Урок по теме «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Рассмотреть основные закономерности циркуляции воздушных масс. Познакомить учащихся с понятиями "Атмосферные фронты", "Циклоны и антициклоны".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_klimatu_v_8_klasse.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково
Зольский район Кабардино- Балкарская Республика
8 класс
Урок по теме «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны»
Барокова Фатимат Тутовна - учитель географии
С.п. Сармаково
2024г.
8 класс
Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
Цель урока: восстановить в памяти уч-ся понятие о воздушных массах мира, узнать, какие ВМ влияют на климат России, дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Познакомить с синоптической картой.
Планируемые результаты:
Предметные: знать факторы, определяющие климат России, законы циркуляции воздушных масс; знать и показывать области западного переноса воздуха. Определять климатические показатели для различных пунктов по климатическим картам. Объяснять зависимость компонентов климата друг от друга.
Метапредметные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать схемы, рисунки к теме, умения работать в группе: распределять задания, не бояться высказывать свое мнение,
Личностные: - осознание целостности географической среды во взаимосвязях компонентов климата между собой, а также осознание ценности географического знания как важного компонента целостной картины мира; - понимать и принимать цель урока и стремиться к ее выполнению; - понимать и осознавать важность изучаемой темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: карта «Влияние соседних территорий на климат России» (учебник), схемы «Холодный атмосферный фронт», «Тёплый атмосферный фронт», «Циклон и антициклон» (учебник). ПК, Экран, презентация, электронная доска.
Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: исследовательский, объяснительный и иллюстративный.
Ход урока:
Вводное слово учителя. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Эпиграф на доске: “Весь мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!” В.Бианки. - Как вы понимаете эти слова? Чем занимается человек?
Ребята, из эпиграфа видно, что человек всегда что-то открывает, осваивает. Прежде чем освоить новое, давайте вспомним, сто мы рассмотрели на предыдущих уроках (слайд).
Актуализация знаний.
А). Фронтальный опрос:
- Что такое погода? Что такое климат
- Что такое КОФ? Какие КОФ России знаете?
- Что называется солнечной радиацией?
- На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их определения?
- От чего зависит величина солнечной радиации?
- Как меняется солнечная радиация по территории России?
- Вся ли суммарная радиация поглощается земной поверхностью?
- Отчего зависит количество отраженной радиации?(от подстилающей поверхности: почва хорошо поглощает, а снег отражает).
- Что такое радиационный баланс? (разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение). Каков он в России зимой и летом? Молодцы!
Б). Индивидуальные тестовые задания
Карточка 1
#1054;бщее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:
а) солнечная радиация; б) радиационный баланс; в) суммарная радиация.
2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:
а) песок; б) лес; в) чернозем; г) снег.
3. Над Россией зимой перемещаются:
а) арктические воздушные массы; б) умеренные воздушные массы;
в) тропические воздушные массы; г) экваториальные воздушные массы.
Карточка 2
1. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
а) юг Сибири; б) Северный Кавказ; в) юг Дальнего Востока.
2. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией и тепловым излучением называется:
а) поглощенной радиацией; б) радиационным балансом.
3. При движении к экватору величина суммарной радиации:
а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется.
Подготовка к формулированию темы урока. Ребята, давайте еще раз вспомним, какие климатообразующие факторы России знаете? Перечисляют. Какие из них мы уже изучали? Какой следующий фактор? Движение воздушных масс. Значит, какая сегодня будет тема? Учащиеся называют …….. Да, ребята, мы будем рассматривать основные закономерности движения воздушных масс России, основные закономерности движения воздушных масс России, в ходе урока должны раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России.
Просмотр клипа с фотографиями на фоне песни «У природы нет плохой погоды». Что здесь вы видите? ( Разные погоды, времена года) (слайд).
Почему меняется погода? Задаю вопросы (ставлю проблему):
1. Почему погода может измениться в течение дня?
2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать? К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды.
Ребята, вспомним из курса 7 класса, что такое воздушные массы, перечислим их, какими свойствами они обладают? Как вы думаете, какие из них влияют на климат России? Для этого: - прочитать текст учебника стр.102-103 и проанализировать рис.43 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: #1047;ападный перенос ВМ с Атлантического океана;
2. Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;
#1057;о Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;
4. На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух.
Ребята, в каких широтах расположены большая часть территории России. Ребята, используя карту «Влияние соседних территории на климат России» на рис. 49, стр. 104 учебника, скажите, какой перенос ВМ господствует в России? (западный перенос ВМ). Где он формируется? Почему они вглубь страны доходят? Что они приносят?
В Сибири, уже какой воздух? (континентальный, меньше осадков, низкие зимние температуры). Вывод: над Россией господствуют умеренные ВМ морские- над Европ частью; над Запад. Сибирью – континент умеренные ВМ
Как ведут себя арктические ВМ? Где они обр- ся? Что они приносят? Почему они доходят до южных границ?
Как ведут себя тропические ВМ? Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит тропический воздух, он морской, они приносят теплую и влажную погоду, а континент. тропич. ВМ приносят засуху, суховеи. (учитель рассказывает).
Каково влияние Тихого океана? По учебнику рассказывают уч-ся.
Вывод по ВМ делают (слайд), по карте показывает центры действия атмосферы, формирующие климат Северного полушария, от которых идут стрелки, показывающие направление основного переноса ВМ. Самые знаменитые из них – Азорский максимум и Азиатский максимум или Сибирский антициклон (слайд).
Учитель задаёт вопрос. Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано?
Учитель рассказывает о важности в жизни знания погоды и умения её предсказывать.
-Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по синоптической карте?
-Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду?
Учитель рассказывает учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды.
Физминутка.
Когда говорят о сводках погоды по телевизору, вы слышите выражение атмосферный фронт. Именно с ними связана резкая смена ВМ, значит и погоды. Атм. фронт – это граница разных ВМ, они доходят в ширину – десятки км, а в длину – сотни км.
Какие фронты бывают? Как они образуются? Все это узнаете из учебника на стр. 105-106, по рис. 46,47. Читаем.
Затем заполняем таблицу (слайд). Узнаем, что при их прохождении погода меняется, что они нам приносят?
Учитель дополняет, что в России 2 фронта: арктический и полярный. Где ни образуются? (слайд).
Кроме атм фронта на изменение погоды оказывают влияние циклоны и антициклоны. Сейчас поработайте с учебником на стр. 106-107, рассмотрите рис. 48, запишите в тетрадях определение циклона и антициклона. Поработайте в группах: 1- группа – циклоны, 2 – группа – антициклоны. После работы группы отвечают на вопросы, используя рис. циклона и антициклона, заполняют таблицу (слайды).
Затем, выполняют задания 5,6 ОГЭ по географии – работа с синоптической картой (слайд).
Закрепление.
Географический диктант.
Запишите в тетрадь в столбик слова: циклон, антициклон, атмосферный фронт.
Из предложений, продиктованных мной, найдите, признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта
1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
3. Приносит пасмурную погоду.
4. Устойчив, малоподвижен.
5. Устанавливается над Восточной Сибирью
6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
7. Восходящие потоки воздуха в центре.
8. Нисходящее движение воздуха в центре.
9. Движение от центра к периферии.
10. Движение против часовой стрелки к центру.
11. Они бывают теплые и холодные.
Проверка
Циклон: 2; 3; 7; 10;
Антициклон: 1; 4; 5; 8; 9;
Атмосферный фронт: 3; 6; 11.
Итог урока.
Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока.
Почему меняется погода?
(работа над проблемным вопросом)
На территории России постоянно образуются атмосферные фронты, приходят циклоны и антициклоны. Все это вызывает постоянную смену погоды (запись вывода в тетрадь).
Подводит итоги урока.
Какие новые термины мы изучили на уроке?
Чему вы научились?
Рефлексия.
Проводит рефлексию. Оцените себя на уроке:
1. Сегодня на уроке было интересно…
2. Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
3. Мне было легко…
3. Мне было сложно…
4. Я работал на уроке….
5. О том, что я узнал(а),я расскажу…
– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?
Домашнее задание: пар 28, задания 1-8
Карточка 1
#1054;бщее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:
а) солнечная радиация; б) радиационный баланс; в) суммарная радиация.
2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:
а) песок; б) лес; в) чернозем; г) снег.
3. Над Россией зимой перемещаются:
а) арктические воздушные массы; б) умеренные воздушные массы;
в) тропические воздушные массы; г) экваториальные воздушные массы.
Карточка 2
1. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
а) юг Сибири; б) Северный Кавказ; в) юг Дальнего Востока.
2. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией и тепловым излучением называется:
а) поглощенной радиацией; б) радиационным балансом.
3. При движении к экватору величина суммарной радиации:
а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны
Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...
Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны.
Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...
Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны.
Презентация может быть использована на уроках географии по теме "Циркуляция атмосферы"...
Конспект урока в 8 классе по географии "Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны"
Цель урока: дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России....
Открытый урок по теме "Основные типы задач на проценты" 5 класс
Проблема формирования умения решать задачи на проценты одна из важных тем в системе изучения задач в 5 -11 классах . Умение учащихся использовать ранее изученный материал по темам "Обыкновенные ...
Урок по теме "Основные типы химических реакций в органической химии"
Конспект урока по органической химии для учеников 10 класса химико-биологического профиля...
Урок по теме: "Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны" 8 класс
Презентация к уроку...