Решение задач С2 (расстояния) на ЕГЭ по математике.
план-конспект урока геометрии (11 класс) по теме
Материал для консультации. Может быть полезен учителям и учащимся 10 - 11 классов при подготовке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha_s2_rasstoyaniya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры решения задач С2 на ЕГЭ по математике.
Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом.
При выполнении задачи в бланке ответов № 2 должно быть записано полное обоснованное решение и ответ. Требуется, чтобы сделанные выкладки были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача С2 является стереометрической задачей средней сложности, посильной для большинства успевающих выпускников. Полное правильное решение задачи С2 оценивается 2 баллами.
Оценка выполнения задач второй части проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев, базирующейся на следующих требованиях. Метод и форма записи решения могут быть произвольными, но решение должно быть математически грамотным, полным и обоснованным. При этом оцениваются продвижения выпускника в решении задачи. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Рекомендации при решении задач по геометрии:
- внимательно прочитать условие задачи,
- построить чертеж, соответствующий условию (по возможности, наиболее наглядный),
- дать характеристику фигуре, вспомнить определение, свойства, признаки,
- определить зависимости между элементами,
- рассуждать от вопроса задачи, постепенно используя данные условия.
В последние годы при решении задач С2 часто требуется найти расстояние :
- от точки до прямой;
- от точки до плоскости;
-между скрещивающимися прямыми, или найти угол между:
- прямой и плоскостью;
- плоскостями.
Нахождение расстояний при решении задач С2
- В правильной 6-угольной призме АВСDEFА1В1С1D1E1Fстороны основания которой равны 4, а боковые ребра равны 1, найти расстояние от точки В до прямой F1E1.
D1
F1
Е1
С1
В1
А!
F
Е
D
С
В
А
Решение.В правильной 6-угольной призме в основаниях лежат правильные 6-угольники, сторона равна 4, боковые ребра перпендикулярны основаниям, основания параллельны.
Точка В лежит на прямой АВ, АВ║D1Е1. Расстоянием между параллельными прямыми является длина их общего перпендикуляра. Построим его.
Т.к. призма прямая, ВD (DD1Е1), DD1 D1Е1 , тогда ВD1 D1Е1, значит, искомое расстояние от точки В до прямой D1Е1 равно отрезку ВD1.
Рассмотрим Δ АDЕ, ∟D = 90º, DЕ = 4, ВЕ = 8 ( в правильном 6-угольнике главная диагональ равна удвоенной стороне) ВD =
Из прямоугольного Δ АDD1 по теореме Пифагора ВD1 = 7.
Ответ: 7.
- В правильной 6-угольной призме АВСDEFА1В1С1D1E1Fстороны основания которой равны 4, а боковые ребра равны 3, найти расстояние от точки В до прямой С1D1.
D1
F1
Е1
С1
В1
А!
F
Е
D
С
В
А
В
С1
D1
Е
К
Решение.
В правильной 6-угольной призме в основаниях лежат правильные 6-угольники, сторона равна 4, боковые ребра перпендикулярны основаниям, основания параллельны.
Расстоянием от точки до прямой называется длина перпендикуляра, опущенного из точки на прямую. Проведем плоскость через точку В и прямую С1D1, В сечении призмы плоскостью мы получим равнобедренную трапецию ВС 1D 1Е, высота этой трапеции С1 К – искомое расстояние.
Из Δ ВС1 С ВС1= 5
Рассмотрим Δ ВС1 К , ∟К = 90º,
ВК =
Ответ:
3. Длина ребра куба АС1 равна 1. Найдите расстояние от вершины В до плоскости АСД1.
В
D
С
D1
С1
А1
А
В1
Решение.
АС1 – куб, значит, все грани квадраты со стороной 1.
Плоскость АСD1 – правильный треугольник со стороной
Искомое расстояние – это высота пирамиды ВАСD1, опущенная из точки В на плоскость АDС1 = d.
Найдем объем этой пирамиды двумя способами.
, или
Ответ:
- В правильной 3-угольной пирамиде сторона основания равна 12см. Найдите расстояние от центра основания до боковой грани, если двугранный угол при ребре основания равен π/3.
М
О
К
С
В
S
А
Решение.Т.к. пирамида SABCD правильная, в основании лежит правильный треугольник АВС, АВ = 12см, высота SO пирамиды проектируется в центр основания. Боковые грани – равные равнобедренные треугольники, образующие равные двугранные углы при основании.
Построим линейный угол двугранного угла при основании. Проведем ВК АС,
SKAC, тогда ∟SKB линейный угол двугранного угла при основании пирамиды,
∟SKB = π/3 . ОК – радиус вписанной окружности в правильный Δ АВС,
ОК = .
Плоскость SKO перпендикулярна плоскости ASB, т.к. она проходит через две прямые, SK и КВ, перпендикулярные прямой АС, лежащей в плоскостиASB.
Проведем ОМ перпендикулярно SК, ОМ – искомое расстояние от центра основания точки О до боковой грани АSК.
ОМ – высота треугольника SКО, ∟О = 90º, ∟К = π/3 = 60º, ОК = .
Из треугольника КМО, ∟М = 90º найдем ОМ.
ОМ = КО·sin∟K=
Ответ: 3 см
- В пирамиде DАВС известны длины ребер АВ = АС = DВ = DС = 13см, DA = 6см, ВС = 24см. Найдите расстояние между прямыми DА и ВС.
М
К
С
В
D
А
Решение.Прямые DА и ВС скрещивающиеся. Расстояние между скрещивающимися прямыми – это длина их общего перпендикуляра.
Построим линейный угол двугранного угла между плоскостями СДВ и АВС. Проведем ДК перпендикулярно ВС, к – середина СВ ( Δ СDВ равнобедренный с основанием СВ), тогда КА перпендикулярно СВ (Δ САВ равнобедренный с основанием СВ), ∟АКD – линейный угол двугранного угла.
В плоскости АКD проведем КМ перпендикулярно АD, КМ – искомое расстояние от DА до СВ.
Т.к. Δ САВ = Δ СDВ по трем сторонам, АК = DК . т.е. Δ АDК равнобедренный с основанием АD, значит, КМ – высота и медиана Δ АDК.
АМ = МD = 3см, ( из Δ АСК)
Из Δ АМК .
Ответ: 4см
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...
Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касающихся окружностях.
Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...
Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касательной к окружности.
Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...
Применение активных методов обучения и инфо-коммуникационных технологий для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на уроках математики
В работе представлен опыт разработки электронных образовательных ресурсов и их применения для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на занятиях по математике. Показана...
"Решение задач на составление уравнений" - разработка урока математики в 6 классе.
Материал представляет собой разработку урока математики в 6 классе, предназначен для методической помощи молодым специалистам при подготовке к урокам....
Решение задач экономического содержания на ЕГЭ по математике (профиль)
При подготовке к ЕГЭ по математике для решения экономических задач необходимо четко придерживаться требований критерия оценивания такого вида заданий. В связи с этим обращаем внимание учащихся на типи...