Рельеф Земли, равнины, горы, 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

 

Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии рельефа;

- сформировать у учащихся знания о формах рельефа, их различии по высоте, по форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_28_29_relef_zemli.ravniny_i_gory.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5а, 5б, 5в, 5г

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 28, 29

Тема урока: Рельеф Земли. Равнины. Горы. Пр. р. «Определение по карте географического положения гор и равнин»

Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии рельефа;

- сформировать у учащихся знания о формах рельефа, их различии по высоте, по форме.

Личностные УУД: 

- развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

- определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные УУД:

- определяют географическое положение равнин и гор;

- работают с текстом учебника и составляют схему (формы рельефа).

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, сотрудничество

Тип урока: практикум

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Техническое оборудование: атласы, учебник, ИКТ.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к деятельности

Учитель задаёт загадку:

Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам…(Гора)

Какие формы рельефа, кроме гор, встречаются на Земле? (Равнины)

Учащиеся отгадывают загадку и отвечают на вопрос.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

В результате его происходит образование гор и равнин?

В результате каких движений земной коры образуются формы рельефа?

Какие внешние процессы способствуют разрушению?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Горы и равнины образуются в результате взаимодействия внешних и внутренних сил Земли.

Формы рельефа образуются в результате горизонтальных и вертикальных движений, сопровождающихся смятием земной коры в складки, землетрясениями, вулканизмом, разломами.

Выветривание, деятельность воды, ветра, человека и т. д.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

3.Усвоение новых знаний

Что называется равниной? (это участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью)

Используя текст учебника (с. 81, рис. 55), определите, как различаются равнины по высоте.

(впадины – ниже уровня моря, низменности – от 0 до 200 м, возвышенности – от 200 до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

Как различаются равнины по форме? (с. 82)

(плоские, волнистые, холмистые, ступенчатые).

Используя карты атласа, приведите примеры.

Что называется горой? (это выпуклая форма земной поверхности с хорошо выраженной вершиной, подошвой и склонами).

Чем горы отличаются от равнин? (большими перепадами высот).

Используя рис. 57 (с. 85), определите, как различаются горы по высоте.

(низкие – до 1000 м, средневысотные – от 1000 до 2000 м, высокие – от 2000 до 5000 м, высочайшие – выше 5000 м).

Используя карты атласа, приведите примеры.

Низкие – Хибины, средневысотные – Уральские, Скандинавские,

высокие – Альпы, Кавказ, Кордильеры, высочайшие – Тибет, Гималаи, Анды.

Как вы думаете, где людям более удобно жить – на равнинах или в горах? Почему вы так считаете?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Записывают определения в тетрадь.

Оформляют классификацию гор и равнин в виде схемы.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Личностные: рассуждение

4.Практикум

Задание 1. На физической контурной карте России обозначьте: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказ.

Задание 2. Определите географическое положение Западно-Сибирской равнины по плану:

1.На каком материке находится равнина, в какой его части, в какой стране?

2.Как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей)?

3.Определите среднюю и максимальную абсолютные высот равнины.

4.Определите характер рельефа: плоский, холмистый, волнистый или ступенчатый.

5.Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?  

Учащиеся выполняют задания.

Коммуникативные:  

- формирование умения самостоятельно  выполнять задание.

Регулятивные: формулирование ответов, применяя полученные знания.

6.Рефлексия деятельности

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

7.Задание на дом

П. 24, 25,  задания 17, 18, 21, 22 на с. 38 - 40 («Мой тренажёр»)

Записывают домашнее задание и слушают рекомендации по его выполнению.

Задание 2.

1.Западно-Сибирская равнина находится на севере материка Евразия, в России.

2. Расположена  восточнее Уральских гор и Восточно-Европейской равнины, западнее Среднесибирского плоскогорья, северо-западнее Алтая, Западного и Восточного Саян, на севере омывается Карским морем Северного Ледовитого океана.

3.Средняя высота – 200 м, максимальная – 285 м.

4.Плоский рельеф

5.По равнине протекает река Обь с Иртышем. Города: Новосибирск, Омск, Томск.

Практическая работа

«Определение географического положения Западно-Сибирской равнины»

Задание 1. На физической контурной карте России обозначьте: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказ.

Задание 2. Определите географическое положение Западно-Сибирской равнины по плану:

1.На каком материке находится равнина, в какой его части, в какой стране?

2.Как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей)?

3.Определите среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.

4.Определите характер рельефа: плоский, холмистый, волнистый или ступенчатый.

5.Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?  

_________________________________________________________________________________________

Практическая работа

«Определение географического положения Западно-Сибирской равнины»

Задание 1. На физической контурной карте России обозначьте: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказ.

Задание 2. Определите географическое положение Западно-Сибирской равнины по плану:

1.На каком материке находится равнина, в какой его части, в какой стране?

2.Как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей)?

3.Определите среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.

4.Определите характер рельефа: плоский, холмистый, волнистый или ступенчатый.

5.Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?  

_________________________________________________________________________________________

Практическая работа

«Определение географического положения Западно-Сибирской равнины»

Задание 1. На физической контурной карте России обозначьте: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказ.

Задание 2. Определите географическое положение Западно-Сибирской равнины по плану:

1.На каком материке находится равнина, в какой его части, в какой стране?

2.Как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей)?

3.Определите среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.

4.Определите характер рельефа: плоский, холмистый, волнистый или ступенчатый.

5.Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?  

_________________________________________________________________________________________

Практическая работа

«Определение географического положения Западно-Сибирской равнины»

Задание 1. На физической контурной карте России обозначьте: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказ.

Задание 2. Определите географическое положение Западно-Сибирской равнины по плану:

1.На каком материке находится равнина, в какой его части, в какой стране?

2.Как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей)?

3.Определите среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.

4.Определите характер рельефа: плоский, холмистый, волнистый или ступенчатый.

5.Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...

Презентация "Рельеф Земли. Равнины"

Презентация для урока в 6 классе "Рельеф Земли. Равнины"...

Презентация к уроку по теме "Формирование рельефа Земли", география 7 класс.

Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Формирование рельефа Земли" содержит фотоматериалы для постановки проблемного вопроса к уроку, план работы учащихся на уроке, шаблон итогово...

Рельеф Земли. Равнины 5 класс. Технологическая карта

Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме" Рельеф Земли. Равнина"...

Рельеф Земли. Равнины 5 класс. Технологическая карта

Технологическая карта к уроку в 5 классе, по теме " Рельеф Земли. Равнины"...

Методическая разработка урока: "Рельеф Земли. Равнины."

Данная разработка урока направлена на  формирование  общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей...