Уроки
методическая разработка по географии
Предварительный просмотр:
Урок № 3
Карты материков и океанов.
Цели: -определять роль карт в науке и жизни людей;
-называть основные группы карт и их свойства;
-объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания;
- показать значение картографического метода исследования;
-формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;
-описывать способы изображения, применяемые на картах.
Оборудование: рисунок 7, с. 18 учебника; карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
Географический диктант по теме: «Как люди открывали и изучали свою Землю» 1.Создатель первого глобуса.(греческий ученый Кратес Малосский)
2.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
3.Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей) 4.Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб)
5.Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен) 6.Создатель первой карты мира.(Эратосфен)
7.Ученый, открывший широтную зональность. (Геродот)
8.Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама) 9.Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар? (Ф. Магеллан) 10.Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)
ПI. Изучение нового материала.
Отгадайте загадку. «Страны без людей, Города без домов, Лес без деревьев, Море без воды. Что это такое?» (географическая карта) Беседа с учащимися, что они знают о карте, о
1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.
Карта
Карта - модель действительности. Она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».
2. Работа с учебником. Используя первый абзац § 3, составить план ответа на вопрос: «Роль карты в жизни человека».
- Анализ рисунка 7 на с. 18.
3. Работа с атласом.
1) Составление плана работы с любой картой.
План характеристики карты
План записывается в тетради и на доске.
- Прочитай название карты.
- Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
- При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.
2) Характеристика карт атласа.
- Физическая карта мира.
- Природные зоны Австралии и Новой Зеландии.
III. В копилку знаний о Земле. Задание. Укажите карандашом в карте атласа «Физическая карта мира» все природные объекты из схемы.
- Самый большой материк Земли - Евразия.
- Самый маленький материк - Австралия.
- Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43' с. ш.).
- Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.
- Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.
- Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.
- Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.
- Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.
- Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.
- Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.
- Самый холодный материк - Антарктида.
- Самый жаркий материк - Африка.
Деление карт на группы
1. -по охвату территории
Карты мировых карты материков, карты государств.
полушарии океанов их частей
2. по масштабу
Общегеографические тематические
- по содержанию
мелкомасштабные среднемасштабные крупномасштабные
Анализ различных карт атласа.
Практическая работа №1
Тема: Чтение и анализ карт атласа
Описать карту по плану в атласе:
№ | План | Карта | карта |
1 | Название |
|
|
2 | Охват территории изображения |
|
|
3 | Масштаб |
|
|
4 | Какая по содержанию |
|
|
5 | О чем можно узнать из карты (не менее 5 объектов) |
|
|
IV Домашнее задание: § 3, с. 20, задание 4 к § 3; уметь показывать
природные объекты.
Предварительный просмотр:
Урок № 1
Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.
Цели: -повторить изученное в курсе 6 класса;
-называть предмет изучения курса, его структуру, особенности построения учебника;
-раскрыть основное содержание курса;
-показать учащимся значение знаний о природе материков, океанов, наиболее крупных государств мира, материки, части света, океаны, острова;
-познакомить учащихся с особенностями построения учебника.
Оборудование: физическая карта мира,рисунки 2, 3, с. 6—7 в учебнике.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Повторение изученного в 6 классе.
1)Проверим ваше умение определять:
- объекты, пользуясь условными знаками;
- расстояния;
- направления;
- абсолютную высоту отдельных точек, сравнивать склоны по крутизне.
2) Проверим ваше умение определять координаты, высоты и глубины:
- координаты: вершина Эверест, озеро Эйр, горы Аппалачи;
- глубины и высоты: Бенгальский залив, Южно-Атлантический хребет, море Фиджи, горы Тибет, Прикаспийская низменность, пустыня Сахара, Бразильское плоскогорье.
П. Объяснение нового материала.
География - наука, зародившаяся на заре развития человеческой мысли. Современная география - это целая система наук. В ней выделяются две группы - физико-географическая и экономико-географическая.
В курсе 7 класса мы будем продолжать изучение физической географии. Мы познакомимся с природой нашей планеты. Узнаем, как люди открывали и осваивали новые земли. Подробнее изучим свойства оболочек Земли. Мы научимся работать с различными географическими картами, таблицами, картинами.
2. Знакомство со структурой учебника:
- чтение вслух вступительной статьи учебника на с. 3;
- анализ содержания на с. 173;
- анализ Приложения на с. 167.
3. Объяснение нового материала.
Слово учителя. Первое, с чем мы познакомимся, это названия и расположение частей света, островов и материков (континентов).
Материки, или континенты, представляют собой крупнейшие массивы суши, со всех сторон окруженные водами Мирового океана. Их общая S= 149 млн км2, или 29% земной поверхности (рис. 2 учебника, с. 6).
Материков всего шесть, и по размерам их можно выстроить в следующем порядке: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Показ учителем материков по физической карте мира.
Каждый материк уникален. Они отличаются друг от друга своеобразием природы, географическим положением, размерами, конфигурацией, строением поверхности и историей развития.
III. Закрепление изученного.
I Работа с контурной картой.
Задание 1. Используя рисунок на с. 7, занесите в контурную карту названии, площадь материков.
Задание 2. По ходу рассказа учителя укажите части света.
Понятие «материк» следует отличать от понятия «части света».
Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Частей света также шесть: Европа и Азия, входящие в состав одного материка - Евразия. Природной границей между Европой и Азией являются Уральские горы.
Америка, включающая в себя два материка - Северную и Южную Америку.
Африка, Австралия и Антарктида.
2. Работа с текстом учебника и физической картой.
Задание. Используя текст учебника на с. 6 и физическую карту мира, заполните таблицу.
№ п/п | Типы островов | Примеры |
IV. Домашнее задание: выучить § 1; уметь показывать материки, части света, острова на физической карте мира.
Предварительный просмотр:
Урок № 7
Роль воздушных течений в формировании климата.
Цели: -называть и показывать основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
-определять по климатическим картам на поверхности Земли температуры, осадки, движение и направление постоянных ветров;
-описывать общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», свойства основных типов воздушных масс и постоянных ветров.
Оборудование: климатическая карта мира, схемы на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Назовите территории, получающие большое количество влаги.
- Назовите территории, получающие недостаточное количество осадков.
- Почему близ экватора выпадает много осадков, а в тропических областях - мало?
- Как движется воздух в зависимости от давления?
- Как давление зависит от t°?
- Как осадки зависят от давления?
- Как образуются восходящие токи?
- Как образуются нисходящие токи?
9. Назовите причины неравномерного выпадения осадков на земной поверхности.
10. Как называются прибор и единица измерения давления?
IП. Изучение нового материала.
1.На сегодняшнем уроке вы узнаете, что такое постоянные ветры и воздушные массы.
2. Повторение пройденного материала. Вопросы:
- Что же влияет на перемещение воздуха? (Неравномерное распределение давления у земной поверхности.)
- К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить тему 6 класса «Ветер», его характеристику.
При необходимости учащиеся делают краткие записи в тетради.
- Что такое ветер? (Движение масс воздуха в горизонтальном направлении.)
- Дополните фразу: «Чем больше разница в давлении, тем ...(ветер сильнее)».
- Что оказывает влияние на направление ветра? (Давление и отклоняющая сила вращения Земли: вправо - в северном полушарии, влево - в южном.)
Рассмотреть рисунок 18 (справа).
6) Дайте объяснение движению воздушных течений по рисунку.
3. Сообщения учащихся.
Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры; ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы.
«Ветры циклонов и антициклонов» объяснение .
4. Постоянные ветры - это ветры, дующие всегда в одном направлении, зависящем от поясов высокого и низкого давления.
- По рисунку 18 (левый) определите, из области какого давления дуют постоянные ветры. (Из ВД- в НД.)
- На движение и направление ветров влияет давление, что еще? (Вращение Земли.)
- Объясните движение и направление ветров по рисунку 18 (справа). Как они называются? Дайте характеристику ветров по рисунку.
5. Работа с учебником. На доске рисунок.
Задание. Зарисуйте схему в тетради и на основании текста § 7 (с. 39) «Воздушные массы». Самостоятельно запишите области формирования воздушных масс на схеме.
6. Работа с рисунками 16, 17, 18, 19.
Составление характеристики типов воздушных масс и запись в таблицу.
7. Прочитайте последний абзац §7 и ответьте на в о п р о с : - Как воздушные течения влияют на климат?
III. Закрепление изученного по теме. Работа с картой атласа. Дайте описание островов Сан-Паулу по плану: 1.Среднее количество годовых осадков. 2. Средние температуры января и июля. 3. Постоянные ветры. 4.Воздушные массы. Вопросы: 1)Назовите постоянные ветры, их направление.
2)Что такое воздушные массы?
IV.Домашнее задание: § 7, в контурной карте указать пояса воздушных масс и направления постоянных ветров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...