Конспект урока в 8 классе по географии "Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны"
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

Гаврилюк Елена Григорьевна


Цель урока: дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfernye_fronty_tsiklony_antitsiklony.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Вольска Саратовской

области»

Конспект урока географии в 8 классе по теме:

«Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны».

Учитель географии

Гаврилюк Елена Григорьевна

г.Вольск, 2011г.

Тема урока: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Цель урока: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России.

                                                    Ход урока.

  1. Организация класса.

Мы с вами начали изучение раздела «Климат России» и на прошлом уроке мы говорили о климатообразующих факторах. Давайте еще раз вспомним и назовем климатообразующие факторы.

Слайд № 1

Мы с вами уже рассмотрели такие климатообразующие факторы, как географическая широта, от которой будет зависеть количество солнечной радиации, влияние подстилающей поверхности и начали говорить о воздушных массах на территории нашей страны.  Cегодня мы продолжим говорить о климатообразующих факторах. Какой климатообразующий фактор мы рассмотрим сегодня? ( циркуляция атмосферы)  Темой нашего урока будут «Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны».                      Что мы будем делать на уроке?

- Мы должны будем узнать, что такое атмосферный фронт, какие фронты формируются над территорией России. Что такое циклон, антициклон.

 Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд № 2

  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте еще раз вспомним все, что вы знаете о тех климатообразующих факторах, которые мы изучили.

Часть знаний мы проверим с помощью теста, а часть в ходе устного опроса.

Тестовые задания.

1.Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:

а) солнечная радиация;           б) радиационный баланс;         в) суммарная радиация.

2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:

а) песок;   б) лес;    в)  чернозем;     г) снег.

 

3. Над Россией зимой перемещаются:

а) арктические воздушные массы;            б) умеренные воздушные массы;

в) тропические воздушные массы;            г) экваториальные воздушные массы.

4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:

а) летом;        б) зимой;        в) осенью.

5. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:

а) юг Сибири;        б) Северный Кавказ;           в) юг Дальнего Востока.

6. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией и тепловым излучением называется:

а) поглощенной радиацией;             б) радиационным балансом.

7. При движении к экватору величина суммарной радиации:

а) уменьшается;           б) увеличивается;                в) не изменяется.  

Взаимопроверка.

Слайд № 3

Устные вопросы:

- Что такое воздушные массы?

- Какие воздушные массы господствуют над территорией России?

- Над Арктикой формируется арктический воздух. Опишите его свойства.

-Над большей частью России в умеренных широтах формируется умеренная воздушная масса. Охарактеризуйте ее свойства зимой, летом.

- В Россию летом приходят тропические воздушные массы, которые формируются над пустынями Средней Азии, какую погоду они приносят?

- Что такое трансформация воздушных масс?

- Какой океан и почему оказывает большее влияние на климат России?

  1. Объяснение нового материала.

А) Атмосферные фронты.

Воздушные массы – очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты.

Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы. Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.

Запишите определение в тетрадь.

Слайд № 1 из библиотеки наглядных пособий.

Давайте посмотрим, какие бывают фронты.

 Работа в тетрадях

 Теплый фронт                                                                  Холодный фронт

1.Теплый воздух надвигается на холодный.   1.Холодный воздух надвигается на теплый.

2.Теплый легкий воздух поднимается вверх.  2.Выталкивает вверх легкий теплый воздух.

3.Затяжные дожди.                                             3.Ливни, грозы.

4.Медленное потепление.                                 4.Быстрое похолодание, ясная погода.

- Над Россией чаще располагаются арктический и полярный фронты.

Слайд № 4.

Арктический фронт показан на карте красным цветом, а полярный синим.

Какие воздушные массы отделяет арктический фронт? ( арктический воздух от умеренной воздушной массы)

Какие воздушные массы отделяет полярный фронт? (умеренный воздух от тропического).

 - Определите, где расположены арктические и полярные фронты над территорией России летом? (Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом.

Полярные фронты: 1-ый летом протягивается от побережья Черного моря над Среднерусской возвышенностью к Предуралью, второй фронт расположен на юге Восточной Сибири, 3-ий над южной частью Дальнего Востока, и над Японским морем четвертый.)

- Где расположены арктические фронты зимой? (Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем.)

- Где расположен полярный фронт зимой? (Южнее границ России)

-В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой?  (Зимой фронты перемещаются к югу, т.к. все воздушные массы, ветры, пояса давления сдвигаются к югу вслед за «видимым движением Солнца». Солнце 22 декабря находится в зените в южном полушарии над южным тропиком.)

Физминутка.

Б) Циклоны и антициклоны.

С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.

Это крупные атмосферные вихри, естественные механизмы, переносящие воздушные массы.

Циклон в переводе с греч.- кружащийся – область низкого давления атмосферы. В центре циклона самое низкое давление. В каждом циклоне и антициклоне воздух движется в виде огромного вихря. В северном полушарии это вращение воздуха в циклонах происходит против часовой стрелки. Скорости ветра в циклоне могут быть значительными, однако штормовые и ураганные скорости, приводящие к катастрофическим последствиям, бывают лишь в исключительных случаях. Очень сильные, ураганные ветры обычны для тропических циклонов. На нашей территории таких циклонов почти не бывает, кроме Дальнего Востока, куда они изредка проникают с Тихого океана.

Циклон .                                                                                  Антициклон.

1.Возникают при вторжении                                    

Теплых масс воздуха

В холодные.

2.Вихревое движение связано

С областью низкого

Атмосферного давления.

3.Движение воздуха восходящее,

Против часовой стрелки.

4.Обладают большой подвижностью,

Приносят ненастную и ветреную

Погоду, смягчают жару

Летом и холод зимой.

В течение года в тропосфере возникают многие сотни циклонов и антициклонов; каждый день их насчитывают десятки. В северном полушарии они перемещаются в общем с запада на восток со средними скоростями 30 – 40 км в час. Почти каждый день любая местность нашей страны находится под воздействием или циклона, или антициклона. Возможно также и промежуточное состояние атмосферы.

Синоптические карты.

Слайд № 5

Существуют синоптические карты или карты погоды, на которых специальными условными знаками обозначают состояние атмосферы на определенный момент времени для какой-то территории или страны. Синоптические карты составляются несколько раз в сутки, благодаря чему можно судить о продвижении циклонов, фронтов, облачности. Сделать прогноз на ближайшие часы, сутки. Составляются такие карты по данным наблюдений метеостанций , по снимкам Земли из космоса. Синоптические карты имеют свои условные знаки, по которым можно узнать о погоде в любом районе. Изолиниями, соединяющими точки с одинаковым атмосферным давлением (их называют изобарами), показаны циклоны и антициклоны. В центре концентрических изобар стоит буква Н (низкое давление, циклон) или В (высокое давление, антициклон). Изобары указывают и давление  воздуха в гектопаскалях (1000 гПа = 750 мм. Рт. Ст.). Стрелками показано направление движения циклона или антициклона. Для предсказания погоды сопоставляются карты за несколько сроков, и устанавливают изменение в положении фронтов, циклонов и антициклонов.

Задание. По карте прогноза погоды определите, в каких городах погода была безветренной и сухой? Почему?

В каких городах выпадали осадки?

4. Закрепление.

Географический диктант.

Запишите в тетрадь в столбик слова: циклон, антициклон, атмосферный фронт.

Я диктую признаки, а вы их относите либо к циклону, либо к антициклону, либо к атмосферному фронту.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду.

4.Устойчив, малоподвижен.

5.Устанавливается над Восточной Сибирью

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7.Восходящие потоки воздуха в центре.

8.Нисходящее движение воздуха в центре.

9.Движение от центра к периферии.

10.Движение против часовой стрелки к центру.

11.Они бывают теплые и холодные.

Проверка

Циклон: 2; 3; 7; 10;

Антициклон: 1; 4; 5; 8; 9;

Атмосферный фронт: 3; 6; 11.

5. Домашнее задание: § 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны.

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...

Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны.

Презентация может быть использована на уроках географии по теме "Циркуляция атмосферы"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Презентация используется при изучении темы "Особенности климата России"...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...