Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "«Смешанные и лиственные леса»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Лошкарева Ида Радиковна

Технологическая  карта комбинированного урока географии в 7 классе по теме "Смешанные и широколиственные леса"  Составлена для школы 8 типа (учащиеся с интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС. Представлены цели и задачи урока, исползуемые технологии, базовые учебные действия. Урок составлен в виде путешествия, в ходе которого теряется турист и ребята прилагают свои знания, чтобы его найти.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_7_klasse-moy.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе

Составил: учитель И.Р. Лошкарева

Тема: «»Смешанные и лиственные леса»

Класс: 7

Цель урока: продолжить  систематизацию  знаний  учащихся по теме «Лесная зона»,

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия «смешанные и лиственные леса», познакомить с основными породами деревьев, произрастающими в данной зоне; познакомить со своеобразием растительного мира уссурийской тайги

Коррекционно-развивающие: развивать память и логическое мышление через выполнение тестов и занимательных заданий; обогащать речь

Воспитательные: воспитывать интерес к природе родного края 

Используемая технология: технология дифференцированного обучения.

Базовые учебные действия:

Личностные БУД: испытывать чувство гордости за свою страну

Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Оборудование: учебник для 7 класса Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина,  карта природных зон России, карточки с названиями природных зон(арктические пустыни, тундра, зона лесов); буквы: А,Б,В; дифференцированные карточки-задания для учащихся; словарные слова; листочки деревьев; шишки, видео «Таганай»;  компьютерная презентация по теме урока.

Технологическая карта урока:

Этапы урока, их цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

1.Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что  за окном чудесная зимняя погода!– Сегодня светит солнце.

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

2.«Упражнение «Улыбка»

Слушают учителя и отвечают

Выполняют упражнение

II. Актуализация знаний , (5-7 мин).

Цель: Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

1.Упражнение «Прямой и обратный путь»

На минуту представим, что мы не ученики, а работники туристического агентства, и нам поручено составить один из туристических маршрутов. Важно, чтоб маршрут был продуман и точен до мелочей. Для этого на доске прошу найти точку А (она написана над числом).  Подумайте и скажите, какое качество понадобится путешественникам (на букву А-активность, азартность)? Это отправная точка нашего маршрута.    Запишите число и календарь погоды.  

Ребята, сегодня из точки А мы отправляемся в удивительное путешествие к точке Б.  Какие качества необходимы путешественникам на букву Б-(бдительность, бережливость, благородство, благожелательность, бесстрашие)?  Это карта природных зон России.

2.Формулирование  цели урока.

Давайте покажем какие  мы бесстрашные и как с вами умеем читать карту и что мы знаем о природных зонах.

Слушают учителя и отвечают

Повторение пройденного

Цель: Повторение и закрепление ранее изученных знаний по теме

  1. Работа с картой

Какие природные зоны мы с вами уже выучили? (зону арктических пустынь и зону тундры). Обозначьте их на карте.

Сейчас какую природную зону учим? (зону лесов).

Буква В (вежливые, воспитанные, внимательные)-внимание! Ребята, мною было перехвачено донесение о пропавшем туристе из России. Единственная зацепка – это его записная книжка, где указаны обьекты, которые он хотел повидать. Используя эти зацепки, постройте маршрут туриста и определите, где он сейчас находится. Предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли детектива.

2.Игра. «Географический детектив»

для 3 гр.:

- Это место находится к югу от тундры.  На карте это место обычно изображено темно-зеленым цветом(лесная зона, тайга)

для 1 гр.:

-  Эта равнина находится в европейской части лесной зоны (восточно-европейская равнина)

Для гр.2.:

- эти равнины расположены в азиатской части лесной (западно-сибирская равнина и средне-сибирское плоскогорье)

-как назывется самый дальний регион нашей страны, где расположена тайга (дальний восток)

3.Кроссворд «Растительный мир тайги»

По горизонтали:

1. Хвойное дерево, растущее в азиатской тайге, на зиму сбрасывает светло-зеленую, мягкую хвою (лиственница).

По вертикали:

2. Хвойное дерево, растущее в европейской тайге, любит влажные места (ель).

3.Светлолюбивое хвойное дерево, растущее в европейской тайге (сосна).

Итак ,ребята в какой части лесной зоны мы искали пропавшего туриста?(в тайге)

Ребята, я думаю из вас получатся неплохие детективы, вы верно определили место нахождения нашего туриста, но мы пока еще его не нашли.

Закрепляют карточки

Выполняют задания на карточках

Отгадывают кроссворд

III.Мотивация к изучению новой темы (3-5 мин)

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

1.Работа с картой

-Посмотрите на карте природных зон, какие леса расположены южнее тайги? (Южнее тайги расположена зона смешанных и широколиственных лесов).

Тема сегодняшнего урока: «Смешанные и лиственные леса»)  Записываем тему урока в тетрадь.

Озвучивают тему урока

IV. Физминутка

1. Работа с гербарием. 

Выйдите к доске ребята, у которых  хвойные породы деревьев.

Выйдите к доске остальные ребята  с гербариями.

Выполняют задание с гербарием

V.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

1.Закрепление работы с гербарием.

Какие деревья растут в хвойном лесу-тайге? (ель, сосна, лиственница, кедр)

Как одним словом назвать остальные деревья? (лиственные)

Какие деревья относятся к лиственным? (береза, осина, клен. рябина и др)

(сформировать группы из лиственного леса, смешанного леса, хвойного леса).

2. Рассказ учителя (с сопровождением показа на карте)

-На юге Восточно-Европейской равнины и на Дальнем Востоке, где более влажно и тепло, тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами. Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из разнообразных лиственных деревьев.

 В Восточной Сибири смешанные леса отсутствуют. Вновь они появляются на юге Дальнего Востока, близ берегов Тихого океана.

В смешанных лесах, в основном, растут березы, осины, липы.

3.Работа по учебнику (Чтение по цепочке) стр.78-81

4.Словарная работа

 

Выполняют задание с гербарием

Слушают учителя

Чтение статьи учебника цепочкой

Словарная работа

VI.Первичное применение новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания

1Работа в рабочих тетрадях или рабочих листах (стр.41, заполнение таблицы: какие деревья, кустарники и травы растут в смешанных и лиственных лесах)

VII. Первичное

закрепление

Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

1.Ответить на вопросы учебника

2.Работа с картой

Возьмите по листочку и прикрепите к карте

2.НРК. как вы думаете, у нас в Челябинской области какие леса растут? (тайга и смешанный лес)

2. Просмотр видеоролика «Таганай». Кто же был этот турист, которого мы искали весь урок. Где он путешествовал?

VIII. Подведение итогов урока

 Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1.Ответить на вопросы.

Какую тему изучали на уроке?

Подумайте, что надо знать, чтобы не заблудиться в лесу? (не ходить одним в лес, только с  взрослыми, которые хорошо знают местность)

IX. Инструктаж домашнего задания      

Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

1.Прочитать про уссурийскую тайгу с.

2.Заполнить таблицу

Заполнение таблицы «Уссурийская тайга»

Виды растений

Примеры

1.Хвойные деревья

2.Широколиственные деревья

3.Южные деревья

4.Лекарственные травы

Слушают инструктаж и записывают домашнее задание

X. Рефлексия

Цель: учащимся формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях.

Кому было интересно на уроке - поднимите большой палец вверх.

Кому неинтересно – опустите большой плец вниз

Выполняют рефлексию

XI. Оценивание

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.     ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...