Организация и проведение учебных экскурсий в природу
методическая разработка по географии на тему

Шуваева Елена Николаевна

Представляется широкий спектр исследовательской деятельности: ландшафтоведение, топография, геоботаника, гидрология, геология и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ.

Составила учитель географии МОУ средней общеобразовательной школы №3 с углубленным изучением английского языка г. Жуковский, учитель высшей категории ШУВАЕВА ЕЛЕНА  НИКОЛАЕВНА.

                                       Пояснительная записка.

Эта разработка может быть использована учителями географии, руководителями факультативов и кружков по краеведению, а так же всех творчески работающих учителей, занимающихся изучением своего края.

Школьная программа по географии предусматривает проведение полевых исследований природы в 5-8 классах. Учебная экскурсия – сложная в организационном и методическом плане форма проведения занятия. Она требует тщательной подготовки учителя и включает:

  1. Постановку цели и задач экскурсии.
  2. Теоретическое изучение природы района и  выбор маршрута.
  3. Составление предварительных заданий полевого исследования.
  4. Предусмотреть возможность использования полученных в результате экскурсии  материалов на уроках и  других мероприятиях.
  5. Учитывать сезонность проведения экскурсии.

Учебные экскурсии разбиты по классам. Предлагаемые варианты позволят выбрать наиболее приемлемые для каждого организатора набор полевых исследований. Представляется широкий спектр исследовательской деятельности: ландшафтоведение, топография, геоботаника, гидрология, геология и др.

Данная методическая разработка не стремится дать полную характеристику физико-географических объектов Раменского района. Здесь показаны основные направления  и методы практической деятельности по изучению компонентов природы. Они могут быть использованы для проведения исследовательских работ любых природных объектов, в том числе тех,  которые располагаются за пределами Раменского района.

 

«ЗАБОЛАЧИВАНИЕ РЕКИ КАК  РЕЗУЛЬТАТ  ИЗМЕНЕНИЯ ГИДРОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

             Место проведения: г. Жуковский  р. Быковка

                 для учащихся 6 Кл.

Цель: оценка влияния компонентов природы на процессы заболачивания водоемов.

Характеристика Быковки:

Быковка относится к малым рекам Московской области. Это левый приток 1 порядка р. Москвы. Начинается в Люберецком районе, протекает по низменной территории в зоне подтопления р. Москва. В нескольких местах перегорожена дамбами, поэтому разделена на участки: одни представляют замкнутый водоем со стоячей водой, другие – сильно заболочены, с просачивающимися  водами ключей, пересыхающие во время знойного лета.

Задания учащимся.

  1. Описать различия речного русла (вблизи 5 микрорайона) до и после дамбы.
  2. Изучить видовой состав прибрежных растений 2 участков.
  3. Определить обилие (поштучно) различных видов на площадке 1кв.м. Осоки, камыш, рогоз, череда, сабельник и пр. Сделать рисунки и взять образцы для гербария.
  4. Изучить корневую систему прибрежных растений, т.к. корни накапливают на себе ил, что способствует большему заболачиванию.

Выводы: человек в результате своей деятельности, изменил гидрографические условия реки. Растения начали приспосабливаться к новым условиям обитания. Сформировалось новое растительное сообщество – сообщество зарастающего заболоченного  водоема, где процессы заиления продолжаются.

«ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВИДОВОГО СОСТАВА ЛЕСА»

Место проведение: г.Жуковский Цаговский лес

                                 Для учащихся 5 Кл.

Цель: знакомство с ПК леса, закономерностями распространения растений по отношению к свету, теплу, влаге.

Оборудование : рулетка, определитель пород растений.

Характеристика Цаговского леса:

                                   Задания учащимся.

  1. Определить виды деревьев в лесу (ель, сосна, осина, ольха, береза). Сформировать понятия  «тайга», «бор», «смешанный лес».
  2. Определить ярусы данного леса. Если деревья в лесу примерно одинаковой высоты, то лес называется одноярусным. Если кроме высоких елей и сосен имеется подлесок из осины, ивы, ольхи, калины – это двухъярусный лес.
  3. Определить отношение древесных пород к свету:

  А) Найти два тесно растущих дерева (желательно ель и сосну), отметить «флаговую»  форму сосны (все живые зеленые ветви находятся с противоположной от соседнего дерева стороны. А редкие, высохшие, оголенные -  с тесно растущим  стволом другого дерева). У ели это выражено слабее.

 Б) Составить краткое описание внешнего вида соседних деревьев: форма кроны, наличие сухих ветвей, форма ствола (мачтовые), расположение ветвей по стволу (только в верхней части или вдоль всей длины).

 В) Сделать вывод об отношении деревьев к свету.

4.  Определить отношение деревьев к влаге.

  Учитывая, что в Жуковском почвообразующей породой являются пески, следовательно, хорошо дренированные грунты. Поэтому в 1 господствующем ярусе должны преобладать древесные породы извлекающие влагу, глубоко из земли.

 А) Отметить площадку 10м. на 10м. Сосчитать количество сосен и елей, достигших верхнего яруса выбранного участка.

 Б) Сделать вывод о господствующих деревьях в условиях хорошо дренированных  песчаных почв.

Выводы: сосна – светолюбивое дерево, поэтому в лесу тянется к солнцу, имеет высокий прямой неширокий ствол. Ветви располагаются лишь в верхней части дерева. В условиях песчаных почв является

господствующей породой, т.к. имеет стержневую корневую систему,

способную обеспечивать растение влагой с глубины.

«ОПИСАНИЕ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ЛЕСА»

                      Место проведения: г. Жуковский  Цаговский лес

                       Для учащихся 6-7 Кл.

Цель: Классификация ПК леса, составление геоботанического описания деревьев и кустарников.

                                   Задания учащимся.

  1. Отмерить площадку 10м. на 10м. в лесу. Провести классификацию деревьев по степени развитости. (Существующая классификация используется с 1928года).
  • 1 класс – деревья господствующие, они составляют основу общего полога леса;
  • 2 класс – согосподствующие деревья, они несколько ниже, кроны их развиты хуже;
  • 3 класс – заглушенные, кроны их не входят в общий полог, часто односторонние;
  • 4 класс – угнетенные, отмирающие или уже отмершие деревья.  

Подсчитать количество деревьев каждого класса, сделать вывод о борьбе за существование между деревьями. (В качестве справки: из 50 000 всходов до взрослого состояния доживает лишь одно дерево).

  1. Составить геоботаническое описание деревьев и кустарников, используя таблицу.  

П/П

Виды деревьев и кустарников

  Ярус

Высота

средн. и

макс.

в метрах

Обхват ствола средн. и  макс.

 в см.

Кол-во штук

Особые замечания

1.

сосна

2.

ель

3.

4.

  1. Определить высоту деревьев, относящихся к разным ярусам.

Способ определения:

Зная рост человека (А)

- измерить длину его тени в солнечный день (а)

- измерить длину тени от дерева (в)

- по отношению А : а = В : в определяем высоту дерева (В)

- по формуле   В = (А х в) : а.

4. Дать название типу леса по составу древесной растительности, травяному и моховому покрову.

5. Собрать растения леса для составления гербария.

«ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЛУГА»

Место проведения: правобережье р. Москвы вершина и      подножие Боровского кургана.

                                Для учащихся 6-7 Кл.

Цель: изучение суходольных и пойменных лугов, оценка влияния увлажнения на видовое разнообразие луговой растительности и общее проективное покрытие.

Краткая характеристика участка: естественные луга занимают небольшую площадь в пригородной зоне г. Жуковского. И все же можно выделить два типа лугов. Суходольные луга на возвышенных участках или на средних частях склонов. Это сухие луга, на которых произрастает лапчатка серебристая, чабрец, клевер горный, земляника, подорожник, щавель. Пойменные (заливные) луга встречаются отдельными участками по долинам рек Пахра, Пехорка, Быковка. Там растут клевер луговой, луговая люцерна, мятлик, тимофеевка, мышиный горошек.

                            Задания учащимся.

1. Указать географическое положение луга, расположенного на возвышенной части Боровского кургана. Рельеф, экспозицию склона, условия увлажнения.

2. Составить геоботаническое описание луга на пробной площадке 1м. на 1м , используя таблицу.

№ П/П

    Название  

    растений

Обилие

 ( штук)

Высота

  см

Фенофаза

Примечания

1.

подорожник

2.

3.

 3.Указать географическое положение луга, расположенного в низовье р. Пахры. Рельеф, условия увлажнения.

4. Составить геоботаническое описание на пробной площадке 1м х 1м, используя ту же таблицу.

5. Дать сравнительную характеристику растительности суходольного и пойменного луга

Виды растений

Суходольный

Пойменный

1.

2.

Общее количество

Выводы: растительность суходольного луга более разнообразна в видовом составе, но общее покрытие пойменного луга гуще, это более сочные и ценные в кормовом отношении травы.

«ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ НА РЕКУ ПАХРА»

Место проведения: правобережье р. Москвы вершина и      подножие Боровского кургана.

                                       Для учащихся 8 класса

Цель: изучение особенностей речной долины, определение зависимости направления, длины и характера течения реки от рельефа и геологического строения.

Краткая характеристика р. Пахра: правый приток 1 порядка  р. Москвы. Имеет выраженную речную долину с поймой и террасами, есть петли и излучены. В низовье протекает по известковым породам каменноугольного возраста. Правый берег в этом месте крутой, есть обнажения. Скорость течения реки выше, чем в других. Дно порожистое, в сухое лето можно увидеть валуны.

                                 Задания учащимся.

1. Изучить пойму, террасу, обрывы как результат работы реки. Излучины, меандры как результат блуждания реки.

2. На правом берегу определить породу, слагающую берег. Отметить наличие обрывов и обнажений.

3. Составить описание обнажения:

А) название породы;

Б) мощность;

В) цвет;

Г) слоистость;

Д) плотность;

Е) трещиноватость;

Ж) характер границ с вышележащими слоями.

4. Определить скорость течения реки (за сколько секунд проплывет отмеренное расстояние брошенная на середину щепочка).

5. Определить ширину реки дистанционно.

(измерение делать в том месте, где берега пологие)

Порядок измерения ширины:

А) выбрать на противоположном берегу два предмета М и N находящихся на небольшом расстоянии друг от друга;

Б) держа горизонтально травинку, закрыть ею промежуток между выбранными предметами и отметить на ней длину (травинку держать на вытянутую руку, смотря одним глазом);

В) отметить вешкой точку своего стояния (А);

Г) сложить травинку пополам и отойти на такое расстояние строго перпендикулярно от реки, чтобы промежуток между предметами закрывался уменьшенной в два раза травинкой;

Д) отметить вешкой точку своего стояния (В);

Е) измерить расстояние между двумя вешками А и В. Полученный результат равен ширине реки.

Схематический рисунок.

АВ = АС

Выводы: формирование речной долины началось в послеледниковый период. За истекшее время сформировалась хорошо выраженная речная долина. Река, прорезая русло, глубоко врезается в коренные твердые породы, создавая профиль равновесия. Поэтому некоторые берега  обрывистые и крутые. Находя податливые и легко вымываемые породы, река петляет, долина расширяется. От истока к устью Пахра меандрирует, что увеличивает ее общую длину.

«АНТРОПОГЕННЫЙ РЕЛЬЕФ РАМЕНСКОГО РАЙОНА»

                                Место проведения: д. Чулково, карьер

                                Для учащихся 7 класса.

Цель: выяснить причины возникновения карьера, установить его геологические особенности, какие изменения в рельефе произошли в связи с образованием карьера.

Краткая характеристика: песчаный карьер располагается на северном склоне Боровского кургана. Здесь близко к поверхности подходят юрские и меловые пески. Раньше производилась их активная добыча для строительных целей, сейчас же разработка завершена. Учитывая, что карьер находится на склоне, была изъята часть его поверхности, котлован при этом не вырывался.

                                   Задания учащимся.

1. Определить географическое положение карьера, составить схематический план.

2. Установить какое полезное ископаемое добывалось и почему в этом месте.

3. Определить особенности залегания ископаемых:

  •  способ добычи, мощность разрабатываемого пласта;
  • мощность вскрыши (посторонние породы прикрывающие рабочий пласт);
  • цвет;
  • слоистость, наличие включений;
  • зернистость.

4. Установить, как изменился природный рельеф кургана под влиянием деятельности человека.

Выводы: древние пески  перекрыты четвертичными отложениями, но в северной части Боровского кургана выходят на поверхность, поэтому здесь началась их добыча. Учитывая, что ископаемые находятся в положительной форме рельефа, оценивают высоту их залегания. Котлован при добыче не образовался, песок изымался со склона, поэтому произошло изменение формы кургана.

« РОДНИКИ – ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

                                          Место проведения: с. Быково или д. Чулково

                                          Для учащихся 6-7 классов.

Цель: изучение водных источников Раменского района как памятников природы местного значения.

Местоположение родников: родник с. Быково находится в нижней части склона, на левом берегу р. Быковки, в 50м. от уреза;

родник у д. Чулково находится в нижней части склона Боровского кургана, на правом берегу р. Москва в 100м. от уреза.

                                      Задания учащимся.

1.Местоположение родника.

2. Положение родника в рельефе, экспозиция склона, окружающий природный ландшафт.

3.Краткое описание родника:

  • тип (истечение на склоне, выход в стенке оврага, безнапорный в низине);
  • объем воды, вытекающий из родника (литры в секунду);
  • качество воды, прозрачность.

4. Куда впадает ручей, вытекающий из родника.

5. Обустройство (естественное истечение, металлический каркас, кольцо бетонной трубы пр.).

6. Доказательство природной ценности (направления рационального использования или запрет использования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения учебных экскурсий по географии

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. ...

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)

   Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в ...

БАСКЕТБОЛ. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)

Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в баскетбол, перечень ...

«Методика проведения учебных экскурсий в школе на примере Дудергофских высот »

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: доби...

Методика проведения учебных экскурсий по географии в условиях реализации ФГОС

Методическое пособие содержит материал о видах учебных экскурсий по географии,способах их организации и методике проведения, а также пример разработки учебной экскурсии для учащихся 9 класса на предпр...

Об организации и проведении учебных и учебно-профессиональных проб учащихся старшей школы

   Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса ...