Использование информационных технологий при изучении планиметрии
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме
Использование УМК "Живая математика" И ИИСС "Математика на компьютерах" при изучении темы "Теорема синусов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otpravka.doc | 656.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Современная жизнь требует от ученика школы способности к активной разнообразной деятельности, выработки ее новых видов, способности к непрерывному обучению и самообразованию. Это, в свою очередь, требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. В школе ХХI века необходимо использовать новые эффективные технологии обучения, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся.
Как заинтересовать школьников математикой? Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду? В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку более доступной.
Сегодня нашим незаменимыми помощниками стали учебно-методический комплекс «Живая математика» и информационный источник сложной структуры «Математика на компьютерах». С их помощью можно самостоятельно подготовить пособие к уроку с минимальными временными затратами. Программы УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» написаны с учетом современных тенденций образования, для реализации концепции развивающего обучения. В виртуальной математической лаборатории для учебных исследований можно готовить уроки для любого класса при изучении математики, алгебры, тригонометрии, начал анализа и, конечно, геометрии.
Изменению традиционного подхода к преподаванию, а также изменению содержания и стиля преподавания способствует использование компьютерных технологий. Современный компьютерный чертеж выглядит, как традиционный, однако представляет собой качественно совершенно новое явление. Его можно тиражировать, деформировать, перемещать, видоизменять. В этих условиях даже у учащихся, испытывающих затруднения при полном усвоении доказательства геометрических фактов, появляется уверенность в выполнении собственных чертежей, возможность менять внешний вид фигуры, сопровождать ее новыми надписями и т.п.
Все это обеспечивает деятельность учащихся по таким направлениям, как анализ, исследование, построение, доказательство, развитие логического мышления. Использование УМК позволяет развить у учащихся навыки восприятия математических объектов, произведение различных активных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, доказательств и т.п.)
Программы УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» можно использовать практически при любых видах учебной деятельности:
Изучение нового материала. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
Проведение устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
Проверка фронтальных самостоятельных работ.
Проверка домашних работ.
Решение задач обучающего характера.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики важно отметить положительные моменты:
учет индивидуальных особенностей учащихся;
обеспечение качественного усвоения программного материала
развитие творческих способностей школьников;
воспитание интереса к предмету.
Таким образом, УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» помогают преподавателю в организации учебного процесса и позволяют расширить и разнообразить формы подачи и контроля учебного материала.
Основная часть
Используя возможности УМК «Живая математика» разработан материал
к изучению геометрии в 9 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
Тема урока: Теорема синусов. 1 урок.
Цель : проведя исследовательскую работу, выдвинуть гипотезу и доказать теорему синусов и ее следствие.
1.С помощью мультимедиа проектора на экран выводится фрагмент 1.
Рассматривается произвольный треугольник.
Фрагмент 1
2. Активируя кнопки 1,2,3 , на экране получаем значения отношений сторон
треугольника к синусам противолежащих углов.(Фрагмент 2)
Возникает вопрос: Случайно или нет равенства получились одинаковыми?
Фрагмент 2
- Используя возможности УМК «Живая математика», видоизменяем треугольник, делая его: тупоугольным, прямоугольным, равнобедренным и т. д.( Фрагмент 3)
- На основании проведенных исследований учащиеся выдвигают гипотезу о том, что стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
( Фрагменты 4; 5)
Фрагмент 3
Фрагмент 4
Фрагмент 5
Далее можно заметить, что диаметр описанной около треугольника окружности так же равен отношению стороны треугольника к синусу противолежащего угла. (Фрагмент 6).
Проведя соответствующие исследования на различных треугольниках, учащиеся делают вывод. (Фрагмент 7)
Фрагмент 6
Фрагмент 7
6. На следующем этапе урока проходит доказательство выдвинутых
гипотез.
Используя возможности ИИСС « Математика на компьютерах» разработан материал к изучению геометрии в 9 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
Целью теста является проверка опорных знаний учащихся.
Структура теста:
№ воп-роса | Формулировка вопроса | Проверяемые понятия |
1 | Определите, при каких значениях тупого угла α выполняется неравенство sin α>1/2. | Значение синуса от 0◦ до 180◦. |
2 | Синус угла равен 0,6, а его косинус равен - 0,8. Определите вид угла. | Основное тригонометрическое тождество. |
3 | Синус угла равен 0,3, а его косинус равен 0,7. Определите вид угла. | |
4 | Сравнить хорду и радиус окружности, если вписанный острый угол, опирающийся на данную хорд, больше 30◦ | Свойства вписанного и центрального углов; равнобедренного треугольника. |
5 | В треугольнике АВС внешний угол при вершине В на 40◦ больше внешнего угла при вершине А, а угол С равен 40◦. Определите, какая сторона треугольника наибольшая. | Сумма внешних углов треугольника. Св-во смежных углов. Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. |
6 | Медиана M треугольника равна половине стороны, к которой она проведена. Найдите большую сторону треугольника, если m= 5 см. | Признак прямоугольного треугольника. Сравнение гипотенузы и катета. |
7 | В треугольнике АВС проведена медиана ВМ. Сравните длины отрезков АВ и ВС, если угол ВМА равен 80◦. | Св-во медианы равнобедрен. тр-ка. Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. |
8 | В треугольнике АВС на стороне АС отмечена точка Д так, что угол ВДС тупой. Сделайте рисунок и сравните величины углов А и С данного треугольника. | Навык исследования и анализа данных. |
9 | Определите вид треугольника не вычисляя его углов, если его стороны равны 8 см, 14 см и 6 см. | Неравенство треугольника. Следствие из обратной теоремы Пифагора. |
10 | Определите вид треугольника не вычисляя его углов, если его стороны равны 9 см, 13 см и 7 см. |
Тест может быть использован:
- в 8 классе – на уроках итогового повторения;
- в 9 классе – на первых уроках геометрии (Повторение материала 7-8 кл);
- в 9 классе –на первом уроке при изучении темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Тест можно проводить одновременно, если есть возможность индивидуальной работы каждого ученика или поочередно за одним компьютером.
Оценки выставляются по усмотрению учителя.
Заключение.
Таким образом применение УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» при организации различных уроков геометрии способствует реализации принципа наглядности, а также позволяет рационально распределить учебное время. Несомненно, с помощью этих программ учитель может ярко и наглядно излагать изучаемый материал, использовать готовые комплекты на различных этапах урока, индивидуализировать задания, используя дифференцированный подход при решении задач различного уровня сложности.
Потребности, связанные с необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями, не исчезают в результате внедрения компьютерной техники, но появляется возможность значительного сокращения времени на расчеты, проверку и обработку результатов, организации более эффективной отработки типовых умений по математике.
Работа с компьютером повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, соревнования, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, самостоятельно мыслить и действовать, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решать нетрадиционные задачи.
Мультимедийные технологии с элементами интерактивного взаимодействия с пользователем призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения.
Интернет ресурсы
- www.school.edu.ru/Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- www.edu.ru/Федеральные образовательные порталы
- http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com Сообщество учителей математики
- http://www.math.ru. Методические разработки. Библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики
- http://mat.1september.ru. Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября"
- http://math.ournet.md. Виртуальная школа юного математика
- http://www.neive.by.ru. Геометрический портал
- http://graphfunk.narod.ru. Графики функций
- http://www.uztest.ru. ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
- http://tasks.ceemat.ru. Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
- www.alexlarinnarod.ru/ Материалы для организации подготовки к ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение иностранных языков с использованием информационных технологий
Статья содержит описание процесса освоения грамматической стороной английской речи в интересной, продуктивной и творческой форме благодаря использованию возможности инфор...
Тема опыта:«Использование информационных технологий при изучении темы «Выражения и уравнения, содержащие знак модуля» в 6 и 7 классах»».
На уроках математики просто невозможно обойтись без применения информационных технологий. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему уроков, таблиц, презентаций и поделиться с коллегами своими ...
обобщение по использованию информационных технологий при изучении химии
использование электронных учебников. презентаций, флипчартов, Lоборудования к интероктивной доске при изучении химии....
Использование фигур танграма при изучении планиметрии
Практическое применение фигур танграма при изучении планиметрии При изучении геометрии в 7-9 классах обилие определений, теорем, следствий и понятий вызывает трудность в запоминании и умении прим...
Использование информационных технологий при изучении физической культуры в средней школе
Использование информационных технологий при изучении физической культуры становится все более мощным и высокоэффективном средством обучения. Компьютерные технологии дают возможность в увлекательной фо...
Использование Информационных технологий при изучении нового материала
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
На современном информационном этапе развития российского общества и мира в целом остро встает вопрос формирования, развития и становления компетентной личности, способной быть социально активной, твор...