конспект урока географии 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)
Цель: сформировать понятие «географическая и окружающая среда», «антропосфера», «природопользование», «ресурсообеспеченность»; повторить и углубить знания о природные условия и ресурсы; развивать умение анализировать степени воздействия человека на природу в разные периоды развития человечества; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, экологическое мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии 10 класса
Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Мировые природные ресурсы
Цель: сформировать понятие «географическая и окружающая среда», «антропосфера», «природопользование», «ресурсообеспеченность»; повторить и углубить знания о природные условия и ресурсы; развивать умение анализировать степени воздействия человека на природу в разные периоды развития человечества; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, экологическое мышление.
Оборудование: атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы.
Тип урока: усвоение новых знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
* Что такое природные условия? природные ресурсы?
* По каким признакам классифицируются природные ресурсы?
* Что такое антропогенное воздействие на природу? Приведите примеры.
* Какие виды растений и животных исчезли с поверхности Земли вследствие хозяйственной деятельности человека?
* На примере Украины объясните влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
"Мы получили в наследство чрезвычайно прекрасный и разнообразный сад, но беда наша в том, что мы плохие садоводы, которые не усвоили простейших правил садоводства. Небрежно относясь к этому саду, мы делаем это с благодушным самоудовлетворением несовершеннолетнего идиота, который кромсает ножницами картину Рембрандта».
Как вы понимаете это выражение известного английского зоолога и писателя Джеральда Даррелла?
IV. Изучение нового материала
1. Взаимодействие общества и природы
Географическая среда-это совокупность предметов живой и неживой природы, которые вовлечены на данном этапе развития общества в общественную жизнь, а следовательно, являются необходимыми условиями существования и развития общества. К географической среде относятся земная кора с полезными ископаемыми, почвы, луга, леса, воды, болота, растительный и животный миры, нижняя часть атмосферы, то есть та часть природы, которая является объектом деятельности человека и прежде всего производства. С развитием общества географическая среда расширяется, в ее состав привлекаются дно океанов, Северный и Южный полюса, разнообразные месторождения, космическое пространство и тому подобное.
Социально-экономическая география рассматривает географическую среду, в которой проживает человек, как сферу взаимодействия общества и природы. Она называется антропосферой.
Вместе с понятием «географическая среда» широко используется понятие «окружающая среда». В международных соглашениях под термином «окружающая среда» обычно понимают лишь окружающую природную среду. Но природная среда в значительной мере преобразована человеком, поэтому рассматривать ее отдельно от техногенного нецелесообразно. Следовательно, окружающая среда в широком смысле-это природный и материальный мир, окружающий человека, она включает как природную среду, так и искусственную техногенную среду. Познавая законы природы и создавая новые технологии и технику, человек оказывает решающее влияние на процессы в земной и околоземной среде обитания, изменяя и превращая его своей деятельностью.
Значительное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности стали основой для создания учения о ноосфере (сфере разума).
По В. Вернадскому, ноосфера-это сфера сознательной деятельности человека в глобальном масштабе, взаимодействия общества и природы, в рамках которой разумная деятельность человека становится главным, решающим фактором развития. Ноосфера является новой, высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением в ней человечества.
2. Природные ресурсы
В естественной среде человека привлекают прежде всего природные ресурсы — компоненты окружающей среды, которые непосредственно используются в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.
3. Ресурсообеспеченность
Размещение природных ресурсов на нашей планете является очень неравномерным и определяется рядом факторов. Так, география полезных ископаемых зависит от геологической истории территорий, а лесные, агроклиматические, природно-рекреационные ресурсы — от климатических условий.
Для развития хозяйства страны определяющим является территориальное сочетание определенных видов природных ресурсов. Например, для изготовления целлюлозы и бумаги нужны не только древесина, но и большое количество воды.
Поэтому важной характеристикой территории становится ее природно-ресурсный потенциал (ПРП) — совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций развития науки и техники. Соотношение между ПРП и размерами его использования называется ресурсообеспеченностью (Р). Ресурсообеспеченность может выражаться двумя способами: количеством лет, на которые хватит определенного ресурса при сохранении темпов его использования, или запасами этого ресурса на душу населения данной территории:
Р = запасы / ежегодная добыча = число лет
или:
Р = запасы/ население = запасы на душу населения
Ресурсообеспеченность — величина относительная, во-первых, потому, что могут быть разведаны новые запасы ресурса или возрастет его потребления, во-вторых, потому, что недостаточная, достаточная или высокая ресурсообеспеченность определяется методом сравнения со средними показателями — мировыми, региональными, государственными и тому подобное.
4. Природопользования
Каждый год человек изымает из природы все большее количество ресурсов. Поскольку значительная доля нужных человеку ресурсов является исчерпывающей, или невозобновляемой, возникла необходимость разработать научные основы рационального природопользования.
Природопользование — система мер, осуществляемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды.
В процессе производства в целом или на отдельных его этапах природопользование может быть рациональным и нерациональным.
V. закрепление новых знаний, умений и навыков
Социогеографический практикум
Можно предположить, что большая территория страны обусловливает значительную величину ПРП и, соответственно, высокое экономическое развитие. Однако в мире существуют много маленьких, но развитых стран и больших по площади, но бедных. Какие преимущества и недостатки имеет страна с маленькой или большой территориями? Проиллюстрируйте свои рассуждения конкретными примерами.
VI. Итог урока
• Географическая среда — часть земной природы, с которой общество взаимодействует в процессе своей жизни и производственной деятельности. С расширением деятельности общества географическая среда охватывает все большую часть географической оболочки.
* Природно-ресурсный потенциал планеты Земля разнообразен и богат, но распределяется по ней неравномерно. Страны и регионы мира различаются по многообразию, масштабам добычи и переработки природных ресурсов. Степень привлечения природных ресурсов к хозяйственной деятельности характеризуется показателем ресурсообеспеченности.
* Природные ресурсы имеют в современных условиях большое хозяйственное значение, однако многие их виды в значительной мере исчерпаны. В начале XXI в. В большинстве стран мира еще сохраняется нерациональное природопользование.
• С целью сбережения природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимо осуществить переход в глобальных масштабах к рациональному природопользованию.
VII. Домашнее задание
1. Учебник, проработать § __.
2. Проанализировать аспекты природопользования в Украине. Составить собственный план мероприятий по переходу Украины к основам рационального природопользования.
3. Обозначить на контурной карте территории, где, на ваш взгляд, природную среду наибольшее преобразован в техногенная; назвать основные причины преобразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...