5 | ||
44 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | 1 | |||
3. Параллельные прямые | 18 | ||||
17 | 45 | Определение параллельности прямых | 1 | ||
18 | 46-49 | Признаки параллельности двух прямых. Самостоятельная работа | 4 | ||
50-53 | Решение задач. | 4 | |||
19 | 54-57 | Аксиома параллельных прямых. Самостоятельная работа | 4 | ||
20 | 58-61 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 4 | ||
62 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | |||
4. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 22 | ||||
21 | 63-64 | Сумма углов треугольника | 2 | ||
22 | 65-66 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 2 | ||
67-69 | Решение задач. Самостоятельная работ. | 3 | |||
23 | 70-73 | Неравенство треугольника | 4 | ||
74 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
24 | 75-77 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 3 | ||
25 | 78-79 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 2 | ||
26 | 80-81 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 2 | ||
27 | 82-83 | Построение треугольника по трем элементам. Самостоятельная работа | 2 | ||
84 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | |||
5. Повторение | 18 | ||||
85-89 | Признаки равенства треугольников | 5 | |||
90-93 | Параллельные прямые | 4 | |||
94-97 | Прямоугольный треугольник | 4 | |||
98 -100 | Задачи на построение | 3 | |||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
102 | Итоговый урок | 1 |
Примерное календарно-тематическое планирование
учебного материала по геометрии
для 8 класса
с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике
При 3 часах в неделю (всего 102 часа за год)
Учебник. Геометрия. 7-9, авт. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
№ темы | № урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | Примечание |
1-2 | 1. Повторение | 2 | |||
2. Четырехугольники | 21 | ||||
1 | 3 | Многоугольник | 1 | ||
2 | 4 | Сумма углов выпуклого многоугольника | 1 | ||
3 | 5 | Четырехугольник | 1 | ||
4 | 6-9 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Самостоятельная работа. | 4 | ||
5 | 10-11 | Признаки параллелограмма | 2 | ||
6 | 12-13 | Трапеция | 2 | ||
7 | 14 | Теорема Фалеса | 1 | ||
8 | 15-16 | Задачи на построение. Самостоятельная работа | 2 | ||
9 | 17 | Прямоугольник | 1 | ||
10 | 18-19 | Ромб и квадрат. Самостоятельная работа | 2 | ||
11 | 20 | Осевая и центральная симметрии | 1 | ||
21-22 | Решение задач | 2 | |||
23 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» | 1 | |||
3. Площадь | 20 | ||||
12 | 24 | Понятие площади многоугольника | 1 | ||
13 | 25 | Площадь квадрата | 1 | ||
14 | 26 | Площадь прямоугольника | 1 | ||
15 | 27-28 | Площадь параллелограмма. Самостоятельная работа | 2 | ||
16 | 29-30 | Площадь треугольника | 2 | ||
17 | 31 | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу | 1 | ||
18 | 32-34 | Площадь трапеции | 3 | ||
19 | 35-37 | Теорема Пифагора | 3 | ||
20 | 38-39 | Теорема, обратная теореме Пифагора. Самостоятельная работа | 2 | ||
21 | 40 | Вывод формула Герона | 1 | ||
41-42 | Решение задач | 2 | |||
43 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора» | 1 | |||
4. Подобные треугольники | 25 | ||||
22 | 44 | Определение подобных треугольников | 1 | ||
23 | 45 | Отношение периметров и площадей подобных треугольников | 1 | ||
24 | 46 | Свойство биссектрисы угла треугольника | 1 | ||
25 | 47 | Первый признак подобия треугольников | 1 | ||
26 | 48-49 | Второй признак подобия треугольников. Самостоятельная работа | 2 | ||
27 | 50-51 | Третий признак подобия треугольников | 2 | ||
52-53 | Решение задач | 2 | |||
54 | Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» | 1 | |||
28 | 55-56 | Средняя линия треугольника | 2 | ||
29 | 57 | Свойство медиан треугольника | 1 | ||
30 | 58-59 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Самостоятельная работа | 2 | ||
31 | 60-61 | Применение подобия к доказательству теорем: теоремы Чевы и теоремы Менелая | 2 | ||
32 | 62-63 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 2 | ||
33 | 64-65 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600 | 2 | ||
66-67 | Решение задач на построение методом подобия | 2 | |||
68 | Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия треугольников к решению задач» | 1 | |||
5. Окружность | 20 | ||||
34 | 69 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | ||
35 | 70-71 | Касательная к окружности | 2 | ||
36 | 72-73 | Градусная мера дуги окружности | 2 | ||
37 | 74-75 | Теорема о вписанном угле. Самостоятельная работа | 2 | ||
38 | 76 | Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд | 1 | ||
39 | 77-78 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра | 2 | ||
40 | 79-80 | Теорема о пересечении высот треугольника | 2 | ||
41 | 81-82 | Вписанная окружность | 2 | ||
42 | 83-84 | Описанная окружность. Самостоятельная работа | 2 | ||
85-87 | Решение задач | 3 | |||
88 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | 1 | |||
6. Повторение | 14 | ||||
89-90 | Четырехугольники | 2 | |||
91-94 | Площадь. Теорема Пифагора | 4 | |||
95 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | |||
96-97 | Признаки подобия | 2 | |||
98-99 | Окружность | 2 | |||
100 | Решение задач | 1 | |||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
102 | Итоговый урок | 1 |
Примерное календарно-тематическое планирование
учебного материала по геометрии
для 9 класса
с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике
При 3 часах в неделю (всего 102 часа за год)
Учебник. Геометрия, 7-9, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
№ темы | № урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | Примечание |
1. Векторы | 20 | ||||
1-3 | 1-2 | Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание от одной точки | 2 | ||
4 | 3 | Сумма двух векторов | 1 | ||
5 | 4-5 | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 2 | ||
6 | 6-7 | Сумма нескольких векторов. Самостоятельная работа | 2 | ||
7 | 8-9 | Вычитание векторов | 2 | ||
8 | 10-11 | Произведение вектора на число | 2 | ||
9 | 12-15 | Векторный метод решения задач Самостоятельная работа | 4 | ||
10 | 16-17 | Средняя линия трапеции | 2 | ||
18-19 | Решение задач | 2 | |||
20 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы» | 1 | |||
2. Метод координат | 15 | ||||
11 | 21-22 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Условие коллинеарности векторов | 2 | ||
12 | 23 | Координаты вектора | 1 | ||
13 | 24-25 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | ||
14 | 26-28 | Простейшие задачи в координатах Самостоятельная работа | 3 | ||
29-32 | Решение задач координатным методом. Самостоятельная работа | 3 | |||
15 | 33 | Уравнение линии на плоскости | 1 | ||
16 | 34 | Уравнение окружности | 1 | ||
17 | 35 | Уравнение прямой Самостоятельная работа | 1 | ||
18 | 36 | Окружность Апполония | 1 | ||
37 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат» | 1 | |||
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 23 | ||||
19 | 38 | Синус, косинус, тангенс угла | 1 | ||
20 | 39-40- | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | 2 | ||
21 | 41 | Формулы для вычисления координат точки. Самостоятельная работа | 1 | ||
22 | 42-43 | Теорема о площади треугольника | 2 | ||
23 | 44-45 | Теорема синусов | 2 | ||
24 | 46-47 | Теорема косинусов | 2 | ||
25 | 48-50 | Решение треугольников | 2 | ||
26 | 51-52 | Измерительные работы Самостоятельная работа | 1 | ||
27 | 53 | Угол между векторами | 1 | ||
28 | 54-55 | Скалярное произведение векторов | 2 | ||
29 | 56-57 | Скалярное произведение в координатах | 2 | ||
30 | 58-59 | Свойства скалярного произведения векторов. Самостоятельная работа | 2 | ||
31 | 60-61 | Применение скалярного произведения векторов к решение задач | 2 | ||
62 | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
4. Длина окружности и площадь круга | 14 | ||||
32 | 63 | Правильный многоугольник | 1 | ||
33 | 64 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | ||
34 | 65 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | ||
35 | 66-68 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Самостоятельная работа | 3 | ||
36 | 69 | Построение правильных многоугольников | 1 | ||
37 | 70 | Длина окружности | 1 | ||
38 | 71 | Площадь круга | 1 | ||
39 | 72-73 | Площадь кругового сектора. Самостоятельная работа | 2 | ||
74-76 | Решение задач | 2 | |||
77 | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | |||
5. Движения | 10 | ||||
40 | 78 | Отображения плоскости на себя | 1 | ||
41 | 79-80 | Понятие движения | 1 | ||
42 | 81-82 | Параллельный перенос | 2 | ||
43 | 83-85 | Поворот. Композиция движений. Самостоятельная работа | 2 | ||
86-88 | Решение задач | 3 | |||
89 | Контрольная работа № 5 по теме «Движения» | 1 | |||
6. Повторение | 12 | ||||
90-91 | Треугольники. Решение задач | 2 | |||
92-93 | Четырехугольники. Решение задач | 2 | |||
94-95 | Окружность. Решение задач | 2 | |||
96 | Векторы. Метод координат | 1 | |||
97-98 | Теорема Чевы и теорема Менелая. | 1 | |||
99-100 | Решение экзаменационных задач | 2 | |||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
102 | Итоговый урок | 1 |
6. 2. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ учащихся
Оценка «5» ставится, если
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения на являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки).
Оценка «3» ставится, если
- допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка «1» ставится, если
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренным программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик дал ответ, который в основном удовлетворяет требованиям на оценку «5», но при этом
- допустил при изложении небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа;
- допустил один-два недочета при освещении основного содержания ответа, которые исправил после замечания учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик
- неполно раскрыл содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- испытывал затруднения или допустил ошибки в определении понятий, в использовании математической терминологии, чертежей;
- исправил свои ошибки только после наводящих вопросов учителя;
- не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня по данной теме;
- проявил недостаточную сформированность основных умений и навыков.
Оценка «2» ставится, если ученик
- не раскрыл основного содержания учебного материала;
- обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
- допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках или чертежах, графиках, которые не смог исправить после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик
- обнаружил полное незнание и непонимание учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии и нормы оценки выполнения тестовых заданий
и зачетных работ по математике
I. Критерии оценивания репетиционных тестов по математике в 9 классах
Максимальное количество первичных баллов – 32 балла.
Отметка | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» |
% выполнения задания | Не приступил | Менее 25% | От 25% до 44% | От 45% до 66% | От 67% до 100% |
Количество баллов | Не приступил | Менее 8 баллов | От 8 до 14 баллов | От 15 до 21 балла | От 22 до 32 баллов |
II. Критерии и нормы оценки выполнения тестовых заданий по математике в 7-9 классах
Показатели оценки | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» |
Базовый уровень (общеобразовательные классы) | Не приступил | 58% и менее | От 59% до 69% | От 70% до 84% | От 85% до 100% |
Повышенный уровень (классы с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике) | Не приступил | 60% и менее | От 61% до 79% | От 80% до 94% | От 95% до 100% |
III. Критерии и нормы оценивания ответа учащегося на зачете
Билет состоит из 2 частей: теоретическая часть и практическая часть.
На «5» оценивается ответ, если учащийся имеет полные системные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса излагает связно, в краткой форме. Раскрывает последовательно суть изучаемого материала, демонстрируя прочность и практическую направленность знаний и умений, не допускает терминологических ошибок. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов. Решает задачу, уровень сложности которой определяется как повышенный.
На «4» оценивается ответ, если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один-два недочета при решении любой задачи из двух предложенных.
На «3» оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания, но показано общее понимание вопроса, или учащийся не справился с практической частью билета.
На «2» оценивается ответ, в котором обнаружено незнание или непонимание большей части учебного материала. Учащийся допускает грубые ошибки в определении понятий, которые не может исправить после нескольких наводящих вопросов учителя. Практическая часть не решена полностью и верно, содержит грубые ошибки.
На «1» оценивается ответ, при котором обнаружено полное незнание и непонимание учебного материала. Учащийся не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии для 8 класса с углубленным изучением математики
Рабочая программа разработана для 8 класса с углубленным изучением математики по учебнику Л.С. Атанасяна. Программа расчитана на 3 часа геометрии в неделю...
Рабочая программа по геометрии для 9 класса (углубленное изучение)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии разработана для обучения в 9 классе на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основ-ного общего обра...
урок геометрии 11класс тема "Площадь" подготовка к ЕГЭ
обобщающий урок по теме "Площадь" подготовка к ЕГЭ...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС (углубленный уровень)
Рабочая программа по геометрии углубленный уровень 238 часов...
Рабочая программа по геометрии, 11класс
Рабочая программа по геометрии для 11 класса , автор учебника Л. С. Атанасян...
Рабочая программа по математике 11 класс (к учебникам: Алгебра и начала математического анализа. 11 класс - Колягин Ю.М.; Геометрия. 10-11классы - Атанасян Л.С. и др.)
Рабочая программа изучения курса математика разработана на 204 часа из расчёта 34 учебных недель в году (6 часов в неделю) и включает в себя модуль «Алгебра и начала математического анализа&raqu...
Рабочая прогрмма "Подготовка детей к школе"
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....