Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по геометрии для 9 класса по учебнику Л.С.Атанасяна и др.
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании зам. дир. по УВР директор СОШ №1
ШМО учителей __________________ _________________ __________________ ___________________ Хаспекян А. Г.
Протокол № 1 « » ______________ приказ № ____от_____
от ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
9 класс
кол-во часов – 68 за год, 2ч. в неделю
Килафян Аракси Хевондовна
ФИО учителя
2012/13 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования России, 2004, №12, стр.111-118.
- «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 17.12.2010 года № 1897.
- «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012\2013 учебный год». Приказ Министерства образования Российской федерации от 27.12.2011 года № 2885.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель – Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Закон «Об образовании» РФ.
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Цели обучения
- в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
2) в метапредметном направлении:
- формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- развитие пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера;
- развитие геометрической интуиции.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в
формировании научно-теоретического мышления школьников.
Место предмета в Базисном учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение
геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю
в течение 7 – 9 классов, всего 210 уроков. В 9 классе изучается геометрия в течение 68 учебных часов.
Требования к результатам освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу
действия на уровне произвольного внимания и вносить не-
обходимые коррективы; - умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение; - формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства
наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач
и понимать необходимость их проверки; - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным
разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; - умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений; - овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать
его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; - усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их
свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; - умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Тема + содержание | Количество часов | Контроль |
1 | Векторы. Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 11 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 1 |
2 | Метод координат. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. | 10 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 1 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус и тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 1 ТС - 1 ПР – 1 |
4 | Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. | 10 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 1 ПР – 1 |
5 | Движение. Понятие движения. Параллельный перенос. | 8 | ЗР – 1 ПР – 1 |
6 | Начальные сведения из стереометрии. Многогранники. Тела и поверхности вращения. | 8 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 1 ПР – 1 |
Повторение. Решение задач. | 3 + 6 | ТС – 1+1 КР - 1 |
ИТОГО | 68 | КР – 6 ЗР – 6 СР – 5 ТС – 3 ПР – 4 |
КР – контрольная работа
ЗР – зачётная работа
СР – самостоятельная работа
ТС – тестирование
ПР – практическая работа
Учебно-методический комплект
№ | Авторы | Название | Год изд. | Издат-во |
1 | Л. С. Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. | Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. | 2007 | «Просвещение» |
2 | Л. С. Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. | Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические реко-мендации к учебнику. | 2005 | «Просвещение» |
3 | Н. Мельникова, Г. Лудина, Н. Лепихова | Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов образовательных учреждений. | 2007 | «Мнемозина» |
Используемые медиаресурсы
- Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. (Виртуальная школа К и М).
Электронное учебное пособие. 9 класс. 2005г. (CD-ROM)
- Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. Интерактивный
мультимедийный курс. (CD)
- Интерактивная математика. Электронное учебное пособие. 5-9 кл. (CD-ROM)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Г – 9
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Вариант 1.
№№ | Вопросы | Варианты ответов |
1 | Трапеция – это четырехугольник, у которого… | А) все стороны равны; Б) стороны попарно равны; В) две стороны параллельны, а две другие непараллельны; Г) нет правильного ответа. |
2 | Четырехугольник является параллелограммом, если… | А) стороны попарно равны; Б) диагонали равны; В) все углы равны; Г) нет правильного ответа. |
3 | Ромб с диагоналями d1 и d2 . Какова его площадь? |
4 | В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен … | А) разности гипотенузы и катета; Б) сумме катетов; В) сумме квадратов катетов; Г) нет правильного ответа. |
5 | Если вершина угла лежит в центре окружности, то это… | А) центральный угол; Б) вписанный угол; В) прямой угол; Г) нет правильного ответа. |
6 | Треугольники называются подобными, если… | А) все углы равны; Б) стороны пропорциональны; В) углы равны и сходственные стороны пропорциональны; Г) нет правильного ответа. |
7 | Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется… | А) медианой; Б) средней линией; В) высотой; Г) нет правильного ответа. |
8 | Синус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение… | А) противолежащего катета к гипотенузе; Б) гипотенузы к противолежащему катету; В) катетов; Г) нет правильного ответа. |
9 | Диагонали прямоугольника … | А) равны и точкой пересечения делятся пополам; Б) перпендикулярны; В) параллельны; Г) нет правильного ответа. |
10 | Найдите стороны параллелограмма, если одна из них на 4 см больше другой, а периметр параллелограмма равен 38 см. |
11 | Найдите основание равнобедренного треугольника, если боковая сторона равна 13 см, а медиана, проведенная к основанию, равна 5 см. |
Г – 9
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Вариант 2.
№№ | Вопросы | Варианты ответов |
1 | Прямоугольник – это параллелограмм, у которого … | А) все стороны равны; Б) все углы прямые; В) диагонали перпендикулярны; Г) нет правильного ответа. |
2 | Четырехугольник является параллелограммом, если … | А) противоположные углы равны; Б) две стороны равны и параллельны; В) диагонали перпендикулярны; Г) нет правильного ответа. |
3 | В параллелограмме а – основание, h – высота. Какова площадь параллелограмма? |
4 | В прямоугольном треугольнике квадрат катета равен … | А) разности гипотенузы и катета; Б) разности квадратов гипотенузы и катета; В) сумме квадратов гипотенузы и катета; Г) нет правильного ответа. |
5 | Если вершина угла лежит на окружности, а стороны пересекают её, то это … | А) центральный угол; Б) развернутый угол; В) вписанный угол; Г) нет правильного ответа. |
6 | Треугольники подобны, если … | А) два угла одного тр-ка равны двум углам другого тр-ка; Б) две стороны одного тр-ка пропорциональны двум сторонам другого тр-ка; В) углы одного тр-ка пропорциональны углам другого тр-ка; Г) нет правильного ответа. |
7 | Средняя линия треугольника … | А) равна одной из сторон тр-ка; Б) делит одну сторону тр-ка пополам; В) параллельна одной из сторон тр-ка и равна ее половине; Г) нет правильного ответа. |
8 | Косинус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение … | А) прилежащего катета к гипотенузе; Б) катетов; В) гипотенузы и катета; Г) нет правильного ответа. |
9 | Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна … | А) 450; Б) 900; В) 1800; Г) нет правильного ответа. |
10 | Найдите стороны параллелограмма, если одна из них в 3 раза меньше другой, а периметр параллелограмма равен 60 см. |
11 | Найдите биссектрису угла, проведенную к основанию равнобедренного треугольника, если его боковая сторона равна 25 см, а основание равно 14 см. |
Г – 9
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Вариант 3.
№№ | Вопросы | Варианты ответов |
1 | Параллелограмм – это четырехугольник, у которого … | А) все стороны равны; Б) противоположные стороны попарно параллельны; В) диагонали равны; Г) нет правильного ответа. |
2 | Квадрат – это прямоугольник, у которого … | А) диагонали перпендикулярны; Б) противоположные стороны равны; В) все стороны равны; Г) нет правильного ответа. |
3 | В трапеции основания а и в, высота – h. Какова площадь трапеции? | Г) нет правильного ответа. |
4 | Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон, то этот треугольник … | А) прямоугольный; Б) равнобедренный; В) тупоугольный; Г) нет правильного ответа. |
5 | Центр вписанной в треугольник окружности – это точка пересечения … | А) высот; Б) медиан; В) биссектрис; Г) нет правильного ответа. |
6 | Треугольники подобны, если … | А) две стороны одного тр-ка пропорциональны сторонам другого; Б) две стороны одного тр-ка равны двум сторонам другого; В) два угла одного тр-ка равны двум углам другого; Г) нет правильного ответа. |
7 | Отношение площадей подобных треугольников равно … | А) коэффициенту подобия; Б) квадрату коэффициента подобия; В) cos 450; Г) нет правильного ответа. |
8 | Прямая, проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, и перпендикулярная к этому радиусу, является … | А) секущей; Б) касательной; В) диаметром; Г) нет правильного ответа. |
9 | Диагонали ромба … | А) равны; Б) перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам; В) параллельны; Г) нет правильного ответа. |
10 | Найдите стороны параллелограмма, если одна из них на 6 см больше другой, а периметр параллелограмма равен 42 см. |
11 | Найдите боковую сторону равнобедренного треугольника, если основание равно 10 см, а медиана, проведенная к основанию, равна 6 см. |
Г – 9
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Вариант 4.
№№ | Вопросы | Варианты ответов |
1 | Ромб – это параллелограмм, у которого … | А) все стороны равны; Б) диагонали равны; В) углы равны; Г) нет правильного ответа. |
2 | Четырехугольник является параллелограммом, если … | А) все стороны равны; Б) диагонали точкой пересечения делятся пополам; В) диагонали равны; Г) нет правильного ответа. |
3 | В треугольнике сторона равна а, проведенная к ней высота – h. Площадь этого треугольника … | Г) нет правильного ответа. |
4 | Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов в … | А) равностороннем треугольнике; Б) равнобедренном треугольнике; В) прямоугольном треугольнике; Г) нет правильного ответа. |
5 | Центр описанной около треугольника окружности – это точка пересечения … | А) серединных перпендикуляров к сторонам; Б) биссектрис; В) высот; Г) нет правильного ответа. |
6 | Треугольники подобны, если … | А) стороны одного тр-ка равны сторонам другого треугольника; Б) углы одного треугольника пропорциональны углам другого треугольника; В) две стороны одного тр-ка пропорциональны двум сторонам другого тр-ка; Г) нет правильного ответа. |
7 | Медианы треугольника точкой пересечения делятся в отношении ….., считая от вершины. | А) 2:1; Б) 3:5; В) 1:2; Г) нет правильного ответа. |
8 | Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это отношение … | А) противолежащего катета к гипотенузе; Б) гипотенузы к прилежащему катету; В) противолежащего катета к прилежащему; Г) нет правильного ответа. |
9 | Вписанный в окружность угол равен … | А) дуге, на которую он опирается; Б) половине дуги, на которую опирается; В) 1800; Г) нет правильного ответа. |
10 | Найдите стороны параллелограмма, если одна из них в 5 раз больше другой, а периметр параллелограмма равен 54 см. |
11 | Найдите основание равнобедренного треугольника, если его боковая сторона 15 см, а биссектриса угла, лежащего против основания, равна 12 см. |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ
№ | Тема | Количество |
1 | Векторы. | 1 |
2 | Метод координат.. | 1 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
4 | Длина окружности и площадь круга. | 1 |
5 | Элементы стереометрии. | 1 |
Итого | 5 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ | Тема |
1 | Решение практических задач с использованием тригонометрии. |
2 | Построение правильных многоугольников. |
3 | Выполнение презентаций по теме «Движения». |
4 | Изготовление моделей стереометрических тел. |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Вариант 1.
- Площадь квадрата, описанного около окружности, равна 16 см2. Найдите площадь правильного треугольника, вписанного в ту же окружность.
- Две стороны треугольника равны 9 см и 21 см, а угол, противолежащий большей из них, – 60о. Найдите периметр и площадь треугольника.
- В треугольнике АВС АВ=ВС=20 см, АС=24 см. Найдите:
а)
б) длину окружности, описанной около треугольника;
в) площадь круга, вписанного в треугольник.
Вариант 2.
- Площадь квадрата, вписанного в окружность, равна 16 см2. Найдите площадь правильного треугольника, описанного около этой же окружности.
- Две стороны треугольника равны 33 см и 37 см, а угол, противолежащий большей из них, – 120о. Найдите периметр и площадь треугольника.
- В треугольнике АВС АВ=ВС=15 см, АС=24 см. Найдите:
а)
б) длину окружности, описанной около треугольника;
в) площадь круга, вписанного в треугольник.
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
НА КОНЕЦ ГОДА
- Что такое вектор? Какой вектор называется нулевым?
- Что называется длиной ненулевого вектора?
- Какие векторы называются коллинеарными?
- Дайте определение равных векторов.
- Какой вектор называется суммой двух векторов?
- В чем заключаются правило треугольника, правило параллелограмма и правило многоугольника для сложения векторов?
- Какой вектор называется разностью двух векторов?
- Какой вектор называется противоположным данному?
- Какой вектор называется произведением данного вектора на данное число?
- Сформулируйте основные свойства умножения вектора на число.
- Какой отрезок называется средней линией трапеции?
- Сформулируйте теорему о средней линии трапеции.
- Сформулируйте лемму о коллинеарных векторах.
- Сформулируйте теорему о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам.
- Что такое координатные векторы?
- Что такое координаты вектора?
- Сформулируйте правила нахождения координат суммы и разности векторов, а также произведения вектора на число по заданным координатам векторов.
- Формулы для вычисления координат вектора по координатам его начала и конца.
- Формулы для вычисления координат середины отрезка по координатам его концов.
- Формула для вычисления расстояния между точками по их координатам.
- Какое уравнение называется уравнением данной линии. Напишите уравнение окружности данного радиуса с центром в данной точке.
- Напишите уравнение данной прямой в прямоугольной системе координат.
- Объясните, что такое синус и косинус угла α из промежутка 00≤α≤1800.
- Что называется тангенсом угла α?
- Запишите основное тригонометрическое тождество.
- Напишите формулы приведения.
- Сформулируйте теорему синусов.
- Сформулируйте теорему косинусов.
- Объясните понятие угла между векторами.
- Какие два вектора называются перпендикулярными?
- Что такое скалярное произведение векторов?
- Напишите формулу, выражающую скалярное произведение векторов через их координаты.
- Сформулируйте свойства скалярного произведения векторов.
- Какой многоугольник называется правильным?
- Напишите формулу для вычисления угла правильного п-угольника.
- Сформулируйте теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника.
- Сформулируйте теорему об окружности, вписанной в правильный многоугольник.
- Напишите формулу для вычисления площади правильного многоугольника через его периметр и радиус вписанной окружности.
- Напишите формулы для вычисления стороны правильного п-угольника и радиуса вписанной в него окружности через радиус описанной окружности.
- Напишите формулы для вычисления длины окружности и длины дуги окружности.
- Напишите формулы для вычисления площади круга и площади кругового сектора.
- Объясните, что такое отображение плоскости на себя.
- Какое отображение плоскости называется осевой симметрией, центральной симметрией?
- Что такое движение плоскости?
- Какое отображение плоскости называется параллельным переносом?
- Какое отображение плоскости называется поворотом?
- Объясните, что такое многогранник и назовите его элементы.
- Объясните, как построить призму, и назовите ее элементы.
- Какая призма называется: а) прямой; б) правильной?
- Объясните, как измеряются объемы тел и перечислите основные свойства объемов.
- Свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда.
- Формула объем прямоугольного параллелепипеда.
- Какой многогранник называется пирамидой? Назвать и показать ее элементы.
- Какое тело называется цилиндром? Назовите и покажите его элементы.
- Формулы объема цилиндра и площади его боковой поверхности.
- Объясните, какое тело называется конусом. Назовите и покажите элементы конуса.
- Формулы объема и площади боковой поверхности конуса.
- Что называется сферой и что такое ее центр, радиус и диаметр?
- Какое тело называется шаром, и что такое его центр, радиус и диаметр?
- Формулы объема шара и площади сферы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании зам. дир. по УВР директор СОШ №1
ШМО учителей __________________ _________________ __________________ ___________________ Хаспекян А. Г.
Протокол № 1 « » ______________ приказ № ____от_____
от ________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
9 «в» класс
кол-во часов – 68 за год, 2ч. в неделю
Килафян Аракси Хевондовна
ФИО учителя
2012/13 уч.г.
2 урока в неделю, всего 68 уроков
№№ уроков | Темы уроков | Кол. часов | Даты | Характеристика основных видов учебной деятельности | Контроль | Примечания |
1-2 | Вводное повторение | 2 | Актуализировать знания по темам «Четырехугольники. Площади. Подобие. Окружность» | ТС |
3 | Диагностическая контрольная работа. | 1 |
Векторы | 11 |
4-5 | Понятие вектора | 2 | Формулировать определения и иллю-стрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относя-щимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач | СР |
6-8 | Сложение и вычитание векторов | 3 |
9-12 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 4 | ЗР |
13 | Решение задач. | 1 |
14 | Контрольная работа по теме «Векторы» | 1 | КР |
Метод координат | 10 |
15-16 | Координаты вектора | 2 | Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой. | СР |
17-18 | Простейшие задачи в координатах | 2 | ЗР |
19-21 | Уравнения окружности и прямой | 3 |
22-23 | Решение задач. | 2 |
24 | Контрольная работа по теме «Метод координат» | 1 | КР |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 12 |
25-27 | Синус, косинус и тангенс угла. | 3 | Формулировать и иллюстрировать оп-ределения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометричес-кое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; формулировать определения угла меж-ду векторами и скалярного произведе-ния векторов; выводить формулу скалярного произве-дения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утвер-ждение о свойствах скалярного произ-ведения; использовать скалярное произведение | ЗР |
28 | Теорема о площади треугольника. | 1 |
29-30 | Теорема синусов. | 2 |
31-32 | Теорема косинусов | 2 | СР |
33-34 | Скалярное произведение векторов | 2 | ТС |
35 | Решение задач | 1 | ПР |
36 | К/р по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | КР |
Длина окружности и площадь круга | 10 |
37-39 | Правильные многоугольники | 3 | Формулировать определение правиль-ного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около пра-вильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоуголь-ников; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач | СР |
40-41 | Построение правильных многоугольников | 2 | ПР |
42 | Длина окружности. | 1 |
43-44 | Площадь круга. | 2 |
45 | Решение задач. | 1 | ЗР |
46 | Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | КР |
Движение | 8 |
47-48 | Понятие движения. | 2 | Объяснять, что такое отображение пло-скости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; обосновывать, что эти отображения плоскости являются движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ. |
49-50 | Параллельный перенос. | 2 |
51-52 | Поворот. | 2 |
53 | Решение задач. | 1 | ЗР |
54 | Семинарское занятие по защите рефератов и презентаций по теме «Движение» | 1 | ПР |
Начальные сведения из стереометрии | 8 |
55-57 | Многогранники. | 3 | Объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпук-лым, что такое п-угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется пара-ллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утвер-ждения о свойстве диагоналей паралле-лепипеда и о квадрате диагонали пря-моугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогран-ника; выводить формулу объёма прямоуголь-ного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник назы-вается пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёб-ра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апо-фема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; объяснять, какое тело называется цилиндром, конусом и показывать их элементы; применять формулы объёма цилиндра и конуса при решении практических задач. | ЗР |
58-60 | Тела и поверхности вращения. | 3 | СР |
61 | Решение задач. | 1 | ПР |
62 | Контрольная работа по теме «Начальные сведения из стереометрии» | 1 | КР |
63-66 | Повторение. Решение задач. | 4 | ТС |
67 | Контрольная работа (итоговая) | 1 | КР |
68 | Итоговый урок. | 1 |
КР – контрольная работа
ЗР – зачётная работа
СР – самостоятельная работа
ТС – тестирование
ПР – практическая работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно- тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов....
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича...
Календарно - тематическое планирование по геометрии, 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна
КТП по геометрии, 8 класс с домашним заданием и оборудованием...