Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии для 8 класса по учебнику Л.С.Атанасяна и др.
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании зам. дир. по УВР директор СОШ №1
ШМО учителей __________________ _________________ __________________ ___________________ Хаспекян А. Г.
Протокол № 1 « » ______________ приказ № ____от_____
от ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
8 класс
кол-во часов – 86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во 2-м
Килафян Аракси Хевондовна
ФИО учителя
2012/13 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования России, 2004, №12, стр.111-118.
- «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 17.12.2010 года № 1897.
- «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012\2013 учебный год». Приказ Министерства образования Российской федерации от 27.12.2011 года № 2885.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель – Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Закон «Об образовании» РФ.
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Цели обучения
- в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
2) в метапредметном направлении:
- формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- развитие пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера;
- развитие геометрической интуиции.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Место предмета в Базисном учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение
геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю
в течение 7 – 9 классов, всего 210 уроков. Во 2-м полугодии 8 класса добавлен 1 час за счёт вариативной части. Таким образом, в 8 классе изучается геометрия в течение 96 учебных часов: 2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю – во втором.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Темы + содержание | Количество часов | Контроль |
1 | Четырёхугольники. Многоугольники. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция. Задачи на построение параллелограмма и трапеции. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Осевая и центральная симметрия. | 20 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 2 ТР – 1 ПР – 2 |
2 | Площади. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема Пифагора и обратная ей теорема. | 16 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 2 ТР – 1 ПР – 1 |
3 | Подобные треугольники. Определение подобных треугольников. Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. Теорема о средней линии треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Деление отрезка в данном отношении. Решение задач на построение методом подобия. Измерительные работы на местности. Подобие произвольных фигур. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 24 | КР – 2 ЗР – 1 СР – 3 ПР – 3 |
4 | Окружность. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки в треугольнике. Вписанная и описанная окружности. | 20 | КР – 1 ЗР – 1 СР – 2 ТР – 1 ПР – 1 |
Повторение. Решение задач. | 6 | ТС – 1 КР – 1 |
ИТОГО | 86 | КР – 6 ЗР – 4 СР – 9 ТС – 4 ПР – 7 |
КР – контрольная работа
ЗР – зачётная работа
СР – самостоятельная работа
ТС – тестирование
ПР – практическая работа
Темы контрольных работ
- Четырёхугольники.
- Площадь. Теорема Пифагора.
- Признаки подобия треугольников.
- Применение подобия к решению задач.
- Окружность.
- Итоговая работа.
Темы практических работ
- Задачи на построение параллелограмма и трапеции.
- Осевая и центральная симметрия.
- Площадь треугольника.
- Деление отрезка в данном отношении.
- Решение задач на построение методом подобия.
- Измерительные работы на местности.
- Вписанная и описанная окружности.
Требования к результатам освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу
действия на уровне произвольного внимания и вносить не-
обходимые коррективы; - умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение; - формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства
наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач
и понимать необходимость их проверки; - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным
разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; - умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений; - овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать
его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; - усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их
свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; - умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения курса геометрии 8 класса ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- выполнять чертежи по условиям задач;
- изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычислений площадей фигур при решении практических задач.
Учебно-методический комплект
№ | Авторы | Название | Год изд. | Издат-во |
1 | Л. С. Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. | Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. | 2007 | «Просвещение» |
2 | Л. С. Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. | Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомен-дации к учебнику. | 2005 | «Просвещение» |
3 | Н. Мельникова, Г. Лудина, Н. Лепихова | Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов образовательных учреждений. | 2007 | «Мнемозина» |
4 | Зив Б. Г., Мейлер В. М. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса | 2011 | «Просвещение» |
Используемые медиаресурсы
- Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. (Виртуальная школа К и М).
Электронное учебное пособие. 8 класс. 2005г. (CD-ROM)
- Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. Интерактивный
мультимедийный курс. (CD)
- Интерактивная математика. Электронное учебное пособие. 5-9 кл. (CD-ROM)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании зам. дир. по УВР директор СОШ №1
ШМО учителей __________________ _________________ __________________ ___________________ Хаспекян А. Г.
Протокол № 1 « » ______________ приказ № ____от_____
от ________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
8 «б» класс
кол-во часов –86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во втором
Килафян Аракси Хевондовна
ФИО учителя
2012/13 уч.г.
№№ уроков | Темы уроков | Кол. часов | Даты | Характеристика основных видов учебной деятельности | Контроль | Примечания |
Четырёхугольники | 20 | Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать |
1-2 | Многоугольники | 2 | ТР |
3-5 | Параллелограмм и его свойства | 3 | СР |
6-8 | Признаки параллелограмма | 3 |
9-11 | Трапеция. | 3 | СР |
12-13 | Задачи на построение параллелограмма и трапеции | 2 | ПР |
14 | Прямоугольник. | 1 |
15-16 | Ромб. | 2 |
17 | Квадрат. | 1 |
18 | Осевая и центральная симметрия. | 1 | ПР |
19 | Решение задач по теме «Четырёхугольники» | 1 | ЗР |
20 | Контрольная работа по теме «Четырёхугольники» | 1 | КР |
Площади | 16 | Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; |
21-22 | Площадь многоугольника. | 2 |
23-24 | Площадь параллелограмма. | 2 | СР |
25-26 | Площадь треугольника. | 2 | ПР |
27-28 | Площадь трапеции. | 2 |
29-30 | Решение задач по теме «Площади». | 2 | СР |
31-34 | Теорема Пифагора и обратная ей теорема. | 4 | ТР |
35 | Решение задач по темам всей главы. | 1 | ЗР |
36 | Контрольная работа по теме «Площади. Теорема Пифагора» | 1 | КР |
Подобные треугольники | 24 |
37-38 | Определение подобных треугольников. | 2 | формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, |
39-40 | Первый признак подобия треугольников. | 2 |
41 | Второй признак подобия треугольников. | 1 |
42 | Третий признак подобия треугольников. | 1 |
43-44 | Решение задач с использованием признаков подобия треугольников. | 2 | СР |
45 | Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | КР |
46-47 | Теорема о средней линии треугольника. | 2 | СР |
48 | Свойство медиан треугольника. | 1 |
49-50 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 2 |
51 | Деление отрезка в данном отношении. | 1 | ПР |
52-53 | Решение задач на построение методом подобия. | 2 | ПР |
54 | Измерительные работы на местности. | 1 | ПР |
55 | Подобие произвольных фигур. | 1 |
56-57 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 2 | СР |
58-59 | Решение задач | 2 | ЗР |
60 | Контрольная работа по теме «Применение подобия к решению задач» | 1 | КР |
Окружность | 20 |
61-64 | Касательная к окружности. | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружнос-ти; формулировать и доказывать тео-ремы: о свойстве касательной, о приз-наке касательной, об отрезках касатель-ных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружнос-ти; формулировать и доказывать теоре-мы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; фор-мулировать и доказывать теоремы, свя-занные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпенди-куляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендику-ляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; фор-мулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описан-ной около многоуг-ка; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, | СР |
65-68 | Центральные и вписанные углы | ТР |
69-71 | Четыре замечательные точки в треугольнике. | СР |
72-78 | Вписанная и описанная окружности. | ПР |
79 | Решение задач по теме «Окружность» | ЗР |
80 | Контрольная работа по теме «Окружность» | КР |
81-86 | Повторение | 6 | КР, СР, ТР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класса, по учебнику Л.С. Атанасяна...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс по учебнику Л.С. Атанасяна
Календарно- тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов....
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича...
Календарно - тематическое планирование по геометрии, 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна
КТП по геометрии, 8 класс с домашним заданием и оборудованием...