Планирование
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 89
с углубленным изучением отдельных предметов»
Обсуждена на заседании
методического объединения «___»___________2010г.
Рассмотрена на заседании НМС «___»___________2010г.
Утверждена директором школы «___»___________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
9 КЛАСС Б
68 ЧАСОВ
Составитель: учитель математики
Вахрушева Е.В.
ПОЯСНИЕТЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- базисного учебного плана 2010 года.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9Б класса и предполагает базовый уровень изучения предмета. Преподавание ведется по учебнику «Геометрия 7-9 кл.», авторы Л.С. Атанасян и др.
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Основная цель курса:
- Сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
- расширить и углубить представления о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
- расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.
- познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные темы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
Изучение математики в основной школе направлено на достижения следующих целей:
– овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
– развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
– формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
– формирование средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Геометрия
Геометрические формы, фигуры
- Точка, прямая и плоскость. Части прямой (отрезок, луч), угол, ломаная. Отрезок прямой как кратчайший путь между двумя точками. Расстояние. Длина отрезка. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Градусная мера угла. Параллельность и перпендикулярность прямых. Признаки и свойства. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Треугольник.
- Внутренние и внешние углы треугольника. Стороны треугольника, его медианы, биссектрисы, высоты. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Сумма углов треугольника.
Окружность и круг.
- Центр, радиус, диаметр окружности и круга. Дуга, хорда. Сектор.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
уметь:
- понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды; четырехугольники и их частные виды, многоугольники, окружность круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
- решать задачи на доказательство;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.
Цели и задачи обучения математике
Математика является универсальным языком, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе развития общества ее роль значительно возрастает. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.
Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Организация учебно-воспитательного процесса
Данная программа является базовой общеобразовательной программой, предназначена для детей среднего и продвинутого уровня развития. Поурочное планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Организуя решение задач широко применяется дифференцированный подход к учащимся: уровень трудности задач, предлагаемых слабым учащимся, определяется требованиями настоящей программы; учащимся, уже достигшим этого уровня, даются более сложные задания.
Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов.
- Владеть различными способами самоконтроля
- Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
- Определять содержание учебной деятельности
- Корректировать объем учебной деятельности
- Соблюдать последовательность действий по выполнению целей самообразовательной деятельности
- Учебно-информационные:
- Составлять конспект текста, выступления
- Составлять рецензию на ответ
- Выполнять реферативные работы
- Выбирать необходимый стиль в соответствии с задачами текста
- Использовать, исходя из учебной задачи различные виды моделирования
- Учебно-логические:
- Определять причинно-следственную связь компонентов объекта
- Выполнять сравнение, но аналогии
- Осуществлять опровержение аргументов
- Решать проблемные учебные задачи
- Комбинировать известные средства для решения новых задач
- Проводить работу исследовательского характера
- Владеть навыками анализа и синтеза
- Осуществлять мысленный эксперимент
- Учебно-коммуникативные:
- Выступать перед аудиторией
- Вести полемику, участвовать в дискуссии
- Быть корректным к мнению других
- Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения
- Уметь донести свое мнение до других
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Учебник «Геометрия 7-9 кл.», для общеобразовательных учреждений/ авторы Л.С. Атанасян и др. – М: Просвещение, 2004
- Дидактические материалы по геометрии. 9 класс. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Москва «Просвещение» 1997г.
- Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7 – 9 классы. Е.М. Рабинович. «Илекса». «Гимназия». Москва – Харьков. 1998г.
- Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Учебник для учителя. Москва « Просвещение». 1997г
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
2 часа в неделю, всего 68 ч.
- Векторы. Метод координат (26ч).
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. (Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.) Координаты вектора.
Основная цель – сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
Ученик должен:
ЗНАТЬ:
- определение вектора, как направленного отрезка
- понятие равенства векторов
- правила сложения, вычитания векторов
- понятие координат вектора
УМЕТЬ:
- выполнять операции над векторами в геометрической форме
- применять вектора при решении задач
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Склярное произведение векторов (17ч).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
Ученик должен:
ЗНАТЬ:
- метод вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов
УМЕТЬ:
- применять при решении треугольников теоремы о синусах и косинусах
3. Длина окружности. Площадь круга (12ч).
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.
Ученик должен:
ЗНАТЬ:
- определения окружности, вписанной в правильный многоугольник
- определение окружности, описанной около правильных многоугольников
- их свойства
УМЕТЬ:
- применять при решении задач формул – вычисления площадей и сторон правильных многоугольников; радиусов вписанных окружностей и площади круга
- строить с помощью циркуля и линейки правильные многоугольники
- выводить формулу длины окружности и площади круга
4. Движение (6 ч).
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Ученик должен:
ЗНАТЬ:
- понятие отображения плоскости на себя
-понятие движения и его свойства
УМЕТЬ:
- строить образ точки, отрезков, треугольников при симметрии, параллельном переносе, повороте.
5. Об аксиомах планиметрии (2 ч).
Беседа об аксиомах планиметрии.
6. Повторение. Решение задач (5 ч).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ (68 УРОКОВ)
№ урока | Содержание учебного материала | количество часов | Вид контроля |
§1 §2 §3 | ГЛАВА ΙX. Векторы. Понятие вектора Сложение и вычитание векторов Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач Решение задач Контрольная работа №1 | 12ч 2ч 4ч 4ч 1ч 1ч | Практическая работа Контр.раб. |
§1 §2 §3 | ГЛАВА X. Метод координат. Координаты вектора Простейшие задачи в координатах Уравнение окружности и прямой Решение задач Контрольная работа №2 | 13ч 3ч 4ч 3ч 2ч 1ч | |
§1 §2 | ГЛАВА XΙ. Соотношения между сторонами и углами треугольника Синус, косинус и тангенс угла Соотношения между сторонами и углами треугольника Скалярное произведение векторов Решение задач Контрольная работа №3 | 17ч 3ч 6ч 4ч 3ч 1ч | |
§1 §2 | ГЛАВА XΙΙ. Длина окружности и площадь круга Правильные многоугольники Длина окружности и площадь круга Решение задач Контрольная работа №4 | 12ч 4ч 4ч 3ч 1ч | |
§1 §2 | ГЛАВА XΙΙΙ. Движения Понятие движения Параллельный перенос Решение задач | 6ч 2ч 2ч 2ч | |
Об аксиомах планиметрии Повторение. Решение задач. Итоговый тест | 2ч 6ч |
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
тема | Количество часов | Дата проведения |
1. Векторы | 1ч | 9.10 |
2. Метод координат | 1ч | 4.12 |
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1ч | 19.02 |
4. Длина окружности и площадь круга | 1ч | 15.04 |
5. Итоговый тест | 2ч | Конец мая |
Всего: 4 работы
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение». 2002г.
2. Учебник «Геометрия. 7 – 9 класс». Л.С. Атанасян.
3. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Учебник для учителя. Москва « Просвещение». 1997г.
4. Тесты по геометрии. Газета «Математика».2000 – 2003гг.
5. Дидактические материалы по геометрии. 9 класс. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Москва «Просвещение» 1997г.
6. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7 – 9 классы. Е.М. Рабинович. «Илекса». «Гимназия». Москва – Харьков. 1998г.
7. Геометрия 7 – 9. В.Н. Руденко, Г.А. Бахурин. Москва «Просвещение». 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...