«Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»
план-конспект урока по географии (7 класс)
Конспект урока географии в 7 классе
по теме «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_17.10.2024_avtosohranennyy.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии в 7 классе
по теме «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»
Организационная информация
Тема урока: «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы».
Предмет: география.
Класс: 7.
Автор урока (ФИО, должность): Хижняк Оксана Петровна, учитель географии.
Образовательное учреждение: МБОУ Новоандриановская сош.
Методическая информация
Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.
Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.
Задачи урока:
- Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
- Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.
- Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
- Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
- Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
- Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.
Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют/приобретут/закрепят
ученики в ходе урока:
Актуализируют
Знания:
- о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
- о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
- о воздушных массах.
Умение:
- сравнивать свойства воздушных масс Земли.
Навыки:
- работы с тематической картой;
- работы с систематизирующей таблицей.
Приобретут
Знания:
- о климатических поясах и особенностях их географии;
- о климатообразующих факторах и механизме их действия.
Умения:
- описывать и сравнивать климатические пояса;
- объяснять причины формирования климата посредством нахождения климатообразующих факторов.
Закрепят
Знания:
- о климатических поясах и их особенностях;
- о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.
Умения:
- описывать и сравнивать климатические пояса;
- описывать климат по климатической карте;
- объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.
Навыки:
- работы с климатической картой, картой климатических поясов;
- поисковой деятельности.
Необходимое оборудование и материалы: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием
медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.
Опыт показывает, что учащиеся испытывают трудности в усвоении закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов. Мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, использовать эффекты анимации, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся, реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при проверке усвоения материала.
Функции медиа-, мультимедиа на данном уроке: информационная, демонстрационная, мотивирующая, тренировочная, развивающая, контролирующая.
Подробный конспект урока
Ход и содержание урока:
Организационный этап урока.
Учитель:
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры)
- Сегодня мы продолжим изучение особенностей климата на Земле, но для начала, давайте проверим как вы усвоили прошлую тему. Выполните задания на карточках, которые я вам раздала. Я буду называть номер предложения, и свойство воздушной массы, а вы определите для какой из двух данных вам масс, оно относится. Потом ответите письменно на вопрос, данный в карточке.
Проверочная работа для 7 класса по теме «Воздушные массы и постоянные ветры».
Задание I.
1. Формируются в низких широтах.
2. Жаркие и сухие.
3. Формируются в области высокого атмосферного давления.
4. Формируются в районе 30º с.ш. и ю.ш.
5. Формируются в области низкого атмосферного давления.
6. Жаркие и влажные.
Из предложенного выше перечня свойств, характеризующих воздушные массы, выберите те, которые характерны для:
ЭВМ (экваториальных воздушных масс)_____________________________
ТВМ (тропических воздушных масс)____________________________________
Задание II.
#1050;акие ветры называются постоянными?
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Самопроверка домашнего задания
Слайд 1-правильные ответы
Модуль #1062;елеполагание.
Слайд 2-Учащиеся последовательно отвечают на вопросы слайда.
- Какие постоянные ветры образуются на Земле? (муссоны, пассаты, стоковые и ветры западного переноса)
- Каковы причины образования постоянных ветров? (пояса атмосферного давления)
- Что называется воздушной массой? (большие объёмы воздуха, обладающие разными свойствами, температурой, влажностью и прозрачностью)
- Что такое климат? (многолетний режим погоды для определённой территории)
- Чем отличаются климаты? (температурой и влажностью)
Учитель (мотивация учащихся на изучение новой темы):
- Так значит воздушные массы, и типы климатов, имеют одинаковые признаки? Какие? (температура и влажность)
- Так мы можем говорить ещё об одной системе поясов планеты!
- О каких поясах мы с вами сегодня будем говорить? Правильно! О климатических!
Слайд 3 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
Модуль #1048;зучение климатических поясов Земли.
Слайд 4 – «Понятие «климатический пояс»».
Учитель (фронтальная беседа по изображению слайда):
- Мы знаем, что в атмосфере формируются разные по свойствам воздушные массы. Назовите их. (экваториальная, тропическая, умеренная и арктическая)
- Какой климат определяет экваториальный воздух? (жаркий и влажный)
- Какой климат формируется под действием тропического воздуха? (жаркий и сухой)
- Каковы особенности климата в умеренных широтах? (по сезонам)
- Как влияют на климат арктические воздушные массы? (холодные и сухие)
- Таким образом, на Земле под действием воздушных масс формируются обширные районы с однородным климатом, так называемые климатические пояса (вывести на слайд определение понятия «климатические пояса»).
Слайд 4 – «Понятие «климатический пояс»».
Климатические пояса мира выделены на специальной карте климатических поясов (демонстрирует настенную карту).
Назовите климатические пояса мира по карте атласа (учащиеся по карте климатических поясов мира в атласе перечисляют их названия).
Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)
Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)
Слайд 5 – «Географическое положение климатических поясов»
Учитель:
- Рассмотрим географическое положение климатических поясов (демонстрация карт слайда с комментариями учителя).
- Как можно разделить климатические пояса на две группы?
- Выделяют основные и переходные климатические пояса. Название основного пояса соответствует широте формирования. У переходных поясов в названии присутствует приставка «суб». Чем они отличаются?
Слайд 6 – «Таблица «Климатические пояса»» (учащимся раздают таблицу для описания климатических поясов мира).
Учитель:
- В данной таблице мы опишем особенности каждого климатического пояса и найдём их разницу.
Слайд 7 – «Формирование климатических поясов Земли» (в виде анимированной схемы). Предлагаю сначала рассмотреть особенности основных климатических поясов и записать их в таблицу.
Учитель:
- Каковы воздушные массы, атмосферное давление на экваторе?
- Опишите климат экваториального климатического пояса (один ученик по данным таблицы описывает климат экваториального пояса).
- Каковы воздушные массы, атмосферное давление на тропике?
- Опишите климат тропического климатического пояса (один ученик по данным таблицы описывает климат тропического пояса).
- Каковы воздушные массы, атмосферное давление в умеренных широтах?
- Опишите климат умеренного климатического пояса (один ученик по данным таблицы описывает климат умеренного пояса).
- Самостоятельно опишите арктический (антарктический) пояса (проверка самостоятельной работы учащихся).
- А теперь мы опишем переходные климатические пояса, выясним их особенности.
Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли.
Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли.
Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.
Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).
После записи типов воздушных масс и атмосферного давления учащиеся по картам учебника и атласа определяют температуру и количество осадков в переходных климатических поясах.
Проводится устное описание климата переходных поясов.
Слайд 8 «Таблица «Климатические пояса»» (проверка записей учащихся в таблице).
Полезная физминутка
Учащиеся выходят к доске, каждый берёт с собой лист с названием основного климатического пояса, написав на них наименование воздушной массы, атмосферное давление и особенность климата. (листы им даёт учитель, в случайном порядке)
Выстраиваются относительно заранее подготовленных ориентиров (ЭКВАТОР-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС), в правильном порядке: экваториальный КП, тропический КП, умеренный КП, арктический КП.
Учитель объявляет, что в северном полушарии лето, используя «помощь зала», «Экваториальный» КП приглашает к себе, ставит рядом «субэкваториальный КП», выбирает из нескольких подготовленных заранее, карточку, с правильными характеристиками этого пояса и вручает её соседу. ИТД
Затем учитель объявляет, что в нашем полушарии зима, и весь процесс проходит в обратном порядке.
Модуль 4. Формирование понятия о климатообразующих факторах.
Слайд 9 – «Климатообразующие факторы».
Климат территории так же зависит и от целого набора природных факторов, влияющих на состояние атмосферного воздуха.
Учитель называет факторы, влияющие на климат Земли, поясняет, что под действием комплекса факторов появляются различия в климате внутри поясов, выделяются климатические области. Учащиеся записывают факторы в тетрадь.
Ребята, если бы наша планета представляла собой гладкий шар, целиком покрытый сушей или водой, то климат определялся только широтным положением территории. Но у нас на Земле есть материки и океаны, горы и равнины, которые усложняют картину.
Слайд 10 – «Влияние направления ветра и близости к океану на примере Евразии».
Учитель:
- Сравните количество осадков на западе и в центре Евразии?
- Почему на западе Евразии больше осадков, чем в центре материка? (на западе Евразии постоянно дуют ветры с океана, центр Евразии удалён от океана)
- Почему сухо на Аравийском полуострове? (ветры дуют из центра материка)
- Что мешает проникновению осадков в центр Евразии на юге материка? (горы Гималаи)
Слайд 11 – «Влияние океанических течений на примере Южной Америки».
Учитель:
- Сравните климат на востоке и западе Южной Америки? Почему он разный? (На западе Южной Америки у побережья проходит холодное течение, а на востоке материка проходит тёплое течение. На западе материка ветры дуют вдоль берега и не могут принести осадки на сушу, на востоке Южной Америки ветры дуют с океана и приносят обильные осадки)
Модуль 5. Закрепление знаний учащихся.
Слайд 12 – «Знаешь ли ты?»
Фронтальная беседа по вопросам слайда.
- Назовите основные климатические пояса?
- Каковы отличия основного и переходного пояса?
- В каком климатическом поясе мы живём?
- Используя карты атласа, сравните климат на юго-западе и юго-востоке Африки. Какие факторы вызвали различия климата данных районов?
Стихотворение
Модуль 6. Выводы.
Слайд 13 – «Выводы»
- Что мы узнали на уроке? (предлагает ученикам последовательно прочитать выводы)
- В результате действия климатообразующих факторов элементы климата на Земле распределяются неравномерно.
- Выделяют 13 климатических поясов с относительно одинаковым климатом.
- В основных поясах постоянная воздушная масса, в переходных поясах воздушные массы меняются по сезонам.
Рефлексия
Ребята, а сейчас я попрошу вас ещё раз взглянуть на климатическую карту. Какую информацию мы с вами можем взять оттуда? Правильно! Температуру зимнего месяца, температуру летнего месяца, направление ветров, количество осадков, и так далее. Так вот, найдите на карте название города, в котором выпадает такое количество осадков, которое соизмеримо с объёмом знаний которые вы сегодня получили на уроке.
Модуль 7. Запись домашнего задания.
Задание на оценку «5»-№1-3
1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «5»-№1-3
1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «5»-№1-3
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «5»-№1-3
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «5»-№1-3
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «4»-№1-2
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «4»-№1-2
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «4»-№1-2
1. Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
2. Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
3. На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «4»-№1-2
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
Задание на оценку «4»-№1-2
- Изучить текст §8,9 и таблицу, которую вы заполняли на уроке.
- Ответить на вопросы 1-4 на с. 64-65, 1-3 на с. 72 устно.
- На контурной карте выделить климатические пояса Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс
На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...
География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли
География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли». 2 варианта с ответами....
Разработка урока Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.
Цель урока ознакомить учащихся с климатическими поясами Земли и факторами, которые влияют образование климата....
Конспект урок 7 класса по теме: "Факторы формирования климата Северной Америки. Климатические пояса и типы климата."
Урок можно использоват в курсе изучения географии 7 класса....
Презентация к уроку 7 класса по теме: "Факторы формирования климата Северной Америки. Климатические пояса и типы климата."
презентация содержит...
Конспект урока по географии для 7 класса "Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки" с использованием технологии критического мышления
Здесь представлен урок по географии с использованием технологии критического мышления...