Элективный курс "Геометрические преобразования"
элективный курс по геометрии (10 класс) по теме
Геометрические построения играют серьезную роль в математической подготовке школьника. Ни один вид задач не дает столько материала для развития математической инициативы и логических навыков учащегося, как геометрические задачи на построение. Эти задачи обычно не допускают стандартного подхода к ним и формального восприятия их учащимися. Задачи на построение удобны для закрепления теоретических знаний учащихся по любому разделу школьного курса геометрии. Отсюда вытекает роль разработанного нами элективного курса также и дляпрофильной подготовки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs._geometricheskie_preobrazovaniya.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Понамарева Евгения Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение « Краснобаррикадная средняя
общеобразовательная школа»
Программа Элективного курса « Геометрические преобразования»
Пояснительная записка.
В настоящее время, несмотря на многочисленные высказывания ученых -математиков и методистов - геометрии не отводится, к сожалению, должного места в школьной математической подготовке. Этот недостаток необходимо как-то компенсировать, если невозможно устранить.
Поэтому большое место в математической подготовке учащихся но линии элективных курсов должно отводиться геометрии. Ее черты: опора на визуальное мышление, пространственные представления, воображение, интуицию, меньшая податливость алгоритмизации - способствуют углублению математической подготовки в плане развития творческих компонентов личности школьника (поиска различных подходов к решению задачи; рассмотрения разных случаев по данному условию; вариативности условий и решений, определяемых различным взаимным расположением фигур, их различными комбинациями и т. д.).
Геометрический материал не случайно выбран как база развития творческих начал школьника. Это объясняется следующими причинами:
- задачи по геометрии, как правило, требуют нестандартного подхода к решению;
-геометрический материал предусматривает работу с геометрическими инструментами, что особенно ценно, так как на уроке у учителя недостаточно времени для такой работы; таким образом, развитие геометрических представлений у школьников происходит через практическую деятельность;
- работа с геометрическими инструментами способствует выработке у учащихся практических навыков, при этом происходит опора на их осязательную и кинестетическую деятельность; кроме того, работа с геометрическими инструментами развивает любознательность и повышает интерес школьников, обращаясь не только к интеллекту;
- в основе познания геометрического материала лежит жизненный опыт учащихся и интуиция, все многообразие их чувств (от ощущений до радости познания), воображение,
- он позволяет устанавливать связи с областями, далекими от математики, но хорошо знакомыми школьнику из повседневной жизни, и т. д.
В связи с этим ясна целесообразность организации элективных курсов в школе, в частности, по темам, имеющим прикладную и практическую направленность, формирующим практические навыки владения геометрическими инструментами, развивающих мыслительные операции, ведущие к формированию необходимых в жизни качеств мышления, и в конечном счете, к развитию творческой личности школьника.
Идея преобразования - одна из ведущих идей математики. Совокупность различных преобразований играет существенную роль не только в смежных областях знания, но и в сферах, достаточно далеких от математики.
В настоящее время теория геометрических построений представляет обширную и глубоко развитую область математики, связанную с решением разнообразных принципиальных вопросов, уходящих в другие ветви математики.
Геометрические построения играют серьезную роль в математической подготовке школьника. Ни один вид задач не дает столько материала для развития математической инициативы и логических навыков учащегося, как геометрические задачи на построение. Эти задачи обычно не допускают стандартного подхода к ним и формального восприятия их учащимися. Задачи на построение удобны для закрепления теоретических знаний учащихся по любому разделу школьного курса
геометрии. Отсюда вытекает роль разработанного нами элективного курса также и для
профильной подготовки школьников.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Уроки | Самост. работа | |||
1. | Изометрические преобразования (движения), виды и свойства | 3 | 2 | 1 |
2. | Решение задач на доказательство методом движений | 3 | 2 | 1 |
3. | Решение задач на построение методом движений | 3 | 2 | 1 |
4. | Решение задач на построение циркулем и линейкой | 2 | 1 | 1 |
5. | Подобие. Гомотетия. Решение задач методом подобия | 3 | 2 | |
6. | Инверсия. Решение задач | 2 | 1 | 1 |
7. | Решение задач смешанного типа | 3 | 2 | 1 |
Итого: | 19 | 12 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Изометрические преобразования (движения), виды и свойства
Преобразование как частный случай соответствия. Движения как изометрические преобразования, т. е. преобразования, сохраняющие расстояния между двумя точками. Основные виды изометрических преобразований. Классификация изометрических преобразований. Движения 1-го рода: поворот вокруг некоторой точки на определенный угол, параллельный перенос на данный вектор, центральная симметрия как частный случай поворота. Свойства различных видов движений 1-го рода. Осевая симметрия как движение 2-го рода, ее свойства.
Тема 2. Решение задач на доказательство методом движений
Задачи на доказательство, их специфика. Развитие у учащихся умений строить рассуждения, выдерживать их строгую последовательность. Обучение умению кратко записывать проведенные рассуждения. Использование различных видов движений (осевой и центральной симметрии, поворота, параллельного переноса) с целью решения задач на доказательство.
3. Решение задач на построение методом движений
Простейшие задачи на построение методом движений. Геометрическая фигура как множество точек. Построение образа фигуры при различных движениях: осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, параллельного переноса. Решение задач на построение с помощью параллельного переноса. Решение задач на построение посредством поворота и его частного случая - центральной симметрии. Решение задач на построение методом осевой симметрии. Решение смешанных задач на построение.
Тема 4. Решение задач на построение циркулем и линейкой
История появления и свойства циркуля и линейки. Основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Простейшие задачи на построение циркулем и линейкой. Этапы решения задачи на построение: анализ, построение, доказательство, исследование, их содержание. Решение задач на построение посредством циркуля и линейки.
Тема 5. Подобие. Гомотетия. Решение задач методом подобия
Преобразование подобия, его свойства. Пантограф как средство изображения подобных фигур. Изготовление и использование пантографа. Гомотетия как частный случай подобия; центр и коэффициент гомотетии. Решение задач на доказательство и построение методом подобия.
Тема 6. Инверсия. Решение задач
Определение инверсии, ее свойства. Построение образов геометрических фигур при преобразовании инверсии. Решение задач с использованием инверсии.
Тема 7. Решение задач смешанного типа
Разные задачи на доказательство и построение методом движений, подобия и инверсии с целью подготовки к отчетной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аргунов Б.И., Балк М.Б. Элементарная геометрия. М., 1966.
- Аргунов Б.И. Преобразования плоскости. М., 1976.
- Аргунов Б.И., Демидова И.Н., Литвиненко В.Н. Задачник-практикум но геометрии. М., 1979. Ч. I-III.
- Атанасян Л.С. и др. Сборник задач по геометрии. М, 1973. ЧI. 1975. Ч. II.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.А.Худикова. Реклама элективного курса. "Отражения кривых и преобразование формул"
Учитель должен тоже уметь делать рекламу своей продукции, чтобы заинтересовать учеников и побудить их к знаниям....
рабочая программа элективного курса по математики 9 класс "Тождественные преобразования"
рабочая программа элективного курса по математики 9 класс "Тождественные преобразования"...
Программа элективного курса "Преобразование выражений" (8 класс)
Программа элективного курса "Преобразование выражений" (8 класс)...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".
Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...
Элективный курс предпрофильной подготовки "Построение и преобразование графиков функций
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых программных знаний, его цель помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем...
Элективный курс 11 кл "Преобразование тригонометрических выражений"
Преобразование тригонометрических выражений...
Элективное занятие в 8 классе Колесниковой М.Г.по теме: «Преобразование графиков функций»
В данной работе приведен план элективного занятия,который был разработан мной для 8 класса по теме "Преобразование графиков функций"...