Урок по географии на тему «Особенности природы ростовской области» в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс)

Власенко Светлана Васильевна

Урок по географии на тему «Особенности природы ростовской области» в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии на тему «Особенности природы ростовской области» в 8 классе

Технологическая карта конструирования урока

Тема урока

«Особенности природы Ростовской области»

Тип урока

Урок - экспедиция

Цель урока

Определить географическое положение и его влияние на особенности природы данной территории

Задачи урока

  • Сформировать знания об особенностях природы Ростовской области;
  • развить учения объяснять взаимосвязи природных компонентов;
  • сформировать географический облик территории

Девиз урока

Мудра природа – что и говорить! Ничто от века не творила слепо

Оборудование

Физическая карта Ростовской области, карточки с заданиями, мультимедийная презентация по теме урока.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся смогут устанавливать взаимосвязь географического положения и климата области; объяснять образование рельефа и минеральных ресурсов Ростовской области; охарактеризовать природные комплексы области и особенности растительного и животного мира.

Познавательные:

- использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач ;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

Коммуникативные:

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

Регулятивные:

- самостоятельно цель и задачи;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- отстаивая свою точку зрения,

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь но общечеловеческие нравственные ценности;

-осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

- осознавать, свой мировоззренческий выбор;

- выбирать как поступить о отвечать за свой выбор

Организационная структура урока

  1. Организационный момент

Там, где Дон широкий блещет,

Где степной ковыль трепещет,

Где в небесной ясной дали

По воздушной синей глади

Царь пернатый грозно реет,

Где курган былинный дремлет,

Где под тихий ночи шепот

Ясно слышен конский топот,

Там мой край родной!

Учитель. Я не зря начала урок с этих слов. Какова тема нашего урока?

  1. Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в удивительный мир природы нашего родного края – Ростовской области.

                 На нескольких уроках мы изучали Восточно-Европейскую равнину. Что вам запомнилось, какие ассоциации у вас возникают с данным природным районом?

Ответы обучающихся:

- Вторая равнина мира по величине после Амазонской.

-Находится в природных зонах: тундра, лесотундра, тайга, смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь, полупустыня, пустыня.

- Лежит на русской платформе, отсюда рельеф – холмистая равнина.

- Равнина расположена в умеренном климатическом поясе.

- Самая многоводная и длинная река – Волга и т.д..

Учитель. Давайте вспомним план изучения крупного природного района.

Ответы обучающихся:

- географическое положение;

- рельеф, полезные ископаемые;

- климат;

- внутренние воды;

- природные зоны, почвы, растения, животные;

- природные ресурсы и х хозяйственное использование.

Учитель. Ребята, а что нас связывает с Восточно-Европейской равниной? (Ответы учеников)

                   Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Задачи: 1. Определение географического положения.

   2.Особенности природы Ростовской области.

  1. Исследовательская работа

Учитель. Сегодня мы выясним, что же собой представляет природа ростовской области. Работать вы будете в группах. В нашей экспедиции есть группы ученых: картографы, геологи, климатологи, гидрологи, биологи. Каждая группа-лаборатория получает задания. Вы сами распределяете обязанности в группе, обсуждаете возникающие проблемы. Одному из вас придется озвучить результат вашей работы.

             На раздаточном столе имеются дополнительные источники информации. Вы можете подобрать необходимые для решения вашей проблемы.

Задания группе картографов.

  1. Определите географическое положение Ростовской области.
  2. Какими морями и океанами омывается?
  3. Какова протяженность области с севера на юг и с запада на восток?
  4. Определить географические координаты крайних точек территории.

Задания группе геологов.

  1. По физической карте составьте описание рельефа области.
  2. Объясните, с чем связан такой рельеф?
  3. Сопоставьте тектоническую карту и карту полезных ископаемых. Сделайте вывод о преобладающих по происхождению полезных ископаемых.
  4. Составьте список значимых для нашего края минеральных ресурсов.
  5. В каких отраслях хозяйства человек использует данные минеральные ресурсы?

Задания группе климатологов.

  1. В каком климатическом поясе, и в какой климатической области лежит наша область?
  2. Какие факторы влияют на формирования климата нашей территории?
  3. Как изменяется климат нашего края с северо-запада на юго-восток?
  4. Составьте описание лета и зимы в Ростовской области.

Задания группе гидрологов.

  1. По физической карте составьте список важнейших рек и озер Ростовской области.
  2. Отчего зависит густота речной и озерной сети?
  3. Каково их хозяйственное значение?

Задания группе биологов.

  1. В какой природной зоне находится ростовская область?
  2. Какие есть растения в нашей территории?
  3. Опишите животный мир нашего края.
  4. Как используются биологические ресурсы в Ростовской области?

(Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий. Учащиеся читают дополнительную литературу, работают с картами, отвечают на вопросы.  Работа выполняется 15 мин, после чего идет обсуждение. Выводы записываются в таблицу.)

Географическое положение

Рельеф

Полезные ископаемые

Климат

Реки, озера

Органический мир

Учитель. Ребята, внимательно слушайте выступление своих одноклассников, заполняйте таблицу.

  1. Закрепление изученного материала.

Решить тест (взаимопроверка)

1.Важнейшие природные ресурсы Донского края:

а) земельные

б) водные              

в) рыбные

г) лесные

2. В Донском краю преобладают почвы:

а)  сероземы            

б)  черноземы                 

в)  суглинистые          

г)   песчаные

3. Главная река Донского края:

а)  Маныч            

б)  Дон               

в)  Северский Донецк

г)  Сал

4. Самая крупная птица:

а) стрепет          

б)  орел         

в) пингвин         

г)  дрофа 

5.  Природные ресурсы степи:

а) древесина                    

б) уголь                  

в) нефть                  

г) газ         

  1. Рефлексия учебной деятельности
  • Как я оцениваю свою работу на уроке.
  • У меня были проблемы на уроке.
  1. Итог урока

Учитель. И в конце урока хочется подвести итог небольшим стихотворением:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей

  1. Домашнее задание: проекты схемо-карт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс

Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»

          Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников....

Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».

Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...

Презентация по географии на тему "Экологические проблемы Сахалинской области" 8 класс

Вашему вниманию предлагается презентация "Экологические проблемы Сахалинской области". Данную презентацию можно использовать как на уроках краеведения, так и на уроках географии. Презентация...

план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс

Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...

план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс

Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...

Конспект урока по географии на тему: "Население и хозяйство Поволжья" (9 класс )

Характеристика этапов хозяйственного освоения территории; особенностей состава населения; современного хозяйства района; основных факторов становления крупнейших городов Поволжья. Практическая работа....