Доклад "Эксперимент на уроке географии. “Мастер-класс “Вулкан” 2024 г
методическая разработка по географии
Предварительный просмотр:
МКОУ “Михайловская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова”
Черемисиновского района Курской области
Эксперимент на уроке географии.
“Мастер-класс “Вулкан”
Цыганкова Елена Васильевна
Учитель географии
2024 г
Эксперимент на уроке географии.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
В настоящее время на уроках географии применяют различные средства обучения – карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т.д. Но не всякую информацию учащиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им.
Некоторую информацию учащиеся воспринимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса «Почему?», «Как?» и т.п. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.
Эксперимент - более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления.
Проведение эксперимента при изучении основ физической географии оказывает огромное образовательно – воспитательное воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности знаний.
Успешность постановки эксперимента определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения эксперимента. Существенное значение имеют также наличие нужного оборудования и продуманная последовательность проведения эксперимента.
По физической географии постановка эксперимента крайне необходима Их можно проводить на географической площадке, на местности и даже в классе.
К постановке экспериментов предъявляются следующие требования:
- приборы не должны быть сложными, чтобы не затруднять понимание сущности изучаемых явлений;
- эксперименты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимися, чтобы процесс проведения был достигнутым, чтобы внимание ребят было сосредоточенно на выработке самостоятельных выводов;
- до постановки эксперимента надо разъяснить учащимся, какова его основная цель и какие основные вопросы предстоит разрешить;
- в процессе проведения эксперимента учитель периодически ставит контрольные вопросы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные вопросы;
- по окончании эксперимента преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.
Заинтересовавшись этим вопросом, я начала искать описания экспериментов в разной литературе. Изучив книги по физике, о природе и различные материалы с занимательным содержанием, я определила для себя некоторые эксперименты, которые не требуют больших затрат и могут быть использованы на уроках географии. Не претендуя на авторство, я предлагаю описания этих экспериментов. Эксперименты могут проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроках. Они безопасны, не требуют специального оборудования и материалов; позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы.
Приведу пример некоторых экспериментов, проводимых на уроках.
Описание практической деятельности.
Юный ученый: как сделать вулкан и провести эксперимент по его извержению
Цель: Изготовление макета вулкана.
Задачи:
1. Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов.
2. Развивать творческую исследовательскую активность детей.
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Постараемся объяснить ребенку, что такое вулкан, как проходит извержение. Не просто включим фильм или будем рассматривать картинки, а смастерим самый настоящий кратер. Подробно разберем как сделать вулкан из соды из подручных средств.
Создание вулкана прекрасно подходит в качестве научного эксперимента, особенно для детей. Например, можно сделать вулкан в качестве домашней работы, а можно продемонстрировать работу вулкана на уроке. Показать своё умение создать искусственный вулкан могут школьники 10-13 лет, а также могут и дети дошкольного возраста.
Техника исполнения: эксперимент
Назначение: Макет для исследовательской деятельности - эксперимента, а также использование как наглядное пособие для закрепления внешнего и внутреннего строения вулкана.
Видео фрагмент “Мастер-класс “Вулкан”
Есть много способов сделать вулкан по данной технологии. Скорее всего не ошибусь, если скажу, что опыт «Вулкан» из соды и уксуса, — один из самых зрелищных и любимых опытов у детей. Повторять его дети могут бесконечно. Как оказалось, с одними и теми же ингредиентами — содой, уксусом (лимонной кислотой) и водой — можно придумать довольно много вариантов известного опыта.
Есть несколько секретов, как можно внести разнообразие в протекание реакции:
- Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.
- Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.
- Реакция будет более эффектной, если в добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).
- Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.
- Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.
Хотя опыт «Вулкан» — это каждый раз одни и те же ингредиенты, хотя и в разных емкостях, в каждом случае есть о чем подумать.
Я чаще использую лимонную кислоту, так как у нее нет запаха, и проводить опыт с ней намного комфортнее и безопаснее.
Соотношение ингредиентов:
- 100 мл воды, 1 чайная ложка уксуса, 1 чайная ложка соды;
- 1 стакан воды, 2 чайные ложки соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты.
Эксперимент можно проводить при изучении тем: “Вулканы Земли”, “Вулканы и гейзеры”, “Движение земной коры” 5-6 классы.
Это лишь небольшая часть работ, которые можно провести на уроках географии и показать учащимся, что наука – это не только длинный список фактов. Наука – это интересно! Наука помогает находить решение всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе.
В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении.
Предварительный просмотр:
“Мастер-класс “Вулкан”
Видео фрагмент «1 Извержение вулкана»
(Пока идет видео, учитель зачитывает стихотворение)
Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
( вулкан)
-Ребята, как вы думаете какое природное явление демонстрируется на экране?
(извержение вулкана)
На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой мы пользуемся в быту.
Человек может создать искусственный вулкан.
Для практического показа вулкана нам понадобились:
- фольга
- колба,
- сода,
- жидкость для мытья посуды,
- краски гуашь (красный и жёлтый),
- пищевой уксус, подкрашенный красной гуашью уксус.
Демонстрация опыта «Модель вулкана»
Мы сами попробуем сделать модель вулкана.
1. Взять колбу. Накрыть колбу фольгой и сформировать конус вулкана. Ножницами проделываете отверстие.
Макет Вулкана готов для проведения эксперимента
А сейчас мы с вами оживим наш вулкан, и проведем опыт «Извергающийся вулкан»
Демонстрация опыта «Извергающийся вулкан»
Описание опыта:
2. Приготовить лаву.
Для опытно-экспериментальной деятельности, нам понадобится подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве.
Смешать 1/3 стакана уксуса, красную краску и капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.
(Если вы решите провести такой опыт в домашних условиях - Опыт нужно проводить только в присутствии взрослых).
3. Вулкан поместили на большой поднос, чтобы лава не растеклась по столу.
4. В жерло засыпать 2 столовые ложки соды.
5. Залить приготовленную лаву в вулкан.
6. Наблюдение: сначала слышно шипение, затем из «жерла» начинает вытекать ярко окрашенная пена. Вулканизм начинается!
Эксперимент удался!
Наблюдаем как лава стекает по склону.
Открывает информационный плакат. И объясняет материал
Древние римляне считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.
Очаг
Жерло
Кратер
Лава
Магма
Боковой кратер
Пепел
- заполните схему «Строение вулкана»
Проверка схема.
6.Работа с географическим атласом. (если останется время)
Задание: Ребята, как на картах обозначаются вулканы? ( на картах вулканы показываются и обозначаются звездочкой черной и красной. Каждый вулкан определенной высоты, на карте их высота показана цифрами.
Давайте попробуем их найти на карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс
Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...
Уроки и Мастер класс по математике
Мастер-класс по теме: «Все действия с целыми числами» ( 7 класс) Цель занятия: Проверить и закрепить знания по теме. Развивать память, внимание и умение учащихся самостоятельно и ...
Уроки и Мастер класс по математике
Мастер-класс по теме: «Все действия с целыми числами» ( 7 класс) Цель занятия: Проверить и закрепить знания по теме. Развивать память, внимание и умение учащихся самостоятельно и ...
Презентация к уроку технологии "Мастер-класс ДЕКОРИРОВАНИЕ НОВОГОДНИХ ЕЛОЧЕК-МАГНИТОВ ИЗ ФЕТРА"
Данный материал расскажет о том , как можно своими руками изготовить новогодний сувенир....
Совместные занятия детей и их родителей на уроках и мастер-классах преподавателя
Совместные занятия детей и их родителей на уроках и мастер-классах преподавателя Десногорской ДХШ Яковлевой Е.О.На своих занятиях я часто практикую совместное творчество родителей и детей. Я считаю, ч...
Открытый урок и мастер-класс по геометрии 7 класс "Задачи на построение"
В геометрии тема "Задачи на построение" достаточно сложна для понимания. Данный материал описывает иной подход к ее изучению и содержит план-конспект открытого урока в 7 классе (первого в из...
Использование текста на уроках географии. Мастер - класс
Автор делится своим опытом использования различных приемов работы с текстом на уроках географии...