Урок по теме "Ветер" 6 кл
план-конспект урока по географии (6 класс)

Материалы к уроку: конспект, презентация, видеоролик,самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_urok_veter.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Автор

Учитель географии Горючкина Н.С.

Предмет

География. УМК «Полярная звезда». для 5-6 классов.

Класс

6 класс

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Ветер

Цели

1)сформировать представление об образовании ветра,

2)ознакомить с видами ветров, значением ветра  в природе и жизни человека,

4)научить чертить розу ветров и анализировать ее.

Задачи

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;

развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;

способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Основные термины, понятия

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров

Планируемый результат

Предметные умения

Репродуктивный уровень:

Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме

Интеллектуальный уровень:

Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)

УУД

Познавательные:

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

Планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра , как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная.

Работа в парах, группах

Индивидуальная.

Учебник, атлас, настенная карта

Компьютер, компьютерная презентация, телевизор

Таблички, рисунки, рабочая тетрадь.

Дидактические задачи этапов урока

Основные этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к учебной деятельности, самостоятельному выполнению предложенных заданий.

Создать условия для успешного освоения учебного материала, выполнения заданий на основе разных источников информации с последующей фиксацией результатов (заполнение таблиц, определение содержания понятий).

Добиваться осознанного восприятия учащимися информации при работе с разными источниками

Научить учащихся фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибок или недочетов.

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона.

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент   

Приветствие учащихся, проверка готовности их  к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя,  гостей, проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

А) проверка знаний

Слайд 1

Фронтальный опрос:

Вопрос: Атмосфера неподвижна или воздух движется?

Вопрос: Что быстрее нагревается и быстрее остывает суша или вода?

Вопрос: Какой воздух более плотный и тяжёлый тёплый или холодный?

Давайте вспомним тему нашего прошлого урока,

о чем мы говорили на предыдущем занятии

Вопрос: Что такое атмосферное давление?

Вопрос: Каким прибором его определяют?

Вопрос: Отчего зависит атмосферное давление?

Вопрос: в каком случае атмосферное давление будет более высокое:

1)t° + 15° или t° + 5°;                               2)t° 0° или t° - 5°?

Групповая работа:

               

Задача №1

Высота населенного пункта 2000 м над уровнем моря.

На уровне моря атмосферное давление 760 мм рт.ст

Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

Объясните, как определили.

На каждые 10,5 м подъема давление падает на 1 мм рт.ст.

1. 2000 м :10,5 м =191

2. 190,5 х 1 мм рт.ст.=191

3. 760мм рт.ст.-191 мм  рт.ст.= 569 мм рт.ст.

Задача №2

На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст., у поверхности Земли - 760 мм рт. ст. Найдите глубину шахты.

1) 780 мм рт. ст -760 мм рт. ст =20 мм рт. ст

2)20 •10,5=210 м.

- воздух движется;

- суша;

- холодный;

 Атмосферное давление

-это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела.

- барометром;

- от температуры воздуха и  высоты местности над уровнем моря;

- во втором;

Обучающиеся решают задачи по карточкам и проверяют по образцу

Б) Определение темы урока, постановка целей и задач, мотивационная деятельность учащихся

Учитель создает условия, помогающие определить тему и сформулировать цели урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете из песни…

Слушаем и подпеваем песню «Веселый ветер»

Тема урока

Слайд 2

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

Вопрос:

Что мы будем изучать сегодня на уроке?

 Какие вопросы будем рассматривать?

Дети заполняют таблицу.

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

Цели урока

Слайд 3

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

- Выявить причины возникновения ветра.

- Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

- Выяснить какие бывают виды ветров.

- Узнать, как человек использует ветер.

- Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

Новый материал

Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете, в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров.

Самостоятельная работа учащихся в группах

Слайд №4

Учитель исполняет роль консультанта.

А) Ветер

- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию.

- Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать? 


Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер.

 Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью.


Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

- обучающиеся

на основе текста параграфа 43 выясняют:

Что такое ветер?

 с. 139 (работ с тетрадью);

Опыт с воздушными шариками.

-Обучающиеся поясняют, что из-за разности в давлении, возник ветер.

 -Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

Слайд №5

Б) Ветер, причины образования ветра.

Учитель открывает окно – холодный воздух в помещении

Вопрос: А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, посмотрев слайд:

Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также, почему дует ветер?
 

- Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого

- показать стрелкой на схеме  

Слайд №6

В) Характеристика ветра.

Скорость, направление и сила ветра.

Словарь:

 Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.

устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)

Направление ветра - это направление, откуда дует ветер (западные ветра дуют с запада, восточные - с востока).

Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).

Анемометр – прибор для измерения скорости ветра по его давлению на движущуюся часть – вертушку.

 Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная.

-  обучающиеся

на основе текста параграфа 43 выясняют:

Какой бывает ветер?

 с. 140 (работ с тетрадью);

1 группа

-работа с атласом (для изображения направления ветров на карте используют стрелки)

2 группа

-работа со шкалой Бофорта «Определение скорости ветра».

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?»

 Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломиться в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

Слайд № 9,10,11.12

Схемы-слайды соответственно учитель представляет на экране.

Словарная работа:

Бриз - суточный прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки

Муссон - сезонный ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот.

Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

Пассаты – постоянные ветры от 30-х широт ВД, к экватору

Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям

Фильм виды ветров

Просмотр фильма и беседа

Закрепление

Что такое ветер?

Что такое бриз?

Что такое Муссон?

Чем Муссон отличается от бриза?

С.142,

 №4

№6

Физкульт минутка

Ветер дует нам в лицо

Выполняют движения

VI. Практическая работа «Построение розы ветров»(5мин)

Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров.

работа с наблюдениями в календаре погоды;

соотносят данные наблюдения в таблицу;

закрепляют умение перенесения информации на график.

Домашнее задание  Слайд№13

§43, с.142

Подготовить сообщение о видах ветра.

Построить розу ветров используя сайт гисметео, дневник наблюдений

записывают домашнее задание

задают вопросы учителю по домашнему заданию

VII .Рефлексия (осмысление)

Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность. Оценка деятельность.

На данном этапе урока учащиеся:

  • выясняют степень достижения поставленной цели
  • рефлексируют свою деятельность
  • Заполнение таблицы
  • задают вопросы учителю по материалу урока

Как составить синквейн

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Задача №1

Высота населенного пункта 2000 м над уровнем моря.

На уровне моря атмосферное давление 760 мм рт.ст

Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

Объясните, как определили.

Задача №2

На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст., у поверхности Земли - 760 мм рт. ст. Найдите глубину шахты.

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...