Предмет стереометрии.Аксиомы стереометрии.
план-конспект урока по геометрии (10 класс) по теме
Материал к уроку геометрии в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_stereometrii.aksiomy_stereometrii.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г – 10 У – 1 | Тема. ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ Цель: познакомить уч-ся с содержанием курса стереометрии, с некоторыми геометрическими телами, показать связь стереометрии с практической деятельностью человека, изучить основные свойства плоскости; развивать пространственное мышление, внимание; воспитывать интерес к предмету. I. Вступительная беседа. Школьный курс геометрии состоит из двух частей: планиметрии и стереометрии. В планиметрии изучались свойства геометрических фигур на плоскости, в стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве. 2. Основными фигурами в пространстве являются точка, прямая и плоскость. Мы имеем об этих фигурах наглядное представление, но определения этих фигур в геометрии не даются. Их свойства выражены в аксиомах, с тремя из которых предстоит познакомиться уже на первом уроке. 3. Наряду с точками, прямыми и плоскостями в стереометрии рассматриваются геометрические тела, изучаются их свойства, вычисляются площади их поверхностей и объемы. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. 4. При изучении геометрических фигур, в частности геометрических тел, пользуются их изображением на чертеже. В планиметрии все фигуры, которые рассматривались при доказательстве каждой теоремы или при решении задач, располагались на плоскости (на листе бумаги или на доске и т.д.). Таким образом, мы имели дело только с одной плоскостью, и все точки, линии, углы, вообще геометрические фигуры лежали только на ней. В курсе стереометрии нам предстоит рассматривать такие случаи, когда не все точки, линии и углы данной или данных фигур будут располагаться на одной плоскости. Будем считать, например, поверхность стола моделью плоскости Р; возьмем куб и поставим его одной гранью на стол. Легко видеть, что в данном кубе: 1) имеются точки, ребра, углы, лежащие на данной плоскости Р (на столе); 2) имеются точки, которые находятся вне плоскости Р; 3) имеются ребра, пересекающие плоскость Р 4) имеются углы, находящиеся вне плоскости Р; 5) имеются шесть граней, являющиеся моделями шести различных плоскостей. Вывод. Плоскости могут вступать во взаимодействие с другими элементами фигур и друг с другом. Отсюда вытекает необходимость изучать различные случаи комбинаций плоскостей между собой, комбинации плоскостей с линиями и другими геометрическими объектами. Это изучение является одной из задач курса стереометрии. В первую очередь надо выяснить основные свойства плоскостей по отношению друг к другу, к точкам и прямым. Введем обозначения: точки - А, В, С и т.д. прямые - а, b,с и т.д. или (АВ, CD и т. д.) плоскости –ά,β, γ, т.д. II. Основные свойства плоскости. Всем знакома ситуация: если ножки стула не одинаковые по длине, то стул стоит на трех ножках, т.е. опирается на три «точки», а конец четвертой ножки (четвертая «точка») не лежит в плоскости пола, а висит в воздухе. Этот пример служит наглядным подтверждением того факта, что через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна. Так как три точки, не лежащие на одной прямой, однозначно определяют плоскость, то можно обозначать плоскость как (AВС), (BCD) и т. д. Можно ли провести плоскость через три точки, лежащие на одной прямой? Сколько существует таких плоскостей? Верно ли, что: а) любые три точки лежат в одной плоскости; б) любые четыре точки лежат в одной плоскости; в) любые четыре точки не лежат в одной плоскости; г) через любые три точки проходит плоскость, и притом только одна? Ответы: а) да; б) нет; в) нет; г) нет. Рассмотрим следующую ситуацию: для проверки «ровности» при укладке тротуарной плитки используют брусок, который прикладывают к поверхности дорожки. Если на дорожке есть ложбинки или бугорок, то в каких-то местах между бруском и плоскостью дорожки образуется просвет. Если поверхность дорожки ровная, то между бруском и дорожкой никакого просвета нет, т. е. брусок всеми своими точками прилегает к ее поверхности. Можно встретить и обратную ситуацию, когда проверяют «ровность» линейки при помощи проверенной модели плоскости. Эти примеры служат наглядным подтверждением того факта, что если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. Верно ли, что прямая лежит в плоскости данного треугольника, если она: а) пересекает две стороны треугольника; б) проходит через одну из вершин треугольника? Ответ обоснуйте. Обратимся к модели куба. Учащимся предлагается на модели куба указать: 1) точку, принадлежащую одновременно двум данным пересекающимся граням; 2) точку, принадлежащую трем данным пересекающимся граням; 3) грани, которым принадлежит точка, взятая на каком-нибудь ребре куба; 4) грани, которым принадлежит данная вершина куба. Вывод. Точка, лежащая на линии пересечения двух плоскостей, лежит на каждой из этих плоскостей, и обратно: точка, лежащая одновременно на двух каких-нибудь плоскостях, лежит на линии пересечения этих плоскостей. На вопрос, что является линией пересечения двух плоскостей (в теоретико-множественном смысле: если прямые имеют хотя бы одну общую точку), отвечает третья аксиома: если две плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через данную точку. Наглядной иллюстрацией третьей аксиомы является пересечение двух смежных сторон классной комнаты, пересечение двух листов книги и т. д. Могут ли две пересекающиеся плоскости иметь общую точку, не принадлежащую линии пересечения этих плоскостей? Прямые а и b пересекаются в точке С. Через прямую а проходит плоскость а, а через прямую b - плоскость β отличная от ά Как проходит линия пересечения этих плоскостей? Следует обязательно отметить, что в пространстве существует бесконечно много плоскостей, и в каждой плоскости справедливы все аксиомы и теоремы планиметрии. III. Решение задач. № 9 (перечертите чертеж и ответы запишите с помощью символики). Постройте изображение куба ABCDAlBlC1 D1 :а) назовите плоскости, в которых лежат точка М, точка N; б) найдите точку F- точку пересечения прямых MN и ВС. Каким свойством обладает точка F? (Принадлежит и прямой MN и плоскости (ABС); в) найдите точку пересечения прямой КN и плоскости (АВС) IV. Домашнее задание: п.1 и 2, № 1, 3, 10, 12,13. V. Итог урока.( приложение) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии....
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии
Разработка урока по теме "Основные понятия и аксиомы стереометрии"...
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии
План - конспект урока "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии".Раздаточный материал и презентация "Аксиомы стереометрии"....
Презентация. Стереометрия. Аксиомы стереометрии 10 класс
Данная презентация предназначена в помощь учителю для интерактивного представления материала....
Урок геометрии в 10 классе по теме "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"
Предлагаемый Вашему вниманию материал содержит методическую разработку первого в учебном году урока геометрии в 10 классе. В ней Вы найдёте исторические сведения о возникновении науки стереометр...
Методическая разработка:" Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии и некоторые следствия из аксиом. "
Урок-презентация по стереометрии для 10 класса....
Технологическая карта урока «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»
«Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»...