ломаная и многоугольники
презентация к уроку по геометрии (9 класс) по теме

Пухальская Надежда Александровна

урок по геометрии в 9 классе. по программе Погорелова А.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила : Пухальская Надежда Александровна учитель математики МАОУ СОШ №14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска

Слайд 2

Урок по теме: Ломаная. Многоугольники. Название урока: Нас звёзды учат решать задачи на Земле ! Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: как появились ломаные, которые вы сейчас проводите у себя в тетради?

Слайд 3

Ломаной А1А2А3А4…А n называется фигура, которая состоит из точек А1,А2,А3,…,А n и соединяющих их отрезков А1А2,А2А3,А3А4,…,А n . Точки А1,А2,А n называются вершинами ломаной, а отрезки А1А2,А2А3,…,А n-1 А n - звеньями ломаной. Простая ломаная Ломаная с самопересечением

Слайд 4

Проверим решение домашнего задания. Какая из трёх ломаных ABCDMH(1), ABCEMH(2), AKNH(3) имеет наименьшую длину, какая- наибольшую длину? Проверить ответ.

Слайд 5

Пользуясь определением ломаной, попробуйте самостоятельно сформулировать определение многоугольника.

Слайд 6

На какие группы можно разбить многоугольники на данном рисунке? Ответ . А В С Е

Слайд 7

Выпуклый Многоугольник называется выпуклым, если он лежит в одной полуплоскости относительно любой прямой, содержащей его сторону.A1A2A3A4A5A6A7 – выпуклый многоугольник.

Слайд 8

Невыпуклый B1B2B3B4B5 – невыпуклый многоугольник , если он лежит в двух полуплоскостях, относительно хотя бы одной прямой, содержащей его сторону.

Слайд 9

Теорема

Слайд 10

Заполним карточку контроля знаний.

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ:ВОПРОС?

Слайд 12

Режут силуэты городов небо ломаными линиями: ученик в тетради повторяет все изгибы их, отмечая дугами углы в вершинах с буквами .

Слайд 13

Учащиеся 9 «в» класса заполняют карточку контроля знаний, полученных во время урока. Работа с карточками на уроке

Слайд 14

Результаты урока . Результаты урока



Предварительный просмотр:

сценарий урока:

 фамилия, имя, отчество педагога:

Пухальская Надежда Александровна

 должность и место работы:

учитель математики МАОУ СОШ №14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска

 направление конкурса: естественнонаучное

 тема урока: Многоугольники (§13.П114)

урок в теме: Урок 2 «Выпуклые многоугольники»

 тип урока: изучение нового материала отработка ЗУН.

 класс: 9

 цели урока: изучение учащимися нового определения и  понимания: многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый и невыпуклый многоугольник; ознакомление со свойством углов выпуклого многоугольника.

задачи урока: 

обучающие:      1)  научиться распознавать  многоугольники и его элементы, выпуклые  многоугольники и его элементы, изображать их;

 2) изучить свойства выпуклого многоугольника и уметь доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника;

3) выработать простейшие умения применять свойства при решении задач;

развивающие:    4) развивать логическое мышление учащихся;

воспитывающие: 5) привить навык самостоятельности в работе.

оборудование: Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация «Выпуклые многоугольники»

 этапы и ход урока:   Основные этапы работы на уроке: повторение ранее изученного материала, введение  и закрепление понятий многоугольника и его элементов, выпуклого и невыпуклого многоугольников, введение  и закрепление текста теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, подведение итогов.

 деятельность педагога и обучающихся (воспитанников): 

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверка подготовки к уроку (визуально) во время приветствия педагогом детей.

II.Проверка домашнего задания (условия задачи написаны на доске слайд №4) начинается с устного опроса:

- Посмотрите на слайд №2. Что вы получите, если  мысленно в воображении соедините отрезками последовательно, цепочкой,  друг за другом на этой картинке звёзды?

Предполагаемый ответ – получим ломаную;

- Повторим названия элементов ломаной.

1) точки А1А2А3А4А5А6А7           вершины   

2) отрезки А1А23А3,…,А6А7      стороны

3) записать в тетради все пары не соседних вершин.

4) записать в тетради все углы при вершинах.

5) дать определение:  что такое ломаная?

6) как найти длину ломаной?  Ответ записать в тетрадь.

7) сколько видов ломаной вам известны?  Начертите ломаные 2 видов  в тетради .

8) проверим решение домашней задачи.

9) сформулировать теорему о длине ломаной.

III. Ребята, если мы изменим конфигурацию ломаной, то можно получить новую фигуру, которой мы вместе с вами можем дать определение.

Давайте вместе подумаем и ответим на вопрос: что можно сделать с двумя точками ломанойА1 и А7?

- любые две точки можно соединить!

Что же получится?

-другая, более сложная фигура.

Из чего она будет состоять?

- из части плоскости и звеньев ломаной, которая уже будет замкнутой.

Таким образом, мы пришли к тому, что можем дать определение новой геометрической фигуре!

А какие похожие, на эту, вы знаете уже геометрические фигуры?

- треугольник, четырёхугольник и их частные виды.

И как же мы назовём новую фигуру.

Учащиеся должны посмотреть на доску и прочитать название темы урока. (Я предлагаю сформулировать определение многоугольника наиболее сильным учащимся, после чего даю формулировку из учебника). Одновременно предлагаю рассмотреть рис273 на стр. 203

И задаю следующий вопрос:

Чем отличаются эти два многоугольника?

- один похож на мяч, другой на мяч, по которому ударили (может ответить ученик).

Многоугольники бывают выпуклые и невыпуклые (предлагаю найти их определение в учебнике на стр. 203).

В многоугольнике, как и в четырёхугольнике можно проводить диагонали (слайд №5). Если мы из одной вершины многоугольника будем проводить диагонали, то мы не сможем провести диагонали в соседние вершины из данной, и в данную вершину, т.е. в любом многоугольнике их можно провести на 3 меньше, чем самих вершин.

Проводя диагонали в многоугольнике, мы его делим на несколько треугольников, и их получается на два меньше, чем число вершин многоугольника, т. к. на каждую диагональ нужны две точки.

Учащимся предлагается заполнить карточки контроля знаний (работа в группах). Слайд №10.

Нам известно, что сумма углов в треугольнике равна 1800. А можно ли узнать, чему равна сумма внутренних углов многоугольника?

Сформулируем и докажем теорему: «Сумма углов выпуклого многоугольника равна 1800·(n-2)», где n-число сторон и вершин многоугольника.

Ребята, рассмотрите внимательно оба рисунка и закрасьте карандашом

Внешние углы многоугольника. Слайд №10.

   

IV. Закрепим новые знания решением задач.

А. Устно решить задачи.

1) Может ли пятиугольник иметь стороны 3см, 4см, 6см, 8см и 25см?

2) Вычислите сумму углов: а) пятиугольника; б) девятиугольника.

Б. Письменно решим в тетрадях задачи №9. Чему равна сумма внешних углов выпуклого многоугольника, взятых по одному при каждой вершине?

Р е ш е н и е:          Сумма внутреннего угла многоугольника и смежного с ним внешнего угла равна 1800, а таких углов всего n, поэтому 1800·n - 1800·(n-2)=3600.

№11. Докажите, что у четырёхугольника, описанного около окружности, суммы длин противоположных сторон равны.

                                                       

                                                  Дано: ABCD – описанный четырёхугольник.

                                                  Доказать: AB+DC=AD+BC.

                    

   Доказательство:1)AB,BC,DC,AD-касательные,

 N,K,F,M- точки касания.

 AN=AM, NB=BK, KC=FC, DF=MD – отрезки касательных, проведённые из одной точки.

2) AB+DC=AN+NB+FC+DF=AM+BK+KC+MD=AD+BC,

 AB+DC=AD+BC, что и требовалось доказать.

V. Подведём  итоги урока.

  1. Чем отличается выпуклый многоугольник от невыпуклого многоугольника?
  2. Чему равна сумма углов выпуклого многоугольника?
  3. Продолжите фразу: « Сегодня я на уроке узнал о…»
  4. Продолжите фразу: «Сегодня я на уроке научился…»
  5. Ребята, где вы видите применение многоугольников в повседневной жизни, взгляните на слайд №12.

VI. Домашнее задание.п.114; вопросы 3-7; задачи №№ 8, 10.

Используемая литература и интернет - ресурсы:

1.Учебник Геометрия 7-9 автор А. В. Погорелов.

2. Книга Геометрия 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Погорелова. Автор-составитель Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2007.-280с.

3. http://festival.1september.ru/

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/90090

 5. http://nsportal.ru/.

6. http://www.teorver.ru/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломаные и многоугольники. Математика 5 класс.

Урок закрепления и систематизации знаний учащихся с применением ИКТ....

Ломаная. Длина ломаной

Методический материал разработан для проведения урока в 5 классе по курсу «Введение в геометрию». На данном уроке учащиеся знакомятся с ломаной, как фигурой соединенных под углом отрезков, понятием...

Ломаная линия. Длина ломаной линии.

Урок математики для учащихся 4 класса МКОУ КШ №8...

Презентация к уроку по теме "Ломаная. Многоугольники" (8 класс)

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Ломаная. Многоугольники" (учебник "Геометрия 7-9", Л.С.Атанасян и др.).При составлении презентации использовались материалы с авто...

Ломаная Многоугольники

Уроки разработаны в соответствии с программой и учебником "Геометрия-8"  авторов Александрова А.Д., Вернера А.Л. и др., В презентацию включены темы нескольких з...