статья "Уровневая дифференциация в процессе обучения геометрии"
статья по геометрии (9 класс) по теме
Индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения на уроках геометрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирюшкина Елена Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории
Уровневая дифференциация в процессе обучения геометрии
Пути решения проблем, стоящих перед школой, отражены в концепции общего среднего образования. В ней особое внимание придается содержанию, формам и методам обучения в средней общеобразовательной школе. Она содержит требования не только к качеству знаний, но и к способам их усвоения. Работа может и должна осуществляться под лозунгом Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти». Для этого необходимо поставить в центр процесса обучения ребёнка с его интересами, способностями, жизненным опытом и потребностями. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения переживается и оценивается детьми по-разному.
Нужно ли учителю учитывать индивидуальные особенности в процессе обучения? Необходимость этого очевидна. В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Учителю нужно так активизировать учебно- познавательную деятельность учеников, чтобы каждый из них углубил и расширил знания, а учащиеся, имеющие низкие учебные возможности, успешно отрабатывали учебный материал. Этому в полной мере способствуют уроки-практикумы.
Считаю необходимым в своей работе разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Только комбинируя разные методы можно добиться в нашей работе серьёзных успехов. А для этого надо представлять себе недостатки и достоинства метода, условия применимости его на уроке.
В своей работе я пришла к выводу о необходимости обязательной дифференциации. Для этого класс делиться условно на 3 группы: группа 1-сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать обобщать; группа 2-средние учащиеся, обладающими хорошими знаниями основных фактов, однако не всегда умеющими обосновать ответ, не всегда рационально решают задачи; группа 3-слабые учащиеся, которые с трудом усваивают факты, понятия. Такое деление условно, т.к. при достижении определённого уровня знаний возможны перемещения из группы в группу.
На уроках закрепления изученного материала учащиеся работают по уровням. Учащиеся 1 группы получают нестандартные или более сложные объёмные задания, группы2-задания необязательного уровня, группы 3-обязательного уровня.
Работу организую так: чтобы не обделить внимание ребят из разных групп, в определённые моменты урока консультирую, проверяю работу конкретной группы, а остальные в это время работают самостоятельно. Естественно, больше внимания уделяю самым слабым и средним ученикам, но не забываю и о сильных учащихся.
Задачи 1-ого уровня: решаются учащимися на основе только что изученных знаний и способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил.
Задачи 2-ого уровня требуют от учащихся применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой ситуации.
Задачи 3-его уровня требуют от школьника преобразующей деятельности при избирательном применении усвоенных знаний и приёмов решения в относительно новой для него ситуации. В процессе поиска решения задачи ученик, используя интуицию, смекалку, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания.
ПРИМЕРЫ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕМЕТРИИ В 9-Х КЛАССАХ.
Пример карточки для 9 класса, которая предлагается слабым учащимся. Карточка имеет краткую теоретическую часть, образец решения и задания для самостоятельной работы. Такие карточки выполняют корректирующую функцию.
1 уровень
PKEF - параллелограмм. А и В-середины КЕ и РF соответственно.
Запишите все векторы, изображенные на рисунке.
вектор PK =вектору FE.Почему?
вектор AE =вектору BF?
Равны ли векторы AP и EB?
Равны ли векторы PK,AP по абсолютной величине?
2 уровень
ABCD-квадрат, AB=4
Заполните пропуски:
вектор AB и вектор CD-…
вектор BC…вектору CD,так как…
вектор AO=…
вектор BO= вектору AO,так как…
вектор CO= вектору CA,так как..
вектор DD…, вектор DD=…
Абсолютная величина вектора BD рана…
3 уровень
AB=BC=17,AC=16,M,N,K,- середины сторон AB,BC,AC соответственно.
Укажите векторы. Равные вектору MK.
Укажите векторы. Равные 8 по абсолютной величине.
Укажите векторы. Равные 8,5 по длине и неколлинеарные вектору NK.
Найдите ВК.
Докажите, что не равны векторы:
а)МК и NK
б)MN и СК
в)АВ и KN.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация в процессе обучения математике в вечерней школе
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Сегодня вечерняя школа имеет контингент учащихся, весьма разнородный по ва...
дифференциация в процессе обучения
Цель дифференциации - это обучение каждого ученика на уровне его возможностей....
Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"
В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
Публикация Корягиной Ю.В. - Шагиевой Ю.В. Формирование научных методов познания в процессе обучения геометрии в основной школе
Публикация Корягиной Ю.В. - Шагиевой Ю.В. Формирование научных методов познания в процессе обучения геометрии в основной школе...
Использования дифференциации в процессе обучения.
Этот тезис раскрывает особенности использования дифференциации в обучении детей школьного возраста....