Рельеф Земли. Равнины 5 класс. Технологическая карта
методическая разработка по географии (5 класс)
Технологическая карта к уроку в 5 классе, по теме " Рельеф Земли. Равнины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_zemli._ravniny_teh_karta.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда»
Предмет: география Класс: 5 Тема урока: Рельеф Земли. Равнины.
№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» - №5
Тип урока: урок «Открытие новых знаний»
Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа
Задачи урока: Планируемые результаты:
предметные для учителя:
- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;
- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.
Предметные для обучающихся:
представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;
знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;
сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования
создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности;
работать с физическими картами и атласом.
2. Метапредметные: - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
3. Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;
Психологическая цель урока:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,
Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факт
№ п/п | Дидакт струк ур | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап Проверка Д/З | Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку Здравствуйте, ребята! -Проверяем д/з ТЕСТ ( СЛАЙД 1) ( САМОПРОВЕРКА МЕНЯЮТСЯ ТЕТРАДЯМИ) -- СЛАЙД 2
| Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. |
2. | Определение проблемы урока | ( СЛАЙД 3) Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина. Ни яра, ни пади, Равнина на Север, Равнина на Юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность. Вокруг Земли крутые горы. С высот небес глядят на нас И равнинные просторы. Завораживают глаз. | Включение всех в деловой ритм. Чтение двух высказываний, предложенных учителем |
3. | Побуждающий диалоги | -Что вас удивило? -Правы ли они в своих суждениях? -Предложи свои доводы. | Обсуждение высказываний |
4 | Подводящий диалог: | Обратимся к высказываниям ученика и учителя -Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? -Что считает учитель? Какой возникает вопрос? ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли? Что относится к неровностям? ( овраги, горы, равнины…) Как одним словом это назвать? | Возможно, он живет на равнине. Не знает карту. На большей части Земли рельеф ровный. Поверхность Земли неровная.
|
5. | Вспоминаем то , что знаем Формулирование темы урока | Сформулируем тему урока. «Рельеф Земли» О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку Посмотри, какая даль Без конца и края, Речка тихая журчит, В камышах вздыхая. Ширь полей, размах степей – Знакомая картина. Только нет тебя милей, Прекрасная …(равнина) - СЛАЙД С НАЗВАНИЕМ ТЕМЫ 4 Итак, тема нашего урока «Рельеф Земли. Равнины.» (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ) | Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение. Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. |
6. | Формулирование плана-версий | Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить? ( -Что такое равнины? Как образуются горы и равнины? -Какие равнины есть на планете? -Как равнины делятся по высоте? По внешнему виду и т.д.) -И ТАК СФОРМУЛИРУЙТЕ -Цель УРОКА ( узнать больше о рельефе Земли) -А Задачи- (знать основные формы рельефа и распознавать их на карте) | Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний. Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель и задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте; сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником |
(САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? ) | Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность | ||
7 | Решение проблемы.«Открытие новых знаний»
1. | -А ТЕПЕРЬ Работаем в 3 группах: 1 группа: моделирование: -Я предлагаю вам изобразить в тетради как вы представляете равнину. Анализ карты полушарий: 2 группа: Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета вы увидите на карте , и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли. 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий (Поясните) -Что же такое рельеф Земли? ( ДЕТИ формулируют) -А теперь сравним с понятием в учебнике.( стр 80) Запишите определение в тетради | 1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности и обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный |
САМООЦЕНКА ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения |
2. | Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей. Подумайте -Какие силы Земли могли создать таких исполинов? -Какие факторы на это влияют? -Что является строителем? СЛАЙД 5 ( ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ)
ДЕТИ ДЕЛАЮТ ВЫВОД о рельефе -Прочитайте отрывок и скажите, о каких факторах и «разрушительных силах» идет речь? . СЛАЙД ТЕКСТА 6 « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал Владимир Афанасьевич. Обручев. геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения) (Если затрудняются ответить, подсказка.) Учитель; «Дует грозный и могучий, --Как этот процесс называется? Найдите в учебнике с 80. - Понятие выветривание запищите в тетрадь -Что относится к внешним и внутренним факторам? -Что происходит под воздействием внешних факторов? (равнины) -Внутренних факторов? (горы) Или Учитель; «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась! Меня, гранитную! Ты, право, стоишь смеха». Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.- Настойчивость -залог успеха. Составляем схему используем учебник на с. 80, и рис 54 | Внешние факторы - выравнивают неровности земной поверхности Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек Внутренние факторы - создают неровности земной поверхности Землетрясения Вулканизация Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. | |
3 | СЛАЙД 7 ( ОБРАЗОВАНИЕ РАВНИН СХЕМА Проанализировать Схемы образования равнин Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 (ВНИЗУ) и предложенной учителем схемы ЗАРИСОВКА В ТЕТРАДИ!!!!! | При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина. Вывод: Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние. |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения | ||
4. | -Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии СЛАЙД 8 ( ВИДЫ) Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали. 1.Что изображено на них? 2. Что общего между ними? 3. А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины? 4. Так что же такое равнина? | Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности. Сравнивают ровную и неровную поверхность. Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины (формы рельефа) (горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены) | |
Географический конструктор | -Попробуем сформулировать определение понятия по принципу ключевое слово + существенные признаки. Определение с.81. (учебник) Равнина – это обширные участки поверхности, с небольшим различием относительных высот не более 200м. ( В ТЕТРАДЬ) СЛАЙД 9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ | - это участок земной поверхности ровный – это форма рельефа холмистый - это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это обширные участки поверхности, с небольшим различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь). |
САМООЦЕНКА | Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ СЛАЙД 13 Выставление оценок | Сегодня на уроке:
| |
Домашнее задание | Изучить §24 Ответить на вопросы 2 – 5 Выполнить задания 1, 6, 7. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме"Литосфера и рельеф Земли" 7 класс
Данная работа может быть использована как для повторения изученного материала, так и для проверки знаний по данной теме....
Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.
Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....
Презентация "Рельеф Земли. Равнины"
Презентация для урока в 6 классе "Рельеф Земли. Равнины"...
Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс
Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...
Рельеф Земли. Равнины 5 класс. Технологическая карта
Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме" Рельеф Земли. Равнина"...
Методическая разработка урока: "Рельеф Земли. Равнины."
Данная разработка урока направлена на формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей...
Рельеф Земли, равнины, горы, 5 класс
Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии рельефа;- сформировать у учащихся знания о формах рельефа, их различии по высоте, по форме....