«Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Хижняк Оксана Петровна

Конспект урока географии в 7 классе

по теме «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17.10.2024_avtosohranennyy.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 7 классе

по теме «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»

Организационная информация

Тема урока: «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы».

Предмет: география.

Класс: 7.

Автор урока (ФИО, должность): Хижняк Оксана Петровна, учитель географии.

Образовательное учреждение: МБОУ Новоандриановская сош.

Методическая информация

Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.

Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.

Задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
  • Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.
  • Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
  • Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
  • Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
  • Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Знания, умения, навыки и качества,

которые актуализируют/приобретут/закрепят

ученики в ходе урока:

Актуализируют

Знания:

  • о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
  • о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
  • о воздушных массах.

Умение:

  • сравнивать свойства воздушных масс Земли.

Навыки:

  • работы с тематической картой;
  • работы с систематизирующей таблицей.

Приобретут

Знания:

  • о климатических поясах и особенностях их географии;
  • о климатообразующих факторах и механизме их действия.

Умения:

  • описывать и сравнивать климатические пояса;
  • объяснять причины формирования климата посредством нахождения климатообразующих факторов.

Закрепят

Знания:

  • о климатических поясах и их особенностях;
  • о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.

Умения:

  • описывать и сравнивать климатические пояса;
  • описывать климат по климатической карте;
  • объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.

Навыки:

  • работы с климатической картой, картой климатических поясов;
  • поисковой деятельности.

Необходимое оборудование и материалы: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием

медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.

Опыт показывает, что учащиеся испытывают трудности в усвоении закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов. Мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, использовать эффекты анимации, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся, реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при проверке усвоения материала.

Функции медиа-, мультимедиа на данном уроке: информационная, демонстрационная, мотивирующая, тренировочная, развивающая, контролирующая.

Подробный конспект урока

Ход и содержание урока:

Организационный этап урока.

Учитель:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры)

- Сегодня мы продолжим изучение особенностей климата на Земле, но для начала, давайте проверим как вы усвоили прошлую тему. Выполните задания на карточках, которые я вам раздала. Я буду называть номер предложения, и свойство воздушной массы, а вы определите для какой из двух данных вам масс, оно относится. Потом ответите письменно на вопрос, данный в карточке.

Проверочная работа для 7 класса по теме «Воздушные массы и постоянные ветры».

Задание I.

1. Формируются в низких широтах.

2. Жаркие и сухие.

3. Формируются в области высокого атмосферного давления.

4. Формируются в районе 30º с.ш. и ю.ш.

5. Формируются в области низкого атмосферного давления.

6. Жаркие и влажные.

Из предложенного выше перечня свойств, характеризующих воздушные массы, выберите те, которые характерны для:

ЭВМ (экваториальных воздушных масс)_____________________________

ТВМ (тропических воздушных масс)____________________________________

Задание II.

#1050;акие ветры называются постоянными?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Самопроверка домашнего задания

Слайд 1-правильные ответы

Модуль #1062;елеполагание.

Слайд 2-Учащиеся последовательно отвечают на вопросы слайда.

  • Какие постоянные ветры образуются на Земле? (муссоны, пассаты, стоковые и ветры западного переноса)
  • Каковы причины образования постоянных ветров? (пояса атмосферного давления)
  • Что называется воздушной массой? (большие объёмы воздуха, обладающие разными свойствами, температурой, влажностью и прозрачностью)
  • Что такое климат? (многолетний режим погоды для определённой территории)
  • Чем отличаются климаты? (температурой и влажностью)

Учитель (мотивация учащихся на изучение новой темы):

- Так значит воздушные массы, и типы климатов, имеют одинаковые признаки? Какие? (температура и влажность)

- Так мы можем говорить ещё об одной системе поясов планеты!

- О каких поясах мы с вами сегодня будем говорить? Правильно! О климатических!

Слайд 3 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Модуль #1048;зучение климатических поясов Земли.

Слайд 4 – «Понятие «климатический пояс»».

Учитель (фронтальная беседа по изображению слайда):

- Мы знаем, что в атмосфере формируются разные по свойствам воздушные массы. Назовите их. (экваториальная, тропическая, умеренная и арктическая)

- Какой климат определяет экваториальный воздух? (жаркий и влажный)

- Какой климат формируется под действием тропического воздуха? (жаркий и сухой)

- Каковы особенности климата в умеренных широтах? (по сезонам)

- Как влияют на климат арктические воздушные массы? (холодные и сухие)

- Таким образом, на Земле под действием воздушных масс формируются обширные районы с однородным климатом, так называемые климатические пояса (вывести на слайд определение понятия «климатические пояса»).

Слайд 4 – «Понятие «климатический пояс»».

Климатические пояса мира выделены на специальной карте климатических поясов (демонстрирует настенную карту).

Назовите климатические пояса мира по карте атласа (учащиеся по карте климатических поясов мира в атласе перечисляют их названия).

Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)

Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)

Слайд 5 – «Географическое положение климатических поясов»

Учитель:

- Рассмотрим географическое положение климатических поясов (демонстрация карт слайда с комментариями учителя).

- Как можно разделить климатические пояса на две группы?

- Выделяют основные и переходные климатические пояса. Название основного пояса соответствует широте формирования. У переходных поясов в названии присутствует приставка «суб». Чем они отличаются?

Слайд 6 – «Таблица «Климатические пояса»» (учащимся раздают таблицу для описания климатических поясов мира).

Учитель:

- В данной таблице мы опишем особенности каждого климатического пояса и найдём их разницу.

Слайд 7 – «Формирование климатических поясов Земли» (в виде анимированной схемы). Предлагаю сначала рассмотреть особенности основных климатических поясов и записать их в таблицу.

Учитель:

- Каковы воздушные массы, атмосферное давление на экваторе?

- Опишите климат экваториального климатического пояса (один ученик по данным таблицы описывает климат экваториального пояса).

- Каковы воздушные массы, атмосферное давление на тропике?

- Опишите климат тропического климатического пояса (один ученик по данным таблицы описывает климат тропического пояса).

- Каковы воздушные массы, атмосферное давление в умеренных широтах?

- Опишите климат умеренного климатического пояса (один ученик по данным таблицы описывает климат умеренного пояса).

- Самостоятельно опишите арктический (антарктический) пояса (проверка самостоятельной работы учащихся).

- А теперь мы опишем переходные климатические пояса, выясним их особенности.

Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли.

Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли.

Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.

Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).

После записи типов воздушных масс и атмосферного давления учащиеся по картам учебника и атласа определяют температуру и количество осадков в переходных климатических поясах.

Проводится устное описание климата переходных поясов.

Слайд 8 «Таблица «Климатические пояса»» (проверка записей учащихся в таблице).

Полезная физминутка

Учащиеся выходят к доске, каждый берёт с собой лист с названием основного климатического пояса, написав на них наименование воздушной массы, атмосферное давление и особенность климата. (листы им даёт учитель, в случайном порядке)

Выстраиваются относительно заранее подготовленных ориентиров (ЭКВАТОР-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС), в правильном порядке: экваториальный КП, тропический КП, умеренный КП, арктический КП.

Учитель объявляет, что в северном полушарии лето, используя «помощь зала», «Экваториальный» КП приглашает к себе, ставит рядом «субэкваториальный КП», выбирает из нескольких подготовленных заранее, карточку, с правильными характеристиками этого пояса и вручает её соседу. ИТД

Затем учитель объявляет, что в нашем полушарии зима, и весь процесс проходит в обратном порядке.

Модуль 4. Формирование понятия о климатообразующих факторах.

Слайд 9 – «Климатообразующие факторы».

Климат территории так же зависит и от целого набора природных факторов, влияющих на состояние атмосферного воздуха.

Учитель называет факторы, влияющие на климат Земли, поясняет, что под действием комплекса факторов появляются различия в климате внутри поясов, выделяются климатические области. Учащиеся записывают факторы в тетрадь.

Ребята, если бы наша планета представляла собой гладкий шар, целиком покрытый сушей или водой, то климат определялся только широтным положением территории. Но у нас на Земле есть материки и океаны, горы и равнины, которые усложняют картину.

Слайд 10 – «Влияние направления ветра и близости к океану на примере Евразии».

Учитель:

- Сравните количество осадков на западе и в центре Евразии?

- Почему на западе Евразии больше осадков, чем в центре материка? (на западе Евразии постоянно дуют ветры с океана, центр Евразии удалён от океана)

- Почему сухо на Аравийском полуострове? (ветры дуют из центра материка)

- Что мешает проникновению осадков в центр Евразии на юге материка? (горы Гималаи)

Слайд 11 – «Влияние океанических течений на примере Южной Америки».

Учитель:

- Сравните климат на востоке и западе Южной Америки? Почему он разный? (На западе Южной Америки у побережья проходит холодное течение, а на востоке материка проходит тёплое течение. На западе материка ветры дуют вдоль берега и не могут принести осадки на сушу, на востоке Южной Америки ветры дуют с океана и приносят обильные осадки)

Модуль 5. Закрепление знаний учащихся.

Слайд 12 – «Знаешь ли ты?»

Фронтальная беседа по вопросам слайда.

  • Назовите основные климатические пояса?
  • Каковы отличия основного и переходного пояса?
  • В каком климатическом поясе мы живём?
  • Используя карты атласа, сравните климат на юго-западе и юго-востоке Африки. Какие факторы вызвали различия климата данных районов?

Стихотворение

Модуль 6. Выводы.

Слайд 13 – «Выводы»

- Что мы узнали на уроке? (предлагает ученикам последовательно прочитать выводы)

  • В результате действия климатообразующих факторов элементы климата на Земле распределяются неравномерно.
  • Выделяют 13 климатических поясов с относительно одинаковым климатом.
  • В основных поясах постоянная воздушная масса, в переходных поясах воздушные массы меняются по сезонам.

Рефлексия

Ребята, а сейчас я попрошу вас ещё раз взглянуть на климатическую карту. Какую информацию мы с вами можем взять оттуда? Правильно! Температуру зимнего месяца, температуру летнего месяца, направление ветров, количество осадков, и так далее. Так вот, найдите на карте название города, в котором выпадает такое количество осадков, которое соизмеримо с объёмом знаний которые вы сегодня получили на уроке.

Модуль 7. Запись домашнего задания.

Задание на оценку «5»-№1-3

1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.

2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.

3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «5»-№1-3

1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.

2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.

3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «5»-№1-3

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «5»-№1-3

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «5»-№1-3

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «4»-№1-2

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «4»-№1-2

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «4»-№1-2

1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.

2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.

3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «4»-№1-2

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.

Задание на оценку «4»-№1-2

  1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
  2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
  3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс

На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...

География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли

География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли». 2 варианта с ответами....

Разработка урока Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Цель урока ознакомить учащихся с климатическими поясами Земли и факторами, которые влияют образование климата....