Применение технологии «Перевёрнутый класс» при обучении географии в рамках обновлённых ФГОС
статья по географии (9 класс)

Кострова Евгения Сергеевна

Опыт применение технологии «Перевёрнутый класс» при обучении географии в 9 и 10 классах. Адаптировано под реалии российского образования. Усложнено авторской технологией "Листы учёта знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Перевёрнутый класс74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кострова Е.С.,

учитель географии МБОУ

«СОШ №2  городского округа

город Волгореченск

Костромской области»

Применение технологии «Перевёрнутый класс» при обучении географии в рамках обновлённых ФГОС

Представляю свой опыт работы по внедрению новых технологий на уроках в основном и среднем звене.

В своей практике использовала несколько технологий:

  • технологию Развития Критического Мышления через Чтение и

          Письмо,

  • технологию проблемного обучения по Мельниковой,
  • проектную технологию,
  • технологию развивающего обучения Петерсон,
  • элементы технологии личностно-ориентированного обучения Шевченко,
  • технологию «Перевёрнутый класс» (в 9-10 классах).

Изучая и анализируя данные технологии, пришла к выводу, что все они направлены на организацию деятельности учащихся, их мотивацию, только с разными подходами к реализации данной цели (например, учёт психологического аспекта, дидактического, либо социально-педагогического).

Каждый учитель должен для себя решить: может он реализовать на практике данную технологию или нет. Именно подходит ли ему (учителю) технология, а не детям, так как реализует её на практике учитель, вдохновляет детей, получает результаты. На технологичных уроках дети раскрепощены, более открыты, отвечают на вопросы без страха быть высмеянным. Да и зная, что их ждёт на уроке, зная последовательность этапов урока, они стали моими помощниками: сами контролируют время своей работы, заставляют в группе работать всех, слушают внимательно результаты наработок групп, так как знают, что дальше будет первичная индивидуальная самостоятельная работа по новому материалу.

Система образования должна идти в ногу с требованиями современной жизни, педагог должен построить свою деятельность так, чтобы учащиеся стремились к самообразованию, к овладению новыми технологиями, умели самостоятельно принимать решения, адаптироваться в социальной и профессиональных сферах, работать в команде, уметь преодолевать стрессовые ситуации. Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. При планировании перевернутого урока педагог должен знать сильные стороны перевернутого обучения и трудности в его реализации.

Применение технологии «Перевёрнутый класс» в 9-11 классах – это новый современный подход  к обучению в классно-урочной системе, повышающий уровень не только самостоятельности детей, но и их ответственности за обучение! Данную технологию  использую не первый год, есть наработки в 9 и 10 классах по географии.

Технология мной адаптирована к реалиям российского образования.

Суть данной технологии в том, что новый материал ребята изучают дома самостоятельно (первичное восприятие), выполняя несложные задания базового уровня (в данном случае – на оценку «3»). К домашнему заданию предлагается дополнительное домашнее задание более углублённого уровня (или немного расширяющее базовое домашнее задание), которое оценивается на дополнительный 1 балл плюсом к базовому домашнему заданию. Таким образом, придя на урок, учение получает базовую тройку или базовую четвёрку, которую он может повысить в течение урока, либо снизить, если вообще ничего не будет делать на уроке. Если ученик приходит на урок без базового домашнего задания (это 2 за домашнюю работу), то выше тройки на уроке он получить не может, как бы хорошо он на уроке не работал. Дети это понимают и принимают: их выбор делается дома осознанно. Далее ребята проверяют правильность и точность выполнения задания со слайдов или со слов учителя. Здесь очень важен тот факт, что те ребята, которые по каким – либо причинам были не готовы к уроку, всё равно услышат ответы по тому заданию, которое они не выполняли дома самостоятельно.

Далее учащиеся проверяют домашний тест с последующей самооценкой. Данный тест не оценивается и задаётся на дом для дополнительной проверки своих знаний. В листе учёта знаний ставится только + или –, и на итоговую оценку он не влияет. Ребята об этом знают, но всё же большая часть класса тесты выполняет.

После проверки теста идёт основной этап урока, на котором ребята расширяют и углубляют свои знания по домашней теме. На данном этапе урока применяются разнообразные формы работы: от индивидуальной до групповой. Но, что важно: ребята могут получить за этот этап от 1 до 3-х оценок и выставить их в листе учёта знаний в строке «Работа в группе» или «Индивидуальная работа».

В конце урока проводится тест (+/-) и также выставляется оценка в лист учёта знаний в графе «Тест на уроке».

Домашнее задание даётся комплексно: д/з базовое, дополнительное д/з на +1 балл к базовой тройке (по желанию) и тест (для отметки +/-) по желанию. Так как дети по типу восприятия информации разные, то для визуалов и аудиалов прилагаю к домашнему заданию видео уроки по данной теме, скаченные из интернета. В данной технологии можно самому учителю создавать водкасты и подкасты (видео- и аудиофайлы), т.к. перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» вызывает необходимость включать в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.

Технология «Перевёрнутый класс» хорошо вписывается в требования ФГОС. Применение этой технологии открывает путь к повышению важности роли учителя в обучении. Высвобождённое за счёт базового домашнего задания время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» также возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной технологии - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Для системной фиксации положительной динамики образовательных результатов в целях мотивации активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся автором используются листы учёта знаний (за урок дети получают много оценок, фиксируя их самостоятельно, итоговую оценку выставляет учитель). Приложение 1.

И в заключении нужно добавить, что данная технология позволяет перейти к индивидуализации процесса обучения, что позволяет повысить качество знаний учащихся и достичь более высоких показателей планируемых результатов.

Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:

  • педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
  • ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
  • обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
  • педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;

использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.

Недостатки данной применения данной технологии, например, отсутствие прямого контакта с учителем, можно заменять возможностью использования социальной сети «ВК Мессенджер» и электронной почтой учителя для установления при необходимости связи с обучающимися.

Приложение 1

Лист учёта знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Конспект-презентация по технологии "Перевёрнутый класс": география 10 класс. Тема "Численность и воспроизводство населения"

Данная презентация является одновременно и конспектом урока: все этапы и задания прописаны. Технология "Перевёрнутый класс" подразумевает самостоятельное изучение нового материала учащимися ...

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода....

Применение технологии «перевернутый класс» в обучении физике учащихся основной школы

В статье  предлагается описание одной из наиболее перспективных моделей обучения современного образовательного пространства – смешанного обучения. Рассматривается возможность использования ...