Методическая разработка урока: "Рельеф Земли. Равнины."
план-конспект урока по географии (5 класс)
Данная разработка урока направлена на формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа.
Урок построен на принципах системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_zemli.ravniny_pz_5_klass.doc | 160.5 КБ |
prilozhenie_k_uroku_ravniny.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда»
Вознесенская Елена Петровна, учитель географии Абанской СОШ №3
№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» - №5
Тип урока: урок «Открытие новых знаний»
Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа
Задачи урока: Планируемые результаты:
- предметные для учителя:
- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;
- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.
Предметные для обучающихся:
- представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;
- сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования
- создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности;
- работать с физическими картами и атласом.
- Метапредметные:
• уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
3. Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;
Психологическая цель урока:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,
Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, а также самостоятельно находить средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
№ п/п | Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Орг. момент | Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку: всем ли комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха Начинается урок, Точно вовремя и в срок. Сели правильно, красиво, чтоб на урок хватило силы работаем старательно, слушаем внимательно сегодня на уроке мы будем работать в группах, а итог своей работы вы будете оценивать в своей индивидуальной карточке. | Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. |
Определение проблемы урока | Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина Ни яра, ни пади, Равнина на Север, Равнина на Юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы С высот небес глядят на нас И равнинные просторы Завораживают глаз. | Включение всех в деловой ритм. Чтение двух высказываний, предложенных учителем | |
Побуждающий диалоги Подводящий диалог: | Что вас удивило в этих высказываниях? Правы ли они в своих суждениях? Предложи свои доводы. Обратимся к высказываниям ученика и учителя Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? Что считает учитель? Какой возникает вопрос? ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли? | Обсуждение высказываний Возможно, он живет на равнине. Не знает карту. На большей части Земли рельеф ровный. Поверхность Земли неровная. | |
Вспоминаем то, что знаем Формулирование темы урока | Что мы уже знаем о поверхности Земли ? Какие неровности Земли вам известны которые мы встречаем в повседневной жизни? Что такое холм? Что такое относительная высота? Что такое абсолютная высота? Какими способами изображают неровности поверхности на картах? Подвести к понятию «рельеф».) Учебник стр. 80 «Рельеф Земли. Равнины.» Сформулируем тему урока. «Поверхность Земли» или Рельеф земли . А можно ли весь рельеф изучить за один урок? | Ямы, холмы. Горы,равнины .карьеры……. Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение. . Отвечают на вопросы учителя. Запись темы в тетрадь | |
Формулирование цели | Построить диалог, подводящий учеников к формулированию цели урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Как устроена поверхность Земли? Можете ли вы правильно и полно ответить на этот вопрос в данный момент? Какова же цель нашей работы на уроке? Учитель: Что может помочь в изучении темы? ( 10 минут) | Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний. Определяют цель и задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте. | |
САМООЦЕНКА. Ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность | ||
2 | Решение проблемы.«Открытие новых знаний» | Работа в 3 группах: 1 группа: моделирование: Я предлагаю вам взять чистые листы бумаги, пластилин. Изобразите с их помощью поверхность Земли Анализ карты полушарий: Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте.
2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 метров по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните ( 5-7мин.) | 1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности ( Предполагается: один рисует на листе, другой смял лист бумаги в комок и расправил, третий лепит из пластилина) и обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | З Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения |
Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф изменялся под воздействием различных факторов. Подумайте, какие силы Земли могли участвовать в изменении рельефа? Какие факторы на это влияют? Что является строителем и разрушителем? Выполнять это задание вы будете самостоятельно работая с текстом учебника и рисунком 54. на стр.80 и составите кластер.
Какое новое понятие встретилось в тексте? Понятие выветривание (учебник стр. 80) (5-7 мин) | Заполняют схему. И делают вывод. Внешние факторы - выравнивают неровности земной поверхности Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек Внутренние факторы - создают неровности земной поверхности Землетрясения Вулканизация Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. Выв Выветривание –процесс разрушения горных пород внешними силами. |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка» - 3 этап: активность и правильность выполнения Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности. (горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены) | ||
Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии на слайде Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали. Так что же такое равнина? | |||
Географический конструктор | А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия по принципу ключевое слово + существенные признаки. Участки пологие земной поверхности обширные земной поверхности 200 метров относительных высот РАВНИНА - это (2-3 мин) | - это участок земной поверхности ровный – это форма рельефа холмистый - это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это слаборасчлененная часть земной поверхности, с различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь). |
Откройте атлас Используя физическую карту Мира, ответьте на вопрос: какая из этих форм рельефа ( горы или равнины) является преобладающей на Земле? 60 % - равнины Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Мы выясним выполнив следующее задание. | Равнины, так как занимают большую площадь суши. ВЫВОД: Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению. | ||
Предлагаю вам совершить ещё одно путешествие по карте по заданным координатам определить о каких равнинах идет речь? 1. 54 ° с.ш. 37 ° в.д.
4. 66 ° с.ш 100 ° в.д. Определить высоту равнин по шкале высот Проверьте правильность выполненного задания по учебнику стр. 81 рис 55 фрагменты карт Какая равнина самая высокая? Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе) – (7-10 мин) |
(Среднесибирское плоскогорье) (Плоская гора) | ||
Все равнины имеют уклон. Как можно определить уклон равнины. Определите уклон
| Вывод: уклон можно определить по направлению течения рек. | ||
Если успеваю по времени: Какая форма рельефа наиболее заселённая: равнины или горы. Почему ? На какой равнине живем мы с вами? | Вывод: равнина. Удобно. Земледелие. Менее опасно для жизни. Исторически сложилось. |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 4 этап |
Закрепление | «Так какое же решение проблемы мы получили?» КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ?
| Поверхность Земли неровная. Различают самые разные формы рельефа | |
САМООЦЕНКА | Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ | ||
Рефлексия | |||
Домашнее задание | Тест учебник стр. 83 рубрика «Шаг за шагом» |
Таблица самооценки
этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | итого |
Определение проблемы, темы и цели урока | Путешествие по карте - равнина | Внешние и внутренние факторы | Виды равнин | Закрепление знаний | ||
Активно | ||||||
Неактивно | ||||||
Правильно | ||||||
Неправильно | ||||||
С ошибками | ||||||
С подсказкой учителя | ||||||
С подсказкой ученика | ||||||
Твоя отметка |
Составить схему «Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81 и текст учебника. Схему составить с примерами. Виды равнин по высоте |
Составить схему «Виды равнин по характеру рельефа», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке. Виды равнин по характеру рельефа 1. Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали |
6.«Оцени себя» - оцените свою работу на уроке – заполните таблицу.
№ | Вид работы | Твоя оценка | Оценка учителя |
1 | «Собираем багаж» - проверка домашнего задания | ||
2 | «Отправляемся в путь»-работа на уроке – заполнение схем и таблицы | ||
3 | Ответы на уроке | ||
4 | «Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний | ||
5 | Итоговая оценка за урок |
Тебе понравился урок?
Выбери своё настроение (слайд 7)
Приложение 1
Таблица самооценки
этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | Итого |
Определение проблемы, темы и цели урока | Путешествие по карте - равнина | Внешние и внутренние факторы | Виды равнин | Закрепление знаний | ||
Активно | ||||||
Неактивно | ||||||
Правильно | ||||||
Неправильно | ||||||
С ошибками | ||||||
С подсказкой учителя | ||||||
С подсказкой ученика | ||||||
Твоя отметка |
Составить схему «Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81 и текст учебника. Схему составить с примерами. Виды равнин по высоте |
Составить схему «Виды равнин по характеру рельефа», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке. Виды равнин по характеру рельефа 1. Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали |
6.«Оцени себя» - оцените свою работу на уроке – заполните таблицу.
№ | Вид работы | Твоя оценка | Оценка учителя |
1 | «Отправляемся в путь»-работа на уроке – заполнение схем и таблицы | ||
2 | Ответы на уроке | ||
3 | «Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний | ||
4 | Итоговая оценка за урок |
Тебе понравился урок?
Выбери своё настроение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание! Проблемный вопрос! Как устроена поверхность Земли?
Тема урока: Рельеф Земли. Равнины. География 5 класс
Цели и задачи урока З нать основные формы рельефа и распознавать их на карте; Сформулировать и усвоить понятие «равнина »; Выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте; Р аботать с физическими картами и атласом.
САМООЦЕНКА Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно? Отметьте в таблице «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность
Значение термина «рельеф» Рельеф — [фр. relief выпуклость] совокупность всех форм земной поверхности для каждого конкретного участка и Земли в целом. Образуется в результате взаимного воздействия на земную кору эндогенных и экзогенных (внутренних и внешних) процессов . Геологическая энциклопедия
Рельеф- совокупность форм поверхности Земли Крупнейшие формы рельефа горы Впадины океанов Выступы материков Основные формы рельефа на дне океанов Основные формы рельефа на суше равнины Котловины Подводные хребты Влияние внешних и внутренних сил
Работа в группах: 1 группа : Геологи (моделирование рельефа Земли при помощи бумаги, пластилина) При помощи карты полушарий изобразите поверхность Земли. 2 группа: Космонавты. «Совершите полёт» вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли. 3 группа: Пилоты. Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 метров по параллели 30°северной широты? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните.
САМООЦЕНКА Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно? Отметьте в таблице «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения
Внимание, Вопрос! Какие силы Земли могли участвовать в изменении рельефа ? Какие силы Земли являются «строителями» и «разрушителями»?
Задание №1 В тексте учебника на странице 80 определите факторы формирования рельефа. Какое новое понятие встретилось в тексте ? Дайте определение новому термину.
Выветривание Выветривание – процесс разрушения и изменения горных пород под воздействием внешних факторов (температуры , влажности, химических преобразований, жизнедеятельности организмов)
САМООЦЕНКА Б ыли ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно? Заполнение таблицы «Самооценка» - 3 этап: активность и правильность выполнения
Задание №2 : Объедините фотографии в две группы и обоснуйте свой выбор.
Основные формы рельефа суши РАВНИНЫ ГОРЫ
Составим определение термина «РАВНИНЫ» ключевое слово+ существенные признаки 200 метров, участки, примерно, земной поверхности, обширные, пологие, относительных высот, с колебаниями РАВНИНЫ – это…
Равнины – это обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них примерно 200 метров Запишите определение в тетрадь
Причерноморская низменность Амазонская низменность Равнины
Работа с атласом Используя физическую карту мира , ответьте на вопрос: Какая из форм рельефа (горы или равнины) является преобладающей на Земле ?
Задание №3: определите виды равнин по высоте Стр. 81, текст учебника, составить схему с примерами Виды равнин по высоте
Проверка: виды равнин по высоте Возвышенность – равнина высотой от 200 до 500м Плоскогорье – равнина высотой более 500 м Равнина – форма рельефа, имеющая высоту до 200 м Низменность – равнина, расположенная ниже уровня моря
Задание №4 определите виды равнин по характеру рельефа Стр. 82, текст учебника, составить схему с примерами. Виды равнин по характеру рельефа
Проверка Виды равнин по характеру рельефа Плоские Холмистые
САМООЦЕНКА ЗАДАНИЙ - Виды р авнин по высоте - Виды равнин по характеру рельефа Были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно? Отметьте в таблице «Самооценка»- 4 этап: активность и правильность
Задание №5 Путешествие по географической карте По заданным координатам определите о каких равнинах идёт речь ? 54 ° с.ш . 37 ° в.д . 60 ° с.ш . 80 ° в.д . 47 ° с.ш . 50 ° в.д . 66 ° с.ш . 100 ° в.д
Проверка Проверьте правильность выполненного задания по учебнику стр . 81 рисунок 55, фрагменты карт: Среднерусская возвышенность Западно-Сибирская равнина Прикаспийская низменность Среднесибирское плоскогорье
САМООЦЕНКА Б ыли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку одноклассника, учителя или справились самостоятельно? Заполнение таблицы «Самооценка»- 5 этап
Как люди живут на равнинах? На территории Восточно-Европейской равнины ( 1/3 часть территории) Проживает 4/5 населения страны
Выводы КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ? Закончите предложение : рельеф – это … Какие формы рельефа преобладают на земной поверхности? Назовите виды равнин по высоте Назовите виды равнин по характеру рельефа.
Домашнее задание § 24 Ответить на вопросы 2 – 5 (устно). Выполнить задание №1 на контурной карте . На дополнительную оценку (по желанию)- Задание №7
Задание № 6 Найдите на карте крупнейшие равнины мира : Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина Прикаспийская низменность Индо - Гангская низменность Амазонская низменность Среднесибирское плоскогорье Плоскогорье Декан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Рельеф суши. Горы"
Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....
методическая разработка, посвященная Дню Земли
Технологическая карта урока 2. Учреждение: ГБОУ гимназия № 49 Приморского района, Санкт- ПетербургаАвтор: учитель: Барышева Надежда Григорьевна, Сухарева Ольга Вячеславовна. Название урокаДе...
Методическая разработка классного часа «Земля – слезинка на щеке Вселенной»
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание взаимодействовать с природой Задачи: - воспитать у детей стремление к познанию экологических знаний и личному участию в пр...
план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс
план- конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...
Методическая разработка экологического праздника "Земля - наш дом"
Цель: создание условий для воспитания у детей положительного отношения к красоте окружающего мира.Довести до сознания детей понятие Родина, Земля, дом..Задачи:Воспитывающие: воспитывать чувство дружбы...
Методическая разработка экологической игры: "Земля-наш общий дом"
Экологическая игра для детей младшего школьного возраста...
Методическая разработка урока "Движения Земли"
План проведения урока предполагает формирование и развитие творческих способностей учащихся; формирование умения отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; осознание ценности п...