"Информационные технологии в математическом образовании"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Тормозова Ирина Владимировна

Статья о применении  информационных технологий на уроках математики для повышения мотивации, стимулировании познавательного интереса учащихся и повышения эффективности самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные  технологии в математическом образовании

Тормозова Ирина Владимировна
учитель математики, МБОУ "Кингисеппская гимназия»

Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.

И современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Причем ситуацию успешности или неуспешности будут определять знания, умения и навыки в области информационных технологий, в применении их к профессиональной деятельности, и к бытовым ситуациям.

Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления, дети с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя хотели войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками.

Педагогика сотрудничества является естественной средой общения ученика и учителя, т.е. создание наглядных пособий  учителя вместе с учеником приобщает ученика не только к предмету “информационные технологии”, но и к математике. Как показывает практика, ученики делают это с удовольствием.

В нашей гимназии уже давно ведется практика представления работ учащихся в виде презентаций. Это и сопровождение доклада на конференциях разных уровней, создание проектов учащимися по различным темам с целью расширения и углубления изученного материала. Мною вместе с учениками разработаны проекты: конференции « Наследие Пифагора» и « Построение правильных многоугольников циркулем и линейкой». Разработаны уроки по темам: «Подобные треугольники», « Векторы», «Осевая и центральная симметрии», «Скалярное произведение векторов», «Конструкции из треугольников», «Теорема Виета» и др.

Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. С помощью компьютера несложно создать и, необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретного класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.

На сегодняшний день имеется ряд отработанных моделей  использования компьютера на уроках математики:

  1. демонстрация компьютерной программы, подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
  2. тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;
  3. отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

1)прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;
2) реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;
3) автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);
4) технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
5) развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Компьютерные презентации использую на уроке в процессе объяснения нового материала. Что же представляет собой компьютерная презентация? Это - прежде всего наглядность, которая обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

При использовании компьютера как средства обучения, можно выделить следующие положительные моменты: компьютерные технологии повышают мотивацию учения; позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение; создают условия для самостоятельной работы; способствуют выработке самооценки у учащихся; создают комфортную среду обучения; служат справочником, обучающим устройством и тренажером.

Математика – наука сложная, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной.

        Конференции по геометрии «Наследие Пифагора» для 8 классов и

” Построение правильных многоугольников циркулем и линейкой ” для 9 классов.

 Цель урока - более глубокое усвоение знаний по теме, высокий уровень обобщения и систематизации знаний.

Задачи:

  1. образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
  2. воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
  3. развивающие: умение выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Форма урока: обзорная конференция.

Участники урока-конференции: 5 групп учащихся  класса.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, раздаточный материал.

Подготовка к уроку

Урок в течение месяца готовят учитель, учащиеся 8 класса. Урок является итогом работы, которая состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Учащиеся  класса разбиваются на 5 групп.

Этап 2. Каждая из перечисленных групп получает определенное задание, в соответствии с которым учащиеся подбирают материал. Ребята обрабатывают большой объём информации, используя при этом дополнительную литературу и ресурсы сети Интернет.

Этап 3. Этап консультаций учащихся и учителя, этап непосредственного взаимодействия учителя  и групп. В это время уточняются возникшие в ходе работы вопросы, готовится выступление, которое оформляется  в виде презентаций. Каждая группа готовит задачи для участников конференции.

Этап 4 – это итог совместной работы в форме конференции и выпуск буклета по  данной теме.

Ход урока

Выступают 5 групп учащихся. Остальные группы задают вопросы в процессе выступления. После выступления каждая группа предлагает другим группам решить задачи с элементами исследования.

За правильно решенную задачу группа получает 5 баллов. Все решения предложенных задач разбираются на уроке. В конце конференции подводятся итоги работы каждой группы в процессе выступления и решения задач. Каждому участнику конференции вручается буклет по данной теме.

  1. План конференции по геометрии

        «Наследие Пифагора»  для 8 классов

  1. Вступительное слово учителя                      

  1. Выступление группы 1
  2. 1. Биография
  3. 2. Школа Пифагора

  1. Выступление группы 2
  2. 3. Теорема Пифагора
  3.     -стихи;
  4.     - значение;
  5.     - различные способы        доказательства;
  6.     - применение;
  7. Задачи группы 1 и группы 2

  1. Выступление группы 3
  2. 4. Гиппократовы луночки;
  3. 5. Пифагорейские тройки;
  4. Задача группы 3

  1. Выступление группы 4
  2. 6. Золотое сечение;
  3. 7. Музыкальные сюжеты античности;
  4. Задача группы 4

  1. Выступление группы 5
  2. 8. Науки от Пифагора;
  3. 10. Афоризмы и изречения;
  4. Задача группы 5

  1. Подведение итогов работы групп

2.  Анализ результатов


группы

Выступ

ление

Задача 1          

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5    

Итог

1

5

5

4

4

5

4            

27

2

5

4

5

4

4

4            

26

3

5

4

4

5

5

5                                    

28

4

5

4

4

4

5

4            

26

5

5

5

5

4

4

5             

28

  1. Из 30 возможных баллов учащимися было набрано за выступление и решение задач 26, 27 и 28 баллов, что свидетельствует  о хорошем качестве и уровне овладения знаниями и умениями учащихся по  данной теме
  2. В процессе решения задач и подготовки к конференции формировались навыки исследовательской деятельности.
  3. В процессе работы в группах формировалось умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивались навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности, развивается  внимательность.
  4. При использовании компьютерной технологии эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается,  эффективно используется время на уроке. Дети активно работают на уроке.
  5. Работа над подготовкой к данной конференции привела к повышению мотивации   у учащихся  заниматься проектной деятельностью, которая позволяет  проявлять и развивать индивидуальные способности учащихся, обеспечивает возможность  самореализации личности, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.

3. Уровень апробации

 Уровень апробации школьный.

 Материал был представлен на районном семинаре  учителей математики.

    4. Значимость полученных результатов.

Использование на конференции задач повышенной сложности , с элементами исследования позволяет подготовить учащихся к решению олимпиадных задач. Это отражается на результатах конкурса – игры « Кенгуру»( 1,2  места в районе , 6 место в регионе) и в результатах традиционных олимпиад по математике ( 1 место в районе, 2 место в области).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

«Популяризация математических знаний и математического образования»

quot; Популяризация математических знаний и математического образования"  —  это  задача Концепции над которой учителя работают многие годы,  это один из способов мотив...

Создание ресурсного центра качества математического образования «математическая вертикаль ХМАО-Югра»

Создание ресурсного центра качества математического образования «математическая вертикаль ХМАО-Югра»...

Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования

Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – обра...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...