Геометрия 10-11 класс (по учебнику Л. С. Атанасяна)
рабочая программа по геометрии (10,11 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 10 – 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
В ходе изучения материала планируется проведение в 10 классе – 5 контрольных работ по основным темам и в 11 классе - 5 контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometr_10-11_rab._programm.docx | 100.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована Утверждена
Зам. Директора по УВР МОУ «СОШ № 12» Директор МОУ « СОШ № 12»
________________ Г.П.Бурдукова ______________ Л.Г.Лакшина
«___» _______________ 20012 г. приказ от ________ № _______
Департамент образования администрации Тульской области
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район
МОУ «СОШ №12»
Рабочая программа
по предмету« геометрия »в 10 - 11_классе
учитель: Тимофеева Г.А.
Рассмотрена на заседании ШМО
протокол от « ____» _____________ 2012 года № _____
2012 / 2013 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 10 – 11 классов со ставлена на основе федерального компонента го сударственного стандарта основного общего обра зования, Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разде лам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
В ходе изучения материала планируется проведе ние в 10 классе – 5 контрольных работ по основным темам и в 11 классе - 5 контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса полу чить представление о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выде ление этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и каче ственных характеристик на каждом из этапов.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, раз вития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспи тания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, не обходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном общест ве: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышле ния, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и ме тодах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общест венном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится по 2 часа в неделю ( по 70 часов за учебный год) в каждом классе.
В каждом из разделов уделяется внимание при витию навыков самостоятельной работы. На протяжении изучения материала предпола гается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также система тизация полученных ранее знаний.
Содержание курса 10 класса
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Введение (5 ч).
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом
Основная цель — сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать, что изучает предмет стереометрия, аксиомы стереометрии, следствия из аксиом.
- уметь: использовать основные понятия и аксиомы при решении стандартных задач логического характера, изображать точки, прямые и плоскости на чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.
Параллельность прямых и плоскостей (20 ч)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя пря мыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепи пед
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в простран стве.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определение и признаки параллельных плоскостей, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве.
- уметь различать тетраэдр и параллелепипед; определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, изображать пространственные фигуры на плоскости.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 ч).
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в про странстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостя ми, между плоскостями
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определение и признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; понятия о перпендикуляре, наклонной, проекции наклонной
- уметь доказывать все теоремы, решать задачи с их применением.
Многогранники (13 ч)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники
Основная цель — дать учан ,ся систематические сведения об основных видах многогранников
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать виды многогранников, их характеристики, основные понятия
- уметь решать задачи с использованием таких понятий, как "угол между прямой и плоскостью", "двугранный угол" и др.
Векторы в пространстве (7 ч).
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание некторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы
Основная цель — обобщить изученный в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематиче ские сведения о действиях с векторами в пространстве
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать понятие вектора в пространстве, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, понятие компланарных векторов.
- уметь разложить вектор по трем некомпланарным векторам, применять теорию к решению задач векторным методом.
Повторение. Решение задач (5 ч)
Содержание курса 11 класс
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Метод координат в пространстве (15 ч).
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное про- и «ведение векторов. Движение.
Основная цель — сформировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахо ждение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать формулы координат вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число, скалярного, векторного произведения векторов.
- уметь применять формулы при решении задач.
Цилиндр, конус, шар (17 ч)
Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Конус. Пло щадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера. Шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать и уметь определять виды круглых тел, взаимное расположение круглых тел и плоскостей, вписанных и описанных призм и пирамид,
- уметь применять формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей при решении задач.
Объемы тел (23 ч)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сег мента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель — продолжить систематическое изу чение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать формулы нахождения объемов многогранников и тел вращения.
- уметь применять формулы при решении задач.
Обобщающее повторение. Решение задач (15ч).
Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменных работ, ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
геометрии 10 класса
Количество часов в неделю: 2 ч
Годовое количество часов: 70 ч
Реквизиты программы: Рабочая программа по геометрии для 10 – 11 классов со ставлена на основе федерального компонента го сударственного стандарта основного общего обра зования, Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой , 2011 г., учебник Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
УМК учащихся: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
УМК учителя: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
п/п | Дата прове дения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | ||
Лаборатор ные (практичес кие) работы | Формы конт роля | Приме чание | ||||
Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия | 5 ч | |||||
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | |||||
2 | Некоторые следствия из аксиом | |||||
3 | Применение аксиом стереометрии и их следствий к решению задач. | |||||
4 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. | |||||
5 | Обобщающий урок по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия». Самостоятельная работа (15 мин.) | с/р | ||||
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей | 20 ч | |||||
1.1 | Па раллельные прямые в пространстве. | |||||
1.2 | Параллельность трех прямых. | |||||
1.3 | Па раллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. | |||||
1.4 | Параллельность прямой и плоскости. | |||||
.1.5 | Параллельность прямой и плоскости. | |||||
1.6 | Обобщающий урок по теме «Параллельность прямой и плоскости». Самостоятельная работа | с/р | ||||
1.7 | Взаимное расположение прямых в пространстве. | |||||
1.8 | Скрещивающиеся прямые. | |||||
1.9 | Угол ме жду прямыми в пространстве. Углы с сонаправленными сторонами. | |||||
1.10 | Обобщающий урок по теме «Скрещивающиеся прямые.. Угол ме жду прямыми в пространстве.» Самостоятельная работа | с/р | ||||
1.11 | Подготовка к контрольной работе. | |||||
1.12 | Контрольная работа № 1 по теме «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямой и плоскости». | к/р | ||||
1.13 | Анализ контрольной работы. Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей. | |||||
1.14 | Свойства параллельных плоскостей | |||||
1.15 | Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. Самостоятельная работа. | с/р | ||||
1.16 | Тетраэдр. | |||||
1.17 | Параллелепипед. | |||||
1.18 | Задачи на построение сечений. | |||||
1.19 | Обобщающий урок по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | |||||
1.20 | Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | к/р | ||||
Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 ч | |||||
2.1 | Анализ контрольной работы. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | |||||
2.2 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | |||||
2.3 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | |||||
2.4 | Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости | |||||
2.5 | Теорема о плоскости, перпендикулярной прямой. | |||||
2.6 | Перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа | с/р | ||||
2.7 | Расстояние от точки до плоскости. | |||||
2.8 | Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. | |||||
2.9 | Теорема о трех перпендикулярах. | |||||
2.10 | Решение задач по теме «Теорема о трех перпендикулярах». | |||||
2.11 | Самостоятельная работа по теме «Теорема о трех перпендикулярах». | с/р | ||||
2.12 | Угол между прямой и плоскостью. | |||||
2.13 | Двугранный угол. | |||||
2.14 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. | |||||
2.15 | Двугранный угол. Самостоятельная работа | с/р | ||||
2.16 | Перпендикулярность плоскостей | |||||
2.17 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. | |||||
2.18 | Решение задач на прямоугольный параллелепипед. | |||||
2.19 | Обобщающий урок по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | |||||
2.20 | Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | к/р | ||||
Глава 3. Многогранники. | 13 ч | |||||
3.1 | Анализ контрольной работы. Понятие многогранника. Призма. | |||||
3.2 | Призма. Площадь поверхности призмы | |||||
3.3 | Призма. Наклонная призма. | |||||
3.4 | Решение задач по теме «Призма». Самостоятельная работа | с/р | ||||
3.5 | Пирамида. | |||||
3.6 | Правильная призма. | |||||
3.7 | Площадь поверхности правильной пирамиды. | |||||
3.8 | Усеченная пирамида | |||||
3.9 | Решение задач по теме «Пирамида». | |||||
3.10 | Решение задач по теме «Пирамида». Самостоятельная работа | с/р | ||||
3.11 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников. | |||||
3.12 | Обобщающий урок по теме «Многогранники». Сечения многогранников. По строение сечений. | |||||
3.13 | Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники». | к/р | ||||
Глава 4. Векторы в пространстве. | 7 ч | |||||
4.1 | Анализ контрольной работы. Понятие вектора. Равенство векторов. | |||||
4.2 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Модуль вектора | |||||
4.3 | Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. | |||||
4.4 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | |||||
4.5 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. | |||||
4.6 | Обобщающий урок по теме «Векторы в пространстве» | |||||
4.7 | Контрольная работа № 5 по теме «Векторы в пространстве» | к/р | ||||
Повторение курса геометрии за 10 класс | 5 ч | |||||
1 | Анализ контрольной работы. Урок повторения по темам «Аксиомы стереометрии», «Параллельность прямых и плоскостей». | |||||
2 | Урок повторения по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | |||||
3 | Урок повторения по теме «Многогранники» | |||||
4 | Урок повторения по теме «Сечения многогранников» | |||||
5 | Обобщающее повторение | |||||
ИТОГО | 70 ч |
Календарно-тематическое планирование
геометрии 11 класса
Количество часов в неделю: 2 ч
Годовое количество часов: 70 ч
Реквизиты программы: Рабочая программа по геометрии для 10 – 11 классов со ставлена на основе федерального компонента го сударственного стандарта основного общего обра зования, Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой , 2011 г., учебник Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
УМК учащихся: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
УМК учителя: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
п/п | Дата прове дения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | ||
Лаборатор ные (практичес кие) работы | Формы конт роля | Приме чание | ||||
Повторение курса геометрии за 10 класс | 2 ч | |||||
Урок повторения по темам «Аксиомы стереометрии», «Параллельность прямых и плоскостей». | ||||||
Урок повторения по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | ||||||
Глава 5. Метод координат в пространстве. | 15 ч | |||||
1.1 | Прямоугольная система координат в пространстве | |||||
1.2 | Координаты вектора | |||||
1.3 | Коллинеарные и компланарные векторы. Самостоятельная работа | с/р | ||||
1.4 | Связь между координатами векторов и координатами точек | |||||
1.5 | Простейшие задачи в координатах | |||||
1.6 | Подготовка к контрольной работе. | |||||
1.7 | Контрольная работа № 1 по теме « Координаты точки и координаты вектора» | к/р | ||||
1.8 | Анализ контрольной работы. Угол между векторами. | |||||
1.9 | Скалярное произведение векторов. | |||||
1.10 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | |||||
1.11 | Решение задач по теме « Скалярное произведение векторов». Самостоятельная работа | с/р | ||||
1.12 | Осевая и центральная симметрия. | |||||
1.13 | Решение задач с использованием осевой , зеркальной и центральной симметрии, параллельного переноса. | |||||
1.14 | Подготовка к контрольной работе. | |||||
1.15 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат в пространстве» | к/р | ||||
Глава 6. Цилиндр, конус и шар. | 17 ч | |||||
2.1 | Анализ контрольной работы. Понятие цилиндра. | |||||
2.2 | Площадь поверхности цилиндра. | |||||
2.3 | Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра». Самостоятельная работа | с/р | ||||
2.4 | Понятие конуса. | |||||
2.5 | Площадь поверхности конуса. | |||||
2.6 | Усеченный конус. | |||||
2.7 | Решение задач по теме «Конус». Самостоятельная работа. | с/р | ||||
2.8 | Сфера и шар. | |||||
2.9 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. | |||||
2.10 | Площадь сферы. | |||||
2.11 | Решение задач по теме «Сфера». Самостоятельная работа | с/р | ||||
2.12 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. | |||||
2.13 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар | |||||
2.14 | Самостоятельная работа по теме «Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар» | с/р | ||||
2.15 | Урок обобщающего повторения по теме «Цилиндр, конус, шар». | |||||
2.16 | Подготовка к контрольной работе. | |||||
2.17 | Контрольная работа № 3 по теме «Цилиндр, конус, шар». | к/р | ||||
Глава7. Объемы тел. | 23 ч | |||||
3.1 | Анализ контрольной работы. Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | |||||
3.2 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | |||||
3.3 | Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда». Самостоятельная работа | с/р | ||||
3.4 | Объем прямой призмы. | |||||
3.5 | Объем цилиндра. | |||||
3.6 | Решение задач по теме «Объем прямой призмы и цилиндра». Самостоятельная работа | с/р | ||||
3.7 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | |||||
3.8 | Объем наклонной призмы. | |||||
3.9 | Объем пирамиды. | |||||
3.10 | Объем пирамиды. | |||||
3.11 | Решение задач по теме «Объем пирамиды». Самостоятельная работа | с/р | ||||
3.12 | Объем конуса. | |||||
3.13 | Решение задач по теме «Объем конуса» | |||||
3.14 | Подготовка к контрольной работе. | |||||
3.15 | Контрольная работа № 4 по теме «Объемы тел» | к/р | ||||
3.16 | Анализ контрольной работы. Объем шара. | |||||
3.17 | Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. | |||||
3.18 | Самостоятельная работа по теме «Объем шара и его частей». | |||||
3.19 | Площадь сферы. | |||||
3.20 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. | |||||
3.21 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. Самостоятельная работа. | с/р | ||||
3.22 | Подготовка к контрольной работе. | |||||
3.23 | Контрольная работа № 5 по теме «Объем шара и площадь сферы». | к/р | ||||
Повторение курса стереометрии | 13 ч | |||||
1 | Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | |||||
2 | Повторение по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | |||||
2 | Двугранный угол. Самостоятельная работа | с/р | ||||
3 | Повторение по теме «Декартовы координаты и векторы в пространстве». | |||||
4 | Повторение по теме «Декартовы координаты и векторы в пространстве». | |||||
5 | Повторение по теме «Площади и объемы многогранников». | |||||
6 | Повторение по теме «Площади и объемы тел вращения». Самостоятельная работа | с/р | ||||
7 | Подготовка к итоговой контрольной работе. | |||||
8 | Контрольная работа № 6 (итоговая) | к/р | ||||
9 | Анализ контрольной работы. Решение задач по материалам ЕГЭ ( уровень В) | |||||
10 | Решение задач по материалам ЕГЭ ( уровень В) | |||||
11 | Решение задач по материалам ЕГЭ ( уровень С4) | |||||
12 | Решение задач по материалам ЕГЭ ( уровень С4) | |||||
13 | Итоговый урок. | |||||
ИТОГО | 70 Ч |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- основные понятия и определения геометри ческих фигур по программе;
- формулировки аксиом стереометрии, основ ных теорем и их следствий;
- возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного располо жения;
- роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чер тежами, изображениями; различать и анали зировать взаимное расположение
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи фигур;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений ме жду ними, применяя алгебраический и триго нометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при ре шении задач, доказывать основные теоремы курса
- вычислять линейные элементы и углы в про странственных конфигурациях, площади по верхностей пространственных тел и их про стейших комбинаций;
- строить сечения многогранников;
использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин и площадей реальных объек тов при решении практических задач, исполь зуя при необходимости справочники и вычис лительные устройства.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- основные понятия и определения геометри ческих фигур по программе;
- формулировки аксиом планиметрии, основ ных теорем и их следствий;
- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного располо жения;
- роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чер тежами, изображениями; различать и анали зировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений ме жду ними, применяя алгебраический и триго нометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при ре шении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в про странственных конфигурациях, объемы и пло щади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изобра жать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов ре альных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справоч ники и вычислительные устройства
Список литературы
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.В., Позняк Э.Г., Кисыева Л.С. Геометрия. 10—11 клас сы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геомет рии для 11 класса. М.: Просвещение, 2010.
- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геомет рии для 10 класса. М.: Просвещение, 2009
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
- Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2003.
- В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2004.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
- В. И. Жохов и др. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 классы. «Вербум- М» 2005
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 10 КЛАССА
Контрольная работа №1
по теме «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямой и плоскости»
Вариант 1
- Каково взаимное расположение прямой b и точки А, если известно, что через них можно провести: а) единственную плоскость; б) несколько плоскостей? Ответ обоснуйте. Выполните соответ ствующие чертежи.
- Треугольники ADC и BDC расположены так, что точка А не лежит в плоскости BCD. Точка М - середина отрезка AD, О — точка пересечения медиан треугольника BCD. Определите положение точки пе ресечения прямой МО с плоскостью ABC.
- Параллелограмм ABCD и треугольник DAM расположены так, что точка М не принадлежит пло скости ABC. Точка О — точка пересечения диагона лей ABCD. Найдите линию пересечения плоскостей: а) ВМС и OMD; б) BMD и АСМ.
- Точка М не лежит ни на одной из двух скре щивающихся прямых. Докажите, что через эту точку проходит плоскость, параллельная каждой из этих прямых, и притом только одна.
Вариант 2
- Каково взаимное расположение прямых а и b, если известно, что через них можно провести: а) единственную плоскость; б) несколько плоско стей? Ответ обоснуйте. Выполните соответствующие чертежи.
- Треугольники ABC и ABD расположены так, что точка С не лежит в плоскости ABD. Точка Н — середина отрезка AD.O- точка пересечения медиан треугольника А ВС. Определите положение точки пе ресечения прямой НО с плоскостью DBC.
- Параллелограмм ABCD и треугольник ВСК расположены так, что точка K не принадлежит пло скости ABC. Точка О — точка пересечения диагона лей ABCD. Найдите линию пересечения плоскостей: a) ADK и ОСК; б) BDK и АС К.
- Прямая а и параллельная ей плоскость β не проходят через точку М. Докажите, что через точку М проходит прямая, параллельная прямой а и плоскости β, и притом только одна.
Контрольная работа № 2
по теме « Параллельность прямых и плоскостей»
Вариант 1
- Точки А, В, С и D не лежат в одной плоскости, а точки Р и М лежат на отрезках AD и АВ соответ ственно так, что АР = 3 PD и AM = MB
- Постройте точку пересечения прямой РМ с прямой BD
- Докажите, что прямые РМ и CD не пересека ются.
- Постройте плоскость, проходящую через точки Р и М параллельно прямой АС, и определите, в каком отношении эта плоскость делит ребро CD
- Постройте плоскость, проходящую через точку P параллельно плоскости BCD, и определите, в каком отношении эта плоскость делит площадь треугольника АВС.
- Точка Р лежит на ребре АВ параллелепипеда ABCDA1B1C1D1. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку Р и параллель ной плоскости А1D1С.
Вариант 2
- Точки А, В, С и D не лежат в одной плоскости, а точки Н и М лежат на отрезках CD и ВС соответ ственно так, что МС = 2 ВМ и DH = НС
- Постройте точку пересечения прямой HМ с прямой BD
- Докажите, что прямые НМ и АС не пересека ются
- Постройте плоскость, проходящую через точ ки H и М параллельно прямой АС, и определите, в ка ком отношении эта плоскость делит отрезок АВ.
- Постройте плоскость, проходящую через точ ку М параллельно плоскости ABD, и определите, в каком отношении эта плоскость делит площадь треугольника A DC.
- Точка М лежит на ребре AA1, параллелепипеда ABCDA1B1C1D1. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку М и параллель ной плоскости B1C1D.
Контрольная работа № 3
по теме « Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Вариант 1
- Через вершину К треугольника DKP проведе на прямая КМ, перпендикулярная плоскости этого треугольника. Известно, что КМ= 15 см, DP = 12 см, DK = РК = 10 см. Найдите расстояние от точки М до прямой DP.
- Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1 . Найдите двугранный угол B1ADB, если известно, что четырехугольник ABCD — квад рат, АС= 62 см, AB1 =43 см.
- Дан прямоугольный параллелепипед, угол между прямыми А1С и BD прямой. Определите вид четырехугольника ABCD.
Вариант 2
- Через вершину К треугольника КМР проведе на прямая КЕ, перпендикулярная плоскости этого треугольника. Известно, что КЕ = 8 см, MP = = 221 см. МК= РК. Найдите КМ, если расстояние от точки Е до прямой MP равно 241 см.
- Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Найдите двугранный угол C1ADB, если BD= 62 см, AD = 6 см, АА1 = 23 см
- Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1.угол между прямыми В1С и DC1, равен 60°. Определите вид четырехугольника ВВ1С1С.
Контрольная работа № 4
по теме « Многогранники»
Вариант 1
- Основанием прямой призмы ABCDA1B1C1D1 является параллелограмм ABCD со сторонами 4 и 8 см, угол BAD равен 60". Диагональ В1D образует с плоскостью основания угол, равный 30°. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
- Высота основания правильной треугольной пирамиды равна 5 см, а двугранный угол при стороне основания равен 45°. Найдите:
а) площадь поверхности пирамиды;
б) расстояние от вершины основания до проти воположной боковой грани.
Вариант 2
1. Основанием прямой призмы ABCDA1B1C1D1 является параллелограмм ABCD со сторонами 6 и 3 см и углом В, равным 60°. Диагональ АС1, обра зует с плоскостью основания угол, равный 60°. Най дите площадь боковой поверхности призмы.
2. Сторона основания правильной треугольной пирамиды равна 3 см, а двугранный угол при стороне основания равен 45°. Найдите:
а) площадь поверхности пирамиды;
б) расстояние от вершины основания до проти воположной боковой грани.
Контрольная работа № 5
по теме « Векторы в пространстве»
Вариант 1
- Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Назовите один из векторов, начало и конец которого являют ся вершинами параллелепипеда, равный: а) А1В1 + ВС+ DD1 +CD; б)AB - СС1.
- Дай тетраэдр ABCD. Точка М — середина ребра ВС, точка Е-середина отрезка DM. Выразите вектор АЕ через векторы b = АВ, с = АС, d = AD.
- Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Медианы треугольника ABD пересекаются в точке Р. Разложите вектор B1 P по векторам а = В1А1; b = B1С1; с = B1В.
Вариант 2
- Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Назовите один из векторов, начало и конец которого являют ся вершинами параллелепипеда, равный: а) ВС + С1D1 + А1А + D1A1; б) D1С1 - А1В
- Дан тетраэдр ABCD. Точка К — середина медианы DM треугольника A DC. Выразите вектор ВК через векторы а = ВА ,с = ВС, d = BD.
- Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1.Медиа ны треугольника AСD1 пересекаются в точке M. Разложите вектор ВМ по векторам а = ВА, b= ВВ1, c = ВС.
Контрольные работы 11 класса
Контрольная работа № 1
по теме «Координаты точки и координаты вектора»
Вариант 1
- Найдите координаты вектора АВ, если А (5; —1; 3), В (2; —2; 4).
- Даны векторы b {3; 1; —2} и с {1; 4; —3}. Най дите |2b — с|.
- Изобразите систему координат Oxyz и по стройте точку A(1; —2; -4).
Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.
Вариант 2
- Найдите координаты вектора А В, если А (6; 3; —2), В (2; 4; —5)
- Даны векторы b {5; -1; 2} и с {3; 2; -4}. Най дите |b — 2с|.
- Изобразите систему координат Oxyz и по стройте точку А (—2; —3; 4).
Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.
Контрольная работа № 2
по теме « Метод координат в пространстве»
Вариант 1
- Даны точки P(1; 0; 2), H(1;3; 3), К(-1; 0; 3), M (— 1; — 1; 3). Найдите угол между векторами РН и КМ
- Найдите скалярное произведение b(a — 2b), если | a| =2, | b | = 4. а угол между векторами a и b равен 135°
- Длина ребра куба ABCDA1B1C1D1 равна 2а, точ ка Р — середина отрезка ВС. Найдите:
а) расстояние между серединами отрезков B1D и АР;
б) угол между прямыми B1D и АР
4. Дан вектор b {0;_2_; 0}. Найдите множество точек M, для которых ОМ ∙ b= 0, если О — начало координат.
Вариант 2
- Даны точки E(2; 0; 1),M(3; 3 ; 1),F(3;0;-1), К(3; — 1; — 1). Найдите угол между векторами ЕМ и KF.
- Найдите скалярное произведение b (a + b), если | a | =3, | b | = 2, а угол между векторами a и b равен 150°
- Длина ребра куба ЛABCDA1B1C1D1равна 4а, точ ка P — середина отрезка DC. Найдите:
а) расстояние между серединами отрезков A1С и АР;
б) угол между прямыми A1С и АР.
4. Дан вектор b {0; 0; —5}. Найдите множество точек М, для которых ОМ ∙ b = 0, если О — начало координат
Контрольная работа № 3
по теме « Цилиндр, конус и шар»
Вариант 1
- Осевое сечение цилиндра - квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите пло щадь полной поверхности цилиндра
- Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, прохо дящей через две образующие, угол между которыми равен 30°;
б) площадь боковой поверхности конуса
3. Диаметр шара равен 2т. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.
Вариант 2
- Осевое сечение цилиндра — квадрат, диаго наль которого равна 4 см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра
- Радиус основания конуса равен 6 см, а обра зующая наклонена к плоскости основания под уг лом 30°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, прохо дящей через две образующие, угол между которыми равен 60е;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью
Контрольная работа № 4
по теме « Объемы тел»
Вариант 1
- В правильной треугольной пирамиде боковые ребра наклонены к основанию под углом 60°, длина бокового ребра 8 см. Найдите объем пирамиды.
- В конусе через его вершину под углом φ к пло скости основания проведена плоскость, отсекающая от окружности дугу в 2α. Радиус основания конуса равен R. Найдите объем конуса.
- В пирамиде из задачи 1 найдите расстояние ме жду ребрами, лежащими на скрещивающихся прямых
Вариант 2
- В правильной треугольной пирамиде плоский угол при вершине равен 60°, длина бокового ребра 4 см. Найдите объем пирамиды.
- В конусе через его вершину под углом φ к пло скости основания проведена плоскость, отсекающая от окружности основания дугу в α. Высота конуса равна h. Найдите объем конуса.
3. В пирамиде из задачи 1 найдите расстояние между скрещивающимися ребрами.
Контрольная работа № 5
по теме «Объем шара и площадь сферы»
Вариант 1
- На расстоянии 8 см от центра шара проведе но сечение, диаметр которого равен 12 см. Найдите площадь поверхности и объем шара.
- Диаметр шара равен высоте конуса, образую щая которого составляет с плоскостью основания угол, равный 60°. Найдите отношение объемов ко нуса и шара.
- Объем цилиндра равен 96π см2, площадь его осевого сечения равна 48 см2. Найдите площадь сфе ры, описанной около цилиндра.
Вариант 2
- Диаметр сечения шара, удаленного от центра шара на 12 см, равен 10 см. Найдите площадь по верхности и объем шара.
- Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол, рав ный 30°. Найдите отношение объемов конуса и шара.
- Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого квадрат. Найдите отношение объе мов цилиндра и шара
Контрольная работа 6 (итоговая)
Вариант 1
В правильной четырехугольной пирамиде MABCD сторона основания равна 6, а боковое реб ро — 5. Найдите:
а) площадь боковой поверхности пирамиды;
б) объем пирамиды;
в) угол наклона боковой грани к плоскости ос нования;
г) скалярное произведение векторов (AD + АВ) ∙ AM;
д) площадь описанной около пирамиды сферы;
е) угол между BD и плоскостью DMC.
Вариант 2
В правильной четырехугольной пирамиде MABCD боковое ребро равно 5 и наклонено к пло скости основания под углом 60°. Найдите:
а) площадь боковой поверхности пирамиды;
б) объем пирамиды;
в) угол между противоположными боковыми гранями;
г) скалярное произведение векторов(MA + МС) ∙ ME;
д) площадь описанной около пирамиды сферы;
е) угол между боковым ребром AM и плоскостью DMC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна
Рабочая программа курса "геометрия" составлена для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику Л.С. Атанасяна. Программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю)....
Тематическое планирование по геометрии для 7 класса к учебнику под редакцией Атанасяна редакцией
Тематическое планирование по геометрии 7 класса разбито по четвертям....
Проект по теме "Вектор" для 8 класса на базовом курсе « Геометрия 7-9 класс» по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др.
Данный проект уроков по теме «Вектор» очень удобен в работе, если в классе менее 25 человек, поскольку класс можно разделить на небольшое количество групп. План – с...
Рабочая программа по геометрии для 9 класса к учебнику Л.С.Атанасяна
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального пер...
Рабочая программа по геометрии в 10 классе по учебнику Л.С. Атанасяна
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....
Рабочая программа по курсу «Геометрия» для 7 класса к учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9»
Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно- тематическое планирование....