Урок геометрии в 8 классе "Площадь многоугольника"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Шнайдер Ирина Ивановна

Данная разработка подробно описывает каждый этап урока,  сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploshchad_mnogougolnika_8_kl.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Площадь многоугольника»,  8 класс.

Цели урока: 

1) Дидактические: сформировать у учащихся понятие площади многоугольника;

                                 рассмотреть свойства площади и закрепить их в ходе решения задач.

2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения

                              учащихся.

3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к

                                    геометрии.

На уроке используются: мультимедийная установка, карточки для учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

             - Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы с вами рассматривали осевую и центральную симметрию и дома должны были выполнить №422, №423.

Как обстоят дела с дом. работой? Вопросов непонятных нет, тогда продолжаем.

Тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами.

2. Актуализация знаний.

             - Для этого выполните следующие задания (раздаются карточки). Назовите букву, стоящую в скобках, соответствующую истинному высказыванию (буквы записать на доске).

I карточка. Ромб – это четырёхугольник, у которого…

                   - диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам (Б)

                   - диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся

                     пополам (Л)

                   - противоположные углы равны и противоположные стороны параллельны (У)

II карточка. Параллелограмм, это четырёхугольник, у которого…

                     - углы равны (Р)

                     - стороны равны (З)

                     - противолежащие стороны параллельны (Ь)

III карточка. Квадрат – это…

                      - параллелограмм с равными сторонами (Я)

                      - параллелограмм, у которого все углы прямые (Н)

                      - прямоугольник, у которого все стороны равны (О)

IV карточка. Любой ромб является…

                      - квадратом (Ю)

                      - прямоугольником (Е)

                      - параллелограммом (А)

V карточка. Диагонали равны у …

                     - трапеции (С)

                     - прямоугольника (Щ)

                     - ромба (Х)

VI карточка. Любой прямоугольник является …

                      - ромбом (В)

                      - квадратом (И)

                      - параллелограммом (П)

VII карточка. Диагонали пересекаются под прямым углом у …

                        - параллелограмма (Т)

                        - квадрата (Д)

                        - прямоугольника (У)  

             - Из записанных слов составьте слово. (Площадь)

 

 ( слайд 1) – Назовите фигуры, изображенные на данном слайде (Треугольник, прям-к, ромб и т.д.)

Как одним словом назвать фигуры изображённые на экране? (Многоугольники)  

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Площадь многоугольника)

(слайд 2) Итак, запишите в тетради тему нашего урока.  (Площадь многоугольника)

 Что вы понимаете под словом «площадь»? (Учащиеся приводят различные примеры)

             - Какое из значений площади используется в геометрии? (Площадь – это величина той части плоскости, которую занимает фигура) 

             В своей практической деятельности человек часто имеет дело с площадями:

чтобы найти урожайность, надо знать площадь поля; о площади, занимаемой каким-либо государством, вы узнаёте из курса географии;

площадь опоры и площадь поперечного сечения проводника вы должны уметь находить, решая задачи по физике. Всегда ли была такая необходимость вычислять площади и как справлялись с ней наша предки, сейчас узнаем, послушав сообщение Ирины..

            III. Немного истории.

            (слайд 3) Понятие площади и в науке и на практике использовалось с незапамятных времён.

              Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей. В древности считалось, что площадь четырехугольника, последовательные стороны которой имеют длины a,b,c,d, можно вычислять по формуле (т.е. полусумму длин противоположных сторон умножить на полусумму двух других сторон). Эта формула верна только для прямоугольников. По-видимому, в древности приходилось рассматривать лишь участки, мало отличающиеся от прямоугольника по форме, а для таких участков погрешность, вносимая указанной формулой, невелика. Лишь в последствии было полностью развито учение о площадях и получены точные формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и других многоугольников.

             - Ребята, а площади каких фигур вы умеете вычислять? (Прямоугольника, квадрата)   

             - Чему равна площадь прямоугольника, квадрата? (S = аb, S = а2)

             - Умеем ли мы вычислять площадь параллелограмма, ромба, трапеции? (Нет) На последующих уроках геометрии мы выведем формулы для различных многоугольников.

IV. Изучение нового.

             - А теперь вспомните, в каких единицах измеряется площадь? (мм2, см2, м2, га, а)

Т.е, за единицу измерения площади принимают квадрат, сторона которого равна единице измерения отрезков.

            (слайд 4) Что означает S=1 см2? (Квадрат со стороной 1 см) 

             При выбранной единице измерение площадей площадь каждого многоугольника выражается положительным числом. Это число показывает, сколько раз единица измерения и её части укладываются в данном многоугольнике.

             (слайд 5) – Найдите  площадь многоугольника АВСD, взяв за единицу измерения закрашенный квадрат. (20 кв. ед.)

             Вычислять площадь многоугольника таким способом не всегда удобно, поэтому и нужны формулы для вычисления площадей. Вывод этих формул основан на свойствах площадей. Итак, рассмотрим свойства площадей.

             (слайд 6) – Какие фигуры называются равными? (Фигуры называются равными, если при наложении они совмещаются)

              - Если многоугольники F1 и F2 равны, то, что можно сказать об их площадях? (Площади равны) Ответ объясните. (Площади равны, т.к. в равных фигурах единица измерения укладывается одинаковое число раз)

              - Сформулируйте первое свойство площадей. (Равные многоугольники имеют равные площади)

             (слайд 7) – Если многоугольник разбит на несколько частей, как можно найти его площадь? (Площадь равна сумме площадей его частей)

             - Сформулируйте второе свойство площадей. (Если многоугольник состоит из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников)

             (слайд 8) – Чему равна площадь квадрата со стороной а? (Sкв = а2)

             - Сформулируйте третье свойство. (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)

             (слайд 9) – Итак, повторим ещё раз свойства площадей.

V. Закрепление.

             Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении приложить знание на деле».

             Примените полученные знания для решения следующих задач. (слайд 10)

             № 1 – 3 - решить устно, называя используемые в задаче свойства площадей.

             № 447 из учебника решить в тетради и 1 человек на доске.

       А                       В                           Дано: АВСD – параллелограмм,

                              Е                                         D – С – М, DС = СМ.

                                                              Доказать: SАВСD = SАМD.

D                                           М        

                           С

Доказательство.

ВС АМ = Е. Рассмотрим ∆АВЕ и ∆МСЕ:

1) АВ = СМ (т.к. ДС = АВ по свойству параллелограмма)           

2) АВЕ = ЕСМ (накрест лежащие при параллельных прямых АВ и DМ и секущей ВС)

3) ВАЕ = СМЕ (накрест лежащие при параллельных прямых АВ и DМ и секущей АМ), ∆АВЕ = ∆МСЕ (по стороне и двум прилежащим углам).

SАВСD = SАВЕ + SАЕСD = SЕСМ + SАЕСD = SАМD. Ч.т.д.

             (слайд 11) Задачи № 4, 5 выполнить самостоятельно. (В конце урока тетради сдать на проверку)

IV. Итог урока. (слайд 12)

             Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели понятие площади.

             - Что нового вы узнали?

             - Что повторили?

             - Чью работу вы можете оценить?

             - Оцените свою работу. Выставите фигурку, которая покажет уровень понимания и настроения. Начертите отрезок, на одном конце 0 (ничего не понятно) на другом 1 (всё понятно).

                                                   

           0                                                 1

Домашнее задание: п. 48, 49*( самостоятельно, для желающих),

                                     № 448, 449(а,б), 450 (а,б)

Для желающих: доказать, что египетская формула  верна для прямоугольника.                          b 

                                                   

                                    а                                       с

                                                       d


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

Презентация к урокам геометрии. "Итоговое повторение-2. Окружность, Многоугольники."

При повторении курса геометрии необходимо сконцентрировать внимание на основных вопросах программы. Презентация содержит 30 задач на готовых чертежах по темам «Окружность» и «Многоугольники». На урока...

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Площади многоугольников"

урок обобщения и систематизации знаний по теме "Площадь многоугольников" включает выполнение учащимися двух тестов на проверку знания формул и правил для нахождения площадей основных фигур, презентаци...

Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."

Первый урок  по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....

Урок геометрии в 9 классе по теме: "Подобие правильных выпуклых многоугольников"

Урок геометрии в 9 классе по теме: "Подобие правильных выпуклых многоугольников"...

План – конспект урока геометрии по теме: "Многоугольники и их площади"

Форма урока: Урок – практикум.Образовательная цель: Выяснить, как учащиеся усвоили свойства многоугольников, формулы для вычисления их площадей. Закрепить знания учащихся по изученной теме ...

Урок геометрии по теме:"Многоугольники"

Урок геометрии по теме: "Многоугольники". УМК "Школа-2100" 7 класс...