Наглядная геометрия.
элективный курс (геометрия, 6 класс) на тему
Данный курс расчитан для школьников 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_naglyadnaya_geometriya._proekt.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядная геометрия
Концепция курса.
- Геометрия даёт учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта.
- Три её основные составляющие – фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребёнка любого возраста, воспитывать у него навыки практической деятельности.
- На протяжении многих лет в нашей школе в 5-6 классах веду предмет наглядная геометрия.
- Первые уроки в 5 классах начинаю с развития творческих способностей.
- В наглядной форме знакомлю детей с разнообразными геометрическими фигурами через серию интересных сюжетов, подкреплённых большим и меньшим количеством упражнений.
- Использую два года для более раннего включения учащихся в систематическое изучение геометрии: на доступном для них уровне и с учетом их психологического и предметного опыта изложения систематического курса, содержащего доказательства многих теорем.
Цель:
- Развитие пространственных представлений учащихся и привитие им интереса.
- Развитие абстрактного логического мышления учащихся.
- Подготовка учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах.
Задачи:
- Учить решению задач на интуитивное овладение элементами геометрии.
- Познакомить учащихся с классификацией основных геометрических фигур и научить различать их по свойствам.
- Научить учащихся понимать основные геометрические факты и научить их на интуитивном уровне строить правильные чертежи.
- Научить решать простейшие геометрические задачи и научить их доказывать.
Особенности курса:
На мой взгляд, геометрический материал изучаемый в 5-6 классах позволяет углубить и расширить представления детей об известных им геометрических фигурах, подготовить учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах.
Поэтому:
1) Всё содержание курса и способ его изложения должны опираться на предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся, при этом основа курса система единой визуальной поддержки.
2)Всё содержание пропедевтического курса должно быть подчинено внутренней логике, максимально приближенной к логике систематического курса
3) Должно быть уделено достаточно внимания развитию речи: работе с терминами, предложениями, формулировке определений
4) Система упражнений должна способствовать, с одной стороны, развитию пространственных представлений навыков рисования, а с другой стороны – ознакомить учащихся с простейшими логическими операциями закладывать основы формирования навыков поведения этих операций.
Тематика курса:
5 класс
Развитие творческих способностей.
Самопознание или вопросы к себе:
1. Тест «Кто я?» (Опросник Р.Кеттэлла)
2. Тест «Умеете ли вы слушать?»
3. Тест «Можно ли вас назвать
перспективным человеком?»
4. Тест «Есть ли у вас чувство юмора?»
Уроки развития интеллекта.
1. Уроки логического мышления:
а) Разминка
б) Игры со словами: анаграммы, палиндромы, использование «каркаса», метаграммы и другие.
в) Особые словесные игры: «балда», «словесное лото», «эрудит», «тактика и стратегия».
г) Задача о фальшивых монетах
д) Затруднительное положение, житейские забавы, превратности судьбы.
е) Логическая мозайка (нахождение неизвестных слов, чисел, букв, рисунков)
ж) Выявление закономерностей
2.Уроки нетрадиционного мышления, смекалки:
а) Игры со спичками.
б) Геометрические головоломки.
в) Шарады, метаграммы, логогрифы, загадки, ребусы, кроссворды.
г) Занимательные расстановки
д) Топологические головоломки.
е) Решение логических задач методом графов
3. Уроки математического театра:
а) Игры с творческим рулевым сюжетом.
б) Сюжетные логические задачи
в) Инсценирование математических задач.
4. Уроки занимательной криптографии:
а) Магические квадраты.
б) Шифры.
5. Уроки – игры «Узнаём свои возможности»:
а) Улучшаем координацию движения.
б) Определяем быстроту реакции.
в) Развиваем глазомер.
г) Тренируем наблюдательность.
д) Формируем ориентацию в пространстве.
6. Повторное тестирование:
а) Тест «Умеете ли вы общаться?»
б) Тест «Каков ваш характер?»
в) Тест «Кто вы?» (Тест И.Панарина)
г) Тест на определение типа нервной деятельности
7. Улучшаем память:
а) Приёмы запоминания.
б) Тренировка слуховой памяти.
в) Тренировка зрительной памяти.
8. Тренировка внимания:
а) Проверка уровня внимательности.
б) Распределение внимания;
параллельное внимание
9. Создание и использование математической игротеки.
Наглядная геометрия
5 класс
(32 часа).
1. Введение. (4 ч).
1. Пространство и размерность.
2. Простейшие геометрические фигуры:
прямая, луч, отрезок, многоугольник.
3. Углы, их построение и измерение.
4. Треугольник, квадрат.
2. Фигура на плоскости. (11 ч).
1. Задача со спичками.
2. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры.
3. Сквэрворды.
4. Пентамино.
5. Магические квадраты.
6. Конструирование из «Т».
7. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки.
8. Паркеты, бордюры.
3. Тепологические опыты. (4 ч)
1. Фигуры одним росчерком пера.
2. Листы Мебиуса.
4. Фигуры в пространстве. (8 ч)
1. Многогранники их элементы.
2. Куб, его свойства.
3. Фигурки из кубиков и их частей.
4. Движение кубиков. Уникуб.
5. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.
6. Оригами.
5. Измерение геометрических величин:
1. Измерение длин, вычисление площадей и объемов.
2. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности.
3. Объем куба, параллелепипеда.
Наглядная геометрия
6 класс
(36 часов).
1. Введение в геометрию.
2.Темы:
1. Отрезок. Лабораторная работа №1
2. Отрезок, луч. Лабораторная работа №2
3. Окружность. Лабораторная работа №3
4. Угол. Лабораторная работа№4
5. Треугольник. Лабораторная работа №5
6. Прямоугольник. Лабораторная работа №6
7. Параллельные отрезки. Лабораторная работа №7
8-9. Перпендикулярные отрезки. Лабораторные работы №8и№9
10. Свойства серединного перпендикуляра. Лабораторная работа №10
11. Свойства высот треугольника. Лабораторная работа №11
12. Свойства медиан треугольника. Лабораторная работа №12
13. Равнобедренный треугольник и его свойства. Лабораторная работа №13
14. Свойства равностороннего треугольника. Лабораторная работа №14
15. Расстояние от точки до прямой. Лабораторная работа №15
16. Свойство биссектрисы угла. Лабораторная работа №16
17. Параллельные прямые. Лабораторная работа №17
18. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Лабораторная работа №18
19. Признаки равенства треугольников. Лабораторная работа №19
20. Квадрат и его свойства. Лабораторная работа №20
21. Ромб и его свойства. Лабораторная работа №21
22. Параллелограмм и его свойства. Лабораторная работа №22
23. Свойства прямоугольника. Лабораторная работа №23
24. Свойства параллелограмма. Лабораторная работа №24
25. Свойства параллелограмма, медиан в треугольнике. Лабораторная работа №25
26. Правильные фигуры. Лабораторная работа №26
27. Площадь треугольника. Лабораторная работа №27.
28. Площадь острого и тупоугольника треугольника. Лабораторная работа №28
29. Площадь треугольника. Лабораторная работа №29
30. Площадь параллелограмма. Лабораторная работа №30
31. Площадь треугольника. Лабораторная работа №31
2. Портреты геометрических фигур.
32. Портрет треугольника. Лабораторная работа №32
33. Портрет параллелограмма. Лабораторная работа №33
34. Портрет ромба. Лабораторная работа №34
35. Портрет трапеции. Лабораторная работа №35
36. Годовой зачёт (по билетам).
Результаты работы:
- Мои учащиеся в 7 классе не испытывают трудностей:
- Во-первых, в работе с совершенно новыми объектами (геометрическими фигурами);
- Во-вторых, они уже знакомы с терминологией, которую в 7 классе нужно усвоить в очень короткий срок;
- В-третьих, учащиеся свободно владеют новыми для них языком, умеют думать на этом языке, активно воспринимают материал и имеют возможность самостоятельно доказывать какие-либо утверждения;
- В-четвертых, свободно конспектируют модели и изображают фигуры, используя раннее изученное их свойство;
- В-пятых, учащиеся умеют осуществлять переход от конкретных предметов к их абстрактных образам;
- В-шестых, свободно решают простейшие геометрические задачи основанные на свойствах геометрических фигур.
Используемые источники:
- 1. Г.Г. Левитас «Геометрия без доказательств» Москва, Просвещение, 1995 г.
- 2. Рабочие тетради.
- 3. Шарыгин «Задачи на смекалку»
- 4. Программа развивающего обучения «Подумай и реши. Задачи на смекалку», «Геометрия»
- 5. Гусев. Экспериментальный учебник «Геометрия в классе».
- 6. М.В. Ткачёва «Домашняя математика»
- 7. Подходова Н.С. «Геометрия в 5 классе» СПБ, Дидактика, 1995
- 8. Гильберт Д, Пок-Фоссен С., Наглядная геометрия, Москва: ГИТТЛ, 1951
- 9. Шарыгин Н.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия, Москва, Мирос, 1995
- 10. Саврасова С.М. Ястребинецкий Г.А. Упражнение по планиметрии на готовых чертежах, Москва, Просвещение, 1987
- 11. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, Москва, 1994
- 12. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломкина, Москва, Детская литература, 1994.
- 13. Куцакова Л. Оригами 1-2 hinka – PRESS, 1994.
- 14. Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь, Москва, Педаг., 1981
- 15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва, 1990.
- 16. Новые самоделки из бумаги. Москва, Лириус, 1995.
- 17. Оригами – искусство складывания из бумаги. Москва, Центр оригами, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония".
Тема занятия кружка по наглядной геометрии 6 класса: " Паркет, геометрия и гармония". Раздел курса: " Симметрия, Бордюры и орнаменты". Автор курса: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. учебное пособие ...
занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме : "Паркет. Геометрия и гармония"
Материал для проведения занятия кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония". Раздел: "Симметрия." Этот материал можно использовать для проведения внеклассного заня...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
презентация-1часть и 2 часть к уроку "История возникновения геометрии" и курса "Наглядная геометрия 5-6 класс"
презентация к уроку "Наглядная геометрия" 5-6 класс, может быть использована в 7 классе...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....
занятие по геометрии в 6 классе в рамках проекта "наглядная геометрия"
в рамках проекта предпрофильная подготовка вела уроки по наглядной геометрии. материалы к урокам брала с ...