Проектная и исследовательская деятельность
статья по географии (11 класс)

Полещук Елена Борисовна

Формирование ключевых компетенций на уроках географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения включают в себя реализацию поисково-исследовательской и проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

     Формирование ключевых компетенций на уроках географии

Как известно Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентность-умение использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности.

В современную эпоху роль географической науки значительно увеличивается, особенно в решении глобальных проблем человечества. Поэтому особенно важным является усиление практической направленности географии. Формирование ключевых компетенций на уроках географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения включают в себя реализацию поисково-исследовательской и проектной деятельности, системно-деятельностный подход, решение разноуровневых заданий, выполнение практических работ, работа с картографическим материалом В своем выступлении я хочу рассказать об опыте работы исследовательской и проектной деятельности

           Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к проектной исследовательской деятельности

Задачи:

        1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.

        2. Повысить  уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к  предмету.

        3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности

        4. Создать условия для успешной самореализации учеников.

        5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Мои Ученики представляли  проекты на конференциях разного уровня: «Сделаем мир своими руками», «Воздух, которым мы дышим», «Экологическое состояние пришкольного участка», «Демографический портрет школы», «Зачем нам БАМ?» вот неполный перечень тем исследовательских работ. В ходе ученических исследований ребята сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает их активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.

Проектная - исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. В 9 и 10 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации.

       С методом проектов я столкнулась несколько лет назад. Сначала  было трудно, но потом с каждым новым проектом становилось понятнее и легче.  Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения  обучающихся представляющая  интерес для меня - учителя  ищущего  эффективные пути в работе и готового к нововведениям. Конечно, данная работа требует от учителя больших усилий, но результаты, порой, стоят того.  Проекты были разные:  выполненные как в урочное, так и во внеурочное время.

         С чего начинаю работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?

Во-первых, провожу диагностику по изучению интересов и склонностей учащихся. Далее приступаю непосредственно к осуществлению проекта. Вместе с детьми определяем тематическое поле и тему проекта, ставим цели проекта и выбираем название.

На следующем этапе я предлагаю возможные варианты исследования, затем мы сравниваем предполагаемые стратегии, выбираем способы изучения информации, распределяем обязанности и составляем план работы.

 Далее происходит выполнение запланированных этапов работы, редактирование и подготовка текста и презентации. На последнем этапе анализирую выполнение проекта и оцениваю качество выполнения проекта.     

              Хочу отметить, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах, поскольку от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя также велика, поскольку не всем ученикам под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

            В курсе географии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. В своей практике я чаще всего применяю мини – проекты, рассчитанные на выполнение в течение одного урока и краткосрочные проекты.

         Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисунки, самостоятельно делать записи. Приведу пример проектов, над которыми работали обучающиеся на уроках географии. Практико – ориентированные проекты чаще всего применяю при изучении тем «Мировые природные ресурсы», «Воздействие человека на окружающую среду». На уроках географии можно использовать информационные проекты при изучении экономико - географической характеристики стран мира. При этом на уроке одновременно работают несколько групп обучающихся, каждая над своей темой. Результатом работы стала презентация информационных плакатов. Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения - проблемного изложения, исследовательского метода.       Наряду с проектной технологией я использую и технологию исследовательской деятельности на уроках. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. В качестве примера могут служить следующие задания исследовательского характера: Как изменится климат Зарубежной Европы, если течение Гольфстрим остынет? В результате дрейфа материков материк Австралия окажется рядом с материком Евразией. «Атомная энергетика: зло или благо» «Добыча золота в воде мирового океана – утопия или реальность» и многое другое

Так же очень важно научить детей правильно представлять свой проект

Существуют различные формы представления проектов учащихся по   географии:

  1. Макет географического объекта. (глобус)
  2. Путеводитель
  3. Буклет
  4. Презентация
  5. Наглядное пособие
  6. Видеофильм и т.д.

  Результаты диагностики осуществленного проекта позволяют заключить, что организация и проведение исследовательской деятельности по географии:

  • Формирует функциональную и научную компетентность в исследуемой области;
  • Прививает познавательный интерес к географии;
  • Обучает школьников методам исследовательской деятельности;
  • Обеспечивает взаимопомощь и сотрудничество в процессе обучения;
  • Способствует развитию творческой активности через проектную деятельность;
  • Формирует самостоятельность мышления;
  • Осуществляет личностно-ориентированный подход;
  • Дает возможность самореализации каждому школьнику, вне зависимости от интеллектуальных способностей;
  • Направляет профессиональное самоопределение учащихся;

Вместе с тем у этой технологии есть и проблемы 

   1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.

   2. Требование более сложной системы оценивания.

   3. Увеличение объёма работы учителя.

  4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

  5. Повышение эмоциональной нагрузки.

         6. Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.

  1.  Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.

Результатом моей деятельности по внедрению проектно-исследовательской технологии в учебный процесс является что

          Многие учащиеся проявляют большой интерес к географии, выбирают его в качестве экзамена в форме ЕГЭ и ГИА, получая в ходе аттестации довольно хорошие баллы. Учеников старших классов ориентирую на активное участие в олимпиадах разного уровня, в общественной жизни школы, на занятия исследовательской работой, на успешное окончание школы и поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения.

              .  На уроках и внеурочной деятельности уделяю большое внимание экологическим проблемам современности, создаем проекты по экологии родного края. На пример: «Воздух, которым мы дышим», «Краснокнижные птицы Амурской области», «Экологическое состояние территории МОУ СОШ п. Восточный», создали фильм о загрязнении окружающей среды, выпускаем газеты, буклеты, несколько лет руководила работой учебно – опытного участка, два года занимали призовые места в конкурсе – смотре УОУ.  Второй год работаю над темой по самообразованию  «Развитие познавательной активности и повышение качества обучения  на уроках и во внеурочной деятельности по географии, экологии через проектно-исследовательскую технологию.

            Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.   Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности"

Программа внеурочной деятельности:  "Основы проектной и исследовательской деятельности"  5 класс....

Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности....

Презентация "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности (Памятника природы)....

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в объединениях естественнонаучного направления деятельности"

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в кружках естественнонаучного направления деятельности...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...