Доклад "Эксперимент на уроке географии. “Мастер-класс “Вулкан” 2024 г
методическая разработка по географии

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Семинар учителей географии

 

посмотреть Видео можно по ссылке https://disk.yandex.ru/d/28mwg2EqiOmCpQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_eksperiment.docx15.36 КБ
Microsoft Office document icon doklad_master_klass.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ “Михайловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова”

 Черемисиновского района Курской области

Эксперимент на уроке географии.

“Мастер-класс “Вулкан”

Цыганкова Елена Васильевна

Учитель географии

2024 г

Эксперимент на уроке географии.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

В настоящее время на уроках географии применяют различные средства обучения – карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т.д. Но не всякую информацию учащиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им.

Некоторую информацию учащиеся воспринимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса «Почему?», «Как?» и т.п. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе.

  Эксперимент -  более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления.

 Проведение эксперимента при изучении основ физической географии оказывает огромное  образовательно – воспитательное воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности знаний.

Успешность постановки эксперимента определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения эксперимента. Существенное значение имеют также наличие нужного оборудования и продуманная последовательность проведения эксперимента.

По физической географии постановка эксперимента крайне необходима  Их можно проводить на географической площадке, на местности и даже в классе.

К постановке экспериментов предъявляются следующие требования:

  1. приборы не должны быть сложными, чтобы не затруднять понимание сущности изучаемых явлений;
  2. эксперименты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимися, чтобы процесс проведения  был достигнутым, чтобы внимание ребят было сосредоточенно на выработке самостоятельных выводов;
  3. до постановки эксперимента надо разъяснить учащимся, какова его основная цель и какие основные вопросы предстоит разрешить;
  4. в процессе проведения эксперимента учитель периодически ставит контрольные вопросы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные вопросы;
  5. по окончании эксперимента преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.  

Заинтересовавшись этим вопросом, я начала искать описания экспериментов в разной литературе. Изучив книги по физике, о природе и различные материалы с занимательным содержанием, я определила для себя некоторые эксперименты, которые не требуют больших затрат и могут быть использованы на уроках географии. Не претендуя на авторство, я предлагаю описания этих экспериментов. Эксперименты могут проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроках. Они безопасны, не требуют специального оборудования и материалов; позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы.

Приведу пример некоторых экспериментов, проводимых на уроках.

Описание практической деятельности.

Юный ученый: как сделать вулкан и провести эксперимент по его извержению

Цель: Изготовление макета вулкана.

Задачи:
1. Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о типах вулканов.
2. Развивать творческую исследовательскую активность детей.
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность. 

Постараемся объяснить ребенку, что такое вулкан, как проходит извержение.  Не просто включим фильм или будем рассматривать картинки, а смастерим самый настоящий кратер. Подробно разберем как сделать вулкан из соды из подручных средств. 

Создание вулкана прекрасно подходит в качестве научного эксперимента, особенно для детей. Например, можно сделать вулкан в качестве домашней работы, а можно продемонстрировать работу вулкана на уроке. Показать своё умение создать искусственный вулкан могут школьники 10-13 лет, а также могут и дети дошкольного возраста. 

Техника исполнения: эксперимент

Назначение: Макет для исследовательской деятельности - эксперимента, а также использование как наглядное пособие для закрепления внешнего и внутреннего строения вулкана. 

Видео фрагмент “Мастер-класс “Вулкан”

Есть много способов сделать вулкан по данной технологии. Скорее всего не ошибусь, если скажу, что опыт «Вулкан» из соды и уксуса, — один из самых зрелищных и любимых опытов у детей. Повторять его дети могут бесконечно. Как оказалось, с одними и теми же ингредиентами — содой, уксусом (лимонной кислотой) и водой — можно придумать довольно много вариантов известного опыта.

Есть несколько секретов, как можно внести разнообразие в протекание реакции:

  • Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.
  • Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.
  • Реакция будет более эффектной, если в добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).
  • Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.
  • Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.

Хотя опыт «Вулкан» — это каждый раз одни и те же ингредиенты, хотя и в разных емкостях, в каждом случае есть о чем подумать.

Я чаще использую лимонную кислоту, так как у нее нет запаха, и проводить опыт с ней намного комфортнее и безопаснее.

Соотношение ингредиентов:

  • 100 мл воды, 1 чайная ложка уксуса, 1 чайная ложка соды;
  • 1 стакан воды, 2 чайные ложки соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты.

Эксперимент можно проводить при изучении тем: “Вулканы Земли”, “Вулканы и гейзеры”, “Движение земной коры” 5-6 классы.

    Это лишь небольшая часть работ, которые можно провести на уроках географии  и показать учащимся, что наука – это не только длинный список фактов. Наука – это интересно! Наука помогает находить решение всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе.

   В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении.



Предварительный просмотр:

“Мастер-класс “Вулкан”

Видео фрагмент «1 Извержение вулкана»

(Пока идет видео, учитель зачитывает стихотворение)

Я плююсь огнем и лавой,

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

( вулкан)

-Ребята, как вы думаете какое природное явление демонстрируется на экране?

(извержение вулкана)

На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой мы пользуемся в быту.

Человек может создать искусственный вулкан.

Для практического показа вулкана нам понадобились:

  • фольга
  • колба,
  • сода,
  • жидкость для мытья посуды,
  • краски гуашь (красный и жёлтый),
  • пищевой уксус, подкрашенный красной гуашью уксус.

Демонстрация опыта  «Модель вулкана»

Мы сами попробуем сделать модель вулкана.  

1. Взять колбу. Накрыть колбу фольгой и сформировать конус вулкана. Ножницами проделываете отверстие.

Макет Вулкана готов для проведения эксперимента

А сейчас мы с вами оживим наш вулкан, и проведем опыт «Извергающийся вулкан»

Демонстрация опыта  «Извергающийся вулкан»

Описание опыта:

2. Приготовить лаву.

Для опытно-экспериментальной деятельности, нам понадобится подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве.

Смешать 1/3 стакана уксуса, красную краску и капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.

(Если вы решите провести такой опыт в домашних условиях - Опыт нужно проводить только в присутствии взрослых).

3. Вулкан поместили на большой поднос, чтобы лава не растеклась по столу.

4. В жерло засыпать 2 столовые ложки соды.

5. Залить приготовленную лаву в вулкан. 

6. Наблюдение: сначала слышно шипение, затем из «жерла» начинает вытекать ярко окрашенная пена. Вулканизм начинается!

Эксперимент удался!

Наблюдаем как лава стекает по склону.

Открывает информационный плакат. И объясняет материал

Древние римляне считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

Очаг

Жерло

Кратер

Лава

Магма

Боковой кратер

Пепел

- заполните схему «Строение вулкана»

Проверка схема.

6.Работа с географическим атласом. (если останется время)

Задание: Ребята, как на картах обозначаются вулканы? ( на картах вулканы показываются и обозначаются звездочкой черной и красной. Каждый вулкан определенной высоты, на карте их высота показана цифрами.

Давайте попробуем их найти на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс

Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...

Уроки и Мастер класс по математике

Мастер-класс по теме: «Все действия с целыми числами» ( 7 класс) Цель занятия: Проверить и закрепить знания по теме. Развивать память, внимание и  умение учащихся самостоятельно и ...

Уроки и Мастер класс по математике

Мастер-класс по теме: «Все действия с целыми числами» ( 7 класс) Цель занятия: Проверить и закрепить знания по теме. Развивать память, внимание и  умение учащихся самостоятельно и ...

Презентация к уроку технологии "Мастер-класс ДЕКОРИРОВАНИЕ НОВОГОДНИХ ЕЛОЧЕК-МАГНИТОВ ИЗ ФЕТРА"

Данный материал расскажет о том , как можно своими руками изготовить новогодний сувенир....

Совместные занятия детей и их родителей на уроках и мастер-классах преподавателя

Совместные занятия детей и их родителей на уроках и мастер-классах преподавателя Десногорской ДХШ Яковлевой Е.О.На своих занятиях я часто практикую совместное творчество родителей и детей. Я считаю, ч...

Открытый урок и мастер-класс по геометрии 7 класс "Задачи на построение"

В геометрии тема "Задачи на построение" достаточно сложна для понимания. Данный материал описывает иной подход к ее изучению и содержит план-конспект открытого урока в 7 классе (первого в из...

Использование текста на уроках географии. Мастер - класс

Автор делится своим опытом использования различных приемов работы с текстом на уроках географии...