Урок географии 7 класс "Африка: путешествие"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Цель урока: обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека, сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Африка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_7_klasse_afrika_puteshestvie.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Куликалова Елена Владимировна, учитель географии
Технологическая карта урока
«Африка: путешествие»
Автор: Куликалова Елена Владимировна – учитель географии
МБОУ «СОШ № 17», г. Усолье – Сибирское
Краткая аннотация статьи
В данной заметке освещаются правила оформления конкурной работы для сборника статей по итогам конкурса «Мой лучший урок». Перечислены требования к тексту, рисункам, библиографическим ссылкам.
Класс: 7
Тема урока: «Африка: путешествие»
Тип урока: урок повторения и обобщение знаний.
Цель урока:
Содержательная цель: обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека, сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Африка.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации знаний и реализации задач.
Задачи
1. обучающие: систематизировать и закрепить знания об особенностях природы и географических объектах материка;
2. развивающие: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, уметь фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, оценивать свою работу и работу товарищей;
3. воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в малых группах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний и представлений об Африке: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран.
Метапредметные: формирование умений осуществлять смысловое чтение; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с текстом и картами; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; составлять таблицы; владеть устной речью.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Африки.
Регулятивных: организация обучающимися своей учебной деятельности.
Основное содержание: правила путешествия по материку, особенности природы, занятия населения, хозяйство.
Формы работы учащихся работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная
Ценностный компонент урока: воображаемое путешествие как способ познания Африки.
Оборудование: презентация, атлас, учебник по географии 7 класса серии «Полярная звезда», авторы: д-р геогр. Наук. А. И. Алексеев, д-р педагогических наук В.В. Николина, Е. К. Липкина и др., издательство «Просвещение», 2018, дорожная карта, фрагменты настенной физической карты Африки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный ( 2 минуты) | Предлагает случайный выбор карточек для определения творческих групп | Выбирают карточки, рассаживаются по группам | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Актуализация опорных знаний (3 минут) | Для того чтобы определить тему нашего урока, предлагаю разгадать кроссворд. (слайды 1 – 14). Приложение 1. Какое слово спряталось в кроссворде? Конечно же, Африка! И мы сегодня исследуем этот материк более подробно! (слайд 15) Исследовать природу материка Вы будете в группах, на которые разделились. У каждой группы есть пакет с заданиями на урок. Для каждой группы есть дорожная карта, в которой указана часть материка для исследования. Провести наше исследование нам помогут карты учебника на 108 и 109 странице учебника географии. (Слайд 18) Приложение 2. Но прежде познакомьтесь с правилами работы в группе, которые указаны в дорожной карте (читает один человек от группы по одному правилу) | Учащиеся разгадывают кроссворд. Определяют ключевое слово Предлагают варианты цели и задач урока Знакомятся с правилами работы в группе | Метапредметные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Определение целей урока и задач урока (2 минуты) | А всё ли мы знаем об этом материке? Каких знаний нам хватает? Какую цель мы себе сегодня поставим? (слайд 16) Как Вы думаете, на какие 4 части можно разделить материк в соответствии со сторонами горизонта? (слайд 17) | ||
Обобщение знаний и изучение нового материала (15 минут) | Итак, начинаем исследование! Определите, какие природные зоны сформированы в пределах маршрута под влиянием форм рельефа и климата (2 минуты) Рассмотрите условные знаки растений, которые могут встретиться на Вашем пути. В дорожной карте отметьте самые распространённые (2 минуты) Животные на карте тоже отмечены условными знаками. Запишите в дорожную карту самых ярких представителей (2 минуты) Запишите в дорожную карту страны, территории которых исследуете (2 мин) Если мы говорим о странах, то надо отметить чем же занято население этих стран. Не забываем фиксировать это в дорожной карте (2 минуты) Переходим к следующему этапу исследования. У каждой группы на столах есть фрагмент карты. Ваша задача с помощью набора условных знаков отметить, какие растения и животных вы встретили на своём пути, чем занято население этих стран. После этого группа защищает свои исследования (5 минут) | Работа каждой группы по каждому виду работы | Предметные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Применение полученных знаний (8 минут) | Предлагаю каждой группе презентовать свой продукт дорожной карты. Другие группы могут задавать вопросы по данному маршруту путешествия | Представители творческих групп представляют свои дорожные карты. Прикрепляя на доске ту часть карты Африки, над которой проводили исследование | Метапредметные УУД Предметные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Итог урока (5 минуты) | А сейчас пора подвести итог нашего исследования. Для каждого члена группы подготовлен листок с тестом. В тесте 5 вопросов, на каждый вопрос только один правильный вариант ответа. (слайд 19 -23) Сейчас предлагаю выполнить самопроверку теста. На слайде предложены верные варианты ответов. Если Вы ответили верно поставьте себе «+». Если не верно поставьте «-«. Посчитайте количество верных ответов и поставьте себе отметку. (слайд 24) Приложение 3. В ходе Вашей совместной работы я наблюдала за Вами и в каждой группе мне хочется отметить следующих ребят: …. | Учащиеся отвечают на вопросы теста Выполняют самопроверку и самооценивание | Предметные УУД Личностные УУД |
Рефлексия (2 минуты) | Давайте составим синквейн к нашему уроку. Это Вы можете сделать на обратной стороне теста (слайд 25 – 34) А вот какой синквейн получился у меня к нашему уроку (слайд 35) Африка Жаркая, необычная! Растут, обитают, трудятся! Этот материк привлекает меня! Континент!!! | Составляют синквейн, по желанию презентуют одноклассникам | Личностные УУД |
Домашнее задание ( 1 минута) | Домашнее задание предлагаю выполнить по желанию:
(слайд 36) | Записывают задание в дневник | Регулятивные УУД |
Приложение 1. Вопросы кроссворда
- самая жаркая пустыня,
- животное, у которого самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных,
- второе по площади пресное озеро планеты,
- там находятся пирамиды,
- крупная река, пресекающая экватор два раза,
- пространство в субэкваториальном поясе, покрытое травяной растительностью с редкими деревьями
Приложение 2.
Тема «Африка: исследование материка»
Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население. | Правила работы в группе:
|
Дорожная карта исследования
Маршрут путешествия | От Касабланки до Триполи (Северная Африка) |
Природные зоны, через которые проходит маршрут (стр.108 учебника) | |
Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника) | |
Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника) | |
Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника | |
Занятие коренного населения (в каких отраслях промышленности и сельского хозяйства занято население) |
Тема «Африка: исследование материка»
Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население. | Правила работы в группе:
|
Дорожная карта исследования
Маршрут путешествия | От Томбукту до Лагоса (Центральная Африка) |
Природные зоны, через которые проходит маршрут(стр.108 учебника) | |
Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника) | |
Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника) | |
Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника | |
Занятие коренного населения (в каких отраслях промышленности и с/х занято население) |
Тема «Африка: исследование материка»
Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население. | Правила работы в группе:
|
Дорожная карта исследования
Маршрут путешествия | От Лагоса до озера Виктория (Восточная Африка) |
Природные зоны, через которые проходит маршрут(стр.108 учебника) | |
Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника) | |
Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника) | |
Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника | |
Занятие коренного населения (в каких отраслях промышленности и с/х занято население) |
Тема «Африка: исследование материка»
Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население. | Правила работы в группе:
|
Дорожная карта исследования
Маршрут путешествия | От озера Виктория до острова Занзибар в Индийском океане (Южная Африка) |
Природные зоны, через которые проходит маршрут (стр.108учебника) | |
Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника) | |
Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника) | |
Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника | |
Занятие коренного населения (в каких отраслях промышленности и с/х занято население) |
Приложение 3.
Тест
1. Самая большая пустыня Африки:
А. Намиб;
Б. Сахара;
В. Калахари;
2. Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе ... Африки
А. Восточной
Б. Южной
В. Северной
Г. Центральная
3. Cильно изменена человеком зона ..., где выращивают цитрусовые, зерновые и табак
А. Жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников
Б. Саванн
В. Экваториальных лесов
4. Самая высокая вершина Африки — вулкан ...
А. Камерун
Б. Кения
В. Килиманджаро
5. Самая длинная река Африки
А. Конго
Б. Нил
В. Нигер
Ключ к тесту :1б 2в 3а 4в 5б
Отметки за тест
«5» если все ответы верные
«4» если Вы допустили 1 ошибку
«3» если у Вас 2 ошибки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"
Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....
Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».
Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....
разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"
Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....
Урок: Интегрированный урок обобщающего повторения "Путешествуем по миру" (география + математика)
Интегрированный урок обобщающего повторения темы «Масштаб». Подготовлен совместно с учителем математики. Обобщение знаний проходит в форме виртуального путешествия по разным странам и конт...
Интегрированный урок географии и истории. "Путешествие по «Золотому кольцу» России". Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Урок, посвященному 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, его жизни и деятельности...
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...
«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)
Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...