МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА
методическая разработка по географии (5 класс)
Предмет - География
Учитель – Зырянов Андрей Владимирович
Тема урока - Географические координаты
Класс - 5
Цель урока - формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Задачи:
- образовательная: научить определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.
- развивающая: продолжить работу по формированию умения работать в парах, группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект.
- воспитывающая: воспитывать культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnaya_karta_uroka_gegrafii_.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА
Предмет - География
Учитель – Зырянов Андрей Владимирович
Тема урока - Географические координаты
Класс - 5
Цель урока - формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Задачи:
- образовательная: научить определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.
- развивающая: продолжить работу по формированию умения работать в парах, группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект.
- воспитывающая: воспитывать культуру общения.
Этап урока | Название пед. технологии | Название приема | Описание приема | Применение приема | Как сформировать УУД | Что делает учитель и ученики на уроке | Чему ученики научатся | ||||
УУД | Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД | учитель | ученик | ||||||||
| Технология проблемного обучения | Эпиграф к уроку | Эпиграф к уроку. Пословицы поговорки. | - Грамоте учится – всегда пригодиться. - Красна птица пеньем, а человек – ученьем. - Делу время, потехе час и т.д. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному зимнему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбки начнем наш урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Культуре поведения | ||
| Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения | Магический квадрат | Найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение. | На квадрате зашифрованы понятия: параллели, меридианы, градусная сетка, координаты точек. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания | Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие по природным уникумам России, по следующему маршруту: маршрут виртуального путешествия. 1 пункт - 62º с. ш., 32º в. д. 2 пункт - 56º с. ш., 33º в. д. 3 пункт - 54º с. ш., 108º в. д. 4 пункт - 54º с. ш., 160º в. д. 5 пункт - 45º с. ш., 150º в. д. Я вижу на ваших лицах непонимание. Чтобы понять маршрут путешествия нужно расшифровать, то есть определить объекты по географическим координатам. Кто может определить объекты по географическим координатам? Почему у вас возникло затруднение? Назовите тему урока? Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? | Предполагаемые варианты ответов: - не умеем определять объекты по географическим координатам; - не знаем, что такое географические координаты; - называют тему урока; - формулируют цели урока. | Овладению рациональными приемами учения и самообразованию | ||
3. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин) | Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения | Логические поисковые задания | Существует очень много видов этих заданий, исходя из темы урока можно предложить уч-ся определить координаты точек предложенного маршрута по карте. | Учащиеся определяют координаты точек и соединяют из на карте. Тем самым получая маршрут путешествия. | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства | Планирование обучающимися способов достижения цели (учитель помогает, советует) | 1. Покажите на глобусе и карте полушарий меридианы и параллели? Что они образуют? Что такое градусная сетка? Какова роль градусной сетки? 2. Работа в парах: Пары одного ряда исследуют географическую широту, пары второго ряда – географическую долготу. 3. Разбивает класс на группы, организует работу в группах, оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы. Работа в группах: 1 группа – алгоритм нахождения географической широты 2 группа - алгоритм нахождения географической долготы Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы, сопровождает ответы, дополнительной информацией. | 1. Показывают меридианы и параллели. Предполагаемые ответы: сетку. Формулируют определение, сверяют с учебником, оценивают себя. Высказывают предположение, определяют цель последующей работы. (маршрутный лист – задание 1) 2. Маршрутный лист задания 2 и 3. Представители пары сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы. Фиксируют в рабочей тетради свое "открытие". Оценивают работудруг друга в паре. 3. Маршрутный лист задание 4. Составляют план действий – алгоритм, Сверяют с образцом, представители группы сообщают о результатах поисковой работы, оценивают работу друг друга в группе. Принимают участие в диалоге с учителем | Восприятие, осознание, первичного обобщение и систематизация новых знаний, усвоение учащимися способов, путей, средств | ||
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин) | Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения | Блиц-контроль | Контроль проводиться в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. | Каждой группе задаются вопросы из маршрутного листа, учащиеся быстро дают ответы. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель консультирует | Работа в группах: 1 группа – определяют географическую широту объектов 2 группа – определяют географическую долготу Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу. Сформулируйте вывод: что такое географические координаты? | Маршрутный лист задание 5. Результаты заносят в таблицу, сообщают о результатах работы, оценивают свою работу. Записывают формулу, формулируют вывод. | Устанавливать связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | ||
5. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин) | Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения | Лови ошибку | 1) Объясняя (проверяя) материал, учитель допускает ошибку 2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками. (Ошибки можно брать из работ учащихся) | Во время подведения итогов, учитель сознательно допускает ошибку в координатах заданных точек. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учитель консультирует | - Определите самостоятельно, используя атлас, географические координаты 1 объекта по карте полушарий и 2 объектов по карте России. - Определим маршрут нашего виртуального путешествия | Самостоятельная работа. Результаты заносят в таблицу, проверяют. Работают фронтально. Результаты заносят в таблицу, проверяют. | Закреплять знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | ||
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) | Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения | Познавательные: определение основной и второстепенной информации Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Объясняет домашнее задание § 19 - «3» § 19 стр. 51 вопрос 3 – «4» § 19, стр. 51 географическое исследование – «5» | Записывают домашнее задание | Культуре письма | |||||
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин) | Игровые технологии, | «Игра в мяч» | Учитель поочередно бросает мягкий мяч учащимся, задавая короткие вопросы из пройденной темы. | Учащиеся быстро отвечают на вопросы учителя, ответил – бросил мяч обратно учителю. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации | Проводится рефлексия | На уроке я работал: активно, пассивно. Своей работой на уроке
Урок для меня показался
За урок я
Материал урока мне был
Я ставлю себе за работу на уроке
Мое настроение сейчас… Подводит итоги урока. | Демонстрируют знания. Высказывают свои предположения, применяя полученные знания. Оценивают свою работу на уроке. | Анализировать, давать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
Приложение 1
Алгоритм определения географической широты
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.
4. Если объект расположен между параллелями, следует:
а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.
Алгоритм определения географической долготы.
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.
4. Если объект располагается между меридианами, следует:
а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.
Приложение 2
Название географического объекта | Географическая широта | Географическая долгота |
Вашингтон | ||
Лондон | ||
Москва | ||
Бразилиа | ||
Кейптаун | ||
Якутск |
Вывод: Географическая …. . …+ географическая … …….= географические ….
Широта – ….. ная и ..ная, от 0° до ..°
Долгота – ….. ная и …… ная, от 0 до …°
Приложение 3
Название географического объекта | Географическая широта | Географическая долгота |
Сидней | ||
Кострома | ||
Екатеринбург |
Приложение 4
маршрут виртуального путешествия
Географические координаты | Название географического объекта |
62º с. ш., 32º в. д. | |
56º . ш., 33º в. д. | |
54º с. ш., 108º в. д. | |
54º с. ш., 160º в. д. | |
45º с. ш., 150º в. д. |
Приложение 5
На уроке я работал:
активно
пассивно.
Своей работой на уроке
- я доволен
- не доволен
Урок для меня показался
- коротким
- длинным
За урок я
- не устал
- устал
Материал урока мне был
- понятен
- не понятен,
- полезен
- бесполезен,
- интересен
- скучен
Я ставлю себе за работу на уроке
- 3
- 4
- 5
Мое настроение сейчас
Маршрутный лист урока
Тема урока: _______________________________________________________________________________
Цели урока:
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
Задания | Инструкция | Оценка |
Задание 1.
| Учебник: С. 50 – пункт Градусная сетка | |
Задание 2.
| Учебник: С. 50 – пункт Географическая широта | |
Задание 3.
| Учебник: С. 51 – пункт Географическая долгота | |
Задание 4. Составить алгоритм определения: 1 группа - географической широты 2 группа - географической долготы | Учебник: С. 50 – рубрика «Геофокус» Приложение 1. | |
Задание 5 Определить: 1 группа - географическую широту 2 группа - географическую долготу | Учебник: С. 51 рис. 2.32 - а С. 51 рис. 2.32 - б Электронное приложение к учебнику Результаты занести в таблицу – приложение 2. | |
Задание 6.
- Сидней - Кострома - Екатеринбург | Атлас – с. 6 -7 Результаты занести в таблицу – приложение 3 | |
Задание 6. Определить маршрут виртуального путешествия | Атлас – с. 10-11 Результаты занести в таблицу – приложение 4 | |
Рефлексия | Приложение 5 |
Проверьте выполненное задание по обобщенным критериям оценивания.
Обобщенные критерии:
1. Проблематика занятия определена с учетом метапредметности и межпредметности, отражает взаимосвязь учебных дисциплин (наук), обусловленную общими объектами и общими методами научного познания.
2. Структурные элементы занятия отражают логику системно-деятельностного подхода, предполагают развитие познавательной, коммуникативной, регулятивной деятельности обучающихся на каждом этапе.
3. Формулировка цели занятия специфична (отражает специфику предмета, метапредметных, межпредметных, межнаучных связей), конкретна (ориентирована на прогнозируемый результат), реалистична (соответствует реальным возрастным, ресурсным, организационным возможностям), диагностична (предполагает оценку ее достижения по заданным критериям). Задачи сформулированы в логике последовательного достижения поставленной цели, отражают необходимые действия обучающихся на каждом этапе занятия.
4. План учебного занятия отражает структуру, деятельность педагога и обучающегося на каждом этапе.
5. В метапредметной карте:
– отражена деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе в соответствии с требованиями ФГОС, системно-деятельностного подхода;
– использованы ключевые понятия, знания, символы, компетенции, смежные для нескольких научных дисциплин;
– предусмотрены разные формы организации деятельности обучающегося на занятии (в том числе индивидуальная, групповая);
– запланирована обратная связь на каждом этапе занятия;
– обеспечивается возможность самоконтроля, самооценки обучающегося на каждом этапе, предусмотрена возможность корректирующих действий.
6. При планировании учебного занятия определены ресурсные возможности и способы привлечения и использования дополнительных ресурсов, необходимых для планирования и проведения учебного метапредметного занятия (в том числе в формате сетевого взаимодействия, использования оборудования детских технопарков «Кванториум», центров «Точка роста» и «IT-Куб»; социокультурных объектов и пр.).
7. Прогнозируемые результаты ориентированы на формирование способов деятельности обучающегося, в формулировках отражены специфические особенности группы (предметные, метапредметные, личностные); определен приоритетный результат образовательной деятельности обучающихся.
8. Запланирована рефлексивная деятельность обучающихся и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметность на уроке математики и во внеурочное время
ПЛАН.1. Введение. 2. Сущность метапредметности. 3. Реализация метопредметности на уроке и результаты.1) Создание метапредметных проблемных ситуаций.2) Метопредметность как способы работы с информ...
Метапредметный интегрированный урок "Родина. Патриотизм"
Урок метапредметный, интегрированный для учащихся 6 классов. Предметы для интеграции: история, обществознание и литература. Задачи урока: воспитательная – формирование развитой, социал...
Принцип метапредметности на уроке русского языка
Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.АЧто общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?...
Метапредметный конспект урока "Межкультурное общение"
Данный урок можно проводить совместно с психологом школы. Цель урока направлена на толерантное отношение учащихся к жителям изучаемого языка, сравнение характеров двух народов, повторение известных по...
Использование принципа метапредметности на уроках
В статье даны приёиы работы с информацией на уроках английского языка...
Методические основы применения метапредметности на уроках истории и обществознания.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодн...
Метапредметные знания и функциональная грамотность как новый ориентир развития образования в современном мире. Технологическая карта урока английского языка по теме «Мой микрорайон» («My Neighbourhood»)
В методической разработке на примере урока английского языка по теме: «Мой микрорайон» из УМК «Spotlight» (6 класс) показывается использование технологии развитие критиче...