Технологическая карта урока географии «Русские Путешественники» 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ирина Александровна Селезнева

Цель: Сформировать представление о роли и открытиях русских путешественников исследование территории нашей страны.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с важными географическими открытиями русских путешественников

Развивающие: Выявить роль русских путешественников в развитии географической науки. Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, рабочей тетрадью, энциклопедиями.

Воспитательные: использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_puteshestvenniki.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии «Русские Путешественники»

Предмет

География

Класс

5 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Технология построения урока

Системно - деятельностный подход

Тема

Русские путешественники

Цели и задачи

Сформировать представление о роли и открытиях русских путешественников исследование территории нашей страны.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с важными географическими открытиями русских путешественников

Развивающие: Выявить роль русских путешественников в развитии географической науки. Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, рабочей тетрадью, энциклопедиями.

Воспитательные: использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося

Универсальные учебные действия

Регулятивные: уметь самостоятельно определять тему; работать в группе и индивидуально; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

Познавательные: накопление знаний по теме «История географических открытий», преобразование информации из одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Методы обучения:

наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Методы познания:

анализ, сравнение, картографический, логический.

Средства обучения:

учебник географии 5 класс (автор Е.М. Домогацких и др.), атласы по географии 5 класс, настенная и электронная интерактивная карта «Физическая карта мира», портреты путешественников, слайд-презентация

Реализация целей урока:

через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап

             (2мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку, эмоционально настраивает на урок.

Здравствуйте. Начинаем урок географии, а значит, нас ждет много интересного и познавательного. Надеюсь на ваше хорошее настроение и успешную работу на уроке.

План нашего урока будет следующим:

  1. Определение темы, цели и задачей урока,
  2. Знакомство с новой темой в группах,
  3. Закрепление материала
  4. Подведение итогов урока.

Приветствие





Регулятивные умение организовывать свою деятельность.

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний

          (6 мин)

Перед учащимися открывается коллаж, на котором изображены символы России.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Ребята, символы какой страны вы видите перед собой?
  • Что вы знаете о России?
  • Россия расположена в двух частях света и омывается водами 3 океанов?

(Европа и Азия)

  • Как вы думаете, как формировалась карта нашей страны, чья эта заслуга? (путешественников)
  • С кем из русских путешественников вы уже знакомы? (о поморы, А. Никитин)
  • О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Об открытиях русских путешественников.

Я попрошу капитанов команд записать тему урока в бортовой журнал, который у вас находится на партах.

Тема Русские путешественники -записывают в маршрутный лист (бортовой журнал)

Отвечают на вопросы учителя

Пытаются сформулировать тему урока.

Записывают тему урока

Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся(3 мин)

-Какие цели и задачи нашего урока?

Цель урока: выяснить, какой вклад внесли русские путешественники в исследование территории нашей страны.

Задачи.

1.Узнать имена русских путешественников, исследовавших территорию России (Кто?)

2.Определить цели, которые стояли перед русскими землепроходцами (Зачем?)

3.Изучить маршруты их путешествий (Где?)

Определяют цель и задачи урока

Личностные:

Формировать мотивацию к изучаемой теме;

Регулятивные: определять цель деятельности;

Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

  1. Открытие новых знаний..

                   (3мин)

Наша страна огромна, очень многие ученые, географы занимались изучением и исследованием нашей страны. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, кого называют «русскими Колумбами». Кто такой Колумб?

- Как вы думаете, почему их так называли?

-Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России? (проблемный вопрос)

Предложите свои гипотезы.

На этот вопрос мы должны с вами будем ответить в конце урока.

Диалог

Личностные УУД

формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- работать по плану.

Познавательные УУД

-умение самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать информацию

-устанавливать причинно-следственные связи,

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

5.Построение проекта

выхода из проблемно

ситуации. Первичное усвоение новых знаний.

            (19 мин)

На данном этапе учащимся предлагается определить содержание урока (работа с текстом учебника, энциклопедии и выделение смысловых частей темы)

Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в форме организации путешествия по маршрутным листам в соответствии с содержанием темы урока.

Ребята, скажите, что поможет нам решить поставленные задачи?

(Работая с текстом учебника, картами атласа, помогая друг другу, слушая рассказ учителя).

  • Мы с вами поделись на группы, и каждая группа отправиться в путешествие «По следам русских первопроходцев».
  • У каждой группы будет свой бортовой журнал, в котором капитан будет отмечать все ваши достижения и работу в команде. Критерии оценивания содержатся в журнале.

1 группа «По следам экспедиция С.Дежнева»

стр.85 учебник + доп. энциклопедия

2 группа «По следам Камчатской экспедиции »

стр.85-87 + доп. энциклопедия

Физкультминутка

3 группа «Исследователи» выполняют

мини-проект.статьи, энциклопедии, карта

Сообщения: Краткая биография В.Беринга

Краткая биография А.Чирикова

Краткая биография С. Дежнева

Молодцы ребята, вы справились со своей задачей!

Работают с заданиями в группе

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия – работе в группе решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи при представлении результатов своей работы.

Обучающиеся: повторяют движения за учителем.

Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий.


Познавательные: анализ текста, географических карт.


Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения Личностные: осознание значимости данной работы.

6.Первичная проверка понимания (5 мин)

Выполняют задания на повторение по данной теме, которые выдает интерактивная доска

1. В каких частях света расположена современная территория России?

А) в Европе Б) в Африке В) в Азии Г) в Америке

2. Освоение Русского Севера связано с деятельностью :

А) купцов Б) стрельцов В) поморов

3. Первым прошел проливом между Евразией и Северной Америкой:

А) Семен Дежнев Б) Витус Беринг

В) Алексей Чириков

4.Нельзя не восхищаться мужеством, отвагой и чувством долга русских путешественников, но многие погибали в экспедициях. Кто из первопроходцев погиб в экспедиции?

А) Семен Дежнев Б) Витус Беринг

В) Алексей Чириков

5.Как назвал восточную оконечность Азии С.Дежнев?

А) Чукотский мыс

Б) Азиатский мыс

В) Северо - Восточный мыс

Отвечают на вопросы.

Взаимопроверка

Регулятивные:

-Уметь оценивать свой результат и товарища.

7. Первичное закрепление.(2 мин)

Наше путешествие близиться к концу. Главный итог нашего путешествия - новые знания. Итак, вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока:

- Я попрошу наших капитанов выставить все оценки в бортовой журнал и поставить итоговые оценки за работу.

-А мы с ребятами тем временем вернемся к поставленным целям нашего урока, как вы думаете вы выполнили их?

-Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России

- Цели и задачи, которые мы ставили перед собой, мы достигли?

Цель урока: выяснить, какой вклад внесли русские путешественники в исследование территории нашей страны.

Задачи.

1.Узнать имена русских путешественников, исследовавших территорию России (Кто?)

2.Определить цели, которые стояли перед русскими землепроходцами (Зачем?)

3.Изучить маршруты их путешествий (Где?)

Подводят итоги о проделанной работе.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.

8.Рефлексия

(2 мин)

- Ребята, какие оценки вы сегодня заработали, поднимите у кого 5, у кого 4, есть у кого 3?

Подводят итоги

Регулятивные УУД:

 учатся организовывать свою деятельность

9.Информация о домашнем задание

(1мин)

- Параграф          рабочая тетрадь на стр.62-64

Дополнительно на выбор:*

  • Написать сочинение-рассуждение «К берегам Аляски»;
  • Составить кроссворд о русских первопроходцах.
  • Выполнить страничку (на бумаге) о Великих русских путешественниках. В неё можно поместить стихи фотографии (рисунки), легенды, интересные факты и т.д.

Записывают д/з

Бортовой журнал экспедиции Семена Дежнева      Тема урока:_______________________________________

Члены экспедиции

Работа в группе

Закрепление

знаний

Ответы на вопросы учителя или сообщение (отметка «+» или «-»)

Итоговая оценка за урок

Капитан

Критерии оценивания:

Давал только правильные ответы, был активен, инициативен, помогал друзьям переживал за итог работы всей группы - «5»

Иногда ошибался, но был активен, помогал друзьям, если об этом просили, переживал за итог работы всей группы- «4» Мало участвовал в работе группы, редко помогал друзьям, не переживал за итог работы всей группы«3»

Дайте письменно ответы на поставленные вопросы, пользуясь учебником

стр. 85 + дополнительно энциклопедией. Ответы на вопросы устно проговаривать четко. Ответы должны быть полными.

Вопрос

Ответ

  1. В каком году началась экспедиция под руководство Семёна Дежнёва?

Предполагаемый путь экспедиции?(откуда-куда)

  1. Укажите на контурной карте маршрут экспедиции. (обозначить на контурной карте карандашом)

  1. Как раньше назывался Северный Ледовитый океан? Покажите на карте Северный Ледовитый и Тихий океаны?(обозначить на контурной карте)

  1. Проанализируйте карту в учебнике (стр.85) и ответьте, почему количество судов уменьшилось?

  1. Результат экспедиции(т.е. что было открыто)

выпишите в таблицу географическиеназвания объектов, которые исследовал Семен Дежнев

Реки

Пролив

Мыс

Море (океан)






Бортовой журнал Камчатской экспедиции (В.Беринг и А.Чириков)        Тема урока:_______________________________________

Члены экспедиции

Работа в группе

Закрепление

знаний

Ответы на вопросы учителя или сообщение (отметка «+» или «-»)

Итоговая оценка за урок

Капитан

Критерии оценивания: Давал только правильные ответы, был активен, инициативен, помогал друзьям переживал за итог работы всей группы - «5»

Иногда ошибался, но был активен, помогал друзьям, если об этом просили, переживал за итог работы всей группы- «4»

Вопрос

Ответ

  1. Для чего в период с 1725 по 1742 годы был организован целый ряд экспедиций?

Задание в рабочей тетрадистр. 64 (10)

Отметьте на контурной карте путь следования камчатской экспедиции( далее его же показать на интерактивной доске)

  1. С какими проблемами столкнулась экспедиция во время путешествия?

  1. Кто из капитанов добрался домой, а кто погиб во время зимовки на одном из островов?

Мало участвовал в работе группы, редко помогал друзьям, не переживал за итог работы всей группы«3»

Дайте письменно ответы на поставленные вопросы, пользуясь учебником

стр. 85-87, рабочей тетрадью стр.64 + дополнительно энциклопедией.

Ответы на вопросы устно проговаривать четко. Ответы должны быть полными.

Бортовой журнал группы Исследователя   Тема урока:_______________________________________

Члены экспедиции

Работа в группе

Закрепление

знаний

Ответы на вопросы учителя или сообщение (отметка «+» или «-»)

Итоговая оценка за урок

Капитан

Критерии оценивания: Давал только правильные ответы, был активен, инициативен, помогал друзьям переживал за итог работы всей группы - «5»

Иногда ошибался, но был активен, помогал друзьям, если об этом просили, переживал за итог работы всей группы- «4»

Мало участвовал в работе группы, редко помогал друзьям, не переживал за итог работы всей группы«3»

Ребята, вам предстоит ответить на вопрос «Почему, на ваш взгляд, пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, названы в честь В. Беринга, а не в честь С. Дежнева?» разработав при этом мини-проект.

Рекомендации к содержанию мини-проекта:

1.  Название темы проекта « ……»;

2. Цель проекта Лучше начинать со слов: Выяснить……., узнать…….

3. Задачи, т.е. то с чем вам предстоит поработать, например,

  • проанализировать текст учебника, энциклопедии, и т.д.   ознакомиться с картами    статьями

4.     Гипотезы; выскажите свои предположения (ваши мнения)

5.     Содержание, т.е. представления результатов проекта, Лучше начать со слов нам удалось выяснить, что ……..Также обязательно укажите, смогли ли вы доказать свои гипотезы или нет.

6.    Чему, благодаря этому мини-проекту вы научились, что понравилось (например: нам понравилось работать с картами, преодолевать трудности и т.д)?

7. Закончить свое выступление лучше словами:………в ходе работы поставленная наша цель была успешно решена.

Мини- проект

Тема:

Цель:

Задачи:

1.

2.

3.

4.

Гипотезы:

 Содержание

Что понравилось

Результат работы:

Беринг Витус Ионассен – русский мореплаватель. Так же  Витус Беринг знаменит как офицер российского флота, первооткрыватель островов неподалеку от Северной Америки. Витус появился на свет в Дании, учился на кадета в Амстердаме, а служить стал в России. Перед переездом в Россию, он уже совершил несколько морских путешествий, и имел хорошие рекомендации. Основываясь на них, флотское руководство пригласило на службу. Служба проходила как на Юге-на Азовском море, где он участвовал в сражениях с турками, так и на Балтике, где уже получил повышение до чина капитана. Витус продолжил командовать судами. Сначала в чине капитана третьего ранга, а вскоре и второго. После отказа в получении первого ранга, он уволился, но вскоре вновь вернулся по велению главы флота российского. Наверное, именно с этого времени он стал российским подданным и больше никогда не возвращался в Данию. Это очень пригодилось Петру I, который был заинтересован в подробном описании Северных земель и, конечно, ему требовались опытные моряки.
Считалось, что Камчатка либо соединяется с Азией, либо недалеко находится Американский континент. Для подробного исследования этих и других возможностей были снаряжены несколько экспедиции под предводительством Беринга.
Беринг погиб в 1742 году, так и не вернувшись из плавания.

Чириков Алексей Ильич 

Окончил Морскую академию в Петербурге в 1721 г. С 1722 г. преподавал в ней навигацию. В 1725 г. по приказу Петра I был включен в состав 1-й Камчатской экспедиции (1725–1730) в качестве помощника В. И. Беринга. В ходе экспедиции, достигшей Берингова пролива, было открыто много островов. За заслуги досрочно в 1730 г. был произведен в капитан-лейтенанты.

Во 2-й Камчатской экспедиции (1733–1743) он вновь был помощником Беринга, затем стал фактически руководителем экспедиции. За длительное и тяжелое плавание его команда была сильно истощена, страдала от цинги, и Чириков в октября 1741 г. был вынужден вернуться в Петропавловск-Камчатский.

Летом 1742 г. он вновь отправился в плавание к берегам Аляски, в ходе которого уточнил сведения об о-ве Атту — самом западном из Алеутских о-вов. В 1746 г. участвовал в составлении Морской академией итоговой карты русских открытий в Тихом океане, в основу которой были положены около 100 карт, составленных членами 2-й Камчатской экспедиции. Пояснит, записка к карте была написанаЧириковым. Именем Чирикова названы остров в заливе Аляска, мыс о-ва Атту (Ближние Алеутские о-ва), ряд островов в Тихом и Сев. Ледовитом океане.

Семён Иванович Дежнёв (родился около 1605 — умер в начале 1673 году в Москве), выдающийся российский мореход, землепроходец и первооткрыватель. Выходец с Русского Севера. Участвовал в походах по Крайнему Северу Сибири.
В 1648 Дежнёв совершил плавание из Колымы вокруг Чукотского полуострова в Берингово море, пройдя впервые и фактически открыв Берингов пролив. Дежнёв составил чертёж р. Анадырь и описал своё плавание и природу Анадырского края. Впоследствии его именем были названы самый восточный мыс Чукотского полуострова, одна из бухт Берингова моря, горный хребет и поселок на р. Амур.
В 1898 году по указу Русского Географического общества крайней восточной оконечности Азии было присвоено название «мыс Дежнева». А в центре Великого Устюга в 1972 ему установлен памятник.

Выполните задания на повторение по теме « Русские путешественники»

1. В каких частях света расположена современная территория России?А) в Европе Б) в Африке   В) в Азии Г) в Америке

2. Освоение Русского Севера связано с деятельностью:  А) купцов Б) стрельцов В) поморов

3.Первым прошел проливом между Евразией и Северной Америкой:А) Семен Дежнев Б) Витус БерингВ) Алексей Чириков

4. Кто из первопроходцев погиб в экспедиции?А) Семен Дежнев Б) Витус БерингВ) Алексей Чириков

5.Как назвал восточную оконечность Азии С.Дежнев? А) Чукотский мыс Б) Азиатский мыс   В) Северо - Восточный мыс

Оценивание:  5правильных ответов –оценка «5», 4правильных ответов –оценка «4»,  3правильных ответов –оценка «3», 2-1 правильных ответов –оценка «2»


Выполните задания на повторение по теме « Русские путешественники»

1. В каких частях света расположена современная территория России?А) в Европе Б) в АфрикеВ) в Азии Г) в Америке

2. Освоение Русского Севера связано с деятельностью:А) купцов Б) стрельцов В) поморов

3.Первым прошел проливом между Евразией и Северной Америкой:А) Семен Дежнев Б) Витус БерингВ) Алексей Чириков

4. Кто из первопроходцев погиб в экспедиции?А) Семен Дежнев Б) Витус БерингВ) Алексей Чириков

5.Как назвал восточную оконечность Азии С.Дежнев?А) Чукотский мысБ) Азиатский мысВ) Северо - Восточный мыс

Оценивание:5правильных ответов –оценка «5»,4правильных ответов –оценка «4»,3правильных ответов –оценка «3»,2-1 правильных ответов –оценка «2»














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока "Открытие русских путешественников"

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока «Открытия русских путешественников»Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку, маршрутные листы, атласы.Учеб...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...