Методическая разработка по теме "Признаки равенства треугольников"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

 

       Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

     Методическая разработка содержит методические материалы по теме «Признаки равенства треугольников» и включает презентации к урокам в формате PowerPoint, тесты и самостоятельные работы, созданные в программах MicrosoftPowerPoint,MicrosoftOfficeExcelи MyTest, разработки к урокам, выполненные с использованием программы для интерактивной доски StarBoard. Представленные материалы показывают возможности применения средств ИКТ при проведении уроков геометрии.

Скачать:


Подписи к слайдам:

А
В
С
Д
О
Задача 2
А
В
С
Д
Задача 6
К
Д
С
В
А
Задача
7
По какому признаку равны треугольники?
1
2
А
В
С
Д
Задача 7
Д
А
В
С
АД=СВ
Задача
1
По какому признаку равны треугольники?
А
В
С
О
Задача 5
1
2
А
Д
С
О
В
Задача 6
По какому признаку равны треугольники?
А
В
С
Д
Задача 4
По какому признаку равны треугольники?
Спасибо!
А
Д
В
С
Задача 4
А
В
С
Д
О
Задача 1
По какому признаку равны треугольники?
А
О
В
С
Задача
5
По какому признаку равны треугольники?
А
В
С
Д
Задача 3
А
D
В
C
Задача
3
По какому признаку равны треугольники?
А
С
В
Д
О
1
2
Задача
9
По какому признаку равны треугольники?
Тест
А
К
Д
В
Р
S
Задача 9
Р
А
В
С
Д
К
Задача
2
По какому признаку равны треугольники?
А
Д
С
В
Задача 8
А
В
C
Д
О
Задача
8
По какому признаку равны треугольники?


Предварительный просмотр:

Вариант 1

 

Дано:  АD = АВ и 1 = 2

АВС = 108°, АСВ = 32°.

Докажите: Δ АDС = Δ  АВС

Найдите: углы АDС и АСD

 Вариант 2

B

C

1

A

D

Дано: АВ = DС и 1 = 2.

АВС = 102°, ВСА = 38°.

Докажите: Δ АDС = Δ  АВС 

Найдите: углы АСВ и АDС



Предварительный просмотр:

Урок-игра "Признаки равенства треугольников"


Цель:

  1. Обзорное повторение геометрического материала по теме "Признаки равенства треугольников"
  2. Углубление навыков решения задач, знакомство с историческим материалом.
  3. Активизация мыслительной деятельности, формирование интереса к предмету.
  4. Воспитание коллективизма, духа соревнований.

Место данного урока в системе уроков.

Игра - урок "Признаки равенства треугольников" оптимальнее всего использовать как обобщающий урок при повторении и закреплении данной темы.

Ход урока - игры

Играют команды по 5-6 человек в каждой из учащихся 7 классов (можно проводить в одном классе). Формирование команд можно предоставить самим учащимся, но следует учесть, чтоб в одной команде не оказались только "сильные" или только "слабые" учащиеся. Каждая команда имеет свое название, которое должны продумать заранее, представиться в начале игры. Для оценивания конкурсов приглашаются учащиеся старших классов, учителя (достаточно 3 человека).

  1. Представление команд, жюри.
  2. Историческая справка.
  3. Разминка "Ум без догадки гроша не стоит" - 1 б за правильный ответ
  4. Знание теорем, определений "Обдумай дело раньше, чем начать". 5 баллов за угаданное определение, формулировку по одному слову, затем снимается по баллу за использование подсказки.
  5. Кроссворд "Усердие - мать удачи". -6 баллов за верно угаданный, снимается по одному баллу за ошибку.
  6. Конкурс капитанов "КАПИТАНЫ, КАПИТАНЫ:" -максимум 6 баллов
  7. Шутливые вопросы "Поспешишь - людей насмешишь!". - 1 балл за верный ответ
  8. Супер - игра "Задачи бывают такие: интересные и очень простые" - 1 задача - 2 балла, 2 задача - 3 балла, 3 задача - 6 баллов.
  9. Подведение итогов.

1. Представление команд, жюри.

2. Историческая справка.

Впервые равенство треугольников ввел Евклид. Определение содержится в первой книге "Начал": "Совмещающиеся друг с другом фигуры равны между собой".

Итак, под равенством фигур Евклид, а вслед за ним многие геометры понимали возможность совмещения фигур наложением. Признаки равенства треугольников имели издавна важнейшее значение в геометрии, т.к. доказательство многих теорем сводится к доказательству равенства тех или иных треугольников.

Доказательством признаков равенства треугольников занимались пифагорейцы. Фалес Милетский доказал теорему о равенстве двух треугольников, имеющих равные стороны и два прилежащих к ней угла. Эту теорему Фалес использовал для определения расстояния от берега до морских кораблей.

3. Разминка "Ум без догадки гроша не стоит".

Запишите по какому признаку равны треугольники, изображенные на рисунке.

Ответы:

  1. По двум сторонам и углу между ними.
  2. По трем сторонам.
  3. По стороне и двум прилежащим к ней углам.
  4. По двум сторонам и углу между ними.
  5. По двум сторонам и углу между ними.
  6. По стороне и двум прилежащим к ней углам
  7. По трем сторонам.
  8. По двум сторонам и углу между ними
  9. По стороне и двум прилежащим к ней углам

4. Знание теорем, определений "Обдумай дело раньше, чем начать".

На экране расположены пять окон с соответствующей нумерацией 1, 2, 3, 4, 5; под каждым окном скрывается слово из некоторого геометрического утверждения, две надписи под красным цветом - переход хода. Команда, получившая право хода (можно по жребию, или победитель первого тура) называет номер окна, открывается слово. На предложенное слово команда должна назвать утверждение, где встречается это слово, если команда не выполняет задание, то может открыть следующее окно, но если открывает окно красного цвета и не отгадывает определение, то право хода передается другой команде. При переходе хода следующей команде, и успешном угадывании, команда получает только два балла.

Игра идет до полного угадывания теоремы, определения. Счет на очки начинается с 5 - за каждое открытое следующее окно - снимается 1 балл, чем меньше открыто окон, тем больше возможность заработать очков.

1 вершину 2 треугольника 3 с 4 серединой 5 противоположной

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника.

1 две 2 стороны 3 и 4 угол 5 между

Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

1 треугольнике 2 углы 3 при 4 основании 5 равны

В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

1 трем 2 сторонам 3 другого 4 треугольника 5 то

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

1 биссектриса 2 проведенная 3 к 4 основанию 5 является

В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой.

1 угла 2 треугольника 3 соединяющий 4 вершину 5 треугольника

Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника.

1 двум 2 прилежащим 3 к 4 ней 5 углам

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

1 перпендикуляр 2 проведенный 3 из 4 вершины 5 треугольника

Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника.

1 если 2 два 3 угла 4 треугольника 5 равны

Если два угла треугольника равны, то треугольник - равнобедренный.

5. Кроссворд "Усердие - мать удачи".

Вписать слова, соответствующие номеру задания и по вертикали получить слово, отражающее геометрическую фигуру.

  1. Раздел математики.
  2. Прибор для измерения углов.
  3. Часть прямой.
  4. Фигура, состоящая из точки и двух полупрямых, исходящих из этой точки.
  5. Утверждение, которое не доказывается.
  6. Полупрямая линия.
  7. Отрезок прямой, соединяющий две вершины многоугольника, не принадлежащие его стороне.
  8. Утверждение, справедливость которого доказывается.
  9. Расстояние между концами отрезка прямой.
  10. Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются.
  11. Раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости.
  12. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
  13. Отрезок прямой, образующий прямой угол с данной прямой, который имеет одним из своих концов их точку пересечения, есть : к данной прямой.

6. Конкурс капитанов "КАПИТАНЫ, КАПИТАНЫ…"

Придумать как можно больше слов из слова - транспортир.

7. Шутливые вопросы "Поспешишь - людей насмешишь!". 

  1. Прибор для измерения углов. (транспортир)
  2. Стрелки часов показывают 7 часов. Какой величины угол образуют часовая и минутная стрелки? (150 градусов)
  3. Какой гвоздь труднее вытащить: круглый, квадратный, треугольный, если они забиты одинаково глубоко и имеют одинаковую площадь поперечного сечения? (треугольный)
  4. Часть геометрии, в которой изучаются плоские фигуры? (планиметрия)
  5. Книга, содержащая 60 листов, имеет толщину 1 см. Какова толщина всех листов, если в книге 240 страниц? (2 см)
  6. На какой угол поворачивается солдат по команде "кругом"? (180 градусов)
  7. Сколько углов образуют пять различных лучей, направленных из одной точки? (20)
  8. Чему равен периметр треугольника со сторонами 10 см, 5 см, 4 см? ( нет такого)
  9. Сколько прямых можно провести между двумя параллельными прямыми? (много)
  10. Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника? (три)
  11. Какой по счету стоит в алфавите буква "к"? (12)
  12. Сколько градусов составляет угол равностороннего треугольника? (60)
  13. Чему равен периметр квадрата со стороной а? (4а)
  14. В каком случае мы смотрим на число 3, а говорим 15? (когда смотрим на часы)
  15. Сколько граней у нового шестигранного карандаша? (8)

8. Супер - игра " "

9. Подведение итогов.

Жюри подводит итог, объявляет победителей, проводит награждение.



Подписи к слайдам:

Первый признак равенства треугольников
Цель урока
Познакомиться с формулировкой теоремы , выражающей первый признак равенства треугольников.Рассмотреть доказательство этой теоремыНаучится делать вывод о равенстве треугольников
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение треугольника:Треугольником называется геометрическая фигура на плоскости, ограниченная тремя точками и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. 2. Из каких элементов состоит треугольник?(Из сторон и углов)3. Сколько вершин у треугольника? Перечислите их.(Три вершины: А, В, С)4. Сколько сторон у треугольника? Перечислите их.(Три стороны: АВ, ВС, АС)5. Перечислите углы треугольника.(АВС, ВАС, ВСА)
А
В
С
6. Укажите сторону, противолежащую А, В, С7. Укажите, между какими сторонами заключены А, В, С8. Укажите углы, прилежащие к стороне АВ, ВС, АС9. Укажите угол, противолежащий стороне АВ, ВС, АС10. Укажите формулу для вычисления периметра ∆АВС11. Дайте определение периметра треугольника.12. Какие треугольники называются равными?
А
В
С
А
В
С
Д
О
Дано:АО=ОС, ВО=ОДДоказать:ΔАОВ и ΔСОДДоказательство:Рассмотрим ΔАОВ и ΔСОД1.АО=ОС по условию2.ВО=ОД по условию3.ےАОВ=ےСОД как вертикальныеЗначит ΔАОВ =ΔСОД по I признаку ( по двум сторонам и углу между ними)
В
Д
А
С
1
2
А
В
D
1
2
C
А
В
С
D
О
1.ОВ=ОС по условию2.АО=ОД по условию3,ےАОВ=ےСОД как вертикальные
1.АD= DC по условию2. ے 1= ے 2 по условию3.BD - общая
1.АВ=АД по условию2. ے 1= ے 2 по условию3.АС - общая
Рефлексия урока
Какие треугольники равны,Я сразу узнаю,Потому что 1 признакВерно применяю
Элементы равные В треугольникеЯ быстро распознаю,И тебе сейчасПро них напоминаю:
Сторона, сторонаИ угол в одном,Сторона, сторонаИ угол в другом
Угол между ними!!Помни про этоНе забывайИ задачи правильно решай
Задание на самоподготовку
Страница 30, теорема № 93, 94, 95


Подписи к слайдам:

К
Д
С
В
А
Найти: равные треугольники
Задача 5
А
В
С
Д
Найти: равные треугольники
О
Задача 10
1
2
3
4
6
7
5
8
9
10
Второй
признак равенства треугольников
11
Р
А
В
С
Д
К
Доказать:
Р=
В
Задача 4
А
В
С
О
К
Р
Доказать: АК=СР
Задача 9
Задачи
на готовых чертежах
А
Д
С
В
Доказать: АВ=СД
Задача 3
А
K
С
В
H
Найти равные треугольники
Д
Задача 8
А
В
С
О
Доказать: АО=СО
Задача 2
Доказать:

С=
В
А
С
В
Д
О
1
2
Задача 7
А
В
С
Д
О
Доказать:

Д=
В
Задача 1
В
Доказать: АВ=СД
А
С
Д
Задача 6
Д
О
В
С
А
Найти: равные треугольники
Задача 11


Подписи к слайдам:

Треугольники. Третий признак равенства
Демонстрационный материал к уроку геометрии в 9 классе
Равенство треугольников
Первый признак равенства треугольников.Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. Второй признак равенства треугольников.Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Третий признак равенства треугольников:Если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
А
С
В
А1
С1
В1
Третий признак равенства треугольников
Дано: треугольник ABC треугольник A1B1C1 АB=A1B1 BC=B1C1 AC=A1C1
ДоказательствоПриложим треугольник АВС к треугольнику А1В1С1 так, чтобы вершины А совместилась с А1, В с В1, а С и С1 оказались по разные стороны от прямой А1В1. [АС=А1С1 и BC=B1C1 ] => треугольники A1С1С и В1С1С - равнобедренные [Угол 1 равен углу 2 и угол 3 = углу 4]=> угол A1CB равен углу A1C1B1. [AC=A1C1 и BC=B1C1 и угол С равен углу С1] => треугольник АВС = А1В1С1
Достаточно ли равенства указанных элементов, чтобы утверждать, что треугольники равны?
Что еще можно потребовать, чтобы треугольники оказались равными?
Ответьте на вопросы:
Да. Достаточно. Сторона АС общая. Треугольники равны по третьему признаку.
Нет. Недостаточно. Необходимо указать, что СО=OD или угол ОАD равен углу СВО.
Применение третьего признака равенства треугольников к решению задач
А
АВСD – квадрат.Докажите, что треугольники АВD и ВСD равны.
А
С
D
Все стороны четырёхугольника равны.Докажите, что треугольники АВС и АDС равны.
проверь себя
В
С
D
В
Проверка
А
АВСD – квадрат.Все стороны квадрата равны и BD - общая. Треугольники равны по третьему признаку.
А
С
D
Все стороны четырёхугольника равны по условию и АС - общая.Треугольники АВС и АDС равны.
вернуться
В
С
D
В
Домашнее задание:
Сформулируй третий признак равенства треугольников.Докажи теорему.Повтори решение задач.
Используемые ресурсы:
Сайт школы дистанционного обучения (г.Москва)http://iclass.home-edu.ru/file.php/12/LESSONS/lesson29.htmhttp://dcs.isa.ru/www/vladimirv/Geometry/dshar/sco_3.2.1/sco_3_2_1.htmlУчебник геометрии 7-9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Сумма углов треугольника"

Урок изучения нового материала проводится в форме повторения открытия теоремы Евклида о сумме углов треугольника....

Методическая разработка урока по геометрии "Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников" для 7 класса

Данный урок по геометрии "Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников" "может быть использован при подготовке к ЕГЭ, на обобщающих уроках.   Учащиеся достигают успе...

Разработка урока "Признаки равенства треугольников"

Урок направлен на открытие новых знаний с помощью практических знаний обеспечивает понимание учащимися отличия между первым, вторым и третьим признаками равенства треугольников, а также между определе...

Методическая разработка урока математики "Построение треугольника" 6 класс

Материалы открытого урока по математике в 6 классе по теме "Построение треугольника". Содержат технологическую карту урока, 2 варианта самостоятельной работы,презентацию  "Пос...

Методическая разработка .Урок геометрии. Решение треугольников.

Урок повторения с решением задач по геометрии по теме "Решение треугольников"....