Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС (углубленный уровень)
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии углубленный уровень 238 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geometriya-8_fgos102ch.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47 городского округа Тольятти
Рабочая программа «Геометрия. 8 класс»
на основе Примерной программы по учебным предметам: Математика. 5-9 классы– 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.– (Стандарты второго поколения). Программа модифицирована по содержанию и количеству часов в соответствии с учебным планом Углубленный уровень.
.
Составитель: ДьячковаС.Н. Учебники: Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2013- 2014 г.г. |
Тольятти, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по геометрии с углубленным изучением математики составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной программы основного общего образования, представленных в примерной программе по учебным предметам, Математика. 5-9 классы– 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.– (Стандарты второго поколения) модифицирована по содержанию и количеству часов до уровня углубления и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:
- Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2002
- Сборник рабочих программ, Геометрия, 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [сост. Т.А. Бурмистрова] -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014г.
- Геометрия.7-9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Познякова, И.И. Юдиной/ авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова.-Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015г.
- Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011-2015
Углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
В углубленном изучении математики с учетом возрастных возможностей и потребностей школьников, а так же сложившихся традиций выделяются два этапа обучения: основная школа (7-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).
Цель первого этапа углубленного изучения математики, который в значительной мере является ориентационным, - поддержать и развить интерес ученика к предмету, помочь овладеть основным программным материалом на более высоком уровне.
Согласно учебному плану школы в основной школе изучаются два учебных предмета: геометрия и алгебра.
Углубленное изучение геометрии в 7 классе не допускает перегрузки обучающихся, а предполагает наполнение курса разнообразными, интересными, занимательными и более сложными, по сравнению с обязательным уровнем сложности, задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются сведения из истории математики.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.
Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а так же формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую индукцию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно- теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Цели и задачи программы:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Программа реализует идеи развивающего углубленного изучения геометрии, которое достигается особенностями изложения теоретического материала и системами упражнений на доказательство, построение, сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию, а также демонстрирует возможности применения теоретических знаний для расширения разнообразных задач прикладного характера
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
- приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач
Общая характеристика курса
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал «Наглядная геометрия» способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин» нацелено на получение знаний о геометрической фигуре, ее свойствах, показывает применение этих свойств, как в вычислительных так и в прикладных задачах.
Материал разделов «Координаты», «Векторы» несут в себе межпредметные знания.
Особенностью линии «Логика и множества» является, то что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Направлен на математическое развитие учащихся, формирование у них точно, сжато, ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно – исторической среды обучения.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 ч в неделю, 102 часа в год, в том числе контрольные работы – 5 ч. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы по математике с включением курса Геометрия. Уровень обучения – углубленный.
Требования к результатам обучения
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих результатов:
В направление личностного развития:
- Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту
- Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта,
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения,
- Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе,
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей,
- Формирование ответственного отношения к изучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов,
- Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности,
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
- Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы,
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации,
- Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач,
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества,
- Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования,
- Формирования общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
- Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)
В предметном направлении:
- Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, в повседневной жизни,
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности,
- Умение работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений
Содержание курса
Четырехугольники Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Теорема Фалеса и Вариньона. Симметрия четырехугольников и других фигур.
Площадь Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора. Приложения теоремы Пифагоры.
Подобные треугольники Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. Теоремы Чевы и Менелая ( прямые и обратные). В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Окружность Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Формула Эйлера. Теорема Птолемея. Вневписанные окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Математика в историческом развитии. Построение правильных многоугольников. Фалес. Архимед. История числа пи. Золотое сечение.
Тематическое планирование с описанием характеристики деятельности
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Четырехугольники (18 часов) | Формулировать: - Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; - формулу суммы углов выпуклого многоугольника; - свойства этих четырехугольников; - признаки параллелограмма; - виды симметрии. Демонстрировать умение: - распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции; - применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника; применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач; - делить отрезок на n равных частей; - строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией; - выполнять чертеж по условию задачи. |
2 | Площадь (18 часов) | Формулировать: - способы измерения площади, свойства площадей; - формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; - теоремы Пифагора и обратной ей. Демонстрировать практическое умение: - находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; - применение формулы при решении задач; - находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора; - определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора. Выполнять чертеж по условию задачи |
3 | Подобные треугольники (24часа) | Формулировать: - определение подобных треугольников; - формулировки признаков подобия треугольников; - формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников; - формулировку теоремы о средней линии треугольника; - свойство медиан треугольника; -понятие среднего пропорционального, - свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла; - определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника - значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90. Демонстрировать практическое умение: - находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников; - находить отношение площадей подобных треугольников; - применять признаки подобия при решении задач; - применять метод подобия при решении задач на построение; - находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой; решать прямоугольные треугольники |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (6 часов) | Формулировать: - определение синуса, косинуса, тангенса углов от 00 до 1800; - формулы для вычисления координат точки; - основное тригонометрическое тождество. Демонстрировать практическое умение: |
5 | Окружность (21 час) | - случаи взаимного расположения прямой и окружности; - понятие касательной, точек касания, свойство касательной; - определение вписанного и центрального углов; - определение серединного перпендикуляра; - формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд; - четыре замечательные точки треугольника; - определение вписанной и описанной окружностей. Уметь: определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности; - окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него; - распознавать и изображать центральные и вписанные углы; - находить величину центрального и вписанного углов; - применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач; - выполнять чертеж по условию задачи; - решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства. |
6 | Векторы (15 часов) | Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, длины вектора, равных векторов, угла между векторами. Вычислять длину и координаты вектора. Выполнять операции над векторами. Выполнять проекты по темам использования векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства |
Итого | 102 часа |
Используется учебно-методический комплект:
Для учащихся:
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011-2015
- Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011-2015
- Б.Г. Зив. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер– М.: Просвещение, 2011-2015
- Геометрия в таблицах. 7—11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. — М.: Дрофа, 2005г.
- Маслова Т.Н., Суходский А.М. Справочник школьника по математике. 5—11 классы. М.: Оникс, Мир Образования, 2008г.
Для учителя:
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011-2015
- Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011-2015
- Б.Г. Зив. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер– М.: Просвещение, 2011-2015
- Изучение геометрии в 7-9 классах: метод. Рекомендации: кн. Для учителя/Л.С. Атанасян – М.: Просвещение, 2011-2015
- Геометрия. 8 класс. 120 диагностических вариантов/ Панарина В.И..: Национальное гбразование, 2012г.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.— М: Илекса, 2005г.
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии: 8-й кл.: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9тклассы».- М.: Экзамен,2008г.
ЦОР:
- Интернет –портал Всероссийской олимпиады школьников http://www.rosolymp.ru/
- Информационно-поисковая система «Задачи» http://zadachi.mccme.ru/2012/#&page1
- Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
- Материалы свободно распространяемых книг по математике http://www.mccme.ru/free-books/
- Тестирование оn-Line 5-11 классы http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm
- Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- http://fcior.edu.ru/
- http://festival.1september.ru/
- http://gorkunova.ucoz.ru/
- http://karmanform.ucoz.ru/index/0-6/
- http://konspekturoka.ru/
- http://le-savchen.ucoz.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://um100.ru/
- http://www.alleng.ru/
- http://www.openclass.ru/
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
Учебно-тематическое планирование по геометрии для 8 класса. Углубленный уровень.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Примечание |
Повторение курса геометрии 7 класса | ||||
Треугольники. | 1 | Повторить и систематизировать знания за курс геометрии 7 класса. Р: производят целеполагание, как постановку учебной задачи; планирование. К: осуществляют инициативное сотрудничество в группе; Л: демонстрируют первичную сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
Глава 1. Четырехугольники (18 часов) | ||||
Многоугольники | 1 | Пр: владеют понятиями «периметр многоугольника, многоугольник выпуклый, параллелограмм и трапеция, виды трапеций свойства и признаки параллелограмма и равнобедренная трапеция, прямоугольник, ромб и квадрат, формулировки их свойств и признаков, теорема Фалеса и Вариньона, симметрия четырехугольников и других фигур.», умеют выводить формулу суммы углов выпуклого многоугольника, находить углы многоугольников, их периметры, выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции, доказывать некоторые утверждения, выполнять задачи на построение четырехугольников, строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией. П: обрабатывают информацию и передают ее устным, графическим, письменным и символьным способами, проявляют познавательную активность, творчество. Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, различать способ и результат действия. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Л: проявляют готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ||
Многоугольники | 1 | |||
Параллелограмм | 1 | |||
Признаки параллелограмма | 1 | |||
Входной мониторинг знаний | 1 | |||
Трапеция. | 1 | |||
Трапеция. | 1 | |||
Теорема Фалеса, задачи на построение. | 1 | |||
Теорема Фалеса и Вариньона | 1 | |||
Фалес. Архимед (из истории) | 1 | |||
Прямоугольник. | 1 | |||
Ромб. Квадрат | 1 | |||
Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | |||
Характеристические свойства прямоугольника, ромба, квадрата | ||||
Решение задач по теме «Четырехугольник» | 1 | |||
Осевая и центральная симметрии. Золотое сечение (из истории) | 1 | |||
Симметрия четырехугольников и других фигур. | 1 | |||
Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники» | 1 | |||
Глава 2. Площадь (18 часов) | ||||
Площадь многоугольника. | 1 | Пр: владеют понятиями « основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки, приложения теоремы Пифагора», умею вывести формулу для вычисления площади прямоугольника, доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. П: применяют полученные знания при решении различного вида задач, обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами, работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки. Р: исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей, работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки. К: предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого, проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л: проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий, демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности, грамотно и аргументировано излагают свои мысли, проявляют уважительное отношение к мнениям других людей. | ||
Равновеликие многоугольники. | 1 | |||
Площадь параллелограмма | 1 | |||
Площадь треугольника | 1 | |||
Площадь трапеции | 1 | |||
Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | |||
Контрольная работа за 1 триместр | 1 | |||
Решение задач на вычисление площадей фигур | 1 | |||
Теорема о точке пересечения медиан. | 1 | |||
Теорема об отношении площадей двух треугольников, имеющих по равному углу. | 1 | |||
Свойство средней линии треугольника. | 1 | |||
Нестандартный способ вычисления площадей некоторых многоугольников. | 1 | |||
Теорема Пифагора | 1 | |||
Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | |||
Приложения теоремы Пифагора. | 1 | |||
Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 | |||
Построение правильных многоугольников (из истории) | 1 | |||
Контрольная работа № 2 по теме: «Площади» | 1 | |||
Глава 3. Подобные треугольники (24 часа) | ||||
Определение подобных треугольников. | 1 | Пр: владеют понятиями «пропорциональные отрезки и подобные треугольники, теорема об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника, признаки подобия треугольников, теорема о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения, средняя линия треугольника, свойство медиан треугольника, метод подобия в задачах на построение, теоремы Чевы и Менелая ( прямые и обратные).», умеют определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач, доказывать признаки подобия, с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение, применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач. П: строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию. Р: учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и выводы, понимают и используют математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации, критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, применяют установленные правила в планировании способа решения, планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств К: проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Принимают точку зрения другого, проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л: осваивают культуру работы с учебником, поиска информации, проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием, проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием, адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки. | ||
Отношение площадей подобных треугольников. Геометрическое лото | 1 | |||
Первый признак подобия треугольников. | 1 | |||
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 1 | |||
Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 | |||
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Математический марафон | 1 | |||
Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 | |||
Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники» | 1 | |||
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | 1 | |||
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника | 1 | |||
Контрольная работа за 2 триместр | 1 | |||
Пропорциональные отрезки | 1 | |||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | |||
Измерительные работы на местности. Практическая работа | 1 | |||
Задачи на построение методом подобия. | 1 | |||
Метод подобия в задачах на построение | 1 | |||
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |||
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | |||
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 | 1 | |||
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | |||
Теоремы Чевы и Менелая ( прямые и обратные). | 1 | |||
Теоремы Чевы и Менелая ( прямые и обратные). | 1 | |||
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | 1 | |||
Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | |||
Глава 4. Окружность (21 час) | ||||
Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | Пр: владеют понятиями «угол центральный и вписанный, градусная мера дуги окружности, теорема о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд, теорема о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника, Касательная к кривой линии, Теорема Птолемея. Вневписанные окружности», умеют доказывать эти теоремы и применять их при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника. П: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки, осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий. Р: умеют самостоятельно планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, демонстрируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию К: умеют планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач учебного и исследовательского характера, оказывать взаимопомощь, сотрудничать в деятельности. Л: способность проявляют к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | ||
Касательная к окружности. | 1 | |||
Касательная к окружности. Решение задач. | 1 | |||
Касательная к кривой линии | 1 | |||
Градусная мера дуги окружности | 1 | |||
Теорема о вписанном угле | 1 | |||
Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 1 | |||
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 1 | |||
Свойство биссектрисы угла | 1 | |||
Серединный перпендикуляр | 1 | |||
Серединный перпендикуляр | 1 | |||
Серединный перпендикуляр | 1 | |||
Теорема о точке пересечения высот треугольника. Марафон знаний | 1 | |||
Теорема о точке пересечения высот треугольника | 1 | |||
Вписанная окружность | 1 | |||
История числа пи (из истории) | 1 | |||
Теорема Птолемея. Вневписанные окружности. | 1 | |||
Теорема Птолемея. Вневписанные окружности. | 1 | |||
Построение треугольника по трем элементам | 1 | |||
Построение треугольника по трем элементам | 1 | |||
Контрольная работа за 3 триместр. | 1 | |||
Глава 5. Вектор. (15 часов) | ||||
Понятие вектора и равенства векторов. | 1 | Пр: Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, длины вектора, равных векторов, угла между векторами. Вычислять длину и координаты вектора. Выполнять операции над векторами. Выполнять проекты по темам использования векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства П: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки, осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий. Р: умеют самостоятельно планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, демонстрируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию К: умеют планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач учебного и исследовательского характера, оказывать взаимопомощь, сотрудничать в деятельности. Л: способность проявляют к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | ||
Сложение и вычитание векторов | 1 | |||
Сложение и вычитание векторов | 1 | |||
Сложение и вычитание векторов | ||||
Умножение вектора на число. | 1 | |||
Умножение вектора на число. | 1 | |||
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | |||
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | |||
Деление отрезка в данном отношении. | 1 | |||
Деление отрезка в данном отношении | 1 | |||
Центр масс системы точек. | 1 | |||
Центр масс системы точек. | 1 | |||
Применение векторов к решению задач и доказательству теорем. | 1 | |||
Применение векторов к решению задач и доказательству теорем. | 1 | |||
Контрольная работа № 6 по теме: «Векторы». | 1 | |||
Повторение (4 часа) | ||||
Четырехугольники | 1 | Р: производят целеполагание, как постановку учебной задачи; планирование, определение последовательности действий; дают оценку, выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить; К: осуществляют инициативное сотрудничество в группе; планирование учебного сотрудничества Л: демонстрируют первичную сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Подобные треугольники | 1 | |||
Окружность | 1 |
ПР. - предметные
Л. -личностные
Метапредметные:
П.-познавательные
К.-коммуникативные
Р. -регулятивные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10-11 класс математика (углубленный уровень)
Рабочая программа 10-11 класс математика (углубленный уровень)...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» для 10-11 классов ФГОС (углубленный уровень) к учебнику под редакцией Семакина И.Г. и др.
Содержание учебного предметаСодержание учебного курса связано с содержательной структурой компонентов УМК углубленного уровня: учебника для 10 класса, учебника для 11 класса, практикума. В следующих т...
Рабочая программа учебного предмета "Немецкий язык" (углубленный уровень) для 7 класса.
Программа разработана для учебника 7 класса с углубленным уровнем....
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» углубленный уровень
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной об...
Рабочая программа по физике 10-11. Углубленный уровень.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Физика. Углублённый уровень»для обучающихся 10-11 классов...
Рабочая программа по вероятности и статистике (углубленный уровень) 11б класс (2024-2025)
Рабочая программа по вероятности и статистике (углубленный уровень) 11б класс (2024-2025)...
Рабочая программ 10 кл. по обществознанию (углубленный уровень)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31460977","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31460981","attributes":{"alt":"","class"...