учебные экскурсии в 5 классе
проект по географии (5 класс)

Ширина Динара Наильевна

Система образования в наши дни, в условиях все ускоряющихся темпов развития науки, технологий, интеграционных процессов, является важнейшим звеном общественной жизни. Целью образования должно являться не только получение знаний, но и развитие в человеке инициативы, творческого подхода к своей деятельности, ответственности и сознательности, активной жизненной позиции.

Интенсификация школьного учебного процесса, применение методов обучения, развивающих познавательный интерес, творческий и критический подход к выполнению учебных задач, самостоятельность, мыслительные способности, является одним из способов достижения этих целей образования. От отношения ребенка к учебе зависит во многом качество получаемого им образования, так как учебный материал, усвоение которого происходит при активной,  заинтересованной позиции школьника, является надежной основой для усвоения следующих уровней знаний.

Особенно важен творческий подход в обучении географии. Эта наука о Земле, о природе нашей планеты и происходящих в ней процессах в школьном курсе имеет наибольший потенциал для развития исследовательского интереса и творческих способностей учащихся, их стремления и умения наблюдать, замечать закономерности, связи различных объектов и явлений. В противовес сложившейся практике преподавания этого предмета  традиционными и малоэффективными методами, такими как изучение материалов учебника в классе, рассказ учителя, демонстрация наглядных пособий, более широкое использование экскурсионного метода обучения является одним из способов развития указанных способностей учащихся и их интереса к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_ekskursii_po_geografii_v_5_klasse.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Роль экскурсии в образовании и воспитании школьников……………..5

Глава 2. Методические основы  разработки и проведения школьных экскурсии по курсу «География Земли»

2.1 Планирование учебных экскурсий в курсе «География Земли»……………..9

2.2 Содержание и методы проведения экскурсии по теме "Виды изображения земной поверхности. Ориентирование. Компас и азимут."……………………………..14

2.3 Методика проведения экскурсии по теме "Рельеф Земли" …………………17

Глава 3. Проблемы организации и проведения экскурсионной деятельности в школе……………………………………………..................................................29

Заключение……………………………………………………………………….…22

Список использованных источников ………………………………………….…..23

Введение

Система образования в наши дни, в условиях все ускоряющихся темпов развития науки, технологий, интеграционных процессов, является важнейшим звеном общественной жизни. Целью образования должно являться не только получение знаний, но и развитие в человеке инициативы, творческого подхода к своей деятельности, ответственности и сознательности, активной жизненной позиции.

Интенсификация школьного учебного процесса, применение методов обучения, развивающих познавательный интерес, творческий и критический подход к выполнению учебных задач, самостоятельность, мыслительные способности, является одним из способов достижения этих целей образования. От отношения ребенка к учебе зависит во многом качество получаемого им образования, так как учебный материал, усвоение которого происходит при активной,  заинтересованной позиции школьника, является надежной основой для усвоения следующих уровней знаний.

Особенно важен творческий подход в обучении географии. Эта наука о Земле, о природе нашей планеты и происходящих в ней процессах в школьном курсе имеет наибольший потенциал для развития исследовательского интереса и творческих способностей учащихся, их стремления и умения наблюдать, замечать закономерности, связи различных объектов и явлений. В противовес сложившейся практике преподавания этого предмета  традиционными и малоэффективными методами, такими как изучение материалов учебника в классе, рассказ учителя, демонстрация наглядных пособий, более широкое использование экскурсионного метода обучения является одним из способов развития указанных способностей учащихся и их интереса к учебе. [6]

Целью настоящей работы является  разработка методических рекомендаций по проведению школьных учебных экскурсий по курсу «География Земли».

Эта цель включает следующие задачи:

- выяснить роль экскурсионного метода формирования географических компонентов курса «География Земли»;

- описать содержание и методы проведения экскурсии по теме "Виды изображения земной поверхности. Ориентирование. Компас и азимут.";

- описать методику проведения экскурсии по теме "Рельеф Земли";

- выявить проблемы организации проведения экскурсионной деятельности.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что изучение и совершенствование экскурсионного метода в изучении курса «География Земли», разработка и применение методики проведения экскурсий, способствуют лучшему усвоению знаний и умений в процессе изучения этого курса, развитию познавательного интереса, мыслительных способностей  учащихся, повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Глава 1. Роль экскурсионного метода в формировании покомпонентных знаний курса «География Земли»

Особое значение экскурсий в курсе изучения географии состоит, во-первых, в том, что эта наука – наука о земле, о естественных объектах и явлениях, закономерностях нашей планеты, изучать которые только по учебникам, без непосредственного ознакомления на местности, нецелесообразно, так как никакие рассказы учителя, учебники, наглядные пособия в школе не заменят практического ознакомления с реальными объектами («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

Во-вторых, именно в процессе изучения этого предмета можно достигнуть путем проведения экскурсий таких глобальных целей образования, как экологическое воспитание школьников, развитие их познавательного интереса, творческого мышления, мыслительных способностей.

Качество  преподавания, применяемые педагогом технологии, методы и приёмы, во многом определяют интерес учащихся к «любимой географии». В настоящее время – у учителя должен быть широкий методологический набор.  Наряду с использованием новых форм обучения и воспитания, нельзя забывать и о традиционных. И если надо, то – умело их модернизировать, приспосабливая к новым условиям и требованиям. Одним из  традиционных видов учебно-воспитательной работы  является экскурсия.  [7]

Проведение экскурсий по любому школьному предмету, в том числе физико-географических, имеет свои особенности. Географические экскурсии отличаются от других прежде всего целью проведения, объектами изучения, методами работы. Они, в отличие, например, от исторических, литературных и других видов экскурсий, имеют основной целью не только простое зрительное восприятие объектов изучения, но главным образом наблюдение за ними, за происходящими в них изменениями, установление закономерностей, взаимосвязей различных объектов, процессов и явлений в природе, а также выработка практических умений и навыков.

Главной целью экскурсий  является организация учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала,  проводимая вне школы, позволяющая наблюдать,  непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях. 

Целями экскурсий в процессе обучения физической географии являются закрепление предусмотренных программой теоретических знаний, привитие практических умений наблюдения за природными процессами и явлениями, приобретение конкретных знаний о природе своего края.

Эти цели в ходе изучения курса «География Земли» включают различные задачи:

- изучение природы, физико-географических особенностей своего края;

- изучение форм рельефа, строения реки, речных террас и т.д.;

- изучение воздействия на окружающую среду человека;

- наблюдение за сезонными изменениями в природе;

- обучение умению ориентироваться на местности различными способами, в том числе с помощью компаса;

- построение простейших планов местности. [23]

По методу проведения географические экскурсии можно разделить на следующие виды:

- Демонстративные экскурсии - проводятся с целью показа для зрительного восприятия школьниками объекта изучения. В чистом виде в курсе обучения географии такие экскурсии могут быть только в виде кратковременного выхода на природу, без отведения на них полноценного урока. Демонстрация объектов и явлений природы сопровождается пояснениями учителя.

- Иллюстративные экскурсии сочетают в себе рассказ учителя и наглядное представление объектов изучения, иллюстрирующих рассказ.

- Исследовательские экскурсии - предназначены для привития ученикам навыков самостоятельных исследований и наблюдений.

- Экскурсии с целью выработки практических умений (ориентирование на местности, определение параметров погоды и т.д.).

Выбор методов проведения экскурсии зависит прежде всего от цели урока, а также от возраста учеников, уровня их подготовки и других условий.

Организация и методика проведения внепрограммных экскурсий в основном аналогична учебным, но с той разницей, что проводятся они в нерабочее для класса время и по содержанию могут выйти за рамки школьной географии,  участвуют в них лишь желающие.

То, что экскурсии в школьном курсе географии имеют большую эффективность в усвоении учебного материала, чем другие формы обучения, подтверждают не только теоретические исследования, но и педагогическая практика.

Таким образом, эффективность использования экскурсий в школьном курсе географии «География Земли» обеспечивается следующими преимуществами этой формы обучения:

- экскурсии являются средством в преодолении формального подхода как учителя, так и учеников в изучении географии;

- экскурсии обеспечивают наивысшую степень наглядности при изучении объектов и явлений природы;

- этот вид урока создает условия для самостоятельной работы учащихся по получению знаний и умений;

- экскурсии способствуют развитию познавательного интереса, творческих способностей школьников, развивают наблюдательность, мыслительные способности, навыки научного исследования окружающего мира, умение замечать связи и закономерности процессов и явлений;

- эта форма обучения способствует экологическому воспитанию школьников, а также привитию им любви к родному краю, наблюдение красивых пейзажей в природе, либо отдельных природных объектов является также частью эстетического воспитания;

- в ходе экскурсий создаются условия для физического развития школьников, пребывание на свежем воздухе полезно для их здоровья, дает заряд бодрости для последующих занятий, повышает настроение;

- совместный с учениками поход в природу дает учителю лучше изучить класс и индивидуальные особенности детей, которые полнее раскрываются в непривычной обстановке, способствует их психологическому сближению как друг с другом, так и с учителем, что создает благоприятные условия для учебно-воспитательной работы.

Поэтому экскурсии являются не только эффективным средством изучения школьного предмета географии, но и  важным способом повышения качества образовательной и воспитательной работы в школе в целом.

Но все эти положительные эффекты могут быть достигнуты только при условии хорошо спланированной, подготовленной, организованной и проведенной экскурсии. При невыполнении этих условий экскурсия может превратиться в пустую трату учебного времени, необходимого на усвоение учебного материала. При отсутствии четких целей и задач, четкого плана экскурсии, хорошей организации и мотивации учащихся, при слабой дисциплине и неумении заинтересовать школьников, образовательные и воспитательные цели экскурсии не достигаются. Поэтому хорошая экскурсия требует от учителя большего уровня подготовки, более тщательного планирования и подготовки, чем обычный урок.  [23]

Глава 2. Методические основы разработки и проведения школьных экскурсий по курсу «География Земли».

2.1 Планирование учебных экскурсий в курсе «География Земли»

В проведении физико-географической экскурсии в природу выделяется 3 этапа:

1. Подготовка учителя и школьников к экскурсии;

2. Непосредственный ход экскурсии;

3. Обсуждение результатов, выводы, оформление полученного материала.

На этапе подготовки учитель определяет образовательные и воспитательные цели и задачи экскурсии. Цели географических экскурсий в природу могут состоять в следующем:

- закрепление, обобщение, конкретизация полученных на уроках в классе теоретических знаний;

- выработка умений устанавливать закономерности наблюдаемых в природе объектов и явлений;

- выработка практических умений и навыков, и т.д.

Цели и задачи экскурсий задаются в соответствии с требованиями программы по географии. Кроме того, должны учитываться условия проведения экскурсии, характер местности, погодные условия, и особенно уровень подготовки учащихся, то, какими знаниями, умениями и навыками они обладают.

Конкретные задачи формулируются исходя из этапа изучения темы, в рамках которой проводится экскурсия. Эти задачи в 5 классе могут состоять в закреплении полученных в ходе занятий в классе теоретических знаний, отработке изученных географических понятий и представлений, получении новых знаний, выработке конкретных практических умений (например, ориентирование по компасу, определение азимута и т.д.), сборе наглядного материала для использования на уроках в классе. Воспитательные цели заключаются в том, чтобы прививать детям коммуникативные навыки, самостоятельность, интерес к учебе, бережное отношение к природе, любовь к родному краю и т.д.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В то же время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.  [22]

Учитель должен изучить соответствующую методическую литературу, методические разработки по выбранной теме экскурсии, освежить и углубить свои знания.

После установления темы и конкретных целей экскурсии, ее образовательных и воспитательных задач, необходимо выбрать место проведения экскурсии. Это место должно отвечать следующим требованиям.

Во-первых, особенности местности должны давать возможность достичь поставленных целей и задач в ходе проведения экскурсии по конкретной теме. Район географической экскурсии должен быть, с одной стороны, характерным для данной местности, а с другой - быть разнообразным и включать как можно большее количество физико-географических особенностей.

Во-вторых, район проведения экскурсии должен быть расположен рядом со школой, чтобы обеспечить быстрое прибытие участников на место ее проведения, без существенных затрат учебного времени и сил экскурсантов.

В-третьих, должны учитываться меры безопасности при планировании проведения экскурсии, то есть выбранная местность должна иметь минимальную травмоопасность - отсутствие осыпей, обрывов, глубоких рек с быстрым течением, опасных болот, автомобильных дорог с плотным движением и прочих опасностей.

После выбора подходящего места проведения экскурсии учитель сам должен посетить и изучить эту местность, отобрать необходимые объекты для наблюдения, маршрут, места остановок.

Необходимо составить оптимальный маршрут экскурсии, таким образом, чтобы за короткий учебный час охватить необходимое количество природных объектов, учитывая при этом удобство передвижения и технику безопасности. [11]

Определив маршрут экскурсии, необходимо определить, какие конкретные методы учебной работы могут быть использованы. В 5 классе могут быть использованы следующие виды наблюдений и работ учащихся во время географической экскурсии.

- Адресная и физико-географическая привязка. Это начальный этап экскурсии, в ходе которого на имеющемся плане местности наносится местоположение объектов исследования, либо схематически зарисовывается местоположение объекта по отношению к каким-либо ориентирам на местности.

- Геологические наблюдения - это вид работ проводится на участках местности, имеющих обнажения почвенного профиля и горных пород - это крутые берега рек, невысокие (в целях безопасности) обрывы, овраги, небольшие карьеры. При этом учащиеся составляют наблюдают и составляют описание имеющихся слоев профиля обнажения, выходов горных пород, их состава. Могут делаться при этом в дневниках экскурсии зарисовки профиля, фотосъемка, текстовое описание. Для дальнейшего изучения можно собрать коллекцию минералов.

- Геоморфологические наблюдения - это наблюдение различных форм рельефа на местности. При этом проводится в дневниках зарисовка, либо размещаются фото форм рельефа, определяются и фиксируются в дневнике их параметры.

- Микроклиматические наблюдения - состоят в наблюдении и фиксации  в дневнике либо индивидуальных бланках метеорологических характеристик воздуха на момент проведения экскурсии - температуры, влажности, скорости и направления ветра, облачности, осадках.

- Гидрологические наблюдения - это наблюдения за водными объектами - реками, ручьями, источниками, прудами и  др.

- Почвенные наблюдения - проводятся, как и геологические наблюдения, по естественным обнажениям верхнего слоя земли.

Наблюдения за растительным покровом - осуществляются с целью установления основного, ландшафтообразующего типа растительности, а также наиболее характерных видов.

 Наблюдения за животным миром - отмечаются встречаемые в ходе экскурсии представители животного мира, следы их пребывания, выясняется связь обитания определенных видов животных и физико-географическими особенностями местности и преобладающими видами растительности.

- Маршрутные наблюдения - это наблюдение и фиксация на плане местности маршрута передвижения, различных ориентиров и объектов наблюдения. [21]

Определив конкретные виды работ, которые должны будут быть выполнены учащимися, учитель составляет для организации их самостоятельной работы индивидуальные карточки-задания.

Для успешного проведения экскурсии преподаватель должен предусмотреть и подготовить необходимое для нее оборудование. Необходимо предусмотреть также экскурсионное снаряжение - соответствующую форму одежды и другие его элементы. [1]

В процессе планирования должен быть составлен конспект экскурсии, следуя которому, учитель намеревается достигнуть поставленных целей и задач.  

Планирование вводной беседы с учащимися должно включать сообщение учащимся цели экскурсии, ее маршрута, объектов, которые требуется посетить, раздачу заданий для самостоятельной работы. Подготовка учащихся заключается в том, что они непосредственно перед экскурсией, в классе, повторяют необходимые для выполнения целей экскурсии теоретические знания. Кроме того, по картам той местности, на которой планируется экскурсия, они должны ознакомиться с ее маршрутом, с расположением планируемых к изучению объектов, до них должны быть доведены цели и задачи экскурсии. На данном этапе важно возбудить интерес учащихся к планируемому занятию вне школьных стен, исследовательский дух в них. Можно попросить учащихся вспомнить то, что им уже известно о тех объектах, которые планируется посетить, использовать знания тех из учеников, которые лучше других осведомлены об этих объектах.

Перед началом экскурсии также обязательно надо провести инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на экскурсии в природе, дисциплине, проверить наличие необходимого снаряжения. Целесообразно разбивать учащихся на группы, которым даются различные задания, кроме общих для всей экскурсионной группы. Индивидуальные задания могут включать измерение расстояний между определенными объектами, сбор определенных видов растений, горных пород и т.д.  Выполнение группами разных заданий, с последующим оглашением их результатов в классе и ознакомлением с результатами работ других групп, позволяет охватить больший объем учебного материала. Необходимо проинструктировать о порядке и правилах заполнения индивидуальных бланков. [3]

Конспект должен содержать содержание объяснений учителя по ходу движения по маршруту, содержание ответов учащихся, задания учащимся, их результаты, эскизы рисунков, которые учащиеся должны будут выполнить, форма и объем записей в бланках. Учитель при составлении конспекта урока-экскурсии должен стремиться к тому, чтобы достигнуть наибольшей наглядности, чтобы как меньше рассказывать на таком уроке, и как можно больше показывать, мобилизуя внимание детей на формирование ярких и запоминающихся образных представлений об объектах исследований, на наблюдение и выявление закономерностей и связей естественных объектов и процессов.

Таким образом, эффективность использования преимуществ экскурсий как формы обучения в курсе «География Земли» напрямую зависит от грамотного планирования и организации урока. Планированию подлежат следующие моменты подготовки и проведения экскурсии:

- составление тематического плана, определение тем и сроков проведения экскурсий, в увязке с изучаемым теоретическим материалом;

- определение образовательных и воспитательных целей и задач урока;

- выбор места проведения экскурсии, составление маршрута и составление описаний объектов изучения;

- составление конспекта урока, с занесением в него основных моментов вводной и заключительной беседы, пояснений учителя по ходу экскурсии, вопросов и заданий учащимся, их ответов, эскизов рисунков;

- выбор методов работы учащихся;

- подготовка для учащихся индивидуальных бланков заданий, оборудования и снаряжения;

- сбор наглядного материала;

- подведение итогов и оформление результатов экскурсии.

Экскурсии должны быть четко спланированы и готовиться заранее, они требуют особых навыков учителя, больших затрат времени на подготовку, но хорошая экскурсия может стать незаменимым звеном процесса обучения. Рассмотрим методику проведения географических экскурсий в 5 классе.

2.2 Содержание и методы проведения экскурсии по теме "Виды изображения земной поверхности. Ориентирование. Компас и азимут."

Осенняя экскурсия, посвященная теме «Виды изображений земной поверхности, ориентирование, компас и азимут» проводится с целью отработки и закрепления полученных ранее в ходе учебного процесса понятий об ориентировании, компасе и азимуте, о видах изображения земной поверхности, получения практических навыков ориентирования на местности, использования, компаса, определения азимута, составления простейшего плана местности.

Учащиеся в ходе предыдущих уроков в классе уже научены обращаться с компасом, имеют представления о других способах ориентирования на местности, имеют представление об определении азимута, знакомы с понятием плана местности, с тем, какие элементы земной поверхности и каким способом, какими условными знаками отображаются на плане, знают, что такое масштаб и как он применяется при составлении плана местности, какими способами измеряется расстояние на местности.

Учащимся могут быть предложены к выполнению следующие виды практических работ:

- по направлению собственной тени в полуденное время определить направление сторон горизонта;

- по характеру роста лишайников и мхов на различных сторонах деревьев и пней определить направление на север;

- определить направление на север и другие стороны горизонта с помощью компаса, горизонтально разместив его на ладони или планшете и совместив путем вращения собственного корпуса тела или планшета синий конец стрелки с обозначенным на шкале компаса направлением на север;

- измерить расстояние между объектами на местности с помощью шагов, рулетки, глазомерным способом (разделить на глаз расстояние на несколько равных частей, измерить определенную часть расстояния шагами и затем умножить полученное расстояние на количество равных частей);

- нанести на планшет и измерить азимут направления на определенный предмет (угол между направлением на предмет из точки наблюдения и направлением на север);

- нанести на план местности в принятом масштабе расстояние и направление на объект.  [4]

Образовательные цели такого урока: сформировать у учащихся представления о способах ориентирования на местности, практические умения и навыки такого ориентирования, в том числе по солнцу, компасу, местным признакам, сформировать умения определять направления на объект (азимут) и расстояние на местности.  

Развивающие цели: развитие логического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, пространственного воображения и мышления.

Воспитательные цели: воспитание познавательного интереса, коммуникативных навыков  в ходе коллективной работы.

В ходе урока используются следующие методы учебной обучения: словесный, частично-поисковый, практический. Наибольшее значение в соответствии в целями урока здесь имеет практический метод.  [3]

Учитель на этапе подготовки должен выбрать место проведения экскурсии и составить маршрут, определив места остановок и выполнения практических работ. Такую экскурсию целесообразно провести во дворе школы, где имеются удобные условия для такого вида работ по ориентированию на местности.

Учитель должен также подготовить необходимое оборудование и снаряжение для экскурсии: компасы, планшеты для размещения компаса и индивидуального бланка, сами бланки, рулетки. Учащиеся должны при себе иметь карандаш, ручку, линейку.

Урок должен начинаться с вводной беседы в классе. В ходе которой учащимся сообщается цель и задачи экскурсии, место ее проведения и маршрут, виды планируемых практических работ. В ходе вводной беседы необходимо повторить основные понятия: стороны горизонта, компас, азимут, а также известные учащимся способы ориентирования на местности, правила работы с компасом и определения расстояний. Необходимая часть вводной беседы - сообщение учащимся правил техники безопасности при участии в экскурсии.

Маршрут может начинаться от крыльца школы, откуда предлагается проследовать к определенному удобному месту во дворе, где происходит первая остановка, в ходе которой учащимся предлагается встать прямо, спиной к солнцу, и по направлению собственной тени определить направление на север, и другие стороны горизонта. После этого предлагается осмотреть стволы растущих рядом деревьев и по тому, на какой стороне больше растет мха и лишайников, определить направление на север. Следующим шагом является определение сторон горизонта по компасу, при этом учитель раздает необходимое оборудование, и под его наблюдением и руководством учащиеся придают компасам горизонтальное положение, положив их на твердый планшет, и поворачивая корпус своего тела, пока стрелка компаса не совместится с обозначенной на компасе буквой «С», определяют направление на север. Делаются выводы о том, какой способ ориентирования является наиболее точным. Этот этап экскурсии займет меньше времени, если учащихся предварительно разбить на три группы, поставив перед каждой из них задачу определить стороны горизонта одним из трех способов.

Далее может быть поставлена задача определить направление от точки наблюдения на выбранный учителем объект. Для этого учитель показывает, а ученики повторяют его действия: положив на лежащий на планшете индивидуальный бланк компас в обозначенном месте остановки, учащиеся поворачиваются до совмещения стрелки компаса с направлением на север, после чего кладут на планшет линейку, в направлении от места наблюдения на выбранный объект и фиксируют с помощью карандаша на бланке эти направления.

После этого разным группам учащихся предлагается определить расстояние до выбранного объекта с помощью шагов и рулеткой. Полученные результаты измерений сравниваются и делается вывод о том, какой способ является более точным. Расстояние в масштабе откладывается на индивидуальном бланке.

После этого с целью закрепления полученных умений указанные действия повторяются с выбором другого объекта, определяется направление на этот объект и расстояние до него, после чего его местоположение обозначается на бланке. Таким образом в результате учащимися создается простейший план территории двора школы, или ее части.

Важным этапом экскурсии является заключительная беседа, в ходе корой ученики отвечают на вопросы о том, что нового они узнали на уроке, чему научились, для чего нужно ориентирование на местности, что им понравилось в ходе урока и т.д.   [22]

2.3 Методика проведения экскурсии по теме "Рельеф Земли"

При изучении курса «География земли» в 5 классе предусмотрено проведение осенней экскурсии, которая должна быть посвящена теме «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности».  

Целью этой экскурсии является закрепление полученных ранее представлений и понятий о рельефе Земли, получение знаний о формах рельефа своей местности, о слагающих поверхностных слой земли породах, об их взаимосвязях с рельефом, о внутренних водах и их влиянии на формирование форм рельефа.

Учащиеся в ходе изученного ранее в классе учебного материала уже знают такие географические понятия как рельеф и формы рельефа: возвышенности и впадины, горы и низменности, овраги; река, русло реки, речные долины; абсолютная и относительная высота местности. В ходе изучения в классе они имеют представление о том, как можно определить высоту точек местности, глубину оврага, крутизну склонов. У учащихся в ходе ранее проведенной экскурсии выработаны практические умения ориентироваться на местности, в том числе с помощью компаса.

Учащиеся в ходе осенней экскурсии должны приобрести практические умения делать зарисовки форм рельефа, изображать геологический профиль, а также вести наблюдения и определять относительную высоту отдельных точек местности, крутизну склонов, ширину и глубину, скорость течения реки, глубину оврага и т.д.  [19]

В ходе осенней экскурсии учащимся может быть предложено выполнение следующих видов практических работ:

- ориентирование на местности по солнцу и с помощью компаса, определение азимута направления на объект (в виде повторения);

- определение на глаз или с помощью самодельного нивелира относительной высоты выбранной точки местности (холма, высокого берега и т.д.);

- определение глубины оврага;

- определение на глаз или с помощью эклиметра крутизны склона;

- зарисовка профиля обнажения горных пород (на обрыве реки, в небольшом карьере и т.д.;

- определение ширины и глубины, скорости течения реки;

- составление описания водного объекта.

В ходе такой экскурсии, целью которой является изучение форм рельефа и их взаимосвязей с рельефообразующими факторами, учащимся может быть предложено установить взаимосвязи:

- между рельефом и подстилающими породами (на месте обнажения можно проследить, что крутые склоны внутри состоят из известняков, боле пологие - из песка и самые пологие - из глины);

- между породами в геологическом профиле и уровнем залегания грунтовых вод (на профиле можно проследить, что грунтовые воды находятся выше водоупорного слоя из глины);

- между рельефом и характером течения реки.

Для проведения экскурсии по теме «Рельеф местности» учитель должен выбрать место ее проведения, которое должно отвечать следующим требованиям:

- быть расположенным недалеко от школы,

- должен быть, с одной стороны, характерным для данной местности, а с другой - быть разнообразным и включать как можно большее количество физико-географических особенностей, в том числе, необходимо наличие пересеченного рельефа, с обнажением горных пород, наличие водных объектов (рек, ручьев и др.), разнообразный растительный покров;

- должно обеспечивать максимальную безопасность экскурсантов (отсутствие высоких обрывов, скользких берегов у рек, топких болот и т.д.) и высокую проходимость.   [1]

В соответствии с поставленными перед уроком целями необходимо подобрать объекты для исследовательской работы: это холм для определения его относительной высоты, крутизны склонов; овраг для определения глубины и длины; река для определения ширины» глубины, скорости течения, и для составления ее описания; место обнажения горных пород для описания геологического профиля и т.д.

Учитель составляет заранее конспект урока, в который заносит все планируемые остановки, содержание объяснений и заданий учащимся, требуемые от них действия и ответы, эскизы рисунков и т.д.

Необходимое оборудование для проведения экскурсии - планшеты и бланки с индивидуальными и групповыми заданиями, рулетка, нивелир, эклиметр, ручка, карандаш, линейка, цветные карандаши.

Урок начинается с вводной беседы в классе, в ходе которой учащимся сообщаются цели и задачи экскурсии, повторяются необходимые в ходе урока знания, приобретенные на предыдущих уроках, касающиеся форм рельефа, их особенностей, способов их измерения. Проводится учителем краткий обзор и характеристика природных особенностей своей местности и отдельных объектов, сообщается место проведения экскурсии и ее маршрут.

Для ознакомления учащихся с маршрутом и планом проведения экскурсии, с оборудованием и правилами работы с ним может быть выделении отдельный урок, предшествующий экскурсии.

Глава 3. Проблемы организации и проведения экскурсий в школе.

Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности. Учителю необходимо знать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1. Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удается. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков. Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3. Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования. Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4. На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка.

5. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия. Тут иного выхода нет: необходимо перенести экскурсию на другой день.

Для географической экскурсии характерны следующие особенности, создающие трудности организации.

Во время проведения экскурсии необходимо организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр. Это требует хорошей дисциплины, организованности, ответственности учащихся.

Преподавание должно отличаться конкретностью, а длительных словесных объяснений лучше избегать, чтобы достигнуть главных целей экскурсии, отличающих их от других форм учебных занятий. Следует избегать перегружать учащихся новыми сложными терминами, чтобы не отвлекать их внимание от главного - выполнения поставленных перед экскурсией задач.

Экскурсовод должен правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него, поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Но проведение экскурсий в необычной для детей обстановке требует от учителя более тщательной подготовки, организации детей, для этого учитель должен обладать определенными навыками, только в этом случае будут достигнуты результаты, которые может дать экскурсия как наиболее эффективный способ преподавания географии.   [22]

      

 Заключение

В ходе выполненной работы, посвященной разработке методических рекомендаций по проведению школьных учебных экскурсий по курсу «География Земли» в 5 классе средней общеобразовательной школы, были выполнены следующие задачи:

- выяснена роль экскурсионного метода формирования географических компонентов курса «География Земли»;

- приведены описания содержания и методов проведения экскурсий по теме "Виды изображения земной поверхности. Ориентирование. Компас и азимут.", «Рельеф земной поверхности»;

- выявлены проблемы организации проведения экскурсионной деятельности.

Таким образом, поставленные перед работой задачи выполнены. По результатам работы можно сделать следующие выводы.

Эффективность использования экскурсий в школьном курсе географии «География Земли» обеспечивается тем, что они являются средством в преодолении формального подхода как учителя, так и учеников в изучении географии; обеспечивают наивысшую степень наглядности при изучении объектов и явлений природы; создают условия для самостоятельной работы учащихся по получению знаний и умений; способствуют развитию познавательного интереса, творческих способностей школьников, развивают наблюдательность, мыслительные способности, навыки научного исследования окружающего мира; способствуют экологическому воспитанию школьников, а также привитию им любви к родному краю; Поэтому географические экскурсии имеют значение не только в преподавании данного предмета, но и общеобразовательное, развивающее и воспитательное значение.

Но все эти положительные эффекты могут быть достигнуты только при условии хорошо спланированной, подготовленной, организованной и проведенной экскурсии.

Список использованных источников

1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова,
А.И. Елховская, В.В. Николина. – М .: Просвещение, 1988. – 22 с.

2.  Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М: Просвещение, 1988. – 157 с.

3. Беловолова, Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова // География в школе. – 2006. - № 5. - С.39-46.

4.  Беляев А. М. Проведение географической практики в школьных геоэкологических лагерях / А. М. Беляев // География в школе. - 2008. - N 4. - С.46-48

5. Вахромеева, О. Б. Человек с открытым сердцем / О. Б. Вахромеева // Педагогика. – 2001. - № 4. – С.110-112.

6. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014. -№ 4. 4.   

7. Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1-5.

8. Геттнер, А. География: ее история, сущность и методы / А. Геттнер / Пер. с нем. Е. А. Торнеус; под ред. Н. Н. Баранского. – М.: Просвещение, 1985. – 310 с.

9. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб – М.: ВЛАДОС, 1999. – 96 с.

10. Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013. 5.   

11. Докиш С.П. Педагогика практических работ на местности / С.П. Докиш // География в школе. – 1991. - № 1. – с. 42 – 45.

12. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей, 1996.

13. Елховская Л.Н. Формы и методы внеурочной работы по изучению своего края / Л.Н. Елховская. – М.: Просвещение, 1988. – 180 с.

14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2003. – 216 с

15. Иванов Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.        

16. Мамонов, А. В. История экскурсионного дела / А. В. Мамонов // География в школе. – 1999. - № 2. – С.41-44.

17. Поздняк, С. Н. Методика обучения географии: Методика и опыт / С. Н. Поздняк // География в школе. – 2006. - № 5. – С.35-38.

18. Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. – В 3 ч. – Ч.3. – Дидактика / И. И. Прокопьев. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с.

19. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Просвещение, 1997. – 65 с

20. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

21. Соловьев М. С.Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов / М. С. Соловьев // География в школе. - 2008. - N 4. - С.52.

22. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии / Е.Я. Чернихова. – М.: Просвещение, 1980. – 112 с.

Интернет-источники:

23.http://file.44school.ru/teacher/tkacheva/metodicheskaja_kopilka/my_project/ja_poznaju_mir/shkolnaja_jekskursija.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные экскурсии по географии

Учебные экскурсии играют важную роль в учебно-воспитатаельном процессе. В данном материале представлено обобщение опыта по проведению учебных экскурсии в ходе рпеподавания географии и во внеурочное вр...

Учебные экскурсии как средство развития интереса к предмету физики

Я считаю. что экскурсии являются одним из средств повышения интереса к изучению физики и приобретению практических навыков. Именно на экскурсии можно увидеть практическое применение законов физики в н...

Учебная экскурсия как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Статья о значении экскурсий,содержит  справочную информацию о музеях города Самара, на базе которых возможно проведение занятий по различным темам. Описание практического занятия (лабораторная ра...

Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

Организация и проведение учебных экскурсий в природу

Представляется широкий спектр исследовательской деятельности: ландшафтоведение, топография, геоботаника, гидрология, геология и др....

Учебная экскурсия "Скульптурные произведения искусства на античные темы в Эрмитаже".

Форма занятия: учебная прогулка по Эрмитажу.Цель: способствовать эмоционально - ценностному восприятию школьниками музейных эспозиций как части не только отечественного, но и всемирно культурного насл...

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

образовательная экскурсия для 9 классов на английском языке...